URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Власова Н.О. Творчество Арнольда Шёнберга
Id: 110277
 
559 руб.

Творчество Арнольда Шёнберга. Изд.2

URSS. 2010. 528 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01086-1. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Настоящая монография посвящена творческой деятельности австрийского композитора, мыслителя и педагога, главы новой венской школы Арнольда Шёнберга (1874--1951). В первой части работы рассматриваются общие вопросы художественной генеалогии и эстетики Шёнберга, формирование и эволюция его композиционного метода во взаимосвязи с постоянной духовной работой по осмыслению и обоснованию собственного творчества. Во второй части дается последовательный хронологический обзор отдельных сочинений композитора, раскрывающий интенсивную эволюцию его стиля. Книга включает хронограф, который содержит необходимую информацию о творческом и жизненном пути Шёнберга, а также подробный список его произведений.

Книга адресована музыкантам-профессионалам и всем, кто интересуется музыкальным искусством ХХ века.


 Содержание

Предисловие
ЧАСТЬ I. СТИЛЬ. МЫСЛЬ. УЧЕНИЕ
Глава 1. Аспекты музыкальной эстетики и поэтики
Глава 2. Педагог и теоретик
 Педагог
 Теоретик
  Теоретическое наследие
  Музыкальная мысль
  Сверхидея: взаимосвязь
  Музыкальная форма как система повторов. Развивающая вариация
  Теоретическое осмысление новейшей музыкальной практики
  Некоторые новые понятия
ЧАСТЬ II. МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
  Песни ор. 1, 2, 3, 6
  "Просветленная ночь" ор. 4
  "Пеллеас и Мелизанда" ор. 5
  "Песни Гурре"
  Первый струнный квартет ор. 7
  Шесть песен для голоса с оркестром ор. 8
  Камерная симфония ор. 9
  Второй струнный квартет ор. 10
  "Мир на земле" ор. 13
  Две баллады ор. 12
  Две песни ор. 14
  Пятнадцать стихотворений из "Книги висячих садов" С. Георге ор. 15
  Три пьесы для фортепиано ор. 11
  Пять пьес для оркестра ор. 16
  Монодрама "Ожидание" ор. 17
  Драма с музыкой "Счастливая рука" ор. 18
  Шесть маленьких пьес для фортепиано ор. 19
  "Побеги сердца" ор. 20
  "Лунный Пьеро" ор. 21
  Четыре песни для голоса с оркестром ор. 22
  Оратория "Лестница Иакова"
  Пять пьес для фортепиано ор. 23
  Сюита для фортепиано ор. 25
  Серенада ор. 24
  Квинтет для духовых ор. 26
  Третий струнный квартет ор. 30
  Четыре пьесы для смешанного хора ор. 27, Три сатиры ор. 28
  Сюита для камерного ансамбля ор. 29
  Вариации для оркестра ор. 31
  Опера "От сегодня до завтра" ор. 32
  Пьесы для фортепиано ор. 33А и 33В
  "Музыкальное сопровождение к киносцене" ор. 34
  Шесть пьес для мужского хора ор. 35
  Три народные песни для хора а сарреlla ор и другие обработки народных песен
  Три песни для голоса и фортепиано ор. 48
  Четвертый струнный квартет ор. 37
  Концерт для скрипки с оркестром ор. 36, Концерт для фортепиано с оркестром ор. 42
  Вторая камерная симфония ор. 38
  "Kol nidre" ор. 39
  Тема и вариации на речитатив для органа ор. 40
  Вариации для духового оркестра ор. 43А
  "Прелюдия" ор. 44
  "Ода Наполеону Бонапарту" ор. 41
  "Уцелевший из Варшавы" ор. 46
  Струнное трио ор. 45
  Фантазия для скрипки с фортепианным сопровождением ор. 47
  Три хора ор. 50
  Опера "Моисей и Аарон"
Заключение
Хронограф
Библиография
Приложение I: Список сочинений
Приложение II: Переводы некоторых поэтических текстов, использованных Шёнбергом в его произведениях
Приложение III: Серии Шёнберга
Указатель сочинений Шёнберга
Указатель имен

 Предисловие

Трудно найти другого композитора XX века, творчество которого являлось бы предметом столь пристального внимания исследователей, как творчество Арнольда Шёнберга. Его наследие активно изучается как в немецкоязычных странах -- Германии, Австрии, Швейцарии, -- так и в США, где композитор провел последние восемнадцать лет своей жизни. Ежегодно выходят одна-две книги, посвященные тем или иным аспектам его художественной деятельности. В феврале 1977 года в Лос-Анджелесе, где композитор жил и преподавал в годы американской эмиграции, открылся Институт Арнольда Шёнберга -- учреждение, целью которого было изучение и распространение творческого наследия композитора. В середине 1990-х годов архив композитора был перемещен из Лос-Анджелеса в его родной город Вену, где открылся Центр Арнольда Шёнберга, проводящий обширную исследовательскую работу. С 1966 года начало выходить Полное собрание сочинений мастера (его окончание запланировано на 2010 год) -- первое издание такого рода, посвященное творчеству композитора XX века. Этот труд, над которым работали десятки первоклассных специалистов, может служить образцом академического нотного издания. Помимо выверенных нотных текстов сочинений (включая те, которые не получили номера опуса), здесь опубликованы все сохранившиеся в архиве наброски и эскизы к ним, все неоконченные работы и фрагменты, а в сопроводительных томах с текстологическим комментарием помещены также исчерпывающие документальные сведения, касающиеся обстоятельств создания, исполнения, публикации и последующих редакций соответствующего произведения. Все это создает превосходную основу для дальнейшего детального изучения разносторонней деятельности Шёнберга -- композитора, мыслителя, теоретика, педагога.

В отечественной музыкальной культуре судьба наследия Шёнберга складывалась очень непросто. После первого знакомства с творчеством композитора в дореволюционные годы, вызвавшего большой интерес в музыкальных кругах (весна 1911 года -- исполнение Прокофьевым двух фортепианных пьес из ор. 11 на "Вечерах современной музыки" в Петербурге, декабрь 1912-го -- Шёнберг дирижирует там же "Пеллеасом и Мелизандой", 1911--1914 -- публикации статей о Шёнберге и его собственных текстов в музыкальной периодике), после продолжившегося в 1920-е -- начале 1930-х годов слухового освоения и осмысления его музыки (1927 год -- исполнение в Ленинграде "Песен Гурре", 1934 -- издание монографической работы о Шёнберге И.Соллертинского) процесс естественного и своевременного восприятия его творчества был насильственно прерван на несколько десятилетий. Музыка Шёнберга оказалась под идеологическим запретом: сам он характеризовался не иначе как "ликвидатор музыки" и "один из столпов формалистического направления", его композиционный метод называли "темной пучиной додекафонного психоза".

Лишь начиная с середины 1960-х годов творчество Шёнберга начинает медленно возвращаться в музыкальную жизнь страны: издаются отдельные произведения, устраиваются исполнения (как правило, полуофициальные), появляется ряд серьезных статей, посвященных профессиональному исследованию отдельных аспектов творчества композитора (в том числе работы Ю.Холопова, Э.Денисова, Р.Лаула, С.Павлишин, М.Элик). Из трех главных представителей нововенской школы ее глава оказался в СССР в самом невыгодном положении. В то время как Антон Веберн и Альбан Берг уже были представлены в советской и российской музыкальной науке капитальными работами В. и Ю.Холоповых и М.Тараканова (мы называем лишь самые значительные труды), изучение творчества Шёнберга сильно запаздывало. Подготовленное С.Павлишин в конце 1970-х годов монографическое исследование увидело свет только в 2001 (!) году. Не менее трудная судьба ждала и русское издание писем композитора: это эпистолярное собрание было переведено В.Шнитке в 1971 году, но издано лишь тридцать лет спустя. Только в последнее время ситуация с освоением творческого наследия Шёнберга начала заметно меняться к лучшему: в русском переводе вышли две педагогические работы композитора -- "Основы музыкальной композиции" и "Модели для начинающих сочинять" (в русском издании -- "Упражнения по композиции для начинающих"), был подготовлен первый сборник его статей, снабженный необходимыми для русского читателя комментариями, появилось несколько диссертационных исследований. Все это стало частным выражением растущего интереса к творчеству и личности мастера.

Предлагаемая вниманию читателей монография посвящена композиторской, музыкально-теоретической и педагогической деятельности Шёнберга. Мы не касаемся здесь проблем творчества Шёнберга-живописца, предоставляя судить об этом специалистам в области изобразительного искусства.

Работа состоит из двух частей. В первой части "Стиль. Мысль. Учение" рассматриваются общие вопросы художественной генеалогии и эстетики композитора, формирование и эволюция его стиля во взаимосвязи с не прекращавшейся на протяжении всей жизни напряженной духовной работой по осмыслению и обоснованию собственного творчества, его обширная и разносторонняя музыкально-теоретическая деятельность и ее проекция вовне -- сфера практической педагогики.

Вторая часть работы "Музыкальные сочинения" посвящена обзору отдельных произведений -- от Двух песен для голоса и фортепиано ор. 1 до хоров ор. 50 и неоконченной оперы "Моисей и Аарон", включая наиболее значительные оригинальные произведения без опуса (в том числе "Песни Гурре" и ораторию "Лестница Иакова"). Творчество Шёнберга, как правило, рассматривается хронологически, что позволяет показать интенсивную эволюцию стиля композитора. Несколько исключений из этого правила вызваны желанием объединить жанрово или стилистически родственные произведения; опера "Моисей и Аарон" помещена в самый конец как наиболее значительный замысел в позднем творчестве композитора, которому присущи итоговые черты. Хотя ракурс рассмотрения и алгоритм изложения в отдельных очерках меняются в зависимости материала, автор неизменно считал своей задачей дать читателю наиболее важные сведения о каждом из произведений, многие из которых все еще остаются малоизвестными отечественным музыкантам, снабдить "ключом" к пониманию музыки композитора во всем многообразии ее конкретных проявлений.

В конце книги помещен Хронограф, откуда можно почерпнуть необходимую информацию о творческом и жизненном пути Шёнберга, и подробный список его произведений, включающий все работы без опуса и большинство неоконченных работ, впервые опубликованных в Полном собрании сочинений. В Приложениях помещены также литературные тексты вокальных произведений Шёнберга, которые удалось найти в русском переводе, и серии, использованные им в сочинениях, начиная с ор. 23.

В книге широко используются немецко- и англоязычные источники, в большинстве своем малознакомые российским читателям по причине отсутствия в общедоступных библиотеках. Одной из задач автора было дать представление о современном уровне изучения творчества Шёнберга на Западе, актуальной проблематике и основополагающих тенденциях в этой области.

* * *

Автор считает приятным долгом выразить глубокую благодарность первым читателям настоящей работы -- коллегам из Государственного института искусствознания, на разных этапах принимавшим участие в ее обсуждении: докторам искусствоведения Л.О.Акопяну, М.Г.Арановскому, Е.Д.Кривицкой, С.И.Савенко, Н.Г.Шахназаровой, кандидату искусствоведения О.В.Лосевой. Высказанные в ходе этих подробных и заинтересованных обсуждений рекомендации самым положительным образом повлияли на окончательный облик исследования. Особую признательность автор выражает Немецкой службе академических обменов (Deutscher Akademischer Austauschdienst) за предоставленную возможность работать над книгой в Германии. Значение двух длительных научных командировок в Берлин для выполнения настоящего исследования невозможно переоценить. Еще одним важным фактором, оказавшим воздействие на концептуальную сторону монографии, стало содержательное и продуктивное общение с одним из крупнейших специалистов по творчеству Шёнберга профессором Кристианом Мартином Шмидтом (Технический университет, Берлин), которому автор искренне благодарен за бескорыстную помощь и поддержку.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце