Предисловие.......................................................................3 Введение. Перемены парадигм.............................................................7 1. Первая парадигма: имперская (Возможна ли история музыки у чувашей?)....................7 2. Вторая парадигма: советская (История музыки начинается с 1917 года).........................9 2.1. Подчинение идеологии 2.2. Новая мифология 3. Третья парадигма: Попытка понять историю как таковую............................... 15 3.1. Видовые подразделения искусства звуков 3.2. Вопросы периодизации Часть 1. Устная музыкальная культура от древности до современности..........................21 Очерк первый: О музыке мифологических времен....................................................25 1. Глубина народной памяти..........................................25 2. Дар природы, дар богов................................................30 2.1. Музыка в зеркале мифа................................................30 2.2. Песня в зеркале фольклора......................................................31 3. Архаика в чувашской музыке.........................................................33 3.1. Проявления стадиально ранней архаики: особые формы интонирования............33 3.2. Проявления стадиально ранней архаики: мифологическая сюжетика..................33 3.3. Проявления стадиально поздней высокоразвитой архаики....................................33 Очерк второй: Чувашская музыка в зеркале параллелей (до IXв. н.э.)....................47 1. Жанровая система и инструментарий.....................................48 2. Пентатонная ладовая система.....................................................50 3. Квантитативная ритмика.........................................................56 4. Афористическая сюжетика.............................................................63 5. «Осколок» древних культурных традиций...................................................................69 Очерк третий: Формирование устной чувашской музыкальной культуры в Поволжье до XVI в....................................................................72 1. Социально-исторический контекст и динамика развития чувашской музыки в начале волжского периода ее истории..............................................72 1.1. Данные письменных источников....................................................72 1.2. Адаптация к новым условиям......................................................72 1.3. «Немые» столетия...................................................72 2. Образцы видов песен, сформировавшихся во втором периоде..............................81 2.1. Из песен календарной приуроченности: манкун юррисем.....................................81 2.2. Из песен календарной приуроченности: весенние хороводные.............................81 2.3. Из песен семейно-обрядовой приуроченности: причитания.................................81 3. Основные черты традиционного стиля чувашской устной музыки........................95 3.1. Л адомелодические особенности 3.2. Ритмика 3.3. Композиционные формы 3.4. Музыкальные диалекты Очерк четвертый: Российский период истории устной музыки чувашей.............108 1. Новые факторы развития чувашской культуры.................................................. 108 1.1. Историчес кий контекст 1.2. Процессы в музыкальном искусстве 2. Новации в музыкальной культуре традиционного стиля.................................... 117 2.1. Рождение новых жанров 2.2. Новации в жанровой терминологии: весенние праздники 2.3. Стилевые новации в закамско-приуральском уяв'е 2.4. Новый музыкальный субдиалект: средневолжский 3. Музыка нового стиля.................................................... 137 4. Устное наследие в XX столетии......................................................................... 143 4.1. Аутентичные формы устной культуры в XX столетии
4.2. Вторичное фольклорное исполнительство
Часть 2. Начало новой истории чувашской музыки............................ 151
Очерк пятый: Предыстория профессиональных форм чувашского музыкального искусства....................................................................... 156
1. О профессионализме устного типа.................................................................... 156
1.1. О формах профессионализма на ранних этапах истории
1.2. «Простонародные формы» устного профессионализма
2. Предпосылки появления профессионализма письменного типа......................... 164
2.1. Распространение музыкальной грамотности. Новации в музыкальном быту края
2.2. Объем музыкальных знаний учителя чувашской школы
2.3. Музыкальная этнография и фольклористика
3. Научно-теоретические представления о чувашской музыке в конце XIX столетия............... 184
3.1. Проблема чувашской ритмики
3.2. К проблеме ладового строения чувашских мелодий
3.3. Особенности сюжетосложения
3.4. Сведения о музыкальных инструментах и инструментальной музыке
4. Чувашская музыка в первом этнографическом концерте.................................... 191
Очерк шестой: «Чувашские преобразования» И.Я. Яковлева и история музыки... 199
1. «Инородческий» вопрос и проблема развития национальных культур в эпоху И.Я.Яковлева.........................................................200
1.1. Проблема национальной культуры и искусства в России второй половины XIXв.
1.2. Чувашский этнос накануне эпохи Яковлева: стадия культурной «самоизоляции»
1.3. «Инородцы» Поволжья и российское народоведение в эпоху Яковлева
2. Динамика развития музыкального исполнительства в стенах яковлевской школы.... 207
2.1. Церковное пение как средство религиозного воспитания
2.2. Церковное пение как исполнительское искусство
2.3. Светская музыка в яковлевской школе
3. На пути к национальному репертуару: зарождение композиторского творчества.... 219
3.1. Музыкально-фольклористическая работа в яковлевской школе
3.2. Исполнение фольклорных произведений в школе
3.3. Композиторские опыты чувашских учителей
3.4. Первые опыты учеников
Очерк седьмой: Переход к новой эпохе...................................................................233
1. «Пропаганда социализма посредством песни»........................................234
2. Национальное музыкальное движение.................................................237
2.1. Концерты в Симбирске
2.2. Чувашская музыка в Казани
2.3. Акулевская труппа (хор Павлова)
2.4. Первый чувашский концерт в Чебоксарах
2.5. Сообщения из других мест
3. Сборники обработок чувашских народных песен 1918—1919гг.
и их историческое значение.................................................248
3.1. Образный строй ранних обработок (Павлов)
3.2. Образный строй ранних обработок (Максимов)
3.3. Приемы работы с фольклорным текстом
4. Первое оригинальное сочинение и его судьба.......................260
4.1. Обстоятельства возникновения
4.2. Художественная структура
4.3. Судьба первого оригинального сочинения чувашской музыки
Самодвижение культуры.......................................................268
Источники и литература.................................................................269
Указатель имен...............................................................279
Предметно-тематический указатель................................................................283
Список иллюстраций.............................................................................285
|