URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бернал ДжД. Марксизм и наука. Пер. с англ.
Id: 110516
 
139 руб.

Марксизм и наука. Пер. с англ.

URSS. 2010. 112 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-01173-5.

 Аннотация

Вниманию читателя предлагается книга известного английского ученого-физика и общественного деятеля Дж.Д.Бернала (1901--1971), в которой собраны его работы, касающиеся вопросов взаимоотношения марксизма и естествознания. Автор показывает, что марксизм не стоит в стороне от столбовой дороги мировой цивилизации, а является наследником ее достижений. Изложена история создания марксизма, отмечена его связь с лучшими традициями науки и вместе с тем подчеркнуто отличие марксизма от всех предшествовавших философских систем.

Рекомендуется философам, методологам науки, историкам, преподавателям и студентам гуманитарных вузов, всем заинтересованным читателям.


 Оглавление

СТОЛЕТИЕ МАРКСИЗМА
 ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОСТИ
 БАНКРОТСТВО ФИЛОСОФИИ
 ХАРАКТЕР ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОД ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ МЫСЛЬ
 МАРКСИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ В НАУКЕ
 МАРКСИЗМ И СВОБОДА
МАРКС И НАУКА
 ВВЕДЕНИЕ
 Как Маркс пришел к марксизму. Философия и религия
 Журналистика, политика и ссылка
 Фридрих Энгельс
 Революция и эволюция
 Философы должны изменить мир
 Роль и место естественных наук
 Революционный год и "Манифест
 Коммунистической партии"
 Наука и промышленность в "Капитале"
 Рабочий класс -- наследник науки
 Наследие Маркса
 Наука при империализме -- это крушение надежд и милитаризм
 В социалистическом обществе наука -- народное достояние
ЛЕНИН -- ВЕЛИЧАЙШИЙ УЧЕНЫЙ

 Отрывок из книги


ФИЛОСОФИЯ МАРКСА И ЭНГЕЛЬСА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

В Библии много пророчеств. Некоторые из них с самого начала составлялись как пророчества. Другие лишь впоследствии стали рассматриваться как пророчества. Теперь же мы знаем, что все эти "пророчества" на самом деле были записаны лишь после тех событий, которые они якобы предвосхищали. Действительное пророчество -- редкое явление, но оно все же существует. В наши дни сбываются предсказания, сделанные сто лет назад, и это является одной из причин того, что в настоящее время Маркса признают все больше и больше. В "Манифесте Коммунистической партии" Маркс и Энгельс впервые дали совершенно невиданный до тех пор анализ общества, предсказав крах капитализма тогда, когда капитализм даже не был полностью развит.

Маркс принадлежит нашей эпохе, так как он предвидел ее. Он умел предсказывать, ибо он не только наблюдал современный ему мир, но и анализировал его, боролся за его изменение. Его предсказания сбылись не только потому, что они были хорошо продуманы и основаны на правильной теории, но и потому, что вся жизнь и деятельность Маркса являлись лучшим примером того, как эту теорию надо претворять в жизнь. Маркс был первым великим философом, который делал так же хорошо, как и говорил (перефразировка известной английской пословицы "Better to do well, then to say well". -- "Лучше хорошо сделать, чем хорошо сказать". -- Ред.).

Оглядываясь назад, мы видим, что философия Маркса -- диалектический материализм -- это особый, высший этап в развитии великой истории познания и освоения мира человеком. Однако изНза того, что Маркс, несмотря на свое академическое образование, работал вне круга почтенных академиков, его работы не только не были оценены по достоинству, но даже не были замечены ученым миром того времени. И это несмотря на то, что его труды наложили отпечаток на всю современную историю. Только теперь мы видим, что философы конца XIX и начала XX в. топтались на месте, что главное направление человеческой мысли следует по пути, впервые указанному Марксом. В последние годы академическая философия, подорванная кризисами и войнами, которых она не могла ни предвидеть, ни объяснить, была не в состоянии вести за собой растерявшееся человечество. Она потерпела такой же катастрофический крах, как и традиционная политическая экономия. В то же время не только философия, но и важнейшие направления внутреннего развития естественных и гуманитарных наук, развитие истории и самого человека свидетельствуют о том, что марксизм -- это единственно приемлемое мировоззрение.

Несмотря на это, нужно признать, что еще очень редко встречается серьезное понимание марксизма -- не простая констатация факта его существования, а глубокое знание его основ, характеризующееся умением применять марксизм в конкретных условиях и развивать его в зависимости от изменений в мире. Марксизм в целом и его мировоззрение -- диалектический материализм -- в частности все еще недостаточно известны. Это отчасти объясняется небеспристрастной враждебностью, которая не допускала проникновения марксизма в традиционные центры науки и, безусловно, препятствовала большинству выдающихся умов того времени ознакомиться с ним. Например, лорд Кейнс, критиковавший марксизм как "скучную доктрину", всегда отказывался изучить его.

Однако не это главная причина недостаточного распространения учения диалектического материализма. Сами марксисты неодобрительно, и часто не без причины, относились к большинству попыток изложить их философию на языке одной из философских школ. В течение ста лет марксизм существовал в капиталистическом мире, который казался прочным. В этом мире жизненные интересы интеллигенции требовали, повидимому, поддержки капиталистического строя. Следовательно, всегда имелась тенденция отойти от текстов Маркса и Энгельса и прибегнуть к их пересмотру, к такому их толкованию, которое под видом более приемлемой интерпретации тезисов Маркса путем нового понимания некоторых "догм" и "готовых фраз" в конце концов всегда исключает главные характерные черты его учения -- классовую борьбу и теорию революции, -- делая из марксизма нечто такое, что более приемлемо для буржуазии с политической и экономической точки зрения. Поэтому подлинные марксисты всегда подозрительно относились ко всякой переформулировке идей классиков марксизма, боясь, что это может явиться началом ревизии и выхолащивания его положений.

Только там, где теоретическое понимание сочетается с успешным политическим действием, как, например, при подготовке и проведении русской революции, марксизм мог быть и был успешно развит в великих и новых классических произведениях Ленина и Сталина. Именно теперь, когда не только Советский Союз, но и весь мир был потрясен войной и социальными преобразованиями, учение Маркса и его метод должны быть изучены наиболее широким кругом людей и наиболее интенсивно применяться ими. Изучение произведений Маркса в свете современного политического положения, изучение их влияния на мысли людей в настоящее время является первым шагом на пути как к более широкому распространению принципов марксизма, так и к наиболее полному применению этих принципов.


 Об авторе

Джон Десмонд БЕРНАЛ (1901--1971)

Известный английский физик и общественный деятель, член Лондонского королевского общества (1937), иностранный член Академии наук СССР (1958). Родился в г. Нина (Ирландия). В 1922 г. окончил Кембриджский университет. В 1923--1927 гг. работал в лаборатории Дэви-Фарадея в Лондоне, в 1927--1937 гг. -- в Кембриджском университете. С 1937 г. -- профессор Лондонского университета. Во время Второй мировой войны работал в области противовоздушной защиты, был научным советником штаба объединенных операций. Активный борец за мир, президент-исполнитель Президиума Всемирного Совета Мира (1959--1965), вице-председатель Всемирной федерации научных работников, президент Международного союза кристаллографов (1963--1966). Лауреат Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1953).

Дж. Бернал -- автор научных трудов в области кристаллографии. Он исследовал структуры графита, металлов, воды, стиролов, гормонов, витаминов, белков, вирусов, строительных материалов. В 1933 г. он описал так называемую берналовскую модель льда, которая позволяет объяснить поведение воды во всех соединениях. Ему принадлежат также работы по теории жидкого состояния. Кроме того, Дж. Бернал написал труды о роли и месте науки в жизни общества, в которых осветил философское значение науки, взаимосвязь науки, техники и социальных условий, влияние науки на общественное развитие с позиций диалектического материализма; показал особенности развития науки при капитализме и социализме. Его книга "Социальная функция науки" положила начало новой области знания -- науковедению.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце