URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Брюсов В.Я. Стихотворная техника Пушкина
Id: 113100
 
248 руб.

Стихотворная техника Пушкина

URSS. 2010. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00191-6.

 Аннотация

В книгу выдающегося русского поэта и литературоведа В.Я.Брюсова (1873--1924) вошли статьи о жизни и творчестве А.С.Пушкина, написанные в 1908--1924 гг. Среди них --- биографические очерки, библиографические обзоры, исследования поэтики пушкинского стиха ("Стихотворная техника Пушкина", "Звукопись Пушкина", "Левизна Пушкина в рифмах", "Пророк"), статья "Маленькие драмы Пушкина", посвященная драматургическому жанру.

Книга будет интересна как литературоведам и филологам-пушкинистам, так и широкому кругу читателей.


 Оглавление

Пушкин в Крыму
Гаврилиада
Медный Всадник
Стихотворная техника Пушкина
Маленькие драмы Пушкина
Записка о правописании в издании сочинений А. С. Пушкин
Разносторонность Пушкина
Пушкин и крепостное право
Звукопись Пушкина
Левизна Пушкина в рифмах
Пушкин-мастер
"Пророк"

 Стихотворная техника Пушкина

В развитии стихотворной техники Пушкина можно различить три основных периода. Первый обнимает "лицейские стихотворения" и стихи, написанные до ссылки 1820 года. Он характеризуется, особенно вначале, разнообразием метров, но и сравнительной небрежностью стиха: ритма, инструментовки и рифм. Второй период занимает приблизительно все десятилетие 20-х годов. В это время Пушкин окончательно вырабатывает тот стих, который мы теперь называем пушкинским. Однако для этого периода, особенно для его первой половины, характерны некоторое однообразие метров и ритмов и педантическая строгость, с какой Пушкин соблюдает поставленные им себе правила. Во вторую половину этого периода метры и ритмы становятся разнообразнее, стих свободнее. Полное развитие ритма и широкое разнообразие поэтических форм осуществляется Пушкиным в третьем периоде, приходящемся на последние годы его жизни. Таким образом, правильнее всего рассматривать развитие стихотворной техники Пушкина на пяти ступенях: первый период распадается на две ступени, 1812--1815 и 1816--1819 года, второй период -- также на две ступени, 1820--1824 и 1825--1830 года, и третий период, 1831--1836 года, образует последнюю, высшую, пятую ступень. Разумеется, точных граней между этими периодами и ступенями провести невозможно. Переход от одних приемов творчества к другим совершался у Пушкина постепенно, и в конце каждого периода уже встречаются стихи, написанные техникой периода следующего.

Ранние стихи Пушкина (1812--1815 гг.) написаны самыми разнообразными размерами. Юный поэт не сразу остановился на 4-стопном ямбе, как излюбленной форме стиха. Из 58 стихотворений, которые дошли до нас от этих лет, только 17 написаны сплошь 4-стопным ямбом, т. е. менее 30%. В самом начале лицейского периода Пушкин как бы намеренно пробует различные поэтические формы, выбирая среди них ту, которая наиболее отвечала бы его вкусу. В это время Пушкин решительное предпочтение перед 4-стопным ямбом отдает ямбу 3-стопному и хорею, а "торжественные" послания неизменно пишет или александрийским стихом, или сочетанием 6-стопного ямба с более короткими строчками. Во всем этом сказалось, конечно, влияние прямых учителей Пушкина в поэзии: Батюшкова и Жуковского, охотно пользовавшихся 3-стопным ямбом в своих посланиях, французских эротических лириков, любивших короткие размеры, и русских поэтов XVIII века, разработавших александрийский стих.

В общем, в ранних стихотворениях Пушкина (1812--1815 гг.) мы находим почти все основные размеры русского стиха (отсутствует анапест), в том числе:

Ямбы -- 2-стопные ("Роза"; в начале 1816 года тем же размером написано "Пробуждение"), 3-стопные ("К сестре", "Городок", "К Дельвигу", "Батюшкову", "К Пущину", "К Галичу" и др.; в начале 1816 года тем же размером написаны картины "Фавн и пастушка" и "Фиал Анакреона"), 4-стопные ("Кольна", "К молодой актрисе", "К Батюшкову", "К Ломоносову", "Романс", "Послание к Юдину", "Князю А. К. Горчакову", "Моему Аристарху" и др.), 5-стопные ("Эвлега"), 6-стопные ("Осгар") и, в частности, александрийский стих ("К другу стихотворцу", "Лицинию", "На возвращение государя императора из Парижа"), сочетание ямбов 3- и 4-стопных ("О, Делия драгая", "Пирующие студенты", "Мечтатель" и др.), 4--5-стопных ("К баронессе М. А. Дельвиг"), 4- и 6-стопных ("Воспоминания в Царском Селе", "Красавице, которая нюхала табак" и др.), 3-, 4-, 5- и 6-стопных (разные эпиграммы, "Леда", в которую включены части хореические и дактилические, и др.).

Хореи -- 3-стопные ("Делия"), 4-стопные ("Леда", "Послание к Наталье", "Опытность", "Блаженство", "Гроб Анакреона") и 4-стопные с дактилическим окончанием ("Бова", -- размер, заимствованный, вероятно, у Н. М. Карамзина), сочетание 3- и 4-стопных ("Казак").

Дактили -- 2-стопные ("Измены", "Леда", к которым в 1816 году присоединяются еще 3 стихотворения того же размера) и гекзаметрические, причем гекзаметр является с рифмой ("Несчастие Клита").

Амфибрахии -- 3- и 4-стопные ("Сраженный рыцарь").

Вместе с тем в этих начальных опытах встречается большое разнообразие строфического построения. Рядом с обычными четверостишиями и двустишиями (в александрийском стихе) мы находим строфы из 6 стихов ("Рассудок и любовь", "Сраженный рыцарь", -- с различным расположением рифм), из 7 стихов ("О, Делия драгая", "Делия" -- с различным расположением рифм), из 8 стихов ("Эвлега", "Воспоминания в Царском Селе", "Осгар", "Романс", "Вода и вино", "К Батюшкову", "Мечтатель" -- с несколькими формами расположения рифм) и из 10 стихов ("Опытность"). Форму строфы принимают и некоторые эпиграммы, из 5 стихов ("Подражание французскому", "Бывало, прежних лет герой") и из 6 стихов ("Угрюмых тройка есть певцов").

В следующие годы первого периода Пушкин не только не расширяет своей метрики, но скорее суживает ее (1816--1819 гг.). Стихи все чаще и чаще начинают замыкаться в однообразный размер -- 4-стопный ямб. Новые метры, не испробованные раньше, встречаются за эти годы у Пушкина крайне редко и, так сказать, случайно: в эпиграммах, в шутках. Его внимание обращено не па метрику, а на ритмику, но вполне развить ее ему удалось лишь в нескольких стихотворениях, относящихся к самому концу периода, полный же расцвет ее откосится уже к годам после ссылки.

Ямбом написано за эти годы почти 90% всех дошедших до нас стихотворений, а именно 4-стопным ямбом свыше 50% всех стихотворений, а также и первая большая поэма Пушкина ("Руслан и Людмила"). Из более коротких ямбических размеров 2- и 3-стопным ямбом написаны сплошь только те 3 стихотворения 1816 года, которые названы раньше. Затем 2-стопные ямбы входят, как часть, в некоторые стихотворения (заключительные стихи каждой строфы "Певца", заключительный, -- вероятно, просто неполный, -- стих пародии "Послушай, дедушка", предпоследний стих, с дактилическим окончанием, эпиграммы "На графиню Орлову"). 3-стопные ямбы, как часть, также входят в некоторые стихотворения ("Noёl", "К ней", "П. Б. Мансурову", "На Кюхельбекера" и др.). Наконец, 2- и 3-стопные ямбы встречаются еще, в сочетании с 2-стопным амфибрахием, в одном наброске ("Все призрак, суета").

Зато Пушкин широко развивает за эти годы употребление 5-стопного ямба, иногда чистого, иногда соединенного с б-стопным и более коротким ямбом. Этот многостопный ямб нравился Пушкину, как подходящий размер для элегий, которые он охотно писал в эти годы. Несколько элегий написано чистым 5-стопным ямбом ("Уныние", или "Желание", "Уныние", или "Разлука", "Осеннее утро", "Опять я ваш, о юные друзья", "Не спрашивай, зачем унылой думой" и др.), другие -- сочетанием многостопного (5- и 6-стопного) ямба с более короткими ямбическими строками ("Мечтателю", "Выздоровление", "К ней", "Певец", "Я видел смерть", "Я думал, что любовь угасла навсегда" и др.). Теми же размерами (т. е. чистым 5-стопным ямбом или многостопным ямбом с более короткими строчками) написан ряд посланий (два послания князю А. М. Горчакову, "Краев чужих неопытный любитель", "К П. П. Каверину", "Дельвигу", "В альбом И. И. Пущину", "В последний раз в сени уединенья" и др.), несколько отдельных стихотворений (в том числе "Сон" -- чистым 5-стопным ямбом, "Торжество Вакха" и "Домовому" -- разностопными ямбами) и ряд "мелочей": эпиграмм, надписей и т. п. Можно отметить еще первую попытку Пушкина писать белым 5-стопным ямбом в пародии "Послушай, дедушка..." Чистый 6-стопный ямб сохранился почти исключительно в форме александрийского стиха, в торжественных посланиях ("Безверие", "Жуковскому" и, по-видимому, в приветственной стихотворной речи в Арзамасе); кроме того, чистым 6-стопным ямбом написана лишь одна эпиграмма ("На Каченовского").

Хорей занимает в эти годы в стихах Пушкина самое незначительное место. Пушкин пишет 4-стопным хореем или легкие, полушутливые стихотворения ("К Наташе", "Лиле", "К молодой вдове", "Кривцову", "Вечерний пир"), или прямые шутки и эпиграммы ("Именины", "И останешься с вопросом", "Есть в России город Луга", "На Колосову"). То же надо сказать о сочетании 3- и 4-стопного хорея, которым написаны два шутливых стихотворения ("Гауэншильд и Энгельгардт" и "Что ты, девица, грустна").

Дактиль является исключительно 2-стопный, уже испробованный Пушкиным раньше, и притом только в стихах 1816 года ("Заздравный кубок", "Боже, царя храни" и "Пуншевая песня", если она принадлежит Пушкину).

Амфибрахий, 2-стопный, с одним мужским окончанием, мы находим лишь один раз, как часть, в наброске "Все призрак, суета".

Наконец, впервые появляется у Пушкина анапест, в маленькой эпиграмме ("На А. С. Стурдзу"). Стихотворение написано сочетанием одностопных и двустопных стихов, причем одностопные стихи имеют любопытное 4-сложное окончание.

Надо еще упомянуть, что в эпиграмме "История стихотворца" четные стихи имеют лишь один слог: их приходится рассматривать или как усеченный одностопный хорей, или как стяжение одностопного ямба.

Точно так же бедны за эти годы и строфические построения Пушкина. Кроме четверостиший и двустиший (в александрийском стихе), им употребляются почти исключительно строфы в 8 стихов, с 4 рифмами, последовательно мужскими и женскими ("Русалка" и др.). В виде исключения такая же строфа в оде "Вольность" начинается мужской рифмой. Намеки на более сложные строфы мы находим опять только в эпиграммах и шутливых стихотворениях ("Noёl", строфа из 8 стихов 3-, 4- и 6-стопного ямба, "К Ф. Ф. Юрьеву", эпиграммы на Карамзина и др.).

Во втором периоде многие черты пушкинской техники только что рассмотренных лет остаются в силе. Так, ямб продолжает господствовать, и особенно 4-стопный ямб, которым Пушкин пишет и чисто-лирические стихотворения, и послания, и поэмы, и эпиграммы. Торжественные послания, особенно в начале периода, все еще облекаются в форму александрийского стиха. Хорей сначала применяется только в стихотворениях шутливых. Однако появляются и новые размеры. Пушкин начинает писать белым стихом. Более широкое применение получает амфибрахий. Во вторую половину периода Пушкин находит новое применение хорею и вновь пробует дактиль, с его подразделением -- гекзаметром. Но все же, кроме опытов самых последних лет этого периода (1828--1830), в нем по-прежнему ритмика преобладает над метрикой. Пушкин стремится разнообразить не размеры и не строфы, а движение стиха и его звучность...


 Об авторе

Валерий Яковлевич БРЮСОВ (1873--1924)

Выдающийся русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Родился в Москве, в купеческой семье. По собственному признанию, рано начал сочинять, но к поэзии обратился только в гимназии. В 1899 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета и полностью посвятил себя литературе. Возглавлял издательство "Скорпион", принял активное участие в организации альманахов и журнала "Весы" (1904--1909). В 1900 г. выпустил книгу "Третья стража", после которой получил признание как выдающийся поэт. В 1903 г. опубликовал книгу "Граду и миру", в 1906 -- "Венок", свои лучшие поэтические книги. После закрытия "Весов" в 1910--1912 гг. заведовал литературным отделом журнала "Русская мысль". После Октябрьской революции активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. В 1921 г. организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором.

Обширное наследие В.Я.Брюсова очень разнообразно. Кроме поэтических и прозаических произведений, свое значение сохраняют многочисленные переводы из античной, французской, английской, немецкой, итальянской поэзии. Критические статьи В.Я.Брюсова являются важным материалом для понимания литературной ситуации рубежа XIX--XX вв. Его исследования поэзии XIX в. и работы по стиховедению внесли серьезный вклад в русское литературоведение.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце