URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Полынёв А.О. Межрегиональная экономическая дифференциация: Методология анализа и государственного регулирования
Id: 111559
 
237 руб.

Межрегиональная экономическая дифференциация: Методология анализа и государственного регулирования. Изд.2

URSS. 2011. 208 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-354-01352-4.

 Аннотация

Книга кандидата экономических наук, заместителя заведующего отделом Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН А.О.Полынёва посвящена проблемам эффективного государственного регулирования социально-экономического развития российских регионов, формирования базовых условий для подъема экономики и обеспечения устойчивого развития слаборазвитых и депрессивных территорий.

Подробно исследуются экономическая природа, причины и факторы сложившейся в стране территориальной дифференциации, дано теоретическое обоснование процессов ее воспроизводства в современный период. Предложены конкретные методы сравнительной оценки уровня развития и текущего социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.

На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта региональной политики разработана концепция формирования системы государственного регулирования межрегиональной дифференциации в условиях усиления воздействия глобализации мировой экономики.

Для специалистов, студентов экономических вузов и широкого круга читателей, интересующихся проблематикой регионального развития.


 Оглавление

Введение
1 Характер и современные особенности межрегиональной экономической дифференциации в Российской Федерации
 § 1.Оценка современной ситуации
 § 2.Социально-экономические последствия нерегулируемой дифференциации территориального развития
 § 3.Влияние межрегиональной экономической дифференциации на развитие федеративных отношений в Российской Федерации
 § 4.Причины и факторы межрегиональной экономической дифференциации
2 Экономическая природа и основные типы проблемных регионов
 § 1.Сущность и идентификационные признаки проблемного региона
 § 2.Принципы и критерии региональной типологизации
 § 3.Экономически слаборазвитые регионы
 § 4.Экономически депрессивные регионы
 § 5.Другие проблемные регионы
3 Методологические основы исследования межрегиональной экономической дифференциации
 § 1.Уровень экономического благосостояния региона и основные факторы, его определяющие
 § 2.Концептуальные положения и методы оценки межрегиональных товарообменных связей
 § 3.Методы оценки динамики и уровня эффективности отраслевой структуры региона
 § 4.Методологические основы анализа и оценки конкурентоспособности региональной экономики в условиях глобализации
4 Методы анализа и оценки межрегиональной дифференциации социально-экономического развития
 § 1.Концептуальные положения совершенствования информационного обеспечения региональных экономических исследований
 § 2.Информационно-методические аспекты сравнительной оценки социально-экономического положения регионов
 § 3.Методы сравнительной интегральной оценки социально-экономического положения регионов
 § 4.Методы анализа территориальной дифференциации кризисных процессов в экономике и социальной сфере
  4.1.Оценка территориальной дифференциации интенсивности кризисных процессов в сфере промышленного производства
  4.2.Оценка территориальной дифференциации интенсивности кризисных процессов в сфере занятости населения
  4.3.Оценка территориальной дифференциации интенсивности кризисных процессов в сфере уровня жизни населения
  4.4.Оценка территориальной дифференциации интенсивности кризисных процессов в сфере бюджетно-финансового положения регионов
 § 5.Учет факторов межрегиональной дифференциации в прогнозировании территориального развития экономики
  Территориальные факторы общего действия
  Территориальные факторы отраслевого действия
5 Межрегиональная экономическая дифференциация как объект государственного регулирования
 § 1.Особенности и этапы развития в России государственного регулирования межрегиональной экономической дифференциации в период рыночных преобразований
 § 2.Некоторые аспекты зарубежного опыта системной трансформации экономики проблемных территорий и их государственной поддержки
 § 3.Условия и границы целесообразного использования рыночных механизмов саморегулирования
 § 4.Предложения по концепции формирования системы государственного регулирования межрегиональной экономической дифференциации в условиях глобализации
  4.1.Цели и задачи регулирования межрегиональной экономической дифференциации
  4.2.Основные ориентиры и компоненты системы регулирования межрегиональной экономической дифференциации
  4.3.Ключевые принципы и методологические основы регулирования межрегиональной экономической дифференциации
  4.4.Методы определения регионов-реципиентов и расчета объемов оказываемой им федеральной инвестиционной помощи
  4.5.Механизм инвестиционной поддержки субъектов Федерации
Заключение
Литература
Приложения

 Введение

Одной из стержневых общемировых проблем социально-экономического развития в эпоху глобализации становятся все более возрастающие масштабы межрегиональной экономической дифференциации, увеличивающийся разрыв в уровне развития и благосостоянии населения между ограниченным числом наиболее богатых и постоянно растущей по доле населения группы беднейших стран и регионов.

Аналогичные достаточно интенсивные процессы развиваются и в России. Углубление территориальной дифференциации в ней сопровождается противоречивыми по своей сути процессами системной трансформации отечественной экономики, происходящими под воздействием реализации рыночных реформ.

Исключительно высокая степень сложившейся дифференциации и продолжающийся в настоящий период рост межрегиональных различий в экономике и социальной сфере Российской Федерации обусловливают актуальность задач государственной политики, направленных на преодоление данных негативных тенденций и последовательное снижение в стране уровня территориальной асимметрии.

Как свидетельствует зарубежный опыт, прежде всего государств Западной Европы, добиться устойчивого экономического развития страны и обеспечения в полном объеме общегосударственных социальных гарантий всему населению невозможно без эффективно функционирующей системы государственной поддержки регионов, отстающих в экономическом развитии. Такая поддержка должна не только обеспечивать в определенной степени необходимое выравнивание бюджетных расходов территорий на решение текущих задач их социально-экономического развития, но и создавать соответствующие предпосылки, активизировать внутренние резервы и стимулы устойчивого экономического роста.

России крайне необходима своя целостная, адекватная специфике исторических условий и особенностям федеративного устройства государства законодательно-оформленная система регулирования межрегиональной экономической дифференциации, важнейшим звеном которой должна стать система федеральной поддержки проблемных (прежде всего экономически слаборазвитых и депрессивных) территорий.

Учитывая характер и остроту данной проблемы в нашей стране, ее взаимосвязь с другими проблемами системного характера, относящихся к сфере макроэкономической или структурной политики, а также растущее влияние на нее процессов глобализации, формирование эффективно действующего механизма государственного регулирования межрегиональной экономической дифференциации выступает одним из важнейших условий обеспечения достойных конкурентных позиций России в глобальной системе мировой экономики.

Комплексная проработка вопросов анализа межрегиональной экономической дифференциации в России и методов ее регулирования с учетом возрастающего влияния процессов глобализации предопределяет особую актуальность настоящей работы.

Основная цель проведенного в этой книге исследования состоит в том, чтобы на основе анализа современного характера межрегиональной экономической дифференциации в России и ее проявления в специфических типах проблемных регионов выявить глубинные причины и механизмы ее воспроизводства и воздействия на территориальное развитие, и с учетом этого разработать конкретные предложения по методологии государственного регулирования межрегиональной дифференциации, по реальному сокращению сложившегося разрыва в уровне развития и социально-экономическом положении регионов.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие научные задачи:

  • провести анализ глубины и тенденций изменения сложившейся в России межрегиональной экономической дифференциации, систематизировать основные факторы, ее определяющие, и на этой базе разработать концептуальные основы ее исследования во взаимосвязи с проблемой обеспечения конкурентоспособности экономики регионов и страны в целом в условиях глобализации, конкретизировать системные принципы и критерии идентификации проблемных регионов различных типов как формы проявления межрегиональной экономической дифференциации;
  • обосновать теоретические и методологические подходы к анализу причин и факторов воспроизводства межрегиональной экономической дифференциации, определить содержание и основные компоненты уровня реального экономического благосостояния региона и конкретизировать влияние развития специализированных и комплексирующих (вспомогательных и обслуживающих) отраслей на сравнительную динамику экономического роста в регионах;
  • разработать методы комплексной интегрированной оценки социально-экономического положения регионов, методы оценки территориальной дифференциации кризисных процессов в экономике и социальной сфере, а также комплексной оценки территориальных факторов общего и отраслевого действия на развитие отраслей экономики для целей прогнозирования их развития на перспективу в территориальном аспекте;
  • исходя из анализа сложившейся системы государственного регулирования территориального развития, выявить предпосылки и условия ее совершенствования и на этой основе разработать адекватную российской специфике модель федеральной инвестиционной поддержки проблемных регионов (отвечающей задаче обеспечения роста конкурентоспособности экономики российских регионов и страны в целом), а также основные компоненты механизма ее практической реализации в рыночных условиях.
  • Проведенное автором исследование опирается на положения классической экономической теории, действующее законодательство Российской Федерации, касающееся вопросов государственного регулирования территориального развития, труды авторитетных ученых-экономистов, исследующих проблемы в сфере региональной экономики (среди которых С.С.Артоболевский, М.К.Бандман, Л.Б.Вардомский, А.Г.Гранберг, В.В.Кистанов, А.М.Лавров, Н.И.Ларина, В.Н.Лексин, Н.Н.Михеева, В.Е.Селиверстов, Л.В.Смирнягин, С.Н.Суспицин, А.Н.Швецов, Б.М.Штульберг и др.), а также на результаты обобщения отечественного и зарубежного опыта в области государственной региональной политики.

    Объектом исследования в предлагаемой вниманию читателей книге выступает сложившаяся в стране межрегиональная экономическая дифференциация, включая дифференциацию уровня развития и текущего социально-экономического положения субъектов Федерации, а его предметом являются теория, методология и практика (механизм реализации) системы государственного регулирования межрегиональной дифференциации.

    Методологическую и методическую основу работы составил широкий арсенал современных методов научных исследований, включая системно-аналитический (обобщение, сопоставление, систематизация) и экономико-статистический (индексный анализ, метод группировок), экспертных оценок, аналогий и др. В процессе исследования использовались государственная статистическая и ведомственная отчетность за период с 1991 по 2001 годы, а также данные по проблематике территориального развития, опубликованные в отечественных и зарубежных периодических изданиях.


     Об авторе

    Полынёв Андрей Олегович -- кандидат экономических наук, заместитель заведующего отделом Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН, около двадцати пяти лет занимается теоретическими вопросами сравнительного анализа экономического и социального развития регионов, а также методологией регулирования территориального развития на федеральном уровне. Автор более 50 научных трудов, в том числе ряда монографий (в соавторстве) по региональным аспектам народнохозяйственного прогнозирования, государственного регулирования экономики и экономической безопасности России.
     
    © URSS 2016.

    Информация о Продавце