URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Даркевич В.П. Художественное ремесло средневекового Запада (X—XIV вв.): По материалам раскопок в Восточной Европе Обложка Даркевич В.П. Художественное ремесло средневекового Запада (X—XIV вв.): По материалам раскопок в Восточной Европе
Id: 271653
866 р.

Художественное ремесло средневекового Запада (X—XIV вв.
): По материалам раскопок в Восточной Европе. Изд. стереотип.

URSS. 2021. 112 с. ISBN 978-5-396-01060-4.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Белая офсетная бумага.

Аннотация

В настоящей книге анализируются и обобщаются данные о произведениях художественного ремесла Западной Европы, найденных на территории Киевского, Галицкого, Волынского, Переяславского, Черниговского, Муромо-Рязанского, Владимиро-Суздальского и Московского княжеств, Новгорода, Киева и Москвы. Поскольку связи древней Руси нельзя изучать в отрыве от истории соседних народов, в работу включен материал из Восточной Прибалтики, южнорусских... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава I. Анализ вещевого материала
Глава II. Классификация памятников
Глава III. Время, пути и способы проникновения западноевропейского художественного импорта в Восточную Европу
Список сокращений
Таблицы 1–36

Введение
top

Древняя Русь X–XIII вв. вписала блестящие страницы в историю мировой культуры. Тесно и многогранно связанная с феодальными государствами Востока и Запада, она активно участвовала в создании культурного единства средневековья. Древнерусскую культуру невозможно изучать изолированно, без сопоставления с синхронными культурами Закавказья, Средней Азии, Ирана, Византии, Балкан, стран Северной, Средней и Западной Европы. Только сравнительное исследование дает ключ к пониманию процесса возникновения и развития древнерусской феодальной культуры как самостоятельного очага средневековой цивилизации, помогает выявить ее специфические черты.

Большой исторический интерес представляет изучение контактов древней Руси со странами Западной Европы.

В X–XIII вв. Русь и Западная Европа (Франция, Германия, Италия и др.) находились в многообразных торговых, политических и культурных связях. Имя "Русь" (Russie) неоднократно появляется во французских романах и поэмах XII–XIII вв. Киевская земля (Lant zu Kiewen) упоминается в Песне о Нибелунгах (XIII в.). Русская летопись знает о различных народах Западной Европы. Артели романских зодчих способствовали украшению столицы Андрея Боголюбского, а купцы и паломники из Руси посещали Германию и Францию, достигали Галисии и берегов Альбиона.

Эти двусторонние связи изучены главным образом по письменным источникам: летописям, торговым договорам, таможенным уставам, сообщениям путешественников. Сравнительно хорошо документированы сношения Киева с Южной Германией (Регенсбург), а также торговля Риги, Смоленска и Новгорода с Германией. Все же довольно отрывочные письменные свидетельства недостаточны для исследования проблемы в целом.

Археологические данные уточняют и значительно дополняют сообщения письменных источников. Денарии западноевропейского чекана составляют большинство в древнерусских монетных кладах XI в. Изучение кладов западноевропейских монет X–XI вв. позволило разрешить ряд вопросов, связанных с экономической историей средневековья.

Летописные и литературные упоминания о привозной "латинской" утвари подкрепляются вещественным материалом. При раскопках древнерусских городов находят художественные изделия мастеров Кельна и Лиможа, Миндена и Гильдесгейма. Начиная с X в. проникают на Запад и произведения русских литейщиков, ювелиров и резчиков по кости5. Немецкий летописец Ламберт Герсфельдский (XI в.) сообщает, что Бурхард – глава германского посольства – "возвратился от короля русских с такими богатыми дарами в золоте и серебре и дорогих одеждах, что никто не запомнит такого другого случая, чтобы одновременно в германское государство было ввезено такое множество". Окованный серебром и позолоченный крест-"мощевик" из Новгорода с русской надписью конца XII в. хранится в ризнице собора Гильдесгейма. Русские бронзовые кресты-энколпионы есть в собрании Ватиканского музея.

Важным источником для изучения культурных связей Западной Европы и Руси в X–XIV вв. являются произведения западного художественного ремесла, найденные в Восточной Европе. Среди них имеются вещи светского и церковного обихода: водолеи (акваманилы), подсвечники, алтарные кресты, чаши, потиры, ларцы, переносные алтари, дарохранительницы, оклады книг, ложечки для принятия причастия, статуэтки, подвески к конской сбруе, металлические украшения, игральные шашки, геммы и образки и т.д. Они выполнены в различной технике (литье, ковка, чеканка, тиснение, гравировка, инкрустация и золочение, выемчатая эмаль, чернь, резьба по кости и камню).

Художественные изделия, часто единственные в своем роде, обогащают наши знания о прикладном искусстве средневекового Запада (особенно позднероманского времени), иногда восполняя недостающие звенья. Они помогают глубже познакомиться с особенностями средневековой идеологии и быта.

За немногими исключениями импортные вещи оставались вне поля зрения археологов и искусствоведов. Находимые сравнительно редко, они тонули в массе произведений собственно русского художественного ремесла. Еще Я.И.Смирнов сетовал на недостаток внимания, "которое наши археологи уделяют находимым в России предметам средневекового искусства Запада". Слабая изученность материала приводила к ошибочному заключению, что импорт художественных изделий оставался на Руси большой редкостью. Публикации единичных вещей, появившиеся в конце прошлого века, зачастую не шли дальше их поверхностного описания. При попытках анализа допускались многочисленные ошибки в атрибуции памятников, высказывались необоснованные, часто фантастические предположения об их попадании на Русь. Например, эмалевые накладки креста (или реликвария в виде бюста) работы известного лотарингского ювелира Годфруа де Клера (третья четверть XII в.) были истолкованы как "наплечники" Андрея Боголюбского, выполненные на Руси (?) рейнскими ювелирами. Даже такой крупный знаток средневекового искусства, как Н.П.Кондаков, принял их за части пластинчатого доспеха (?) лиможской работы второй половины XIII в. (?). Оклады Евангелий из новгородского Антониева монастыря (Лимож, вторая треть XIII в.) долгое время служили иллюстрацией к легендарному житию Антония Римлянина. Слабая изученность средневекового художественного ремесла на Западе ограничивала возможности сравнительного анализа.

Первым важным вкладом в изучение вопроса явилась работа Я.И.Смирнова, который опубликовал несколько бронзовых водолеев XIII в., найденных в России, определив их как западноевропейские. Точнее установить родину и время отливки акваманилов ему не удалось. В 20–30-х годах XX в. на Западе начинается интенсивное изучение средневекового прикладного искусства, издаются обобщающие труды о тканях, выемчатых эмалях, резной кости и т.д. В капитальном издании О.Фальке и Э.Мейера о бронзовых изделиях средневековья получили точную атрибуцию несколько водолеев, найденных в Восточной Европе.

Работы советских историков, характеризуемые современной методологией и привлечением большого сравнительного материала, все же не выходят за рамки частных публикаций. Как источник для исследования историко-культурных проблем предметы западного импорта почти не используются.

Автор ставит своей задачей прежде всего научно интерпретировать и обобщить все доступные данные о произведениях западноевропейского художественного ремесла, найденных на территории СССР. Так как связи древней Руси нельзя изучать в отрыве от истории соседних народов, в работу включен материал из Восточной Прибалтики, южнорусских степей, Среднего Поволжья, Зауралья и Кавказа. Всестороннее исследование позволяет подойти к общим проблемам о характере культурных связей Запада и Руси.

При сборе вещей использованы собрания ГИМ, Государственной Оружейной палаты, Эрмитажа, музеев Киева, Львова, Чернигова, Переяслава-Хмельницкого, Рязани, Смоленска, Новгорода, Загорска, Волковыска, Таллина, Риги, Вильнюса и др., а также отдельные публикации, рассеянные в десятках изданий. Привлечены археологические и архивные материалы ИА АН СССР.

Автор пользуется случаем, чтобы принести благодарность А.К.Амброзу, Г.К.Вагнеру, Н.Н.Воронину, Г.Ф.Корзухиной, Э.А.Лапковской, А.Л.Монгайту, Т.И.Николаевой, Б.А.Рыбакову за постоянную помощь и поддержку в работе. Автор выражает искреннюю признательность всем сотрудникам музеев, помогавшим ему при сборе и обработке материала, а также Ю.В.Несквернову, который выполнил значительную часть фотографий.


Об авторе
top
photoДаркевич Владислав Петрович
Известный специалист по истории средневековой культуры. Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН. Родился в Витебске. В 1958 г. окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и с того же года начал работать в Институте археологии. В 1964 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1970–1980 гг. руководил Старорязанской экспедицией Института археологии. В 1978 г. В. П. Даркевичу была присуждена ученая степень доктора исторических наук за книги «Светское искусство Византии» (М., 1975) и «Художественный металл Востока» (М., 1976). Участник и руководитель ряда археологических экспедиций, автор около 200 научных трудов.

Основные научные интересы В. П. Даркевича: история и культура Руси IX–XIII вв., народная культура Cредневековья, связи средневековой Руси с Западной Европой, Византией и арабским миром. Его творчество отличается широтой кругозора, умением использовать междисциплинарный (с привлечением этнологии, истории искусств, литературоведения, лингвистики и др.) и цивилизационный (повышенное внимание к человеческой духовности, сопоставление цивилизаций католического Запада, Византии, Древней Руси, мусульманского Востока) подходы. При этом он не только обладает способностью проникновения во все глубины замыслов средневековых мастеров, но и может рассказывать о древнем искусстве живым и образным языком писателя, то есть в какой-то мере и формой изложения приблизиться к самому искусству.