Посвящается:
Эта книга – людям, подвигшим на озвучивание сокровенных
размышлений о мире, меня окружающем, как маленькая толика
огромной им благодарности, которая живет в моем сердце
Каков человек, такова и среда, его окружающая, а
инфраструктура – суть
воплощения этого
Уважаемый читатель! У Вас в руках уникальная книга, содержание которой посвящено актуальной проблеме наших дней – как с наименьшими затратами, социально и инновационно, приступить к преобразованию инфраструктурной среды, при этом выйти на современные мировые стандарты в условиях экономических и социальных преобразований. Автор, используя достижения российской школы геоэкономики (получившей свое название в отечественной экономической литературе как геоэкономическая парадигма Кочетова), на основе анализа исторического и современного периодов эволюционного развития мировой цивилизации и соответствующих ей моделей инфраструктуры, методологических приемов их осознания выявил факторы влияния инфраструктуры на общественно-экономическое и политическое развитие государств, цивилизаций, мирохозяйственной системы, на их расцвет и падение, а также стратегию государств по созданию и управлению инфраструктурной сферой; выработал научные подходы и методологию приемов анализа национальных и межгосударственных инфраструктур; вскрыл причины морального и физического износа, досрочного разрушения и уничтожения инфраструктуры и связанные с этим экономические потери; показал реализацию новой методологии: разработал модель инфраструктуры России (на примере таможенной службы); раскрыл роль современного инфраструктурного менеджмента. Впервые в научной экономической литературе предложена научная стратификация современной инфраструктуры, отображающая гетерогенность современного мира, его структурных моделей мироустройства и адекватных им инфраструктурных форм. Данная работа – отражение результатов многолетней работы автора в теоретическом обосновании и непосредственном участии в создании инфраструктурных объектов в различных отраслях народного хозяйства: промышленности, образовании, социальной защите, таможенной системе, а также раздумья автора о причинах "угнетенности" столь важной сферы народного хозяйства, отставания инфраструктуры от структурных экономических преобразований. Особая привлекательность книги – ее геоэкономический (многоуровневый) характер. Используя богатейший отечественный и зарубежный опыт преобразования инфраструктуры, автор вносит существенные и принципиальные коррективы в инфраструктурное обустройство современного мира, институционально и инфраструктурно обустраивая геоэкономическое мировое пространство. Это выводит монографию на самый передовой современный пласт проектного преобразования нашего мира. Монография полезна широкому кругу общественных деятелей, деловым людям, преподавателям и студентам высших учебных заведений и всем специалистам, интересующимся проблемами современного мироустройства. МГУ им.М.В.Ломоносова:
первый заместитель кафедры "Экономика
зарубежных стран и внешнеэкономические
связи", доктор экономических наук,
профессор, Заслуженный работник высшей школы
М.Н.Осьмова
Перед Вами книга, на страницах которой Вы найдете новое понимание окружающей вас инфраструктурной среды: ее сущности, функций, роли. Мир инфраструктуры – это то, что нас окружает, помогает сократить время на дорогу в магазин, на работу, на стадион и т.д. Она влияет на наше настроение, создает удобства, ощущение обустроенности, комфортности, полноты и радости. Инфраструктура является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Это самый важный компонент глобального мироздания. На страницах книги проведен анализ и представлена практика, теория и методология инфраструктурного обустройства как отдельных государств, так и мирохозяйственной системы с 3-х тыс. лет до н.э. и по настоящее время. Результаты этого анализа послужили основанием для разработки и представления новой теории и методологии современного инфраструктурного обустройства. Используя пространственно-объемный геоэкономический подход, выстроена модель инфраструктуры (на примере таможенной службы России) с учетом действия новых факторов на мирохозяйственное обустройство, таких как глобализация, геоэкономика, интеграция. Бурно развивающиеся инфраструктурные отрасли России: топливно-энергетическая, информатики и связи и др. – выступают локомотивом развития экономики не только России, но и Европы, Китая, многих Западных стран как гарант устойчивости, надежности, энергетической безопасности. Они выводят Россию на геоэкономический атлас мира и мировой рынок, как высококонкурентоспособную страну. Надеюсь, что моя книга вызовет у читателей отклик и энтузиазм к преобразованию окружающей нас инфраструктуры, которая есть прообраз цивилизационной модели мирохозяйственной системы как залог создания условий качества жизни, гармонии и внешне-внутренней согласованности. С уважением Ваш автор Алла Кузнецова
В конце XX века в мировой экономике происходят радикальные преобразования общественно-экономических систем; возникают новые экономические отношения хозяйствующих субъектов различных форм собственности, которые вызывают необходимость новых методологических подходов к формированию национальных инфраструктур. Этому способствуют процессы глобализации, взаимозависимости стран, хозяйствующих субъектов, чтобы получить доступ к источникам развития. Россия, начав в 90-х годах экономические и политические реформы и включившись в мирохозяйственное разделение труда, столкнулась с проблемами, негативно влияющими на глобализацию экономики. Одной из таких проблем явилась деформация национальной инфраструктуры, вызванная распадом СССР. Произошла утрата целостности сектора российской экономики, работающего на экспорт продукции, и, в первую очередь, энергоресурсов, призванных играть ключевую роль в экономике России и ее лидерстве в глобализующемся мире. Этот фактор – мощное средство экономического и политического воздействия в конкурентной борьбе. Анализ показывает, что при смене общественно-политических систем, укладов и структурной смене экономик действующая инфраструктура теряет свою актуальность. В этой ситуации прорыв в мир высоких технологий и инноваций означает недопущение спада производства и отставания развития инфраструктурных отраслей, выступающих как синтез мирохозяйственной жизни. Третье тысячелетие предопределило вектор развития мирохозяйственных связей как межгосударственное партнерство. Поэтому назрела необходимость научно обосновать и: Средством обнаружения нарождающихся и проявляющихся в новых условиях реальностей, влияющих на формирование инфраструктуры, служит рассмотрение тенденций, отдельных событий и процессов, движущих сил, проблем, симптомов и причин их появления, а также их анализ и оценка, в том числе: истории развития мировой цивилизации и факторов, влияющих на это развитие; структурных моделей мироустройства и адекватных им инфраструктурных форм обустройства этих моделей; стратегии, тактики, прогноза трансформации моделей национальных инфраструктур; проблем современного инфраструктурного менеджмента; глобализации как общего контекста формирования новых условий для функционирования оргструктур и их связи с инфраструктурной средой. На основе анализа исторического, современного и будущего периодов эволюционного развития мировой цивилизации и методологии создания инфраструктуры выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование, продолжительность жизни и причины морального и физического износа или досрочного разрушения и уничтожения инфраструктуры и связанные с этим экономические потери. К таким "причинам" относятся: социально-экономические и политические реорганизации, перестройки, войны, глобальные и геоэкономические процессы, изменения технологических укладов, отсутствие надлежащего государственного регулирования и управления инфраструктурой. Периоды развития цивилизаций имеют мобилизационный характер. Однако при этом выявляется одна характерная тенденция – пренебрежение к качеству жизни населения и к инфраструктурному обустройству. Страны расходуют свои ресурсы и силы на обеспечение своей безопасности, на развитие своих институтов, политическое и экономическое превосходство и др., нарушая при этом пропорции между структурой и инфраструктурой. Современный мир изменился. Изменился вектор и тенденции его развития. Развитые страны разрабатывают шестой технологический уклад, который будет определять конкурентоспособность продукции на мировых рынках в 10-е–20-е годы XXI века. В этих условиях уровень развития инфраструктурных отраслей, особенно тех, которые обеспечивают устойчивость и динамизм экономического роста становится важным фактором в определении конкурентоспособности страны. К базовым инфраструктурным отраслям, которые влияют на рейтинг стран на мировом рынке, необходимо, в первую очередь, отнести энергетику, все виды транспорта, связь и средства телекоммуникаций, отрасли, обеспечивающие компьютеризацию и информатизацию экономического пространства. Теоретический и методологический инфраструктурный аспект реализован в данной работе и в прикладном плане. Приведены методические и организационные основы совершенствования таможенной инфраструктуры с учетом конкретных условий функционирования таможенной службы. Новые инфраструктурные реалии: стратегия, тактика связываются с методологией научного мышления в контексте прогноза факторов перспективного развития структуры национальной экономики и геоэкономики, их отображения на экономическом атласе мира. Каждая группа факторов оказывает соответствующее влияние на модель инфраструктуры. Проблема соотношения теории и фактов – необходимость аргументации новых принципов исследования. Адекватность национальной инфраструктуры новым реалиям, новым технологиям, новым торговым отношениям и схемам товарообращения определяет перспективу ее развития. Индустриально развитые страны исходят из того, что XXI век – это век науки и высоких технологий, жесткой международной технологической конкуренции. Кто осознал новые реалии, тот выбирает инновационные стратегии и программы действий развития инфраструктуры в XXI веке на основе новой парадигмы – поддержание экономического эффекта достигается через развитие инфраструктуры. Создание организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций в инфраструктурной сфере имеет свой "дальнобойный прицел", а именно: выявление долговременного вектора национального развития в условиях глобальности мирового общения. Перед учеными, государственными деятелями, деловыми людьми стоит историческая задача и ответственность выбора долгосрочной стратегии развития страны как минимум на первую половину наступившего столетия. Возможны различные варианты этой стратегии. Одной из них является создание научной школы инфраструктурного менеджмента. Современные теории менеджмента отражают мнение, что успех организации зависит не от организационных структур, а от умственных способностей персонала. Главная задача менеджеров компании, успех которых зависит от идей, состоит в использовании креативности и знаний каждого конкретного сотрудника. Новые электронные технологии формируют и сами организации, и управление ими. В работе рассмотрены многие спорные вопросы, такие, например, как необходимость учета интеграционных процессов в мирохозяйственной системе при проектировании национальных инфраструктур; направления современной глобализации; место и роль государства в реализации инфраструктурной стратегии. Тем не менее монография не ограничивает круг проблем и спорных вопросов и будет полезна для широкого круга специалистов тем, что в ней своевременно поставлены современные жизнеинновационные инфраструктурные проблемы и приведены рекомендации по их решению на основе инновационных знаний. Автор надеется, что данная работа будет способствовать дальнейшей разработке проблем инфраструктурной стратегии России и других национальных государств мирохозяйственной системы. Автор считает своим долгом выразить благодарность за содействие в написании этой монографии: Кочетову Э.Г., доктору экономических наук, профессору; действительному члену Российской Академии естественных наук и Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, председателю Совета по глобальным проблемам XXI века; Иванову В.Н.; доктору экономических наук, профессору; Урунову А.А., доктору экономических наук, члену-корреспонденту Российской Академии экономических наук, члену экспертного Совета ООН – ХАБИТАГ; Макрусеву В.В., доктору физико-математических наук, профессору; Кухаренко В.Б., доктору социологических наук, профессору; Барамзину С.В., доктору экономических наук, профессору; Клюеву В.Д., члену-корреспонденту Академии военных наук, доктору экономических наук, профессору; Делия В.П., кандидату философских наук, профессору, академику Международной академии энергоинформационных наук, академику Академии имиджелогии, профессору Академии военных наук; 26 ЦНИИ МО РФ; ВНИИВС Минэкономразвития России; Совету по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития России и РАН, Центру исследований экономических проблем СНГ, Российской таможенной академии, Институту экономических стратегий, Институту социально-экономического прогнозирования и моделирования. Алла Ивановна Кузнецова Родилась в Нижегородской области, на Ветлужской стороне. Высшее образование получила в Казанском инженерно-строительном институте. Трудовая деятельность от инженера до руководителя федерального уровня связана с созданием инфраструктурных объектов, их теоретическим обоснованием, проектированием, строительством и эксплуатацией в различных отраслях народного хозяйства. Имеет авторское свидетельство N 3048 от 10 июля 1998 г. на разработку "Методика формирования целевой программы модернизации объектов таможенной инфраструктуры". Автор создания трестов "Учпрофстрой" по строительству и капитальному ремонту объектов народного образования; автор и разработчик нормативов затрат на капитальный ремонт и реконструкцию объектов народного образования; автор, разработчик и исполнитель Федеральной целевой программы "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", утвержденной Правительством РФ и Президентом РФ как президентская программа. Накопленный производственный опыт применяет в настоящее время в преподавательской и научной работе. Кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики Института социально-экономического прогнозирования и моделирования, создает школу молодых исследователей инфраструктуры. Автор многих публикаций по инфраструктуре. |