В учебном пособии излагаются результаты экспериментального научения эмоций с позиций нейропсихологии; анализируются различные параметры эмоций: знак, интенсивность, самооценка, эмоциональная устойчивость, качество и др. --- у здоровых испытуемых и больных с локальными поражениями мозга; приводятся данные, свидетельствующие о связи разных параметров эмоций с различными мозговыми структурами, о существовании целостных «эмоциональных синдромов», о д) х основных системах эмоционального реагирования (положительного и отрицательного), об избирательном нарушении базальных эмоций и др.; подробно описываются различные методы оценки эмоций.
Рассчитана на психологов различного профиля, физиологов, клиницистов, а также широкий круг читателей, интересующихся проблемами эмоций человека.
ПРЕДИСЛОВИЕ......................3
Глава I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ............8
§1. Нерешенные проблемы психологии эмоций.....8
§2. Эмоции и познавательные процессы.........19
§3. Эмоции и межполушарная асимметрия мозга....31 §4. Нарушение эмоций при поражении различных областей
мозга.........................45
§5. Нейропсихологический подход к изучению эмоциональных нарушений..............60
Глава II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИСПЫТУЕМЫЕ.. 68
I. Основное исследование: методы и испытуемые. Обработка данных..................68
П. Дополнительное исследование: методы и испытуемые. 90
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗДОРОВЫХ ИСПЫТУЕМЫХ.....................100
I. Основное исследование..............100
§1. Запоминание словесного материала, различного по
эмоциональной значимости..............100
§2. Запоминание и ранжирование словесного и образного материала, различного по эмоциональному знаку... 103 §3. Ассоциации на слова, различные по эмоциональной
значимости.....................107
§4. Идентификация своего эмоционального состояния
с одним из изображенных на картинке........109
§5. Результаты исследования испытуемых с правосторонним
и левосторонним профилем асимметрии мозга.....112
II. Дополнительное исследование..........120
§1. Оценка эмоционального выражения лиц методом
«выбора из списка»................. 120
§2. Модифицированные методики на опознание эмоционального выражения лиц на фотографиях... 123 §3. Оценка эмоциональной устойчивости (ЭУ) через продуктивность и качество кратковременного запоминания 127 §4. Когнитивная и эмотивная самооценка базальных эмоций.......................131
Глава IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ.. 134 I. Основное исследование..............134
1. Больные с поражением лобных долей мозга......134
§1. Запоминание словесного материала, различного по
эмоциональной значимости..............134
§2. Запоминание и ранжирование словесного и образного материала, различного по эмоциональному знаку... 143 §3. Ассоциации на слова, различные по эмоциональной
значимости.....................146
§4. Идентификация своего эмоционального состояния
с одним из изображенных на картинке........150
§5. Сопоставление результатов экспериментального
исследования с данными нейропсихологического
и психиатрического обследования..........153
2. Вольные, с поражением внелобных отделов больших полушарий.......................155
§1. Запоминание словесного материала, различного по
эмоциональной значимости..............156
§2. Запоминание и ранжирование словесного и образного материала, различного по эмоциональному знаку.... 160 §3. Ассоциации на слова различной эмоциональной значимости.....................161
§4. Идентификация своего эмоционального состояния
с одним из изображенных на картинке........164
II. Дополнительное исследование..........165
§1. Оценка эмоционального выражения лица методом
«выбора из списка»................. 165
§2. Модифицированные методики на опознание эмоционального выражения лиц на фотографиях... 160 §3. Оценка эмоциональной устойчивости через продуктивность и качество запоминания материала,
различного по эмоциональной значимости.......179
§4. Когнитивная и эмотивная самооценка базальных эмоций.......................187
Глава V. ОБСУЖДЕНИЕ................197
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................233
ЛИТЕРАТУРА.....................246