URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Липина С.А. Стратегические приоритеты социально-экономического развития республик Северного Кавказа: пути и методы их достижения
Id: 112216
 
1399 руб.

Стратегические приоритеты социально-экономического развития республик Северного Кавказа: пути и методы их достижения

URSS. 2010. 432 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01168-4.

 Аннотация

Настоящая монография посвящена актуальным проблемам определения путей и методов социально-экономического развития субъектов Северного Кавказа в контексте национальной безопасности России и реализации стратегических приоритетов экономической политики государства. В исследовании выявляются наиболее существенные, устойчивые и глубинные экономические и этнические процессы в республиках Северного Кавказа, происходившие в данном регионе за последние двадцать лет. Определены основные направления развития промышленного комплекса республик по достижению стратегических приоритетов на основе глубокого анализа природно-ресурсного и человеческого потенциала. Разработаны рекомендации по повышению эффективности и рационального использования экономического потенциала республик Северного Кавказа. Выявлены негативные факторы и благоприятные предпосылки для развития аграрно-промышленного комплекса Северо-Кавказских республик. Разработаны предложения по возрождению сельских территорий, развитию социальной инфраструктуры в сельской местности, повышению качества жизни населения на основе возрождения этнокультурных ремесел и традиций. Определены перспективы развития туристско-рекреационного комплекса республик. Обозначены главные направления в социальной политике как основе повышения качества человеческого капитала. Определены возможности экономической кооперации и специализации республик Северного Кавказа на общероссийском рынке. Предложены рекомендации по развитию внешнеэкономических связей республик. Многие положения исследования уже внедрены (как, например, Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года) или внедряются автором в документы социально-экономического развития Северо-Кавказского региона.

Книга предназначена для руководителей муниципальных и региональных органов власти, представителей бизнес-сообщества, научных сотрудников, студентов и аспирантов, а также всех, кто интересуется возможностями и перспективами развития Северо-Кавказского региона.


 Содержание

Предисловие (А. Г. Гранберг)
От автора
Введение
Глава 1. Особенности экономического положения и ключевые социальные проблемы республик Северного Кавказа
 1.1.Республики Северного Кавказа в пространстве Юга России
 1.2.Влияние трансформационных этнополитических процессов, происходивших в Северокавказском регионе на современное социально-экономическое положение республик
 1.3.Особенности социально-экономического положения республик Северного Кавказа
Глава 2. Методическая основа определения приоритетных направлений развития республик Северного Кавказа.
 2.1.Анализ методов развития северокавказских республик
 2.2.Теоретико-методологическая основа определения направлений развития республик Северного Кавказа
Глава 3. Направления экономического развития республик и  их влияние на достижение стратегических приоритетов
 3.1.Энергетическая база -- импульс развития экономики республик Северного Кавказа
 3.2.Формирование нефтегазохимического комплекса на основе рационального использования минерально-сырьевой базы
 3.3.Создание строительного комплекса северокавказских республик -- основа развития региона на современном этапе
 3.4.Перспективы развития цветной металлургии в республиках Северного Кавказа
 3.5.Приоритеты развития обрабатывающих отраслей
 3.6.Развитие малого и среднего предпринимательства
 3.7.Возможности развития туристско-рекреационного комплекса
Глава 4. Сельское хозяйство. Меры повышения эффективности функционирования АПК, как важнейшего фактора социально-экономической устойчивости и обеспечения продовольственной безопасности республик
 4.1.Оценка факторов, влияющих на развитие аграрного комплекса республик Северного Кавказа
 4.2.Этноэкономические особенности реформирования АПК в республиках Северного Кавказа
 4.3.Предложения по стабилизации и развитию агропромышленного производства в республиках
 4.4.Основные концептуальные подходы к развитию растениеводства на территории республик Северного Кавказа
  4.4.1.Региональные особенности зернового хозяйства
  4.4.2.Факторы и резервы повышения экономической эффективности выращивания растениеводческой продукции в республиках
  4.4.3.Приоритетные задачи восстановления виноградарства и плодоводства в республиках
 4.5.Проблемы животноводческой отрасли и обоснование основных мер поддержки
 4.6.Основные направления повышения эффективности предприятий пищевой промышленности
 4.7.Приоритеты возрождения и развития сельских территорий
Глава 5. Человеческий потенциал республик Северного Кавказа. Пути развития социальной сферы
 5.1.Политика в сфере занятости населения
 5.2.Социальная защита населения
 5.3.Политика в сфере образования
 5.4.Основные положения политики в сфере культуры
 5.5.Основные задачи молодежной политики
 5.6.Политика в системе здравоохранения
 5.7.Политика в сфере экологии
Глава 6. Пути и методы экономической интеграции и специализации республик
 6.1.Возможности экономической интеграции
 6.2.Влияние геополитического фактора на социально-экономическое развитие республик Северного Кавказа
 6.3.Приоритеты развития внешнеэкономических связей республик
Заключение
Литература

 Предисловие

Монография С.А.Липиной "Республики Северного Кавказа. Стратегические приоритеты социально-экономического развития: пути и методы их достижения" посвящена актуальной теме -- анализу факторов и особенностей регионального развития республик Северного Кавказа, исследованию общих существенных черт социально-экономической системы, сложившейся к настоящему времени, определению приоритетов и основных направлений развития экономики Северокавказского региона с учетом специализации на внутрирегиональном и общероссийском рынке. Это еще один шаг автора -- Светлана Артуровна опубликовала в 2007 году монографию "Чеченская Республика. Экономический потенциал и стратегическое развитие" и в 2008 году "Республики Северного Кавказа. Приоритеты развития АПК" -- в решении важнейшей проблемы достижения на этой территории социальной стабильности.

Работа является итогом комплексного экономического исследования проблем развития республик Северного Кавказа и возможностей для определения путей использования экономического потенциала каждой республики в целях преодоления негативных тенденций.

Компетенция автора, ее знание этносоциальных процессов в республиках позволили убедительно раскрыть ряд сложных проблем, по которым нет на сегодняшний день однозначных решений. От автора потребовались особенно взвешенный продуманный подход и теоретическое осмысление тех трансформационных процессов, которые произошли за последние десятилетия.

Республики Северного Кавказа, имеющие различные природно-экономические, исторические, национальные и экологические особенности, отличающиеся глубокой неоднородностью экономического пространства, устойчиво высокой долей бедного населения в сельской местности, рассматриваются как особый объект региональной политики России.

С.А.Липина учитывает в своем исследовании традиции и менталитет народов Северного Кавказа на основе глубокого анализа институциональной структуры северокавказского общества и экономики. Автор справедливо подчеркивает, что северокавказские республики -- это единственный регион Российской Федерации, где проходит фундаментальная рыночная трансформация хозяйственного комплекса на фоне социальной нестабильности и многочисленных специфических проблем, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями.

Книга представляет собой серьезное исследование одной из важнейших проблем региональной экономики.

Академик РАН А.Г.Гранберг

 От автора

Северный Кавказ -- часть нашей большой страны России. Происходящие здесь события тревожат многих, а тем более тех, кто родился и рос в этом благодатном крае. Нас, земляков, разбросанных по всему свету и сейчас живущих в республиках более 10 миллионов. Сейчас решается судьба мира и благополучия на нашей земле.

Эта книга -- результат анализа и раздумий, сбора по крупицам информации, размышлений над высказываниями политологов, идеологический спор со многими экономистами, философами, социологами, которые неравнодушны к судьбе народов, населяющих Северный Кавказ. Искренне благодарю за неоценимые научные консультации, многогранную поддержку академика Российской академии наук, ученого с мировым именем Александра Григорьевича Гранберга. Слова благодарности адресую Борису Матвеевичу Штульбергу. Спасибо за конструктивную критику, замечания и предложения глубокоуважаемым рецензентам Алеко Александровичу Адамеску, Вячеславу Алексеевичу Вашанову, Валентине Николаевне Кириллиной, Валерию Валентиновичу Котилко.

Я очень благодарна своим землякам, которые меня поддерживали в моих изысканиях, подтверждали мою правоту в деле обновления нашего дома -- Северного Кавказа: Асланбеку Абубакаровичу Дудаеву, Асламбеку Боклуевичу Паскачеву, Шукран Саидовне Сулеймановой, Деньга Шахрудиновичу Халидову, Эдуарду Магомедовичу Хачукаеву.

Уверена, что при вкладе каждого в дело возрождения и развития нашего дома -- Северного Кавказа -- наша земля станет самым мирным, благополучным и процветающим регионом.

Читайте, изучайте, спорьте со мной, но при этом думайте о будущем поколении, которое входит в жизнь сейчас и хочет достойно жить, работать и заботиться о стариках и детях.


 Введение

Республики Северного Кавказа (Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия--Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Адыгея), занимая особое геополитическое положение на юге России, своим приграничным положением и уникальным транспортным комплексом в системе предкавказских и транскавказских магистральных и промышленных коридоров, закрепляют экономические и стратегические позиции нашей страны в этом регионе. Будучи многонациональными, многоконфессиональными, с высоким естественным приростом населения, с постоянным, традиционным отставанием темпов роста рабочих мест от темпов роста экономически активного населения все республики Северного Кавказа уже в 70-е годы XX века отличались глубокой неоднородностью экономического пространства, процветающими теневыми процессами в непроизводственной сфере, устойчиво высокой долей бедного населения в сельской местности.

После кардинального изменения государственно-политической системы в стране с 90-х годов XX века республиканские экономики находятся в кризисной ситуации и с каждым годом все более отстают от экономически более развитых соседних краев и областей.

Произошедшие на рубеже веков реформы, привели к резкой и неадекватной трансформации структур хозяйственного комплекса республик Северного Кавказа, а итоги рыночных преобразований, а самое главное, этноэкономические особенности, обусловленные специфическими и исторически сложившимися формами ведения хозяйства республик Северного Кавказа, привели к обострению социально-экономических проблем и региональной конфтиктогенности.

На сегодняшний день сложное социально-экономическое положение северокавказских республик определяется огромным количеством безработного населения, его значительной социальной дифференциацией, сохранением высоких темпов рождаемости в условиях резкого сужения регионального рынка рабочей силы, слабым развитием рыночных отношений, расцветом коррупции, широким распространением теневой экономики, ростом активности криминальных элементов, незатухающей террористической опасностью.

Угрозы и вызовы этого региона имеют серьезное значение для развития России, в первую очередь, в аспекте национальной безопасности и территориальной целостности страны. В настоящее время Северный Кавказ неуклонно превращается в важнейший геоэкономический плацдарм, где разворачивается стратегическая борьба за будущие рынки и сырье. Это во многом определяется тем, что через регион пройдут важнейшие магистрали для транспортировки углеводородного сырья из Прикаспийского бассейна и Средней Азии.

Несмотря на то, что в течение последних лет Федеральным центром России предпринимаются действия, направленные на оздоровление социально-экономической ситуации в республиках Северного Кавказа: поступают стабильно высокие дотации в бюджеты республик, выделяются средства для реализации Федеральных целевых программ, вводился режим свободной экономической зоны (республика Ингушетия), республики явно отстают по объемам и темпам роста промышленного и сельскохозяйственного производства.

Проблемы республик Северного Кавказа не раз становились предметом изучения в экономической и политической литературе, рассматривались отдельные показатели качества жизни населения, основные элементы экономической политики. На сегодняшний день нельзя говорить о наличии комплексных научно-практических разработок, характеризующих происходящие социально-экономические процессы в республиках Северного Кавказа, что объясняется, прежде всего, самой спецификой внутриэтнического аспекта этих процессов. Число работ, посвященных анализу состояния и факторов развертывания социально-экономических процессов в северокавказских республиках РФ, не отвечает требованиям времени. Сложность проблемы, избранной в качестве предмета настоящего исследования, в том, что она носит междисциплинарный характер. Многие методологические аспекты системного формирования этноэкономических процессов в условиях становления межнациональных и внутрирегиональных отношений также следует считать недостаточно изученными. Последнее во многом связано с тем, что данные процессы носят незавершенный характер.

Приходится констатировать, что в настоящее время прогнозы различных производственных, инвестиционных, социальных проектов не соотносятся с масштабностью заявленных задач. Региональные и межрегиональные программы, охватывающие Юг России, не обеспечивали увязку интересов бизнеса и населения республик, не активизируют социально-регулятивные функции, которые могли бы сыграть роль стабилизаторов в условиях этнического разнообразия и специфических вызовов в формирующемся на этой территории экономическом пространстве.

Изучение совокупности социально-демографических изменений и процессов в экономической сфере северокавказских республик выявило не только требование незамедлительного решения проблем социально-экономического развития субъектов Северного Кавказа в контексте национальной безопасности России, но и безотлагательного определения практических механизмов реализации стратегических приоритетов экономической политики государства.

Для преодоления проблем в экономике, общественно-политической и социальной сфере на территории республик Северного Кавказа необходимы неотложные действия и решения, учитывающие в комплексе не только состояние социально-экономической сферы республик на сегодняшний день, но и те структурные изменения, произошедшие за годы экономических преобразований в народном хозяйстве республик, которые характерны именно Северо-Кавказскому региону. Необходимы новые подходы к рассмотрению социально-экономических процессов, происходящих на Северном Кавказе, которые должны учитывать социокультурные факторы, особенности этносоциальной структуры северокавказских народов и их менталитет.

При этом факторы устойчивого социально-экономического развития республик должны быть направлены на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, через разработку эффективых механизмов реализации социальных целей и динамичного развития экономики.

Актуальность, многогранность и важность проблем региона, потребовали комплексного исследования современного социально-экономического положения Северокавказских республик, выявления "точек роста" и потенциальных возможностей для определения перспективных путей использования экономического потенциала республик в целях сокращения отставания и преодоления негативных тенденций.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в ходе работы ряда аналитических, научных и методологических задач, что предопределило логику их постановки и выполнения.

Так в первой главе проведен анализ современного социально-экономического положения республик Северного Кавказа, выявлены общие узловые социально-экономические проблемы республик, раскрыты особенности происходящих трансформационных этнополитических процессов и их влияние на многие негативные процессы, проведено сравнение значений главных индикаторов экономического развития и названы основные причины, вызвавшие глубокий спад производства, высокую безработицу, резкое социально-экономическое расслоение населения.

Во второй главе установлены степень реализации и практического применения в условиях глубокого экономического кризиса существующих официальных документов, призванных решить проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа. С учетом полученных результатов и на основе выявленных региональных особенностей были обоснованы методологические подходы и практические методы достижения стратегических приоритетов -- решения проблемы занятости и повышения уровня жизни населения -- как основных и необходимых задач по снятию в регионе социально-политической и социально-экономической напряженности. Выявлены проблемы реализации основных документов среднесрочного и долгосрочного развития республик, существующие на сегодняшний день, определены этноэкономические особенности республик.

В третьей главе предложены подходы к решению задачи достижения стратегических приоритетов социально-экономического развития пространства республик Северного Кавказа, как категории регионов, относящихся к так называемым проблемным территориям, путем развития отраслей, основанных на рациональном использовании собственной природно-ресурсной базы, отраслей реального сектора экономики, основанных на человеческом потенциале этого региона, значительных энергетических, топливных, минеральных ресурсах, инновационном развитии транспортной инфраструктуры, что на практике будет поддерживать процесс воссоздания и развития экономики республик. Определены основные направления развития промышленного комплекса республик для достижения стратегических приоритетов. Разработаны рекомендации по повышению эффективности и рационального использования экономического потенциала республик Северного Кавказа. Отраслевой анализ, учитывающий возможные условия и риски, привел к выводу, что наиболее перспективным для становления конкурентоспособной экономики республик является восстановление и развитие перерабатывающих производств, где важнейшим является повышение степени переработки природных ресурсов на основе высокотехнологичных производств, которые потребуют использования внутренних потенциалов и человеческих ресурсов каждой республики.

В четвертой главе предложены меры по развитию аграрного сектора с глубокой переработкой сельскохозяйственного сырья -- как основы социально-экономической и социально-политической стабильности в республиках. Обозначены основные направления повышения эффективности функционирования агропромышленного комплекса, как важнейшего для данной территории фактора социальной и экономической устойчивости и обеспечения продовольственной безопасности республик. Обоснованы приоритетные отрасли сельскохозяйственного производства, имеющего важное значение для стабилизации экономик республик. Обоснована целесообразность развития пищевой и легкой отраслей промышленности, которые имеют благоприятные условия для расширенного воспроизводства, что позволит в кратчайшее время обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке и социальную стабильность в регионе. Выявлены и предложены оптимальные меры по возрождению сельских территорий республик, развитию социальной инфраструктуры в сельской местности, разработаны предложения по созданию и развитию различных форм хозяйствования и малого бизнеса на основе возрождения этнокультурных ремесел и традиций.

В пятой главе обозначены главные направления в социальной политике, как основы повышения качества человеческого капитала.

В шестой главе определены возможности экономической интеграции и экономической кооперации республик Северного Кавказа в общероссийский рынок. Обоснованы приоритеты развития внешнеэкономических связей республик.

Теоретической и методологической основой работы послужили фундаментальные положения региональной экономики и экономической географии в части решения проблем территориальной организации хозяйственной деятельности, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных вопросам формирования, функционирования и развития производственных и аграрных комплексов, в том числе работы по экономике, развитию и размещению производительных сил в регионах России. При этом следует особо выделить фундаментальные труды Государственного научно-исследовательского учреждения Совет по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН, а также труды ученых Южного научного Центра РАН.

Теоретической основой исследования послужили основополагающие положения экономической науки по управлению социально-экономическими процессами, которые представлены в работах российских ученых: А.Гранберга, Б.Штульберга, В.Климанова, О.Кузнецовой, А.Пилясова, А.Полынева и др.

По вопросам региональной экономики, государственному регулированию регионального развития основной теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых-регионалистов: Л.Абалкина, А.Гранберга, А.Аганбегяна, Д.Львова, А.Татаркина, Б.Штульберга, А.Адамеску, В.Бутова, В.Лексина, О.Иншакова, Н.Иванова, П.Забелина, А.Лившица, И.Митрофановой, О.Пчелинцева, С.Суспицына, А.Шевцова, Р.Шнипера.

По отдельным направлениям аграрной политики и современных проблем соотношения рыночного и государственного регулирования были использованы труды ученых: В.А.Вашанова, В.А.Добрынина, И.Г.Ушачева, Г.В.Беспахотного, Г.И.Шмелева.

Были изучены работы по формированию, функционированию и развитию агропромышленного комплекса в современных условиях А.Авторханова, И.Буздалова, О.Бигдай, Н.Гаджиева, Е.Жоголевой, К.Курбанова, А.Ильина.

Особое внимание было уделено изучению работ по проблемам межнациональных отношений и формирования государственности в республиках Северного Кавказа, проблемам геополитики, национальной безопасности и национальных интересов России, исследованию современного облика хозяйственного комплекса Юга России, реализилации ФЦП "Юг России" и других национальных проектов в Южном макрорегионе, а также исследований этнополитических процессов и особенностей современной этнополитической ситуации на Северном Кавказе. Эти вопросы рассматриваются в научных публикациях В.Тишкова, В.Акаева., З.Анчабадзе, А.Аслаханова, С.Аккиевой, О.Иншакова, Ю.Колесникова, И.Митрофановой, Д.Халидова, Д.Эфендиевой.

Основные положения и результаты исследования включены в обучающие программы и отчеты конференций в рамках семинаров-тренингов для специалистов органов государственной исполнительной власти регионов Юга России (Южного и Северо-Кавказского федеральных округов). Материалы исследования внедрены автором при разработке документов стратегического характера для субъектов Российской Федерации. Ряд теоретических положений, посвященных вопросам стратегического развития северокавказских республик и поиску путей достижения социальной стабильности в регионе, были изложены в докладах, прозвучавших на научно-практических семинарах и конференциях, в том числе и в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, организованных Комитетом по безопасности ГД ФС РФ и Национальным Антикриминальным и Антитеррористическим Фондом.


 Об авторе

Светлана Артуровна ЛИПИНА

Ведущий научный сотрудник Государственного научно-исследовательского учреждения "Совет по изучению производительных сил" Минэкономразвития России и РАН, научный руководитель компании "Формика: исследования и развитие", профессор Института международных экономических связей. Профессиональные интересы: национальная экономика, региональная экономика, кавказоведение, конфликтология. Образование: докторантура ГНИУ СОПС Минэкономразвития России и РАН; защита кандидатской диссертации в ИСПИ РАН; высшее образование: ВШПД ВЦСПС им. Шверника.

Родилась и выросла на Северном Кавказе (место рождения -- город Грозный). С.А.Липиной опубликовано более 60 научных трудов, в том числе монографии: "Социо-экономика России переходного периода. 1991-2003" (2-е изд. М.: URSS, 2007), "Социальные последствия реформирования России", "Чеченская Республика. Экономический потенциал и стратегическое развитие" (М.: URSS, 2007), "Республики Северного Кавказа. Приоритеты развития АПК" (М.: URSS, 2008). Светлана Липина участвовала -- в качестве как научного руководителя, так и ответственного исполнителя, эксперта-аналитика, главного экономиста-аналитика и т.д. -- в разработке программных документов стратегического характера более 30 субъектов Российской Федерации.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце