URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Фогт А. Социальные утопии. Пер. с нем.
Id: 112895
 
195 руб.

Социальные утопии. Пер. с нем. Изд.3

URSS. 2010. 192 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-484-01234-3. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания).

 Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга немецкого историка А.Фогта, посвященная осмыслению такого феномена, как "утопия", --- феномена скорее социального, нежели литературного. По мнению автора, в утопиях ярко выражены самые сокровенные тайники человеческого духа и мировоззрения, говорящие о вечном стремлении человека к счастью, свободе, справедливости, миру, порядку, самосовершенствованию. Какое основание имеет это стремление и почему оно находит удовлетворение в утопиях; какое отношение существует между взглядами утопистов и людей, настроенных пессимистически; стремятся ли все утописты к одной цели, един ли у них идеал государства и общества, или этих идеалов много и они противоречат друг другу --- вот вопросы, на которые автор небезуспешно пытается дать ответ в данной книге.

Рекомендуется философам, социологам, историкам и представителям других гуманитарных дисциплин, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавление

Литература
Предисловiе
Первая глава
 Что такое утопiи?-Мiросозерцанiя. -- Религiя. -- Философiя. -- Натурализмъ. -- Социальныя мiровоззренiя. -- Соцiальный реализмъ и идеализмъ. -- Радикальный идеализмъ является утопизмомъ. -- Философскiй идеализмъ. -- Различные виды соцiалънаго реализма. -- Наивный реализмъ. -- Реализмъ пресыщенныхъ. -- Реализмъ смиренiя. -- Религiозный реализмъ. -- Утопизмъ и утоiписты. -- Два рода утопiй. -- Архизмъ и анархизмъ. -- Утопiя, какъ литературная форма. -- Сатирическiя утопiи.
Вторая глава
 Сказанiе о рае и о золотомъ веке. -- "Государство" Платона. -- Религiозное мiровоззренiе Платона и влiянiе этого мiровоззренiя на его утопiи. -- Политическiе взгляды Платона. -- Государство, какъ нравственное учрежденiе. -- Судьба Сократа и влiянiе ея на ученiе Платона. -- Философы въ роли царей. -- Справедливость и принудительная сила государства. -- Греческiй архизмъ. -- Былъ ли Платонъ аристократомъ? -- Воспитателъныя задачи государства. -- Правители, воины и граждане. -- Государство посредствомъ искусственнаго подбора воспитываетъ годныхъ для себя гражданъ. -- Воспрещенiе брака для правителей и воиновъ. -- Воспрещенiе имъ иметь частную собственность. -- Платонъ не былъ соцiалистомъ. -- "Законы" Платона. -- Недостатокъ экономической свободы. -- Противоположность между идеалами Платона и современными идеалами.
Третья глава
 Такъ называемый христiанскiй соцiализмъ. -- Христiанская любовь къ беднымъ и соцiалъ-демократическiй принципъ защиты слабыхъ. -- Борьба за существованiе и христiанство. -- Христiанская забота о слабыхъ не соцiалистична. -- Мнимый коммунизмъ первыхъ христiанскихъ общинъ. -- Отношенiе христiанскихъ среднихъ вековъ къ утопизму. -- Некоммунистическiй идеалъ народнаго хозяйства Фомы Аквината. -- Гностики и политическiе утописты. -- Утопiя Томаса Мора. -- Авторъ ея не былъ утопистомъ. -- Экономическiй характеръ утопiи. -- Новые аргументы противъ собственности. -- Отсутствiе экономической свободы. -- Бракъ и женскiй вопросъ. -- Свобода совести и веротерпимость. -- "Городъ Солнца" Томазо Кампанеллы. -- Метафизикъ и его три министра. -- Народное образованiе. -- Вопросъ о продолженiи рода и относящiеся къ нему порядки. -- Иерархическiй идеалъ государства.
Четвертая глава
 Государство и церковь. -- "Христiанополь" Иоганна Валентипа Андреэ. -- Переделка "Города Солнда" Кампанеллы на протестантскiй ладъ. -- Поселенiе iезуитовъ въ Парагвае. -- Условiя его существованiя. -- Общественная собственность коммунистическаго государства, какъ предметъ преступленiй противъ собственности,- "Law of Freedom" Джерарда Уинстэнли. -- Первая демократическая утопiя. -- Невозможность совместить соцiализмъ съ экономической свободой. -- Габрiель Фуаньи, первый анархистъ. -- "Исторiя севарамбовъ" Дени Верасса. -- Бракъ у севарамбовъ. -- "Плавающiе острова" Морелли. -- "Кодексъ природы". -- Морелли и заговоръ "равныхъ". -- Соцiальные реформаторы и тираны. -- Шарль Фуръе. -- Его анархизмъ. -- Фантазiя его первыхъ сочиненiй. -- Его отридательное отношенiе къ революцiи. -- Законъ соцiальнаго притяженiя. -- Организацiя общества безъ принужденiя. -- Фаланстеры. -- Фурье и производительныя кооперацiи.
Пятая глава
 Колебанiе между двумя идеалами. -- "2440 годъ" Мерсье. -- Клодъ Анри де Сенъ-Симонъ. -- Новое христiанство. -- Любовь къ ближнему стараго и любовь къ человечеству новаго христiанства. -- Религiя труда. -- Ученики Сенъ-Симона и конецъ сенъ-симонизма. -- Робертъ Оуэнъ не былъ настоящимъ утопистомъ. -- Этьеннъ Кабэ. -- Политическая свобода и экономическое рабство. -- Практическiе олыты. -- Современный утопизмъ. -- Утопiи и наука. -- Карлъ Марксъ. -- Теорiя эволюцiи и теорiя классовой борьбы. -- Тенденцiи эволюцiи. -- Происхожденiе соцiальныхъ вопросовъ. -- Проблема соцiальной свободы. -- Прудонъ и современный соцiалистическiй либерализмъ. -- Аграрные реформаторы. -- Уничтоженiе процентовъ и ренты. -- Два пути. -- Современный анархизмъ. -- Максъ Штирнеръ. -- Его теорiя эгоизма. -- Штирнеръ -- противникъ коммунизма. -- Возстановленiе собственности. -- Бiографiя Штирнера, составленная Макаемъ. -- "Анархисты" Джона Генри Макая. -- Самоуничтоженiе анархизма. Заключенiе.
Алфавитный указатель именъ

 Предисловие

Многiе, задолго до появленiя этой книги, подробно разбирали те взгляды на соцiальный мiръ, которые лежатъ въ основанiи всехъ утопiй и политическихъ романовъ, -- независимо отъ оригинальности ихъ авторовъ и редко художественнаго, а чаще политическаго интереса ихъ произведенiй. Но литература объ утопiяхъ вообще довольно одностороння: она состоитъ въ перечисленiи утопiй въ хронологическомъ порядке, въ общихъ сведенiяхъ объ ихъ авторахъ, о томъ, когда и какъ оне были написаны, и затемъ -- въ критйческомъ или хвалебномъ, серьезномъ или саркастическомъ разборе ихъ формы и содержанiя.

Но, что въ самомъ существованiи утопiй, въ этой непреоборимой потребности людей рисовать себе идеальное государство и общество, которыя всемъ безъ исключенiя дали бы безмятежное счастiе здесь, ыа земле, заключается тоже важная проблема, -- этого вопроса никто еще не касался, -- по крайней мере, въ печати, хотя многiе, вероятно, сознавали его въ душе. А между темъ, въ утопiяхъ ярко выражены самые сокровенные тайники человеческаго духа и человеческаго мiровоззренiя. Оне говорятъ о вечномъ стремленiи человека къ счастью, свободе, справедливости, миру; порядку и отчасти къ самоусовершенствованiю.

Какое же основанiе имеетъ вообще это стремленiе, и почему оно находитъ себе удовлетворенiе въ утопiяхъ? Какое отношенiе существуетъ между мiровоззренiемъ утопистовъ и взглядами на жизнь людей, настроенныхъ пессимистически, или проповедующихъ самоотреченiе, религiозныхъ, аскетовъ? Почему некоторые отрицаютъ всякiя утопическiя идеи, а другiе не могутъ жить безъ нихъ, не могутъ не мечтать и не говорить о лучшемъ будущемъ? Стремятся ли все утописты къ одной цели, или они разделяются на партiи, враждебныя между собою? Одинъ ли у нихъ идеалъ государства и общества, или этихъ идеаловъ много, и они различны и даже противоречатъ одинъ другому? -- Вотъ вопросы, которые невольно встаютъ въ уме при изученiи утопiй, и которые я попытаюсь разрешить здесь.

Читатель не найдетъ, впрочемъ, въ моей книге подробнаго изложенiя всехъ утопiй, какъ въ некоторыхъ другихъ сочиненiяхъ, о которыхъ я говорилъ въ начале своего предисловiя. Объ иныхъ утопiяхъ я не упоминалъ вовсе, о другихъ -- только вскользь. Я выбиралъ среди нихъ лишь те, которыя, на мой взглядъ, особенно характерно выражаютъ общiя стремленiя человеческаго духа. Можетъ быть, для этой цели мне могли бы послужить и другiя утопiи, о которыхъ я умалчиваю, но эта книжка составлена изъ лекцiй: каждую изъ нихъ я читалъ въ теченiе часа, и эта ограниченность во временя отразилась и на краткости моей книги.

Я не разсчитываю, конечно, дать здесь исчерпывающiе ответы на вопросы, перечисленные мною выше, Я ясно понимаю, какъ велика и невыполнима была бы подобная задача. Нужно быть самому утопистомъ, чтобы верить, что возможно сразу обнять весь безконечно разнообразный и необъятный мiръ. И я попытаюсь доказать здесь, что многiя проблемы не решаются такъ просто, какъ это кажется съ перваго взгляда, хотя бы къ нимъ и былъ пригнанъ заранее готовый на нихъ ответъ. Въ этомъ и заключается заблужденiе утопистовъ: мiръ кажется имъ слишкомъ несложнымъ, и они думаютъ, что можно однимъ почеркомъ пера сразу примирить все его противоречiя.

Не сомневаюсь также и въ томъ, что мою книгу, поскольку она касается вопроса о мiровоззренiяхъ, нельзя назвать научнымъ трудомъ, въ строгомъ смысле этого слова. Мiровоззренiе для каждаго изъ насъ -- великая аксiома, которая освещаетъ ему весь мiръ, но которую научно нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Мiровоззренiе основывается не на научныхъ истинахъ, и потому къ нему нельзя применять научныхъ методовъ. Если два мiровоззренiя вступаютъ между собою въ борьбу, то наука безсильна разрешить ихъ споры или примирить ихъ между собою. Поэтому я не берусь доказывать здесь съ научной точки зренiя ошибочность взглядовъ утопистовъ, какъ ни убежденъ въ душе, что эти взгляды ложны, -- и мои слова, вследствiе этого, произведутъ вероятно мало впечатленiя на техъ, у кого утопизмъ вошелъ уже въ плоть и въ кровь.

Мiровоззренiя нельзя усвоить, какъ геометрическую аксiому или какъ грамматику. Ихъ можно воспринимать при известномъ настроенiи и известномъ складе души и передавать лишь темъ; кто такъ же настроенъ и такъ же воспринимаетъ окружающiя впечатленiя. И моя книга поэтому -- просто небольшой опытъ, просто вопросъ, который я обращаю къ мыслящему мiру въ надежде, что среди него найдутся родственныя мне души, которыя поймутъ меня.

Франкфуртъ на Майне. 1 апреля 1906 г.

Андрей Фогтъ
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце