URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Чумакова М.Л. Колумбийская драма: разлом общества, эскалация террора, поиски мира
Id: 11278
 
999 руб.

Колумбийская драма: разлом общества, эскалация террора, поиски мира

2002. 292 с. Мягкая обложка. ISBN 5-201-05398-X.

 Аннотация

В книге исследуются истоки, динамика и причины эскалации внутригосударственного конфликта, раздирающего крупнейшую страну Андского субрегиона на протяжении почти 40 лет. Анализ сложной структуры конфликта, идейных установок и поведения его вооруженных участников сочетается с рассмотрением внутренних и внешних факторов, обусловивших его длительность в годы "холодной войны" и повышение интенсивности в постбиполярный период.

Парадоксы "старой демократии", неспособной обеспечить общественную безопасность, укорененность насилия, пагубное воздействие наркобизнеса на государство и общество, изменения в подходах правительства и армии к проблеме урегулирования конфликта, угроза регионализации конфликта, террор, развязанный вооруженными персонажами колумбийской драмы, и основы антитеррористической стратегии государства --- стержневые вопросы, которые освещаются в книге. Центральное место в работе уделено политике правительства А.Пастраны (1998--2002), особенностям его курса на политическое урегулирование и причинам провала мирного процесса.

El libro estudia los orнgenes, la dinбmica y las causas de escalada del conflicto interno que desgarra ese importante paнs de la subregiуn andina a lo largo de casi cuatro dйcadas. El anбlisis de la compleja estructura del conflicto, de los preceptos ideolуgicos y el comportamiento de sus protagonistas se combina con el estudio de los factores internos y externos que determinaron su continuidad durante la guerra frнa y su elevada intensidad en el perнodo postbipolar.

Las paradojas de la "vieja democracia" incapaz de garantizar la seguridad ciudadana, la violencia, la nefasta influencia del narcotrбfico sobre el Estado y la sociedad, el cambio de enfoques del gobierno y el ejйrcito hacia el arreglo del conflicto, la amenaza de regionalizaciуn del conflicto, el terror desatado por los protagonistas armados del drama colombiano y los lineamientos bбsicos de la estrategia antiterrorista del Estado son los problemas clave que aborda el libro. La obra presta atenciуn central a la polнtica del gobierno de A. Pastrana (1998--2002), las peculiaridades de su lнnea de arreglo polнtico y las causas del fracaso del proceso de paz.


 Оглавление

Введение
Глава I. Генезис конфликта
 Социально-политическая среда
 Структурное насилие
 Возникновение вооруженной оппозиции
Глава II. Динамика конфликта и попытки стабилизации
 Характер конфликта
 Императивы внутренней безопасности и политика государства
 "Эскадроны смерти"
 Поиски политических подходов
Глава III. Причины продолжения и эскалации конфликта
 Масштабы наркобизнеса
 Кризис управления и коррупция
 Террор и насилие
 Интересы сторон и срывы мирных переговоров
Глава IV. Приоритеты правительства Пастраны
 Курс на политическое урегулирование
 План Колумбия: десять стратегий президента
 Дипломатия во имя мира
 Военная реформа
Глава V. Траектория переговорного процесса и нарастание террора
 Переговоры с Революционными вооруженными силами Колумбии
 Диалог с Армией национального освобождения
 Влияние Объединенной самообороны Колумбии
 Ответы государства на вызовы терроризма
Глава VI. Внешние факторы
 Международный контекст
 Политика США: цели и методы
 Европейский союз
 Латинская Америка
Заключение

 Введение

На исходе XX в. Колумбия -- крупнейшая страна Андского субрегиона, известная демократическими традициями, устойчивой политической системой, высоким уровнем экономического развития, богатейшими природными ресурсами и международной активностью, превратилась в опасный очаг дестабилизации и стала "горячей точкой" Латинской Америки. Двухпартийная система, регулярные избирательные процедуры и другие атрибуты политической демократии, десятилетиями обеспечивавшие стабильность власти и благоприятный международный имидж страны, не смогли уберечь Колумбию от тяжелейшего системного кризиса.

За респектабельным фасадом "старой демократии" скрывалось множество проблем, порожденных ускоренной урбанизацией и экономической модернизацией, проводимой без реформирования социальной сферы и без укрепления институциональных основ государства и общества, при сохранении всесилья господствующих в экономике и политике региональных и семейных кланов, произволе властей и незащищенности населения, расколе общества, свыкшегося с насилием и привыкшего к царящей безнаказанности.

К концу 90-х годов в стране сложилась критическая ситуация, выявившая многочисленные слабости системы управления государством, обнажившая конфликтность общества и разрозненность элиты, не способной предупредить дестабилизацию страны и обеспечить ее умиротворение.

Колумбия лидирует на континенте по уровню насилия: ежегодно в стране погибает свыше 26 тыс. человек, а по числу похищенных занимает первое место в мире. Ежегодно страну покидают 250 тыс. человек, спасающихся от войны и насилия; число беженцев и вынужденных переселенцев достигло 2 млн. Массовые убийства, бессудные казни, индустрия похищений и захваты заложников стали неотъемлемыми спутниками колумбийской действительности, а наркогерилья, наркоторговцы, парамилитарес и банды наемных убийц -- постоянными персонажами затянувшейся колумбийской драмы.

В чем же причины современной критической ситуации? На наш взгляд, главным фактором, повлиявшим на превращение Колумбии в зону бедствия, явился застарелый внутригосударственный конфликт между властью и вооруженной оппозицией, представленной леворадикальными повстанческими организациями. Продолжение вооруженного конфликта, длящегося уже 38 лет, оказывало решающее воздействие на все стороны жизни государства и общества, препятствовало решению острейших социальных и политических проблем, подрывало устои экономического развития.

Другим фактором, пагубно отразившимся на состоянии государства и общества, явилось превращение Колумбии в крупнейшего производителя и поставщика кокаина на рынок США, следствием чего стало неослабное внимание Вашингтона к проблеме ограничения наркопроизводства и пресечения каналов наркотрафика. С другой стороны, прямым следствием наркотизации страны явились безудержный рост коррупции и насилия, эрозия социальной ткани общества и обесценение человеческой жизни.

Третьим фактором, сыгравшим роковую роль в затянувшейся трагедии Колумбии, стало включение участников внутреннего конфликта в наркобизнес и получение ими стабильных источников финансирования своей деятельности.

Вследствие распространения вооруженного конфликта на половину национальной территории возникли реальные угрозы внутренней безопасности и возросли риски дальнейшей дестабилизации и дезинтеграции страны. Эскалация насилия, рост уголовной преступности и гигантские обороты наркобизнеса свидетельствовали о том, что Колумбия подошла к опасной черте, за которой просматривались признаки хаоса и национальной катастрофы.

Масштабы вооруженного противостояния, как и гигантские обороты наркобизнеса, стали предметом постоянной озабоченности США и сопредельных стран, озабоченных рисками дестабилизации и перспективой опасных "выбросов" внутренней войны: потоки беженцев, проникновение незаконных вооруженных формирований, новые маршруты наркотрафика по территории андских государств.

На рубеже XX--XXI вв. Колумбия превратилась в опасный очаг региональной напряженности, представляющий угрозу международной безопасности, принимая во внимание разветвленные связи участников конфликта с транснациональным преступным сообществом, а также их приверженность к террористическим методам борьбы.

Исследование генезиса, эволюции и современного характера колумбийского конфликта представляется актуальным по следующим соображениям. Во-первых, этот конфликт уже стал проблемой регионального масштаба и представляет потенциальную угрозу для международной безопасности. Во-вторых, превращение Колумбии в "проблемную страну" выдвинуло ее в ряд несомненных приоритетов латиноамериканской политики США, что воздействует на состояние межлатиноамериканских отношений, а в перспективе может затрагивать взаимоотношения России со странами континента. В-третьих, тот факт, что три участника колумбийского конфликта причислены Вашингтоном к разряду террористических организаций, влечет за собой смену акцентов в политике США в отношении Колумбии и перемены в межамериканской системе, с учетом императивов борьбы с международным терроризмом. В-четвертых, учитывая злободневность задач борьбы с незаконным оборотом наркотиков, анализ опыта Колумбии в этой области представляет особый интерес, так как наглядно иллюстрирует разветвленные связи незаконных вооруженных формирований и террористических организаций с транснациональным преступным миром.

Наконец, рассмотрение этапов переговорного процесса, особенностей его интернационализации и причин провала представляет не только академический, но и прикладной интерес. Принимая во внимание высокий конфликтный потенциал, накопленный в ряде республик Северного Кавказа и задачи умиротворения Чечни, ознакомление с колумбийским опытом может оказаться полезным как в плане оценки эффективности контртеррористических операций, так и для определения пределов допустимых уступок незаконным вооруженным формированиям в процессе переговоров.

Все это придает особую актуальность исследованию колумбийского конфликта и подходов к его разрешению. Заметим, что данные темы до недавнего времени не разрабатывались отечественной латиноамериканистикой и конфликтологией, несмотря на то, что проблемы социально-экономического и политического развития этой страны детально рассматривались во множестве работ колумбийских, американских, европейских, латиноамериканских и российских ученых.

Сама проблематика давнего внутригосударственного конфликта -- его генезис, эволюция и структура, позиции сторон и изменения в политике правительства требуют многовекторного анализа с учетом внутренних и внешних факторов, воздействующих на динамику войны, определяющих степень вовлеченности зарубежных стран в его развитие, а также их вклада в разработку подходов к урегулированию, иначе говоря, включает и рассмотрение "мирного процесса" во всей его противоречивости и незавершенности.

Анализируя перипетии бесконечной войны и тщетные поиски мира, автор стремился найти ответы на ряд ключевых вопросов колумбийской трагедии. В чем причины затяжного конфликта? Каковы секреты "долголетия" вооруженной оппозиции? Какую роль играют парамилитарес? Ответы на эти вопросы необходимы при исследовании анатомии конфликта и уточнения его диагностики.

Изучение проблематики внутригосударственного конфликта неотделимо от анализа правительственной политики и позиции военного командования, в функции которого входит обеспечение внутренней безопасности страны. Тот факт, что беспрецедентный виток эскалации конфликта пришелся на период президентства А.Пастраны (1998--2002), усилия которого направлялись на поиск выхода из критической ситуации и достижение мира посредством переговоров с вооруженной оппозицией, обязывает к детальному разбору его политики, реализуемой в рамках правительственной программы План Колумбия.

В чем плюсы и минусы Плана Колумбия? Какова его социальная составляющая? Как реагируют участники конфликта на новую стратегию правительства? Изменилась ли позиция армии, концептуальные основы и приоритеты военной политики? Рассмотрение этих вопросов дает возможность очертить основные направления правительственной политики и проследить реакцию на нее общества.

Другой блок вопросов связан с мирным планом президента Пастраны. Чем отличался этот план от инициатив его предшественников? Какова роль дипломатии для мира в поддержке мирных инициатив и укреплении международных позиций Колумбии? Почему попытки реализации мирного плана привели к сокращению поддержки президента? Реальные переговоры или имитация диалога? Без ответа на эти вопросы невозможно представить траекторию мирного процесса, оценить его реальные достижения и серьезные промахи.

Для оценки шансов страны на мир и стабилизацию не менее важным представляется рассмотрение международно-политической ситуации вокруг Колумбии и выяснение позиций ее зарубежных партнеров и союзников. Способна ли широкая международная поддержка мирного процесса компенсировать нехватку доверия и поддержки правительственного курса внутри страны? В чем совпадают и где расходятся подходы США, Евросоюза и латиноамериканских стран к путям разрешения колумбийского конфликта? Продуктивно ли сочетание силовой терапии конфликта с попытками диалога и политических переговоров?

Ответы на эти непростые вопросы, выявление закономерностей развития внутригосударственного конфликта и попыток его урегулирования необходимы для понимания характера трагедии Колумбии и предвидения сценариев ее продолжения или развязки.


 Об авторе


Чумакова Марина Львовна

Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Центра проблем безопасности и геополитики Института Латинской Америки Российской академии наук. Автор многих публикаций по проблемам политического развития, интеграции и внешней политики латиноамериканских стран, региональным и внутрегосударственным конфликтам.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце