URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Корнфорт М. В защиту философии. Против ПОЗИТИВИЗМА И ПРАГМАТИЗМА. Пер. с англ.
Id: 110654
 
329 руб.

В защиту философии. Против ПОЗИТИВИЗМА И ПРАГМАТИЗМА. Пер. с англ. Изд.3, стереот.

URSS. 2010. 304 с. Мягкая обложкаISBN 978-5-484-01181-0.

 Аннотация

Maurice Cornforth. In defence of philosophy. Against positivism and pragmatism.

Вниманию читателя предлагается книга известного английского философа-материалиста М. Корнфорта, в которой он подвергает всесторонней критике два характерных направления идеалистической философии --- позитивизм и американский прагматизм. Автор ставит себе целью доказать, что как позитивизм, так и прагматизм сосредотачивают в себе самые отрицательные черты буржуазной философии. При этом те разновидности позитивизма, которые критикует Корнфорт, находятся в самом тесном родстве с прагматизмом.

Рекомендуется философам, методологам науки, преподавателям, студентам и аспирантам гуманитарных факультетов вузов.


 Оглавление

Предисловие
Введение
Глава первая. Логика иррационализма -- от Рассела до Карнапа и Айера
Глава вторая. Диалектический материализм
Глава третья. Материализм против идеализма в современной философии
Глава четвертая. Чистая семантика -- метафизическая теория
Глава пятая. Применение семантики в социологии и политике
Глава шестая. "Унифицированная наука"
Глава седьмая. Прагматизм
Глава восьмая. Семантика собачьей конуры
Глава девятая. Основные черты реакционной философии

 Предисловие

Эта книга имеет своей целью дать анализ и критику работ некоторых современных представителей одной из наиболее влиятельных "новейших" философских систем -- философии позитивизма. Автор книги исходит при этом из положений философии марксизма, диалектического материализма.

Позитивистская философия в наше время наиболее широко распространяется прежде всего в США. Ряд ведущих европейских позитивистов эмигрировал в США, где их основные взгляды встретились и стали сливаться со специфически американской философией прагматизма. В результате появилось значительное количество философских работ позитивистов. Имея в виду роль современной Америки в международных отношениях, особенно важно познакомиться с американскими философскими направлениями.

Под позитивизмом я разумею такое философское течение, которое, соглашаясь с тем, что все знание основано на опыте, утверждает в то же время, будто знание не может отражать объективную действительность, существующую независимо от опыта.

В противовес этому идеалистическому течению в философии я излагаю и защищаю в предлагаемой книге принципы диалектического материализма.

Этот труд -- продолжение моей предыдущей книги "Наука против идеализма", в которой также была дана критика позитивизма. Он дает более полный и современный анализ позитивизма, начатый в "Науке против идеализма". В нем я пытаюсь также исправить некоторые ошибки, которые, как это мне теперь ясно, имели место в "Науке против идеализма", особенно в тех ее частях, которые посвящены общественной роли философии и природе эмпирической науки. (Эти ошибки я анализирую в журнале "Modern quarterly", v.4, N3, p.282 ff.) Мне хочется выразить благодарность:

1) моей жене Китти Корнфорт -- за помощь, оказанную ею при чтении и исправлении всех частей книги, и особенно частей, посвященных диалектическому материализму;

2) ряду товарищей по коммунистической партии, вместе с которыми я принимал участие в дискуссиях о марксизме и естественных науках;

3) Говарду Селзаму и Гарри К.Уэллсу (из школы общественных наук им.Джефферсона, Нью-Йорк) -- за критику первого варианта главы о прагматизме;

4) за критику книги "Наука против идеализма" в рецензиях, помещенных в английском журнале "Communist review", американском -- "Political affairs", в советских журналах "Большевик" и "Вопросы философии", а также за критику, содержащуюся во вступительной статье к русскому изданию, написанной академиком Г.Ф.Александровым.

Морис Корнфорт

 Введение

У каждого человека есть своя философия, хотя бы он и никогда не учился обсуждать философские проблемы. На каждого человека влияют философские взгляды, хотя бы он и не продумывал их для себя и не мог их формулировать. Ведь философия -- не что иное, как наши самые общие взгляды на природу мира и на наше место в нем, то есть наше мировоззрение.

Но точная и систематическая разработка философских взглядов сделалась специальным трудом, которым занимаются квалифицированные представители различных философских школ. В наши дни она стала даже профессией, так что вполне можно говорить о "философах профессионалах ". В результате многие дискуссии этих школ становятся в значительной степени неинтересными и непонятными всем, кроме "профессионалов" и их кружков.

Однако прежде всего и больше всего необходимо, чтобы философия перестала быть столь специальной -- каким-то заповедником школ -- и стала достоянием народных масс. Это не означает, что ее следует вульгаризировать и делать слишком легкой. Спиноза, один из величайших философов, сказал, что "все совершенные вещи настолько же трудны, насколько редки". Он был прав, считая, что совершенная философия трудна, но из этого не следует, что она должна быть также редкой.

Это значит только, что философия должна служить народным массам, помогая им решать их собственные, проблемы.

Но не это является задачей философов, принадлежащих к тем или иным школам. Они стремятся все к большей и большей специализации и потому все дальше и дальше уходят от проблем и интересов народа. Причем они считают это доблестью и полагают, что тем самым разгадывают истину, то есть проделывают такую сложную операцию, какую могут осуществить только самые квалифицированные мыслители. В действительности же они только затемняют и искажают истину в лабиринте головоломок, изобретенных ими самими.

Эти головоломки и все изощренности схоластики не являются, как воображают подобные философы, продуктом чистой отвлеченной мысли. Если бы это было так, то головоломки могли бы представлять интерес только для других "чистых мыслителей". Но мыслители и их мысли фактически являются продуктом общественного строя -- в данном случае капиталистического общественного строя. Таким образом, корни даже самых метафизических их спекуляций прочно внедрены в материальную действительность. Философы, представители школ, принимают существующий буржуазный социальный строй в его основе; они принимают его мировоззрение и его оценки, не бросают ему серьезного вызова, не пытаются изменить его. Это определяет характер их философских взглядов, их основные теоретические предпосылки и установки, их споры и их проблемы.

Имеется ряд школ, спорящих между собой. Но вся их аргументация в целом осуществляет определенную социальную функцию. Некоторые представители философских школ разрабатывают идеи, которые сводятся к более или менее прямой защите существующего порядка вещей. Другие, понимая, что в этом строе есть что-то порочное, проповедуют пассивное принятие социального зла и пытаются доказать, что это зло проистекает из самой природы вещей и неизбежного несовершенства человеческого рода. Третьи говорят о необходимости изменений, но переносят свои требования в область утопических схем. Все они -- по-разному -- действуют на сознание людей, заставляя их принять и защищать капиталистический строй. И как бы ни были далеки от народных масс эти философские школы, их учения тем не менее влияют на них.

Так как капитализм вступил в свою последнюю стадию -- стадию империализма и так как противоречия капитализма обостряются и он вступил в стадию неразрешимого общего кризиса, то его философия делается все более запутанной, отвлеченной, специальной.

При этом следует отметить одну тенденцию, которая полнее других отражает современное положение буржуазной философии) это -- тенденция к отказу от попытки понимания мира и нашего места в нем при помощи философии; это -- тенденция к утверждению непознаваемости реального мира, являющегося якобы ареной действия таинственных сил, недоступных нашему познанию. Отказываясь от попыток найти пути развития человеческого знания и человеческой деятельности, эти философы стараются обосновать неизбежность ограниченности человеческого знания и человеческой деятельности.

Все это лишь идеологическое выражение общего кризиса капитализма, достигшего пределов своего развития. В условиях капитализма люди являются игрушкой в руках сил, которые они не могут понять и которыми не могут управлять; и это отражается в специальных философских теориях. Пороки капиталистического общественного строя изображаются буржуазными философами как выражение самой природы мира и человеческого разума.

Все это показывает, что уже давно происходит процесс действительного вырождения буржуазной философии. Эта философия делается чрезмерно специальной, далекой от народа, отвлеченной и бесплодной; она становится учением не о прогрессе познания, а об ограниченности его] не силой, способствующей освобождению человека, а апологией существующего социального строя.

Данная книга направлена именно против этого типа философии. Выступая против буржуазных философских систем, она защищает марксизм -- диалектический материализм -- философию борьбы за социализм.

Состояние современной "профессиональной" философии наводит многих людей в капиталистических странах на вопрос -- для чего же вообще нужна философия, и приводит их к заключению, что она совсем не нужна. Но это означает лишь то, что они некритически принимают все виды отходов философских учений, включая учения и тех философов, которых они презирают. Однако, хотя они и не сознают этого, философы оказывают на них влияние, потому что каждый находится под влиянием философии; и если кто-либо не интересуется ею, это означает только, что он находится под влиянием лишь второстепенных ее обрывков, доходящих до него через школы, прессу, церковь, радио и кино. Считать философию бесполезной -- значит некритически принимать и использовать буржуазную философию.

Люди нуждаются в ориентации. И поскольку современная "профессиональная" философия терпит банкротство, некоторые пытаются гальванизировать различные виды мировоззрений прошлого -- такие, как философия Платона или "христианская" философия, как бы она ни понималась.

Желание этих людей избегнуть бесплодности современных школ и создать философию, которая дала бы обыкновенному человеку сознательную ориентацию, достойно похвалы. Тем не менее, стремясь достигнуть такой цели, они роются в архивах прошлого и фактически оставляют без внимания достижения нескольких веков человеческого прогресса и в особенности достижения современной науки. В конечном итоге создаваемая их усилиями ориентация прямо противоположна научному мировоззрению; она делает людей добычей всевозможных суеверий. Это лишь другое лицо буржуазной философии. Сознавая крах профессиональных философов буржуазии, они возвращаются вспять и ищут вдохновения в философии средних веков и древнего рабовладельческого общества.

Философия настоящего и будущего должна, конечно, создаваться на основе прошлого. На этой основе ее нужно строить, то есть двигать вперед наше понимание мира и человеческого общества, основываясь на научных открытиях и на опыте борьбы за прогресс. Только в этом случае философия сможет удовлетворить потребности народа. Именно это и делает марксизм. Марксистская философия идет навстречу потребностям народа, помогая ему понимать природу мира и место людей в нем, чтобы можно было изменять мир и преобразовывать общество -- усиливать власть людей над природой и освобождать человека от угнетения и суеверий.

Марксизм, ориентирующий нас на борьбу за ликвидацию капитализма и приближение к коммунизму, направлен против бесплодных отвлеченностей буржуазных философских школ и против тех, кто стремится оживить мертвые теории прошлого. Он открывает для народа двери философии и оживляет для него наследие прошлого, продолжая прогрессивные традиции философской мысли, стремящейся достигнуть рационального понимания природы и истории. Только стремясь изменить мир, мы можем донять его, и только стремясь улучшить условия жизни человека, мы можем понять его природу.

Таким образом, марксистская философия стоит на столбовой дороге развития философии, то есть идет по тому единственно правильному пути, который только и может вести вперед, так как он служит делу освобождения человека. Марксистская философия -- законная наследница всего лучшего в философии прошлого в противовес вырождающимся буржуазным философским школам.

Именно по этой причине я назвал предлагаемую книгу "В защиту философии". Умирающий капитализм в борьбе за сохранение своего существования угрожает всем человеческим ценностям, и нам необходимо защитить их. Защита философии и прогресс философии есть защита философии социализма, то есть диалектического материализма, точно так же, как защита человеческой культуры есть защита социалистической культуры.

Хорошо известно, что лучшим методом защиты является нападение. Так обстоит дело и в философии. Прогресс и истина завоевываются только в борьбе против реакции и заблуждения. Поэтому я нападаю на буржуазную философию.

Однако в этой книге я не собираюсь обстоятельно исследовать различные школы современной буржуазной философии. Это потребовало бы слишком много труда и времени. Я сосредоточил внимание только на одной школе -- школе позитивизма, и притом лишь на ее самых последних проявлениях.

Позитивизм называет себя эмпирической философией, то есть философией, которая утверждает, что все знание проистекает из опыта и ничто не может быть познано чистым разумом или интуицией, независимо от опыта. Однако при истолковании опыта и познания позитивизм применяет и свои собственные принципы. И эти принципы приводят к отрицательному выводу, будто мы никогда и ничего не можем познать во внешнем реальном мире.

Если мы придерживаемся научной точки зрения, говорят позитивисты, мы можем сформулировать идеи, устанавливающие соотношение между чувственными данными (sense data), получаемыми в результате наблюдения вещей; или, как думают прагматисты, являющиеся разновидностью позитивистов, тот факт, что какие-либо идеи являются "работоспособными" (полезными) в нужном для нас отношении, достаточно оправдывает нашу веру в них и нашу тенденцию опираться на них. Но наши идеи не отражают и не могут отражать объективную материальную действительность, которая существует независимо от нашего восприятия и мышления.

Таким образом, главными особенностями позитивизма как философской тенденции являются: во-первых, учение о том, что всякое познание должно быть основано на опыте, протест против умозрительного "системосозидания"; во-вторых, учение о том, что знание, основанное на опыте, может служить только для установления соотношений между наблюдениями или для предвидения результатов различных операций и что оно не может отражать объективную действительность, существующую независимо от опыта.

Позитивисты разработали различные соответствующие своему учению теории относительно природы мышления, познания, истины, научного метода и языка. Позитивистское мировоззрение особенно глубоко проникло в современную буржуазную философию, оно включает в себя философские течения и теории, известные как "логический анализ", "логический позитивизм", "логический эмпиризм", "семантика" и "прагматизм". Именно эти теории и рассматриваются в данной книге.

Я считаю, что эти позитивистские теории по своему существу ложны и реакционны. В них ложно не то, что они возражают против философских "систем" вообще и утверждают, что все познание основано на опыте. Наоборот, это совершенно правильно. Ложно в них отрицание того, что познание, основанное на опыте, отражает объективную действительность, существующую независимо от опыта. Это отрицание ведет к созданию новых идеалистических систем, к разрушению и фальсификации научной мысли. Я пытаюсь разоблачить их, и доводы, которые я выдвигаю против них, -- это доводы марксизма, диалектического материализма.

Позитивизм сосредоточивает в себе все самые отрицательные черты буржуазной философии -- учение об ограниченности познания и о непознаваемости реального мира. В то же время позитивизм приводит к наивысшему пункту узкую специализацию в философии, схоластическое фразосплетение, бесплодное абстрагирование. Он порождает такие взгляды на естествознание, которые служат только извращению науки в целях приспособления ее к задачам монополистического капитализма. Позитивизм приводит к таким взглядам на общество, которые служат тем же целям.

Таким образом, позитивизм является одной из самых главных и влиятельных сил, а может быть, и самой главной, буржуазной идеологии в области философии. Поэтому на нем нужно сосредоточить особое внимание.

Критикуя буржуазную философию и пытаясь изложить марксистскую точку зрения, я часто прибегаю к цитированию классиков марксизма-ленинизма -- Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Я считаю, что такое цитирование совершенно необходимо в подобной книге.

Во-первых, потому, что марксист -- это тот, кто, будучи убежден в правильности основных принципов марксизма, стремится применять и развивать их в теории и на практике. Естественно поэтому, он должен стараться возможно полнее использовать богатое наследство, заключающееся в классических трудах марксизма, и постоянно обращаться к ним за руководством.

Во-вторых, в этих трудах многое выражено в совершенстве. Зачем же пытаться устанавливать в других словах то, что уже превосходно сделано.

В-третьих, цитируемые положения уже обоснованы и подтверждены их авторами в трудах, на которые сделаны ссылки. Если кто-либо в этом сомневается, он может обратиться к самим источникам.

Поэтому подлинный марксист, когда он пишет на философские или любые другие темы, обязан исходить из того, что уже было обосновано в классических трудах марксизма. Марксизм -- самая прогрессивная наука, которая прочно завоевывает место в мире и уверенно двигается вперед.

В-четвертых, приводимые мной цитаты из трудов классиков марксизма-ленинизма предназначены для изучающих марксизм, для тех, кто должен основывать свои исследования на произведениях классиков марксизма. Эти цитаты помогут выявить точку зрения классиков марксизма и показать их роль и их применимость при решении современных проблем.

Наконец, противники марксизма обычно мало уделяют внимания тому, что действительно говорят Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. Они предпочитают давать свою, искаженную, версию марксизма и после этого торжественно рассуждать о его "несоответствиях" и "ошибках". Приводимые мною цитаты являются вызовом таким врагам марксизма. Они необходимы потому, что дают основу для нахождения выхода из лабиринта, в котором блуждает буржуазная философия. Пусть враги или опровергнут их -- что они и пытаются делать в течение уже многих лет, -- или признают силу и истину марксистской науки. В противном случае они будут иметь дело с подлинными положениями марксизма, а не побеждать тетку Салли собственного производства.


 Об авторе

Морис Кэмпбелл Корнфорт (1909--1980)

Известный английский философ-материалист. Окончил Лондонский (1929) и Кембриджский (1931) университеты. В 1934--1946 гг. входил в окружной комитет Коммунистической партии Великобритании в Восточной Англии. В 1946--1950 гг. -- заместитель редактора журнала "Совьет Ньюс", с 1950 г. -- руководитель издательства "Лоренс энд Уишарт". Активный пропагандист диалектического материализма. В своих работах подвергал критике неопозитивизм (логический позитивизм, философию лингвистического анализа), выступал против антикоммунистических теорий.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце