URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кондратьев М.Г. Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма Обложка Кондратьев М.Г. Чувашская музыка: от мифологических времен до становления современного профессионализма
Id: 113428
Предварительный заказ!  1499 р.

Чувашская музыка:
от мифологических времен до становления современного профессионализма

2007. 288 с. ISBN 978-5-9292-0168-4.
  • Твердый переплет

Аннотация

Предлагаемая монография - первое исследование истории музыкального искусства чувашского народа от древности до становления современного композиторского искусства. (Подробнее)


Оглавление
top

Предисловие.......................................................................3

Введение. Перемены парадигм.............................................................7

1. Первая парадигма: имперская (Возможна ли история музыки у чувашей?)....................7

2. Вторая парадигма: советская (История музыки начинается с 1917 года).........................9

2.1. Подчинение идеологии

2.2. Новая мифология

3. Третья парадигма: Попытка понять историю как таковую............................... 15

3.1. Видовые подразделения искусства звуков

3.2. Вопросы периодизации

Часть 1. Устная музыкальная культура от древности до современности..........................21

Очерк первый: О музыке мифологических времен....................................................25

1. Глубина народной памяти..........................................25

2. Дар природы, дар богов................................................30

2.1. Музыка в зеркале мифа................................................30

2.2. Песня в зеркале фольклора......................................................31

3. Архаика в чувашской музыке.........................................................33

3.1. Проявления стадиально ранней архаики: особые формы интонирования............33

3.2. Проявления стадиально ранней архаики: мифологическая сюжетика..................33

3.3. Проявления стадиально поздней высокоразвитой архаики....................................33

Очерк второй: Чувашская музыка в зеркале параллелей (до IXв. н.э.)....................47

1. Жанровая система и инструментарий.....................................48

2. Пентатонная ладовая система.....................................................50

3. Квантитативная ритмика.........................................................56

4. Афористическая сюжетика.............................................................63

5. «Осколок» древних культурных традиций...................................................................69

Очерк третий: Формирование устной чувашской музыкальной культуры

в Поволжье до XVI в....................................................................72

1. Социально-исторический контекст и динамика развития чувашской музыки

в начале волжского периода ее истории..............................................72

1.1. Данные письменных источников....................................................72

1.2. Адаптация к новым условиям......................................................72

1.3. «Немые» столетия...................................................72

2. Образцы видов песен, сформировавшихся во втором периоде..............................81

2.1. Из песен календарной приуроченности: манкун юррисем.....................................81

2.2. Из песен календарной приуроченности: весенние хороводные.............................81

2.3. Из песен семейно-обрядовой приуроченности: причитания.................................81

3. Основные черты традиционного стиля чувашской устной музыки........................95

3.1. Л адомелодические особенности

3.2. Ритмика

3.3. Композиционные формы

3.4. Музыкальные диалекты

Очерк четвертый: Российский период истории устной музыки чувашей.............108

1. Новые факторы развития чувашской культуры.................................................. 108

1.1. Историчес кий контекст

1.2. Процессы в музыкальном искусстве

2. Новации в музыкальной культуре традиционного стиля.................................... 117

2.1. Рождение новых жанров

2.2. Новации в жанровой терминологии: весенние праздники

2.3. Стилевые новации в закамско-приуральском уяв'е

2.4. Новый музыкальный субдиалект: средневолжский

3. Музыка нового стиля.................................................... 137

4. Устное наследие в XX столетии......................................................................... 143

4.1. Аутентичные формы устной культуры в XX столетии

4.2. Вторичное фольклорное исполнительство

Часть 2. Начало новой истории чувашской музыки............................ 151

Очерк пятый: Предыстория профессиональных форм чувашского музыкального искусства....................................................................... 156

1. О профессионализме устного типа.................................................................... 156

1.1. О формах профессионализма на ранних этапах истории

1.2. «Простонародные формы» устного профессионализма

2. Предпосылки появления профессионализма письменного типа......................... 164

2.1. Распространение музыкальной грамотности. Новации в музыкальном быту края

2.2. Объем музыкальных знаний учителя чувашской школы

2.3. Музыкальная этнография и фольклористика

3. Научно-теоретические представления о чувашской музыке в конце XIX столетия............... 184

3.1. Проблема чувашской ритмики

3.2. К проблеме ладового строения чувашских мелодий

3.3. Особенности сюжетосложения

3.4. Сведения о музыкальных инструментах и инструментальной музыке

4. Чувашская музыка в первом этнографическом концерте.................................... 191

Очерк шестой: «Чувашские преобразования» И.Я. Яковлева и история музыки... 199

1. «Инородческий» вопрос и проблема развития национальных культур в эпоху И.Я.Яковлева.........................................................200

1.1. Проблема национальной культуры и искусства в России второй половины XIXв.

1.2. Чувашский этнос накануне эпохи Яковлева: стадия культурной «самоизоляции»

1.3. «Инородцы» Поволжья и российское народоведение в эпоху Яковлева

2. Динамика развития музыкального исполнительства в стенах яковлевской школы.... 207

2.1. Церковное пение как средство религиозного воспитания

2.2. Церковное пение как исполнительское искусство

2.3. Светская музыка в яковлевской школе

3. На пути к национальному репертуару: зарождение композиторского творчества.... 219

3.1. Музыкально-фольклористическая работа в яковлевской школе

3.2. Исполнение фольклорных произведений в школе

3.3. Композиторские опыты чувашских учителей

3.4. Первые опыты учеников

Очерк седьмой: Переход к новой эпохе...................................................................233

1. «Пропаганда социализма посредством песни»........................................234

2. Национальное музыкальное движение.................................................237

2.1. Концерты в Симбирске

2.2. Чувашская музыка в Казани

2.3. Акулевская труппа (хор Павлова)

2.4. Первый чувашский концерт в Чебоксарах

2.5. Сообщения из других мест

3. Сборники обработок чувашских народных песен 1918—1919гг.

и их историческое значение.................................................248

3.1. Образный строй ранних обработок (Павлов)

3.2. Образный строй ранних обработок (Максимов)

3.3. Приемы работы с фольклорным текстом

4. Первое оригинальное сочинение и его судьба.......................260

4.1. Обстоятельства возникновения

4.2. Художественная структура

4.3. Судьба первого оригинального сочинения чувашской музыки

Самодвижение культуры.......................................................268

Источники и литература.................................................................269

Указатель имен...............................................................279

Предметно-тематический указатель................................................................283

Список иллюстраций.............................................................................285