URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Черкезов В.Н. Предтечи Интернационала: Доктрины марксизма
Id: 110517
 
231 руб.

Предтечи Интернационала: Доктрины марксизма. Изд.2, доп.

URSS. 2010. 208 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-01190-2.

 Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга отечественного мыслителя, участника революционного движения, анархиста В.Н.Черкезова (1846--1925), в которой собраны его работы, посвященные критике идеологии и тактики социал-демократического движения. Автор стремится развенчать создаваемый марксистскими публицистами конца XIX -- начала XX вв. культ марксизма как последнего достижения в области общественных наук; вклад марксистов в развитие социалистического учения он трактует как искажение идей "действительных отцов современного социализма" (сенсимонистов, фурьеристов, прудонистов, народников), идейно близких анархистам.

Рекомендуется историкам, политологам, обществоведам, социальным философам, всем заинтересованным читателям.


 Оглавление

Грузинский и русский анархист, критик Маркса и Энгельса (А. И. Рублёв)
Предтечи Интернационала
Раскол среди социалистов-государственников
Наука ли это? (Доктрины марксизма)
Наконец-то сознались! (Ответ К. Каутскому)
Приложение (статья Артура Лабриола)

 Предисловие


Грузинский и русский анархист, критик Маркса и Энгельса

Имя Варлаама Николаевича Черкезова мало что скажет современному читателю. Безусловно, он гораздо менее известен в наше время, чем основоположники марксизма, в отношении которых он сделал, во многом, обоснованные обвинения в плагиате трудов других исследователей. Между тем, в начале XX века труды Черкезова имели большой резонанс в социалистическом движении. Так, после их издания в Германии защитником чести классиков марксизма выступил сам Карл Каутский -- один из наиболее видных идеологов социал-демократического движения начала XX века. По приглашению грузинских социал-демократов, с критикой трудов Черкезова в газете "Квали" выступил основатель школы русского марксизма Г. В. Плеханов. В числе лиц, полемизировавших с Варлаамом Черкезовым, были и будущие лидеры Советского государства. Так, 3--6.03.1903 в Париже он участвовал в публичной дискуссии с В. И. Лениным, читавшим реферат по вопросу об аграрных программах эсеров и социал-демократов. Интересно, что как Ленин, так и Черкезов считали себя победителями в дискуссии. Немало места уделил критике работ Варлаама Черкезова в своей брошюре "Анархизм или социализм" молодой грузинский большевик И. В. Сталин. Кто же он, этот человек, обративший на себя внимание многих, незаурядных политиков и мыслителей своего времени?

Творчество и деятельность В. Н. Черкезова до сих пор остаются малоисследованной страницей истории анархистского движения. Ему посвящены лишь небольшой очерк Б. Николаевского в журнале "Каторга и ссылка",^ а также -- ряд небольших статей в энциклопедических словарях-справочниках. Вышедшая недавно статья П. В. Рябова является наиболее полным, на сегодняшний день, исследованием идей В. Н. Черкезова. Уделяют определённое внимание Черкезову и ряд др. известных исследователей русского общественно-политического движения XIX в. (В. Я. Гросул, Ф. М. Лурье, Н. М. Пирумова).

Настоящие имя и фамилия этого человека -- Варлаам Асланович Черкезишвили. В анархистской литературе он бы известен под псевдонимами "Джан Асланович" и "Марвели". Черкезов родился 16 сентября 1846 года в Тифлисской губернии. Происходил он из дворянской семьи. Его отцом был обедневший грузинский князь. В 1864 Черкезов окончил вторую московскую военную гимназию. Затем, в 1865--1866 годах он учился в Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии. С июля 1864 года, примкнув к кружку ишутинцев, Черкезов начинает активную деятельность в революционном движении. После покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II он был арестован за недонесение о деятельности революционеров и приговорён к 8 месяцам тюремного заключения. В 1867 году Черкезов поступил в Петербургский университет, но уже в 1869-м оставил учёбу, целиком посвятив себя революционной деятельности. В 1867--1869 гг. в Петербурге молодой революционер становится лидером бакунистского кружка "Сморгонская академия". Но как вспоминал впоследствии сам Черкезов, анархистом он осознал себя уже в 1868 году. В конце сентября 1869-го в Москве он был принят С. Г. Нечаевым в организацию "Народная расправа", в кружках нечаевцев вёл пропагандистскую работу среди студентов. Во многом благодаря помощи Черкезова Нечаеву удалось скрыться за границу. В конце ноября -- в декабре 1869 года он был арестован, хотя к убийству Иванова был непричастен. На процессе нечаевцев (18.08.1871 года) Черкезов был приговорён к лишению прав состояния и ссылке в Сибирь.

Здесь, в тюрьме, он написал свой первый теоретический труд -- брошюру "Требования науки и требования жизни". Рукопись была арестована. До нашего времени о ней дошли лишь отдельные упоминания в воспоминаниях революционера-народника О. В. Аптекмана, доказывающие, что, оставаясь анархистом, в это время Ч. находился под влиянием идей П. Л. Лаврова, близких программе кружка "чайковцев". Так, в брошюре он проводил факты о необходимости длительной пропагандистской работы и организации революционных сил, как этапе, предшествующем подготовке массового крестьянского восстания.

С ноября 1873 г. Черкезов был выслан в Томск, однако уже в январе 1876 г. бежал из ссылки в Лондон. За границей он первоначально примыкает в лавристам, в мае -- декабре 1876 года в журнале "Вперёд!" ведёт разделы "За две недели" и, отчасти, "Летопись рабочего движения". Осенью того же года, после переезда в Женеву вновь примкнул к бакунистам. В 1878 году Черкезов ведёт "Хронику" в анархистском журнале "Община". В своих статьях этого периода он выступал сторонником синтеза тактических установок лавристов и бакунистов. Их споры о первенстве методов продолжительной пропаганды или бунтовских актов Черкезов считал несущественными перед лицом нарастающей в условиях становления капиталистических отношений пауперизации крестьянства. "Неужели мы, социалисты-революционеры ещё долго будем блуждать в области бесплодных споров о бунтах и пропаганде?... Живой, мыслящий, цельный организм не знает этой двойственности; не понимает этого и народ, творящий свою историю не фразами, не абстрактными идеями, а строем жизненных отношений и борьбой за них", -- писал он. Острой критике он подверг и идеи о возможности союза социалистов-народников с либералами в совместной борьбе за введение конституции в России. В то время часть революционных народников рассматривала этот шаг как способ получить легальные возможности пропаганды социалистических идей. Варлаам Черкезов полагал, что в условиях России II половины XIX века политические свободы могли быть введены правительством только в весьма урезанном виде. Таким образом они ничего не дали бы для свободной пропаганды социалистических идей. Весьма критическими были и его статьи о внешней политике правительства Александра II. Так, русско-турецкая война 1877--1878 гг. оценивалась им, как следствие завоевательных стремлений великих держав Европы, и в первую очередь -- правительств России и Турции.

В Женеве Черкезов примкнул к группе анархистов, возглавляемых П. А. Кропоткиным. Постепенно, под влиянием Петра Алексеевича он становится анархистом-коммунистом. В 1880-е годы Черкезов сотрудничал в анархистской газете "Le Revolte", участвовал в деятельности Парижской и Женевской секций и Юрской федерации Анархистского Интернационала. В 1890-е -- 1900-е гг. он сотрудничает в наиболее влиятельных анархистских периодических изданиях Западной Европы и России. Таких, как "Les Temps Nouveaux", "Freedom", "Хлеб и Воля". Главным направлением его публицистики в это время становится критика идеологии и тактики социал-демократического движения. Его идеи этого периода характеризуют такие труды, как "Страницы социалистической истории" (1896), "Предтечи Интернационала" (1899), "Путешествие по Бельгии" (1900), "Раскол среди социалистов-государственников" (1901), "Наконец-то сознались" (1907).

Черкезов выступает приверженцем позитивистской философии, "индуктивного научного метода". С этих позиций он критикует несколько упрощённо понятое учение о диалектическом материализме. Черкезов воспринимал диалектику, как спекулятивный метод, построенный на "софизмах", манипуляциях понятиями, "которым можно доказать всё, что вам угодно смотря по тому, что взято за тезис". "Метафизическому сумбуру гегелевской философии" он противопоставлял "индуктивную. науку", основы которой были сформулированы Ф. Бэконом, Д. Локком, затем -- французскими философами эпохи Просвещения и позитивистами.

Анархо-коммунистические идеи Черкезов воспринимал не как политическую доктрину, а скорее как тенденцию, неотъемлемо присущую народным движениям всех эпох в истории человечества: "Каждый раз, когда массы поднимались против угнетателей и эксплуататоров, они формулировали почти в одних и тех же выражениях вековые стремления: свобода для всех, справедливость в пользовании благами жизни для всех... Требования масс всегда оставались одними и теми же: земля и её богатства для всех, уничтожение эксплуатации человека человеком, личная свобода в свободной коммуне". Социализм XIX века, по его мнению, изначально имел анархические корни: "Отсюда название "социалистическое", данное будущей организации: под этим словом подразумевался порядок, устроенный самим обществом и для общества. Кто говорит социализм, отрицает в действительности Государство и Капитал".

Вклад марксистов в развитие социалистического учения он трактовал как искажение идей "действительных отцов современного социализма" (сенсимонистов, фурьеристов, прудонистов, народников), идейно близких анархистам и проповедовавших непосредственный переход средств производства к негосударственным самоуправляющимся объединениям (ассоциациям) трудящихся: "И до того это предубеждение стало всеобщим, что социализм, -- учение антигосударственное... -- превратили в синоним государственности, а нас, коммунистов, революционеров и врагов государства, стали представлять как врагов социализма". Черкезов указывал и на присущий марксистскому учению антигуманизм как в представлениях о прогрессивности тех или иных процессов социально-экономического развития, так и в представлениях об идеале строя будущего: "На всех языках славят их науку, по которой крестьяне все для блага человечества должны обнищать, потерять землю, а рабочие работать на капиталистов". Он показывал, что учение Маркса и Энгельса внесло "фатализм и предопределение концентрации капитала, и вместо свободы, братства и автономии -- учение о подчинении личности дисциплине и о всемогущем, всеподавляющем гегелевском государстве". Доминирование же марксизма в российском и европейском революционных движениях Черкезов трактовал, как следствие эпохи реакции, наступившей после разгрома Парижской коммуны во Франции и революционного народничества в России. Социальную революцию Черкезов трактовал как антигосударственное выступление трудящихся, направленное на реорганизацию экономической жизни на социалистических началах. На примере неудач французских социалистов-государственников в ходе революции 1848--1849 гг., он стремился показать бесперспективность доктрины "социального переворота" сверху, парализующей народное действие и народную инициативу: "Эта доктрина "социального переворота", сверху, посредством законодательной и диктаторской власти, парализовала народное действие и народную инициативу".

В брошюре "Концентрация капитала" и своих статьях в газете "Freedom" Черкезов подверг критике марксистские представления о концентрации капитала, показав на основе статистических данных, что число частных предпринимателей в различных странах мира с середины 1840-х гг. не уменьшается, а напротив, -- возрастает. Марксист. схеме классового деления общества, радикально разделявшей интересы крестьянства, рабочего класса и ремесленников, Черкезов противопоставил понятие "народ", в котором объединялись "производители, управляемые, эксплуатируемые". Эту позицию он противопоставлял присущей для работ теоретиков-марксистов ("господ четвёртого сословия") "ненависть к босякам и крестьянству". Понятие "классовые интересы", воспринимались Черкезовым, как утратившее своё прежнее значение и заменялись им категорией "принципов, идеалов", не имеющих чётко очерченного классового значения: "Социализм поставил себе целью освобождение не того или иного класса, а всего народа от эксплуатации и грабительства".

По мнению Варлаама Черкезова "перерождение" социал-демократии из революционной партии в партию реформ в духе учения Эдуарда Бернштейна, было изначально предопределено учением Маркса и Энгельса. Ведь в своих трудах, полагал Черкезов, они обосновали ведущую роль эволюционного развития производственных отношений в истории, стремились доказать историческую необходимость укрепления и развития капитализма, ввести классовую борьбу рабочих в русло расширения трудового законодательства и парламентской политики социал-демократических партий: "Социал-демократы в Европе, с их доктриной марксизма, с формулой о всё решающей роли производственных отношений в социальной жизни являются тоже мирными реформаторами. Производственные отношения -- результат эволюции производства и обмена, а не инициативы и деятельности революционеров. При доктрине производственных отношений нет места революционерам. Прямым тому доказательством служит сама социал-демократия. <...> Она направила все усилия на мирный захват власти путём парламентских выборов".

Центральным для трудов Черкезова было стремление развенчать создаваемый марксистскими публицистами конца XIX -- начала XX вв. культ марксизма, как последнего достижения в области общественных наук. Проводя текстологический анализ, он указывал на факт плагиата со стороны Маркса и Энгельса трудов выдающихся авторов своего времени. Мы не будем здесь пересказывать аргументы Черкезова. Его правоту или заблуждения может определить сам читатель. Скажем лишь, что предлагаемые вашему вниманию тексты сделали его всемирно известным автором. Их переиздавали на русском, французском, английском, немецком и др. языках во многих странах Европы. Отчасти, его точка зрения получила признание даже среди видных теоретиков-марксистов (например -- Артуро Лабриолы).

Известность Черкезов получил также как участник и один из идеологов националистического движения в Грузии. Он активно отстаивал идею её независимости в европейской печати, а в 1907 -- даже на конференции Лиги мира в Гааге. Черкезову принадлежало соавторство проектов программы Партии социалистов-федералистов Грузии, при обсуждении которых он старался привнести анархистские принципы децентрализма и отрицания парламентской борьбы.

После издания Манифеста 17.10.1905 года Варлаам Черкезов вернулся в Грузию. Здесь он участвовал в организации анархистской группы "Коммуна" в Кутаиси, входил в редакции газет на грузинском языке, выпускавшихся анархистами. Таких, как "Хма" (май 1906), "Нобати" (май -- июнь 1906), "Муша" (июнь -- сентябрь 1906). В июле 1906 он эмигрировал в Англию. Будучи обвинён частью лидеров анархистской эмиграции России в грузинском национализме, что, отчасти, было верно, он отошёл от политики и посвятил себя издательской работе. В 1912--1916, как редактор, Черкезов готовил к изданию десятитомное собрание сочинений М. А. Бакунина на русском языке. В годы I мировой войны, вместе с рядом старых лидеров анархистского движения (П. А. Кропоткин, Ж. Грав, Х. Корнелиссен, Ш. Малато и др.) он подписал "Декларацию" 16-ти анархистов-оборонцев, объявлявшеую правящие круги Германии виновником военного конфликта, оценивавшей международную политику германского правительства, как угрозу "не только против наших освободительных надежд, но и против всей человеческой эволюции". "Стремясь к примирению народов, включая и немецкий народ, мы думаем, что надо бороться с нападающей силой, которая представляет собою уничтожение всех наших надежд на освобождение", -- таков был вывод "Декларации", с которым полностью был солидарен Черкезов.

Весной 1917 года, после февральских революционных событий, он вернулся в Грузию, ставшую вскоре независимым государством. Когда же в 1921 г. Грузия после непродолжительных военных действий была занята частями Российской красной армии, Черкезов не желавший примириться с этим фактом, выехал в Лондон. В последние годы жизни он отошёл от политической деятельности, работал над воспоминаниями, которые так и не были окончены. Из более ранних мемуарных работ Варлаама Николаевича до нас дошли лишь небольшой очерк о его друге, студенте-революционере Долматове, увидевший свет без подписи имени автора на страницах редактируемой П. Л. Лавровым газеты "Вперёд", неоконченный очерк о Н. П. Огарёве, а также -- "Заметка о Ножине" опубликованная Е. Е. Колосовым в работе "Молодое народничество 60-х годов". 18 августа 1925 года Черкезов умер.

Читатель может по-разному оценивать взгляды Варлаама Николаевича Черкезова на учение классиков марксизма. Несомненно одно: Черкезов был авторитетным и уважаемым мыслителем, изучение взглядов которого необходимо для понимания анархизма, марксизма, психологии их сторонников и критиков. Надеемся, его книга приблизит читателя к этой цели.

Д. И. Рублёв, кандидат исторических наук

 Об авторе

Варлаам Николаевич ЧЕРКЕЗОВ (Варлаам Асланович Черкезишвили; 1846--1925)

Российский мыслитель и публицист, яркий деятель анархистского движения. Родился в Тифлисской губернии, в семье обедневшего грузинского князя. В 1864  г. окончил 2-ю Московскую военную гимназию. В 1867 г. поступил в Петербургский университет, но уже в 1869 г. оставил учебу, целиком посвятив себя революционной деятельности. Был членом кружков Н. А. Ишутина и С. Г. Нечаева. В 1873 г. выслан в Томск. В 1876 г. бежал из ссылки за границу; жил в эмиграции в Лондоне. Сотрудничал с П. Л. Лавровым, затем примкнул к бакунистам. В конце 1870-х гг. сблизился с П. А. Кропоткиным. В 1890--1900-е  гг. сотрудничал в наиболее влиятельных анархистских периодических изданиях Западной Европы и России. В 1917--1921 гг. жил в Грузии, затем вернулся в Лондон.

Анархо-коммунистические идеи В. Н. Черкезов воспринимал не как политическую доктрину, а скорее как тенденцию, неотъемлемо присущую народным движениям всех эпох в истории человечества. Главным направлением его публицистики 1890--1900-е гг. была критика идеологии и тактики социал-демократического движения. В начале XX века его труды имели большой резонанс -- с их критикой выступали выдающиеся марксистские идеологи К. Каутский и Г. В. Плеханов, а также будущие лидеры Советского государства. В. И. Ленин в 1903 г. в Париже участвовал в публичной дискуссии с В. Н. Черкезовым, а едва ли не первое значительное теоретическое выступление молодого грузинского большевика И. В. Сталина (цикл статей под общим названием "Анархизм или социализм?", 1906 г.) было попыткой оппонировать В. Н. Черкезову.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце