URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Петухов В.Б. Информационный дискурс терроризма в контексте художественной рефлексии
Id: 110874
 
219 руб.

Информационный дискурс терроризма в контексте художественной рефлексии. Изд.2

URSS. 2010. 208 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01135-6.

 Аннотация

Настоящая монография посвящена диахроническому рассмотрению российской художественной литературы, раскрывающей тему терроризма в конкретно-исторических условиях Серебряного века русской культуры и современного периода конца ХХ -- начала ХХI века. Сравнительный анализ дал автору возможность проследить характерные черты и особенности художественной рефлексивности восприятия террора в узловые моменты новейшей истории России. В книге сделана попытка проникновения в сущность терроризма.

В исследовании делается акцент на мифологическую природу генезиса терроризма, архетипические основания его становления и развития. Образно-художественное осмысление мира, укорененное в мифологии и явленное через литературу и другие формы искусства, указывает нам путь и способы возможного информационного

противодействия терроризму.

Для политологов, социологов, историков, культурологов, студентов и аспирантов гуманитарных вузов, а также всех заинтересованных читателей.


 Содержание

Введение
Раздел I. Информационное поле художественной культуры как один из важнейших каналов воздействия терроризма на социум
 Понятия "террор", "терроризм" в зеркале массового, общественно-политического и научно-теоретического сознания
  Война и терроризм
  Терроризм и преступность
  Террор и терроризм
 Информационый вызов терроризма и его отражение в процессе художественнной коммуникации
Раздел II. Информационный феномен Российского терроризма в контексте художественной рефлексии
 О влиянии ницшеанства на мировоззрение эсеровских террористов в начале ХХ века
 Серебряный век русской культуры и терроризм
 Российская художественная литература рубежа ХХ-ХХI веков и проблема отношения к терроризму
Заключение
Литература

 Введение

Проблема терроризма в начале XXI столетия приобретает в современном мире импульсно расширяющиеся масштабы. И это кажется закономерным на фоне глобализации насилия в постиндустриальную эпоху. Чертой современного терроризма является заинтересованность инициаторов и акторов террора в широком публичном освещении их акций. Их целью является достижение как можно большего социального резонанса и устрашающее Некоторые исследователи даже заявляют о том, что терроризм становится глобальной проблемой современности. Какие же силы и средства дают ему потенциальную возможность превратиться в знаковый универсальный деструктивный модус бытия? Ответ на этот вопрос кроется в информационном факторе воздействия терроризма на социум. Важнейшей отличительной воздействие не только на своих политических противников, но и на широкие массы населения, с тем, чтобы использовать разбуженную в них энергию недовольства для политического давления на власть. Вместе с тем, атмосфера страха, насаждаемая террористами в обществе, достаточно часто порождает рост агрессивности, энтропийных выбросов неконтролируемого насилия, деструктивного начала в человеке. Терроризм здесь выполняет роль спускового механизма, который репродуцирует усиление агрессивности и насилия в обществе, нарастание дисфорических процессов.

Информационный вызов терроризма требует адекватных ответов, как на локализованном национально-государственном уровне, так и в международном масштабе. Но для того, чтобы создать эффективную систему противодействия терроризму, надо четко представлять себе информационно-презентативную природу его формирования и развития. Выяснение генезиса и функциональных рычагов управления информационными процессами террористического влияния есть серьезная научно-исследовательская задача, от решения которой в значительной мере зависит состояние национальной безопасности.

Среди информационных каналов возможного террористического воздействия важнейшую роль, безусловно, играют пресса, телевидение, радио, Интернет и кино. В этом же ряду следует назвать и художественную литературу. Не смотря на то, что по массовости распространения и динамике, она явно уступает ведущим средствам массовой информации и культуры, но по глубине и системности интеллектуального влияния значение литературы, несомненно, выше.

Будучи историком и культурологом, автор не ставит перед собой задач литературоведческого анализа. Целью исследования в данном случае является попытка выяснения общих мировоззренческих позиций российских писателей и поэтов по отношению к террору и терроризму, выраженных через их художественные произведения. С точки зрения историка большой интерес представляет также вопрос о влиянии художественной литературы на массовое общественное сознание. Именно эти ориентиры определяют характер исследования.

Один из самых именитых и самых проницательных исследователей терроризма Уолтер Лакер заметил однажды, что художественная литература может дать больше для понимания феномена терроризма, нежели политология. В этой его мысли кроется глубинное понимание проблемы, ибо литература, будучи своеобразным зеркалом общественного развития, обладает большими возможностями психологического проникновения в суть явлений посредством художественного анализа действительности. В этой связи главной целью данной работы является определение места литературы и в целом художественных текстов в процессе воздействия терроризма на общественное сознание и политическую сферу. Выяснение мировоззренческих позиций российских писателей и поэтов по отношению к терроризму, выраженных через их художественные произведения, представляют серьезный научный, общественно-политический и социокультурный интерес. Для исследователя важно понять, каким образом и в какой степени авторская художественная рефлексия отражала общественные представления о терроризме, сложившиеся в массовом сознании и в элитарных кругах общества. Способна ли литература выполнять функцию ретранслятора террористических идей, и если да, то каков механизм реализации этой функции? Могут ли художественные тексты содержать в себе прогностический потенциал, ассимилирующий протеррористические настроения в обществе? Как и по каким сценариям литература осуществляет свою посредническую коммуникативную миссию между террористическими группами, государством и социумом? Каким образом преломляются при этом различные политические интересы? Наконец, каковы возможности литературно-художественного противодействия терроризму? Все эти вопросы так или иначе очерчивают круг исследовательских задач, принимаемых к рассмотрению в данной книге.

Как правило, художественная литература выступала и выступает в качестве приемлемого информационного поля для дискурса между сторонниками и противниками политических доктрин, выполняя при этом заметную пропагандистскую роль. В этой ипостаси она может быть как инверсионным катализатором, так и медиативным регулятором, в зависимости от вектора политической направленности автора текста или от выполняемого им социального заказа. Писатель, взявшийся за освещение темы терроризма, априори не может быть нейтральным, аполитичным, ибо он вынужден принять на себя определенную моральную ответственность, порицающую или оправдывающую террор. Попытка занять промежуточную позицию, обречена на провал. В этом отношении социально-политическая составляющая есть непременный атрибут любого литературного проекта, обозначившего свою заинтересованность в проблеме терроризма.

Значительная часть монографии посвящена диахроническому рассмотрению российской художественной литературы, раскрывающей тему терроризма в конкретно-исторических условиях серебряного века русской культуры и современного периода конца XX и XXI века. Сравнительный анализ дал возможность проследить характерные черты и особенности художественной рефлексивности восприятия террора в узловые моменты новейшей истории России. Компаративистскому анализу в данном монографическом исследовании предшествует теоретико-когнитивная часть работы, в которой выделена глава о понятийно-категориальном определении терроризма. В ней сделана попытка проникновения в сущность терроризма. Такой подход к структуре исследования обусловлен чрезмерной многозначностью ключевого термина, размытостью его дефиниционных границ, полисемантичной смысловой перегруженностью, то есть факторами, позволяющими формироваться в общественно-политическом сознании чрезвычайно аморфному пониманию терроризма.

Терроризм определяется в данной работе как сложная, многоликая, поликаузальная и многоуровневая социально-политическая система, основанная на перманентном демонстративном устрашении социума и власти посредством жестких политически мотивированных насильственных актов. В монографии делается акцент на мифологическую природу генезиса терроризма, архетипических основаниях его становления и развития. Образно-художественное осмысление мира, укорененное в мифологии и явленное через драматургию, литературу и другие формы искусства, указывают нам путь и способы возможного информационного противодействия терроризму -- его демифологизации или создание новых контрпропагандистских мифов о терроре.

Древнегреческая мифология дала нам впечатляющий образ устрашающего воздействия демонической силы зла, олицетворенный в облике горгоны Медузы. Взгляд, вызывающий ужас, порождающий шок и превращающий все живое в камень -- емкая и убедительная метафора террора, как системы перманентного устрашения, направленного на социум. Античное мифологическое сознание представляло эту систему в развитии от первичного природного хаосного состояния (горгоническая стихия в царстве Таната) к состоянию космологически-упорядоченному, организованному, когда Персей передает смертоносную ужасающую голову Медузы богине Афине Палладе, и та укрепляет ее на груди, на своем сверкающем панцире в качестве символа власти. Такова языческая канва представлений древних эллинов о феномене террора, хотя данный термин еще даже не озвучен. Победа Персея над горгоной Медузой проявила знаменательное явление. Достичь успеха в сражении с "воплощенным ужасом" ему удалось благодаря зеркальному щиту, отражающему смертоносный "окаменяющий" взгляд горгоны. Может быть данный мифологический сюжет является символическим знаком, объясняющим и эффект ужасающего воздействия террора, и способ борьбы с ним, использующий знание его мифологической силы против него самого.


 Об авторе

Валерий Борисович ПЕТУХОВ

Историк и культуролог, более десяти лет исследующий информационный феномен терроризма в пространстве культуры. Сфера его научных интересов сложилась в процессе работы над кандидатской диссертацией, посвященной истории партии социалистов-революционеров и защищенной им в МГУ им. М.В.Ломоносова в 1992  г. Является автором более 50 научных публикаций, монографии "Серебряный век русской культуры и терроризм", учебного пособия "Терроризм как социокультурное явление". В 2001 г. был победителем в первом конкурсе на соискание индивидуальных и коллективных грантов в области общественных и гуманитарных наук по программе "Региональные исследования в общественных науках" Министерства образования РФ, "ИНО-Центра" и Института Кеннана (США), при поддержке Корпорации Карнеги в Нью-Йорке, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров, Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) -- Россия.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце