URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Розенталь М.М. Вопросы эстетики Плеханова
Id: 111334
 
255 руб.

Вопросы эстетики Плеханова. Изд.2

URSS. 2010. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00141-1.

 Аннотация

Книга известного советского философа М.М.Розенталя посвящена эстетическим взглядам выдающегося отечественного мыслителя, основоположника марксизма в России Г.В.Плеханова. В книге исследуются некоторые основные вопросы плехановской литературной теории; рассматривается мнение Плеханова об эстетических критериях в искусстве, его отношение к реализму; сопоставляются методы анализа и критерии оценки творчества Льва Толстого в работах Г.В.Плеханова и В.И.Ленина; определяется роль Плеханова в развитии русской литературы, критики и эстетики.

Книга предназначена философам, литературоведам, культурологам, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавление

Предисловие
Глава первая. Плеханов и материалистическое понимание искусства
Глава вторая. Об абсолютных и относительных эстетических критериях
Глава третья. Плеханов о Толстом. Ленин и Плеханов
Глава четвертая. Плеханов и проблема реализма
Глава пятая. Искусство и пролетариат

 Предисловие

Отношение к Плеханову со стороны многих наших литераторов претерпевало значительные изменения.

Было время, -- оно охватывало большой период, -- когда Плеханов считался единственным марксистским теоретиком в области искусства. Это был период, кульминационным пунктом которого явился лозунг рапповских "философов" о "плехановской ортодоксии".

Плеханова тогда возводили в ранг единственно последовательного марксистского искусствоведа и даже основоположника марксистской эстетики.

Фриче и ему подобные "теоретики", строя свою "социологию искусства" и "социологию литературоведения", по собственным своим многочисленным заявлениям, "проходили мимо" Маркса, Энгельса и Ленина, "у которых на этот счет нет специальных высказываний", и "останавливались на Плеханове".

Их рвение в деле пропаганды Плеханова было обратно пропорционально их пониманию действительно положительных сторон эстетических взглядов Плеханова. Ирония судьбы Плеханова заключалась в том, что ярыми пропагандистами его литературно-критических идей выступали такие люди, как Фриче, "марксизм" которого сам Плеханов считал очень сомнительным.

Позже, когда партия разоблачила многочисленные меньшевистские и меньшевистско-идеалистические "школки" в области истории, политической экономии, философии и других общественных наук, отношение к Плеханову со стороны литераторов изменилось. В философской дискуссии с меньшевиствующими идеалистами были вскрыты некоторые антимарксистские ошибки Плеханова. Опубликованные к тому времени ленинские конспекты гегелевской логики наслужили источником этой критики.

Плохо разобравшись в том, что делается, но почувствовав, что лозунг о "плехановской ортодоксии" несостоятелен, рапповские "философы" повернули на 180 градусов и с таким же энтузиазмом, с каким раньше превозносили Плеханова, сейчас стали его "опровергать".

Вчерашние ревнители Плеханова стали теперь отчаянными его хулителями. Но и на сей раз отношение к Плеханову основывалось на абсолютном невежестве и непонимании действительного смысла и значения его литературной теории.

Плеханов любил повторять слова Фихте: каков человек, такова и философия, которую он себе выбирает.

Философией рапповских "теоретиков" было приспособленчество. Вчера -- стопроцентное признание Плеханова, сегодня -- столь же решительное его отрицание -- в этом проявилась вся их теоретическая и человеческая сущность одновременно.

В конце концов, потолкавшись между двумя крайними оценками Плеханова и отчаявшись найти правильное решение, одна часть литературоведов и критиков мудро решила предать полному забвению его литературно-теоретические работы. Другая часть, воспользовавшись сумятицей, взяла у Плеханова преимущественно его отрицательные, немарксистские взгляды на искусство, довела их до абсурда и, руководствуясь теориями таких "марксистов", как Фриче, создала чудовищную по своей тупости и политической вредности "теорию" вульгарной социологии.

Как видит читатель, Плеханову среди наших литераторов явно не повезло.

Между тем положение в так называемом "литературоведении", борьба с вульгарной социологией, которая происходила у нас в последнее время, делает вопрос о Плеханове актуальным и снова выдвигает проблему о сущности и значении плехановской эстетики.

Предлагаемая читателю работа нисколько не претендует на исчерпывающее изложение эстетических взглядов Г.В.Плеханова. Мы здесь не ставим во всей полноте таких интересных вопросов, как отношение Плеханова к Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову и другим русским критикам, специально не рассматриваем его работы, посвященные ряду писателей, и т.д. В настоящей работе ставятся лишь некоторые основные вопросы плехановской литературной теории, причем такие, которые, на наш взгляд, имеют актуальный интерес для современной критики.


 Об авторе

Марк Моисеевич РОЗЕНТАЛЬ (1906--1975)

Известный советский философ, специалист по проблемам диалектической логики, социальной философии и истории отечественной философии. Доктор философских наук (1946), профессор (1940), заслуженный деятель науки РСФСР (1966). Родился в селе Устье Подольской губернии. В 1933 г. окончил Институт красной профессуры. В 1933--1941 гг. -- заместитель ответственного редактора журнала "Литературный критик". В 1946--1975 гг. работал в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Заместитель директора Института философии АН СССР, заместитель главного редактора журнала "Вопросы философии" (1953-1958). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

В область научных интересов М. М. Розенталя входили диалектический материализм, эстетика, история философии. Он исследовал диалектику, рассматривая ее в общей системе философского знания; показывал плодотворность применения к анализу сложных систем социальной реальности принципа единства логического и исторического и принципа восхождения от абстрактного к конкретному; много внимания уделил изучению конфликтности и противоречивости социального развития. Автор книг "Материалистическая диалектика" (1937), "Вопросы эстетики Плеханова (1939), "Философские взгляды Н. Г. Чернышевского" (1948), "Марксистский диалектический метод" (1951), "Принципы диалектической логики" (1960), "Ленинская теория познания и ее современное развитие" (1965), Диалектика "Капитала" К.Маркса (1967; 3-е изд. URSS, 2010), "Диалектика ленинского исследования империализма и революции" (1976) и других.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце