URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: Специфика идентичности Обложка Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: Специфика идентичности
Id: 113287
Предварительный заказ! 

Подростковая субкультура:
Специфика идентичности

URSS. 2010. 160 с. ISBN 978-5-396-00198-5. Букинист. Состояние: 5-.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящей монографии рассматриваются особенности идентичности в подростковой субкультуре. Автор обосновывает идею о том, что подростковая субкультура, несмотря на то что она имеет некоторую замкнутость и ограниченность, является одним из механизмов социокультурных инноваций, а также важным фактором обновления современного общества. По этой причине вопросы становления идентичности в подростковом возрасте требуют пристального внимания... (Подробнее)


ОГЛАВЛЕНИЕ
top
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования идентичности в подростковой субкультуре
 1.1.Особенности формирования подростковой субкультуры
 1.2.Понятие идентичности и особенности её становления в подростковой субкультуре
Глава 2. Основные виды подростковой идентичности (на примере культуры бурят)
 2.1.Этнокультурная идентичность
 2.2.Гендерная идентичность
 2.3.Возрастная идентичность
Глава 3. Проблемы формирования позитивной идентичности у современных подростков
 3.1.Влияние современной бурятской культуры на формирование подростковой субкультуры
 3.2.Проектная модель деятельности социальных институтов по развитию позитивной идентичности в подростковой субкультуре
Заключение
Библиография

Введение
top

В условиях социально-политических проблем новейшей истории России: ожесточенной политической борьбы различных политических и экономических группировок и партий за молодежь и возможности безграничного воздействия на нее – история подростково-молодежного движения, их инициатива становятся предметом пристального интереса исследователей как один из важнейших факторов развития современного общества.

Российское подростково-молодежное общественное движение пережило в 90-х годах ХХ столетия кардинальную ломку: изменилось отношение к его инициативам со стороны государства. Фактическая ликвидация и самоликвидация на государственном уровне крупнейших организаций в начале 90-х годов впоследствии сменились попытками воссоздать прежние государственные организации детей, подростков и молодежи.

Практика свидетельствует о том, что в результате децентрализации государственного управления большая часть функций государства по поддержке и развитию подростковых общественных организаций как основного источника инициатив подрастающего поколения реализуется на уровне местных (региональных, муниципальных) органов власти и территориальных сообществ. Их совместными усилиями созданы местные системы инициирования социальных начинаний подростков и молодежи, открыты советы и центры общественных организаций и поддержки социальных творческих инициатив. В деятельности данных структур доминирует подход, учитывающий только организацию в качестве субъекта отношений с властью, отсутствуют механизмы реализации персональной инициативы молодого человека, крайне слабо определены критерии и условия поддержки подростковых субкультур, распространен патерналистский подход в оказании самой поддержки.

Представления о роли подростковой субкультуры в современной культуре противоречивы. Это связано с отсутствием постановки вопроса о теоретических основаниях подростковой субкультуры и с тем, что в этнографических, антропологических, социально-философских, психолого-педагогических трудах получили освещение лишь отдельные аспекты данного феномена. Современное изучение вопроса актуализирует необходимость интегративного, обобщающего исследования на основе синтеза современного гуманитарного и социального знания и выработки модели оптимальной социокультурной стратегии общества в отношении подростковой субкультуры.

Проблемы, связанные с молодежной девиантностью, особенно обострившейся в современной России, требуют комплексной, содержательной оценки молодежных субкультур, анализа процессов культурной идентичности в подростковый период, равно как и выработки социальных стратегий по снижению социокультурного напряжения. Существование радикальных явлений в подростковой культуре детерминирует развитие новых исследовательских направлений в науке.

Учитывая тот факт, что подростковая субкультура имеет множество связей с культурой взрослых, наука не может игнорировать проблему формирования идентичности в подростковой субкультуре, так же как её роль и пролонгированное влияние на различные сферы жизнедеятельности человека и общества. Становится очевидным, что невнимание к подростковой субкультуре, к состоянию межличностных отношений в данный период человеческой жизни оборачивается как личностными проблемами, так и дестабилизацией организационных структур общества. Вопросы, возникающие в подростковом возрасте и в подростковой субкультуре, касаются взаимодействия поколений. Поэтому принципиально важно объяснить то, как при быстрой смене культурных приоритетов, при смене поколений сохранить устойчивость, преемственность диахронных механизмов культурной целостности.

Понятия "субкультура", "подростковая субкультура" введены в научный оборот этнографами, историками, психологами. Эти понятия как система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, анализировались в контексте самых различных дисциплин и концептуальных стратегий. В социологии рассматривается социальная природа явления, его роль в социальном взаимодействии, институтах и отношениях (В.Т.Лисовский); в социальной психологии В.В.Знаковым, В.Ю.Хотинцом активно привлекается понятие "субкультуральная подростковая психология". На современном этапе широкое развитие получили исследования специфики подростковой субкультуры в контексте активно развиваемых гендерных исследований. К ним относятся труды А.В.Кирилиной, И.С.Клециной, Е.Ф.Лаховой, Т.А.Мельниковой, О.А.Хасбулатовой и других.

Анализ социальных ролей, особенностей современного молодого поколения был осуществлен в работах Ю.Г.Волкова, В.И.Добренькова, О.С.Газмана, В.Т.Лисовского, С.А.Сергеева. В трудах этих ученых молодежные субкультуры рассматриваются по преимуществу как девиантные. Несомненно, ценностью указанных работ являются социологические исследования, структурирующие знания о подростковой субкультуре. Так, молодежные субкультуры выделяются на основе своеобразного стиля в одежде, музыке и нетрадиционном поведении. При этом вне поля зрения остаются вопросы о всеобщей социальной и культуральной сущности подростковой субкультуры.

Весомый вклад в изучение проблемы идентичности подростковой субкультуры внесли многие ученые, занимающиеся проблемами идентичности в отношении культурного своеобразия, в том числе и этнического, этнокультурного, такие как Д.Де-Вос, М.Кле, К.Леви-Стросс, Д.Марсиа, Б.Ф.Поршнев, Х.Ремшмидт, З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Эриксон и другие.

Феномен становления идентичности в подростковой субкультуре включает в себя рассмотрение неклассических парадигм осмысления проблемы идентичности. Идеи Ю.Хабермаса и М.М.Бахтина о том, что идентичность может быть реализована в межсубъектном пространстве диалога, коммуникации, что идентичность личности есть авторская концепция, модель, идеал личности, помогают в формулировании методологических основ проектной деятельности по становлению позитивной идентичности подростка.

Работы Д.М.Бурхинова, М.С.Васильевой, М.И.Гомбоевой, Ж.Д.Доржиевой, Р.Л.Лыгдыновой, Б.Б.Молонова, С.Д.Намсараева, Ж.Т.Тумунова и др., посвященные истории бурятской культуры, содержат отдельные аспекты подростковой тематики. Однако в них практически отсутствует целостное рассмотрение вопросов формирования этнической, возрастной и гендерной идентичностей у подростков-бурят.

Таким образом, в данной работе преследуется цель изучения особенностей формирования социокультурной идентичности в подростковой среде. В исследовании использовался широкий набор методов: экспресс-интервьюирование, наблюдение за различными видами деятельности подростков, стандартизированный анкетный опрос, тестирование, метод экспертных оценок. В исследовании использован личный тридцатилетний опыт работы автора в системе образования и воспитания подростков. Результаты исследования роли подростковой субкультуры в формировании идентичности у подростка непосредственно в повседневной культуре могут стать теоретическим основанием практической деятельности общественности и образовательных учреждений в оптимизации молодежной политики. Обращение к культуре повседневности – первичной основе формирования идентичности своей этнической, гендерной, возрастной общности – актуализирует контекстуальный аспект исследования темы.


Об авторе
top
Цыпылма Черниновна ЖИМБАЕВА

Кандидат культурологии, доцент кафедры социально-психологических дисциплин Агинского филиала Бурятского государственного университета. Окончила физико-математический факультет Читинского государственного педагогического института им. Н.Г.Чернышевского, затем в Бурятском государственном университете получила диплом психолога. В 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Подростковая субкультура: специфика идентичности", которая легла в основу настоящей книги. Область научных интересов – субкультура, социология и психология отрочества. Автор более 40 научных публикаций.