URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее
Id: 112953
 
279 руб.

Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. Изд.3

URSS. 2010. 232 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-01240-4. Уценка. Состояние: 5-. Состояние обложки: 4+.

 Аннотация

В книге рассматриваются основные понятия, представления и модели современной междисциплинарной теории самоорганизации и коэволюции сложных систем. Проблемы обсуждаются в контексте философских изысканий в области холизма, телеологии, эволюционизма и гештальтпсихологии. Синергетические модели и методы применяются для понимания индивидуальной познавательной и творческой деятельности человека, исторического развития научного знания и культуры, направлений насущной реформы образования, а также для разработки новых подходов в прогнозировании --- исследовании будущего.

Книга рассчитана на широкий круг читателей --- студентов, преподавателей, учителей, научных работников, специализирующихся в различных областях естественно-научного и гуманитарного знания. Она будет интересна для всех, кто стремится использовать новейшие результаты науки для личностного инновационного прорыва и активного созидания желаемого будущего.


 Оглавление

От редакции
Предисловие
1 На пути к синергетике познания
 1.1."Вавилонская башня" знания
 1.2.Критика традиционного линейного взгляда
 1.3.Применима ли синергетика к анализу когнитивных процессов?
 1.4.Три аргумента в защиту синергетики познания
 1.5.Нелинейное в\'идение когнитивной эволюции
 1.6.Воплощенный разум: перспективы применения моделей нелинейной динамики в когнитивной науке
2 Брожение умов творящих. Синергетическое в\'идение "когнитивной робинзонады"
 2.1.Сценарность креативного мышления
 2.2.Принципиальная эмерджентность нового или его скрытая пред-детерминация? Аттракторы креативного мышления
 2.3.Самоорганизация как механизм творческого мышления
  2.3.1.Холизм в творчестве
  2.3.2.Искусство отбора
  2.3.3.Самодостраивание
  2.3.4.Каскад кристаллизаций таланта
  2.3.5.Феномен резонанса
 2.4.По ту сторону ментального: путь творческой интуиции и путь йоги
  2.4.1.Стереть старые следы
  2.4.2.Сознание-сокровищница
  2.4.3.Стягивание в точку
  2.4.4.Иерархия сознания. Связь темпомиров
  2.4.5.Ритмы творческой активности
  2.4.6.Человек-прибор. Резонанс
  2.4.7.Опасность расщепления сознания
  2.4.8.Топология души
3 Приключения коллективного разума. Историческое развитие науки и культуры в синергетическом представлении
 3.1.Альтернативность и многовариантность развития научного знания
 3.2.Неравномерность темпов научного прогресса. Колебательный режим
 3.3.Неизживаемость предрассудков в науке. Заблуждения коллективного разума
 3.4.Природа инноваций
  3.4.1.Новое как забытое старое
  3.4.2.Новое как пересечение научных традиций
  3.4.3.Новое как "мутация" культурных эстафет
 3.5.Феномен инерции парадигмального сознания
 3.6.Условия "выживания" нового в науке
  3.6.1.Как ищущий дух может выразить "дух времени"?
  3.6.2.Феномен одновременных научных открытий. Идеи ищут людей
  3.6.3.Экология знания. "Встраивание" индивида в культуру
4 Синергетика образования
 4.1.Современный мир и реформа образования
  4.1.1.Не стремиться все знать, а знать как учиться
  4.1.2.Информация --> знания --> мудрость
 4.2.Почему синергетика имеет особое значение для образования?
  4.2.1.Междисциплинарность синергетики
  4.2.2.Синтетическая функция синергетики
  4.2.3.Синергетика как стратегия исследования
  4.2.4.Связь синергетики с будущим
  4.2.5.Синергетика как метод и содержание образования
 4.3.Синергетические методы образования
  4.3.1.Самообразование
  4.3.2.Нелинейный диалог
  4.3.3.Пробуждающее обучение
  4.3.4.Обучение как инактивация
  4.3.5.Обучение как адаптивная модификация
  4.3.6.Обучение как фазовый переход
  4.3.7.Гештальт-образование
 4.4.Возврат к визуальному мышлению
 4.5.Синергетика как способ интеграции естественно-научного и гуманитарного образования
 4.6.Обучающие компьютерные программы по синергетике
5 Синергетика и исследование будущего
 5.1.Мышление, ориентированное на будущее
 5.2.Глобальные проблемы и глобальные возможности
 5.3.Изменение установок исследования
 5.4.Альтернативное и предпочитаемое будущее. Спектр путей в будущее
 5.5.Горизонты будущего. Пределы предсказуемости
 5.6.Будущее уже здесь. Надо только научиться его видеть
 5.7.Искусство мягкого управления
 5.8.Достижение недостижимого. Надежды на светлое будущее
Заключение
Приложение 1. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе. Заметки о первой ежегодной конференции Немецкого общества исследования сложных систем (октябрь 1997) (Е.Н.Князева)
Приложение 2. Синергетика: 30-летний ребенок и его отец. Интервью с Г.Хакеном, проведенное Е.Н.Князевой в сентябре 1998 года
Глоссарий
Литература
Authors
Summary
Contens

 Предисловие

Книга, которую держит в руках читатель, представляет собой обработанную и дополненную новым материалом вторую половину нашей с С.П.Курдюмовым книги "Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры" (СПб: Алетейя, 2002). В книгу вошли пять последних глав и два приложения прежней книги. Время идет, и вместе с ним претерпевает трансформации наша книга. В ней появляются не только новые фрагменты текста и развиваются новые сюжеты, но и существенно изменяются акценты.

Таким новым фокусом внимания становится ныне, на мой взгляд, конструктивизм. В свете философского конструктивизма можно трактовать основное содержание нашей книги, в которой рассматриваются приложения моделей синергетики к миру человеческого познания и творчества, образования и исследования будущего (прогнозирования).

Человек активно конструирует самого себя как личность в своей жизни, научном и культурном творчестве, в образовании и самообразовании, которое длится всю жизнь. Человек активно встраивает себя в социум, находит подобающую ему "когнитивную (культурную, политическую и т.п.) нишу", что связано с его адекватной самореализацией. С точки зрения синергетики человек отнюдь не является игрушкой в руках судьбы: у каждого человека и у человечества в целом есть множество судеб. Синергетика провозглашает не фатум, не рок, а открытость будущего, множественность перспектив. Эта открытость будущего определяется тем, что случайность, внутренняя спонтанность неустранима и лежит в самой основе бытия.

Конечно, человек -- чрезвычайно сложное создание природы. Можно даже сказать, что каждый отдельный человек сложнее общества, ибо несет в себе всё социальное (через свои социальные роли) и всё природное, причем как индивидуальное, личностное, так и общечеловеческое, определенное всей историей человеческого рода. Одной частью своего Я он может знать, что будущее имеет альтернативы, что его собственный жизненный путь и путь развития общества, в котором он живет, не предопределены. А другой частью своего Я он может верить в свою судьбу, в предустановленность своего будущего. Эти два горизонта -- горизонт знания и горизонт веры -- не пересекаются и не противоречат друг другу, а сосуществуют, вполне уживаются в нем.

Случай, писал А.С.Пушкин, есть Бог-изобретатель. Но, как гласит пословица, "на Бога надейся, а сам не плошай!". И человек не плошает... Он в силах и вправе выбирать, каким путем идти, какое будущее и как сознательно строить. Поэтому совершенно справедливо звучат слова французского философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра: "Человек есть лишь то, что он сам из себя делает... Человек себя проецирует в будущее. Человек есть прежде всего замысел". Установки, планы -- это предполагаемое и желаемое будущее. Но попадая в эволюционное русло, в конус притяжения определенного аттрактора, человек влеком будущим, строится из будущего. Эта внутренняя игра свободы выбора и преддетерминации, влечения к будущему (план) и притяжения из будущего (аттрактор, будущее состояние), предполагаемого и реально наступающего, множественного и однозначного, развертывания и свертывания веера возможностей есть суть синергетического понимания течения жизни и творчества человека.

Человек одновременно полон намерений и планов и влеком будущим состоянием, активен и вправе выбирать свой путь, особенно в состояниях неустойчивости, когда он может влиять и на становление нового социального образца, и помимо своей воли сносим мощными струями течения к структурам-аттракторам. Он активно строит и перестраивает себя и свою ближайшую или даже более отдаленную социальную среду, свой Lebenswelt и Umwelt, и обусловлен своей собственной природой и той средой, к которой он эволюционно приспособлен, -- мезокосмом.

Одной из самых любимых и настойчиво пропагандируемых Сергеем Павловичем Курдюмовым идей была идея об открытии синергетикой конструктивных принципов коэволюции сложных систем и о возможности овладения будущим, конструирования желаемого будущего. Почему открываемые синергетикой принципы коэволюции он называл конструктивными? Да потому, что они могут использоваться для эффективной управленческой деятельности, для стратегического планирования, для выработки разумной национальной и государственной политики в глобализирующемся мире. Потому что синергетические принципы коэволюции глубоко содержательны и ориентированы на отдаленное будущее, которое практически невозможно предсказывать традиционными методами. Потому что глубокое понимание синергетических принципов коэволюции, нелинейного синтеза частей в устойчиво эволюционирующее целое может и должно лечь в основу современного "искусства жить вместе".

Конструктивистские установки синергетики попадают на общую волну "моды" на конструктивизм, насколько вообще возможно говорить о моде в науке и научно-практической деятельности. Конструктивистские установки проходят сквозной нитью по многим областям современного научного знания и практической деятельности. То, что было создано Хайнцем фон Ф\"ерстером на основе кибернетики, Эрнстом фон Глазерсфельдом на базе когнитивной психологии, Паулем Ватцлавиком как методика семейной психотерапии, Умберто Матураной и Франсиско Варелой как когнитивно-биологический конструктивизм, распространяется ныне на социальное и гуманитарное знание. Человек не столько отражает, сколько строит окружающий мир, оформляет и организует его в соответствии с конструктивистскими установками своего сознания и своими ценностями.

А сами ценности должны претерпеть изменения. Мир изменится, когда произойдет революция в сознании, когда человек перестанет гнаться за удовлетворением своих возрастающих материальных потребностей (это -- тупиковый путь развития!) и позаботится о возвышении своего духа. Об этом рассуждают в форме диалога авторы книги "Революция сознания", известные ученые Станислав Гроф, Эрвин Ласло и Питер Рассел: "Нас приучили верить, что чем больше у нас вещей, чем больше мы производим, чем больше у нас контроля над природой -- тем мы счастливее... Однако эта система не отвечает нашим более глубоким, внутренним, духовным потребностям. Несмотря на все свои материальные возможности, люди чувствуют себя такими же подавленными, незащищенными и нелюбимыми, как и прежде". Поэтому, обосновывают они, "нам необходимо освободиться от эгоцентрического, материалистического модуса сознания", порождающего угрожающие человечеству экологические и техногенные катастрофы, и начать выполнять "последовательную внутреннюю работу, ведущую к глубинной психодуховной трансформации".

Конечно, от каждого из нас сегодня не требуется селиться в бочке, как это сделал в древних Афинах знаменитый киник Диоген Синопский, провозгласивший принципы аскетизма (сверхусилия, направленного на отказ от погони за удовольствиями), автаркии (самодостаточности) и анадейи (свободы действий, которая призвана показать ненатуральность поведения греков). Призыв киников довольствоваться малым и наслаждаться своей свободой в наши дни мало кого тронет, кроме, разве что, бомжей. Но все-таки, на мой взгляд, благополучие человека сегодня не может строиться на обрастании материальными вещами и деньгами, ибо умножая богатство, мы повышаем внутреннюю тревогу, поскольку боимся его потерять. Благополучие человека начинает складываться тогда, когда человек достигает состояния душевного равновесия, получает возможности для максимальной самореализации, раскрытия своего таланта, свечения своего духа.

В современном прогнозировании (футурологии) одним из ключевых понятий является создание желаемого будущего. Современное прогнозирование, или, как его называют в мировом научном сообществе, futures studies (исследование "будущего" во множественном числе, исследование перспектив, построение сценариев будущего развития), стало дисциплинарно оформляться и бурно развиваться после второй мировой войны. В настоящее время в довольно популярной и коллективными усилиями создаваемой интернетовской энциклопедии "Википедия" (Wikipedia) дается следующее определение этому направлению: "исследования будущего -- это трансдисциплинарный, базирующийся на системной науке подход к анализу образцов изменений в прошлом, определение трендов и возможных исходов изменений в настоящем и построение альтернативных сценариев возможных будущих изменений, чтобы помочь людям создать то будущее, которое они желают" (Венди Л.Шульц).

В качестве стержневых понятий современного прогнозирования (исследования будущего) выделяются

а) "образ будущего" (понятие, введенное в научный оборот Фредом Полаком в 1973 году),

б) "альтернативное возможное будущее",

в) "создание будущего, а не предсказание его".

В\'идение мира, ориентированное на будущее, основывается на солидарности с будущим. Мы не должны ждать подарков от будущего, но активно строить, создавать желаемое, предпочитаемое будущее. Установка на создание будущего -- непосредственное преломление конструктивизма в футурологии.

В современной социальной науке (социологии, политологии, социальной философии) конструктивистские установки сознания также налицо. Родилось и новое понятие "социальный конструктивизм". В содержание этого понятия входит не только сознательное конструирование социальной реальности, социального порядка и социальной организации в соответствии с ценностными предпочтениями социального (индивидуального и коллективного) субъекта, но и креативность социальных институтов, введение ими социальных инноваций, управление рисками социального развития, прохождение кризиса и выход на желаемые пути развития. В каком-то смысле мы все актеры, которые активно конструируют локальную и более отдаленную социальную среду, в которой хотят жить.

Одним из первых ученых, кто стал последовательно вводить представления теории сложных самоорганизующихся систем и теории автопоэзиса в социальную философию, был Никлас Луман (1927--1998). Он говорил об операциональной замкнутости социальных систем и об их структурном сопряжении, об их самореферентности (циклической организации) и контакте с внешним миром (ино-референции), об их трансформации через интерактивность, коммуникацию и коммуникацию через коммуникацию. В знаменитый тезис К.Маркса "люди сами делают свою историю" современный социальный конструктивизм вносит важную поправку: человек конструирует общество, но отнюдь не волюнтаристически, не произвольно по своему желанию, а в сотрудничестве и в коэволюции со становящимся социальным целым, открывая внутренние тенденции развития сложных социальных систем.

Конструирование природной и социальной действительности порождает когерентный, взаимосогласованный мир. Конструирующий человек и конструируемый им мир составляют процессуальное единство. Конструирование означает, что человек как субъект познания и деятельности берет на себя весь груз ответственности за получаемый результат. Принцип ответственности, о котором писал Ганс Йонас, ставится здесь во главу угла. Как подчеркивает основатель синергетики, немецкий ученый Герман Хакен, самоорганизующееся общество может устойчиво существовать и продолжительное время динамично развиваться, если каждый его член ведет себя так, как если бы он -- в меру своих возможностей -- был ответственен за целое. Этот принцип ответственности близок к категорическому императиву Канта, который, как известно, гласит: "Поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла бы иметь также и силу принципа всеобщего законодательства!"

В современной теории управления перспективным оказывается ныне экологический подход и подход конструктивистский. Центральным в ней становится представление о ситуационности поисковой и конструктивной деятельности человека. Последнее означает, что невозможно понять деятельность человека, в том числе и его управленческую деятельность, т.е. его усилия, направленные на создание социальной организации, поддержание ее функционирования или перестройку этой организации, если абстрагироваться от субъекта управления как живого организма, который включен в определенную ситуацию, имеющую своеобразную конфигурацию, т.е. действующего в экологически определенных условиях. Всякий акт управления расширяется в некую ситуацию, обладающую определенными топологическими свойствами: он осуществляется здесь и теперь.

Отношения субъекта управления к своему окружению существенны, между ними устанавливаются нелинейные обратные связи. Так, руководитель предприятия воздействует на своих сотрудников, определяет структуру учреждения, распределение функций и обязанностей между подразделениями и отдельными сотрудниками, оказывает влияние на общий климат, складывающийся в учреждении, но при этом постоянно изменяется и сам, растет вместе со своим учреждением. Хороший руководитель с накоплением опыта управления научается оказывать ненавязчивые, но уместные, пробуждающие воздействия на своих сотрудников, стимулирующие их к творчеству, самореализации, раскрытию их потаенного внутреннего потенциала. Между ним и его подчиненными устанавливаются конструктивные и интерактивные отношения.

В таком случае имеет место синергия управляющего субъекта и среды, организации, в которой он действует, их конструктивная обоюдная связь и взаимное становление в деятельности. Синергия -- в буквальном смысле этого слова согласованное действие энергий управляющего и его подчиненных, со-энергичность -- возможна исключительно в сфере их личностного бытия-общения.

Французский философ и социолог Эдгар Морен развивает в этой связи представление об экологии действия. Неопределенность имманентно вписана в само представление о сложности мира. Неопределенность означает незавершенность всякого процесса познавательной и практической деятельности, непредзаданность, открытость и нелинейность исхода этой деятельности. Всякое предпринимаемое нами действие определяется условиями окружающей природной и/или социальной среды и может оказаться, что оно отклонится от того направления, которое было ему первоначально задано. "Мы не можем быть уверены в том, что результат действия будет соответствовать нашим намерениям, напротив, мы вправе серьезно сомневаться в этом". Мы вынуждены поэтому отойти от привычной линейной схемы предпринятое действие --> полученный результат и признать нелинейность всякого действия, точнее, нелинейность связи этого действия и его результата (последствий). "Как только индивид предпринимает действие, каким бы оно ни было, оно начинает ускользать от его намерений, -- поясняет Морен. -- Это действие вливается во вселенную взаимодействий, и, в конечном счете, поглощается окружением, так что в результате может получиться даже нечто противоположное по отношению в первоначальному намерению. Часто действие возвращается бумерангом к нам самим".

Теория социального управления становится экологической (ибо управляющие воздействия определены ситуацией, должны быть определенным образом встроены в среду). Мыслить и действовать интерактивно и оказывать управляющие воздействия адекватно складывающейся ситуации означает, стало быть, понимать неоднозначность и относительную непредсказуемость получаемого отклика от среды, от организации, на которую осуществляется управляющее воздействие, отдавать себе отчет о сложности и нелинейности устанавливающихся обратных связей, допускать определенную долю хаоса, внутренней подвижности и гибкости в складывающейся системе интерактивных связей, а также уметь использовать правила резонансного встраивания в среду для образования единого устойчиво эволюционирующего целого.

Новый подход к образованию с точки зрения конструктивизма и синергетики мы с С.П.Курдюмовым назвали пробуждающим обучением. Способ связи обучающего и обучаемого, учителя и ученика -- это их взаимная циклическая детерминация и их взаимное конструирование, становление и развитие, их синергийная связка. Обучение -- это не передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, но создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество. Это -- нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадания -- в результате разрешения проблемных ситуаций -- в один и тот же, самосогласованный темпомир. Последнее означает, что благодаря совместной активности в такого рода ситуации учитель и ученик начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе. Учитель не просто задает вопросы, на которые заранее знает ответ, хотя это и имеет место на начальных стадиях обучения. Он ставит проблемы так, чтобы начать совместное исследование, чтобы ученик удивился тайнам бытия, понял неисчерпаемость познания мира и приобретал не столько "знаю что", сколько "знаю как".

Обучение становится интерактивным. Не только учитель учит ученика, но и ученик учит учителя, они становятся кооперирующими друг с другом сотрудниками. Учитель должен научиться видеть, что скрывается за учеником и научиться понимать его. В процессе обучения незнающий превращается в знающего, а при этом изменяется и сам учитель, подобно тому как в процессе психотерапии больной превращается в здорового, или хотя бы в выздоравливающего, но вместе с тем и сам доктор претерпевает изменения, испытывая свое душевное равновесие и в большинстве случаев его укрепляя.

В современной психотерапии также успешно применяется конструктивистское мышление, как об этом неоднократно писал Хайнц фон Ф\"ерстер и еще один представитель конструктивизма, семейный врач-психотерапевт, редактор коллективных монографий по конструктивизму Пауль Ватцлавик. Фон Ф\"ерстер рассказывает об изобретенной Ватцлавиком методике циклического вопрошания, которая позволяет конструировать действительность, повращаться в виртуальных мирах "как если бы" и тем самым наладить отношения между членами семьи, перевести их в состояние душевного равновесия. Психотерапевт просит, например, мать сказать, что она думает о том, что думает ее дочь о ее отношении с мужем. Естественно, она никогда не задумывалась об этом. Но поскольку она сейчас сидит перед психотерапевтом, она вынуждена вступить в дискуссию и предположить, что думает ее дочь об отношениях между родителями. В этот момент нужно смотреть, как воспринимают это твои партнеры, члены твоей семьи: дочь, которая в первый раз слышит, что думает ее мать о том, что она думает об отношениях между матерью и отцом; муж, который совершенно ошеломлен тем, что узнал, что в самом деле думает его жена и как она воображает себе, что творится в голове дочери, воспринимающей их отношения своими глазами. "Для всех них внезапно возникает новая вселенная в этом психотерапевтическом сеансе. Они конструируют новый мир. Вся идея этих психотерапевтов состоит в том, что они приглашают участников поработать совместно, чтобы изобрести для себя новый мир отношений". В результате такого рода психотерапевтических процедур конструируются новые виртуальные миры, реальное воплощение которых оказывает на каждого из членов группы терапевтическое действие.

Вообще говоря, мировоззренческая позиция конструктивизма не ограничилась только областями научного и философского знания. Великий переворот в живописи был связан переходом от реализма, стремления точно передать воспринимаемую действительность, как это было, например, в школе передвижников в России во второй половине XIX века, к французскому импрессионизму на рубеже XIX и XX веков, в картинах которого действительность преломлялась через чувства, настроения, впечатления художников. В полотнах импрессионистов правдоподобность создается через неправдоподобие, через приглушенные акварельные краски, как у Клода Моне, или, наоборот, через преувеличенно яркие, кричащие краски, как у Винсента ван Гога, через нагромождение мазков, которые, резонируя с восприятием действительности зрителем, могут передавать действительность даже лучше, чем фотографии. Разные вариации символизма, в особенности стиль Баухауза (Василий Кандинский, Пауль Клее), можно, пожалуй, рассматривать как проявление радикального конструктивизма в живописи. "Искусство должно обращать быль в сказку, переплавлять физику в метафизику, оно, по выражению Пауля Клее, не отражает видимое, а создает его".

Конструктивизм, оказывается, имеет прямое отношение к синергетике. Конструктивизм внутренне встроен в синергетическое знание, которое основывается на принципе циклической причинности между элементами и системой в целом, поведением элементов и параметрами порядка, самоорганизующейся системой и окружающей ее средой, наблюдателем и наблюдаемым, субъектом и объектом.

Синергетика как постнеклассическая парадигма научного знания пытается увидеть "мир изнутри", мир как он видится познающим его и действующим в нем человеком и как он может строиться, конструироваться человеком. Синергетика раскрывает особую, решающую роль человека, который, будучи встроен в сложные системы, может оказывать непосредственное влияние на ход их эволюции, выводить их на предпочтительные будущие состояния. Наблюдатель и наблюдаемое, конструирующий субъект и объект его преобразований находятся в отношении нелинейной обратной связи, взаимной детерминации, циклической причинности. Субъект конструирует действительность, и возможности этого конструирования видятся с позиции синергетики в разных планах.

Во-первых, это -- решающая роль субъекта, установок его сознания и его ценностных предпочтений, даже единичного человеческого действия, в выборе возможных путей развития в состояниях неустойчивости сложной системы. Существуют два типа неустойчивости: неустойчивость в точки бифуркации, ветвления путей развития и неустойчивость вблизи обострения, момента максимального, кульминационного развития сложной структуры. Как в том, так и в ином случае система становится неустойчивой к малым, незначительным флуктуациям на микроуровне, и малое человеческое воздействие способно вывести систему на один из возможных путей эволюции, к одной из целого спектра структур-аттракторов. Важнейшим мировоззренческим выводом синергетики является тот, что человек действительно способен принимать непосредственное участие в конструировании желаемого будущего, но его творческая, созидательная роль имеет ограничения в виде собственных, внутренних тенденций развития сложных систем. Не все что угодно можно осуществить, но только то, что согласовано с собственными потенциями сложных систем.

Осознание множественности путей развития сложных систем, наличия альтернатив напрямую связано с осознанием возможности улучшить мир, соединить поиск истины с поиском блага. Об этом пишет И.Валлерстайн: "Мы были бы мудрее, если бы формулировали наши цели в свете постоянной неопределенности и рассматривали эту неопределенность не как нашу беду и временную слепоту, а как потрясающую возможность для воображения, созидания, поиска. Множественность становится не поблажкой для слабого или невежды, а рогом изобилия сделать мир лучше".

Во-вторых, человек способен сокращать длительный и многотрудный путь эволюции к сложному путем резонансного возбуждения желаемых сложных структур. Определив параметры порядка сложных систем, он может смоделировать, рассчитать или качественно определить возможные структуры-аттракторы для этих систем и посредством малых, но топологически правильно организованных -- резонансных -- воздействий выводить процесс развития на желаемые структуры.

В-третьих, человек может активно вмешиваться в процесс конструирования сложных структур из относительно простых, в процесс их коэволюции, совместного и устойчивого развития. Один из принципов синергетического холизма -- это принцип топологически правильного, резонансного соединения относительно простых структур в сложные устойчиво эволюционирующие целостности, с тем чтобы ускорить темп развития образовавшейся единой сложной структуры и приблизить желаемое будущее. В результате резонансного объединения единая структура в итоге приобретает более высокий темп развития, чем темп развития самой быстро развивающейся структуры до объединения. Выгодно развиваться вместе, ибо это приводит к экономии вещественных, энергетических, духовных затрат.

В-четвертых, сложные системы имеют не только некоторую глубину памяти, но и влияние, притяжение будущего, и человек может конструктивно использовать это влияние будущего с попаданием сложной системы в конус определенного аттрактора. В таком случае человек должен действовать согласно установкам восточного (буддийского или даосского) сознания: поддаться течению, чтобы победить; недеяние есть самое сильное действие.

Для понимания сути этого нового отношения человека к миру (его наблюдение изнутри, его обустройство, созидание и постоянная переделка самого себя в процессе этого обустройства) весьма удачной является метафора танца. Познание мира и действие человека в мире -- это танец человека с миром, парный танец с различными па, в котором ведущим является то один, то другой партнер, в котором они оба беспрерывно раскрываются и развиваются.

Ключевой вопрос в наши дни состоит в изменении способа мышления человека. Ведь неслучайно говорят: "Измени свой способ мышления, и ты будешь уже на полпути к изменению мира!" К сожалению, наше мышление пока остается скорее линейным, чем нелинейным, скорее узко профессиональным, чем глобально ориентированным, скорее непримиримым, чем толерантным и готовым к компромиссам, скорее пассивно отражательным, чем конструктивистски активным. Поэтому изменение мышления в направлении нелинейности, осознания духовных ценностей, конструктивизма, коэволюции, интерактивности и партнерства с универсумом и сложными структурами в нем, о чем мечтал Сергей Павлович Курдюмов, жизненно необходимо.

В заключение хочу выразить свою благодарность научным фондам, поддерживающим мои научные исследования по различным аспектам синергетики на протяжении последнего десятилетия: Российскому фонду фундаментальных исследований (проекты 03-06-80252 и 04-06-80254), Российскому гуманитарному научному фонду (проект 04-03-00130), Фонду Александра фон Гумбольдта, поддержавшему мои исследования в Центре синергетики Г.Хакена при Университете Штуттгарта в 1997--1998, 2004 и 2005 годах и Дому наук о человеке, благодаря поддержке которого я развивала сотрудничество с Центром трансдисциплинарных исследований (социология, антропология, история), руководимом Э.Мореном и К.Фишлером, в Париже в 2000, 2002 и 2005 годах.

Е.Н.Князева
Москва, декабрь 2005 г.

 Об авторах

Елена Николаевна Князева

Е.Н.Князева -- доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора эволюционной эпистемологии Института философии РАН, профессор кафедры организации социальных систем и антикризисного управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Специалист в области философии науки и эпистемологии. Работала в научных центрах Германии и Франции. Автор более 200 научных трудов и более 50 работ в соавторстве с С.П.Курдюмовым. Автор книг "Законы эволюции и самоорганизации сложных систем" (1994), "Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса" (1995), "Основания синергетики" (URSS, 2005, 2006), пользующихся большой популярностью и среди философов, и среди синергетиков.

Сергей Павлович Курдюмов

С.П.Курдюмов -- выдающийся российский ученый, специалист в области математической физики, вычислительной математики, физики плазмы и синергетики, один из основателей синергетического движения в России. Член-корреспондент РАН. Всю творческую жизнь работал в Институте прикладной математики (ныне ИПМ им.М.В.Келдыша РАН), с 1989 по 1999 годы в должности директора. Около 15 лет руководил кафедрой прикладной математики Московского физико-технического института, был профессором Международного университета "Дубна" и Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Cоавтор открытия эффекта Т-слоя -- нового типа неустойчивости плазмы (1968, Государственный реестр открытий СССР, N 55), лауреат премии Правительства РФ в области образования (2002). Создатель теории режимов с обострением, получившей мировое признание. В последние 30 лет он активно развивал междисциплинарные подходы и занимался философскими проблемами синергетики. Эти исследования нашли отражение в книгах "Законы эволюции и самоорганизации сложных систем" (1994), "Синергетика и прогнозы будущего" (URSS, 2003), "Основания синергетики" (URSS, 2005, 2006). Сергей Павлович был инициатором создания центра "Стратегии динамического развития", серии книг "Синергетика: от прошлого к будущему" и научно-образовательного портала www.spkurdyumov.narod.ru.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце