В монографии впервые рассматривается история конкретно-социологических исследований функционирования различных видов искусства и опытов комплексного анализа художественной жизни России второй половины XX века. Обобщая результаты многих сотен исследований, автор дает характеристику эволюции взаимоотношений публики и искусства, выявляет узловые теоретико-методологические проблемы, волновавшие исследователей: принципы целостного изучения функционирования искусства в обществе, типологический подход к рассмотрению аудитории искусства, его роль в развитии личности, характер качественных и количественных показателей конкретно-социологических исследований, использование такого рода исследований в принятии управленческих решений по организации художественной жизни общества и т. д.
В приложении помещена подробная библиография работ, посвященных изучению функционирования искусства в России второй половины XX века.
Несколько вступительных слов........................................3
I. Самоопределение (конец 1950-х--- 1960-е годы)....................11
Глава 1. Возрождение конкретно-социологических исследований.......13
1. Художественные интересы школьников
Шаров и его новосибирская группа........................14
2. Читатель художественной литературы.....................23
3. Кино и зритель.......................................36
Примечания....................................................51
Глава 2. Первые теоретические итоги..............................56
Примечания....................................................69
П. В поисках целостности (1970-е --- начало 1980-х годов)..............71
Глава 3. Содержательные и организационные предпосылки движения
к целостному анализу...................................73
Примечания....................................................81
Глава 4. Художественная культура различных групп населения..........84
1. Городские рабочие...................................84
2. Сельские жители....................................101
3. Городская интеллигенция.............................114
4. Учащаяся молодежь..................................121
Примечания...................................................141
Глава 5. Многоаспектный анализ функционирования видов искусства... 153
1. Театр.............................................. 153
2. Кино.............................................. 176
3. Художественная литература............................ 200
4. Музыка............................................ 214
5. Изобразительное искусство........................... 230
Примечания................................................... 235
Глава б. Теоретические обобщения исследовательской практики
1970-х --- начала 1980-х годов...........................257
1. Типологии художественного интереса....................260
2. Личностные типологии публики искусства................271
3. Качественные характеристики.........................285
Примечания...................................................302
Ш. Опыты воздействия на функционирование искусства (1980-е годы) 313
Глава 7. О социальных функциях искусства.......................315
Примечания.................................................334
Глава 8. Комплексные исследования............................338
Примечания.................................................358
Глава 9. Проблемы научного управления функционированием искусства 361 Примечания.................................................386
Вмело заключения (немного о 1990-х годах)........................ 395
Примечания.................................................416
Приложение
Библиография...............................................425