URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Михаловский И.Б. Теория классических архитектурных форм
Id: 110165
 
399 руб.

Теория классических архитектурных форм. Изд.4

URSS. 2010. 288 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-01150-6. Уценка. Состояние: 5-. Обложка: 4+. Блок текста: 5.

 Аннотация

Книга заслуженного историка архитектуры И.Б.Михаловского (1864--1939) знакомит читателя с классическими архитектурными формами, использовавшимися зодчими Древней Греции, Древнего Рима и эпохи Возрождения. Книга содержит много ценных сведений об элементах и приемах композиций в архитектуре и, по мнению автора, должна стать первой книгой для изучающего архитектуру --- иначе говоря, азбукой архитектуры.

Предназначена архитекторам, историкам науки, культуры и искусства, студентам, начинающим свое архитектурное образование, а также широкому кругу читателей, интересующихся классическим наследием.


 Оглавление

Предисловие

Отдел первый. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

 Вводная часть
Часть первая. Изображение в массах
 Глава I.Римские ордера
 Глава II.Расширения книзу и кверху
 Глава III.Сравнительный анализ римских ордеров
Часть вторая. Архитектурные композиции с применением ордеров
 Глава I.Колоннады
 Глава II.Различные способы применения колоннад
 Глава III.Аркады
 Глава IV.Портики
 Глава V.Переход от масс к деталям
Часть третья. Архитектурные детали
 Глава I.Элементы профилей
 Глава II.Тосканский ордер
 Глава III.Дорический ордер
 Глава IV.Ионический ордер
 Глава V.Угловые и диагональные капители
 Глава VI.Коринфский ордер
 Глава VII.Построение коринфской капители
 Глава VIII.Сложный ордер
Часть четвертая. Греческие ордера
 Глава I.Общая характеристика
 Глава II.Дорический ордер
 Глава III.Ионический ордер
 Глава IV.Коринфский ордер
 Глава V.Кариатиды и атланты
 Глава VI.Украшения профилей
Часть пятая. Общие выводы
 Глава I.Ордера эпохи Возрождения
 Глава II.Отступления от правил
 Заключение

Отдел второй. АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ

 Вводная часть
 Глава I.Подножия
 Глава II.Карнизы
 Глава III.Обработка поля стены
 Глава IV.Горизонтальные членения стен
 Глава V.Вертикальные членения стен
 Глава VI.Отдельные подпоры
 Глава VII.Верхние завершения стен
 Глава VIII.Окна
 Глава IX.Полуциркульные окна
 Глава X.Окна разных форм
 Глава XI.Сложные окна
 Глава XII.Двери и порталы
 Глава XIII.Балконы и перила
 Заключение
Литература
Таблицы
Перечень иллюстраций в тексте

 Предисловие

Книга "Теория классических архитектурных форм" была написана одним из самых талантливых, но незаслуженно забытых историков архитектуры Иосифом Болеславовичем Михаловским (1864--1939). Его творчество приходится на сложный, малоисследованный, но в то же время насыщенный творческими и научными поисками период. На протяжении первой половины XX века стремительно менялась эстетика и направленность научных поисков в изучении архитектуры, но ученый сохранил на протяжении всех этих лет свой неослабевающий интерес к истории и теории классических архитектурных форм -- основе профессиональной подготовки зодчих в стенах петербургского Института гражданских инженеров, с которым была связана вся его творческая биография.

И.Б.Михаловский окончил институт в 1889 г., испытав, как и многие другие студенты, влияние Н.В.Султанова (1850--1908) -- выдающегося историка, педагога и мастера "русского стиля" в архитектуре конца XIX -- начала XX в., под руководством которого он прошел большую проектную школу при проектировании храма св.апостолов Петра и Павла в Петергофе (1894--1895). Впоследствии он работал с профессором института, известным петербургским зодчим, академиком архитектуры В.А.Шретером (1839--1901). В 1902--1908 гг. по проектам молодого зодчего было построено несколько доходных домов в Санкт-Петербурге, приют св.княгини Ольги в Царской Славянке (совместно с инженером и архитектором Н.К.Чижовым) и другие здания в столице.

Тематика историко-архитектурных исследований И.Б.Михаловского охватывала античность, средние века, древнерусское зодчество. В журнале "Зодчий" и других периодических изданиях увидели свет его статьи "Зодчие древних и средних веков" (1899); "Русское искусство в эпоху князя Владимира" (1916); "Источники византийского стиля (дворец Диоклетиана в Спалатион)" (1917) и многие другие. Всего же перу ученого принадлежит более 20 научных трудов по истории и теории архитектуры.

Главной в научной и педагогической деятельности зодчего оставалась приверженность к изучению классического архитектурного наследия. Первое издание самого значительного труда о теории архитектурных ордеров в 1916 г. совпало с новым появлением неоклассической стилистики в архитектуре двух столиц, и тогда оно так и называлось -- "Архитектурные ордера". Под этим же заголовком оно выдержало переиздание 1925 г., совпавшее с расцветом конструктивизма и не утратившее своей актуальности даже при смене стилистической направленности в зодчестве. Переиздания 1935, 1937 и 1949 гг. увидели свет вновь в эпоху пробуждения интереса к архитектурному наследию эпохи Античности и Возрождения. Издание было дополнено и вышло в эти годы под заголовком "Теория классических архитектурных форм".

Почти 50 лет И.Б.Михаловский преподавал историю и теорию архитектуры в стенах петербургского Института гражданских инженеров (в 1931--1941 гг. переименован в Ленинградский институт инженеров коммунального строительства). Еще в 1905 г. он был утвержден в должности профессора, а в 1930Не годы возглавлял кафедру истории архитектуры, где работал с другим учеником Н.В.Султанова -- М.В.Красовским (1874--1939), а в должности заведующего кафедрой в 1939 г. его сменил известный ленинградский историк архитектуры К.К.Романов (1882--1942). Вместе с ними И.Б.Михаловский не только отстаивал право на существование историко-архитектурной тематики в учебных программах, но и воспитал известных впоследствии историков зодчества, таких как В.И.Пилявский, Н.Ф.Хомутецкий и многих других, а труды ученого, и прежде всего "Теория классических архитектурных форм", оказали влияние на образование новых поколений архитекторов и на формирование профессионального языка ленинградских зодчих 1930--1950Нх гг.

В 1930-е годы 70-летний зодчий был избран членом-корреспондентом Всероссийской академии архитектуры.

Ю.Р.Савельев, кандидат архитектуры

 Отдел первый. Архитектурные ордера


Вводная часть

Европейское искусство создавалось постепенно путем самостоятельного творчества, различных преемственных заимствований и влияний, направлявшихся с древнего Востока непосредственно, а иногда очень сложными путями, а также посредством изобретения новых приемов и форм, возникавших благодаря применению различных строительных материалов. Поэтому для сознательно-критического понимания его необходимо изучить весь тот исторический процесс, в результате которого выработались современные архитектурные формы. Этим изучением занимается история искусства, в частности история архитектуры.

История учит нас, что в глубокой древности, не поддающейся точной датировке, культура человеческая развилась довольно высоко в нескольких 'центрах, преимущественно по берегам больших рек и морей. На Ниле возникла цивилизация Египта, на берегах Тигра и Евфрата -- культура Месопотамии и Ассирии. Затем, уже во времена исторические, на Балканском полуострове и в Малой Азии возникла и развилась культура древней Греции. Никогда прежде человечество не достигало такой высоты интеллектуального развития, как в Греции. Здесь с необычайным успехом расцвели искусства и науки: архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия, драма, история, математика и философия. То, что было изобретено греками в области архитектуры, легло в основу дальнейшего развития этого искусства у всех культурных народов и сделалось общечеловеческим достоянием.

Бессмертная заслуга греков заключается в том, что они вложили в архитектуру своих зданий и отдельных их частей ясную, вполне определенную идею.

Колонна явилась основной формой, колоннада -- основной системой, придававшей архитектуре храма особую выразительность и привлекательность.

На протяжении всего развития и процветания Эллады ясно видна работа греческого художника над выискиванием наилучших соотношений между размерами колонн и связанных с ними частей: их высота, расстояние между смежными колоннами, толщина каменных балок, перекинутых с одной колонны на другую, с ней смежную, -- все это составляло заботу греческих зодчих, стремившихся найти наиболее удачные соотношения размеров различных архитектурных частей, т.е., как принято говорить, наилучшие пропорции.

Прямые наследники греков, римляне оставили множество архитектурных произведений, свидетельствующих о небывало высоком развитии у них архитектуры. Римляне не проявили такой тонкости художественного вкуса, как греки, зато они умели применять в своих зданиях те формы, которые были изобретены другими народами. Задачи архитектуры понимались римлянами значительно шире, чем греками; для решения их римляне разработали свои новые приемы архитектуры -- бетон и своды. Здания самого различного назначения, главным образом общественные, должны были вмещать большое количество людей; поэтому они отличались большими, часто огромными, размерами. Они обладают несокрушимой прочностью, смелостью замысла и необычайной роскошью. При этом римляне широко пользовались тем богатым наследием в области художественного оформления, которое они получили от греков. Колонны и здесь находят себе широкое применение, но последнее нельзя назвать слепым подражанием греческим образцам; наоборот, самое назначение колонн часто приобретало у римлян особый смысл, и, в зависимости от этого, видоизменились самые формы и их детали.

Но наступил процесс разложения великой римской культуры. Под всесокрушающим влиянием времени гибли римские сооружения, а уцелевшие уже никого не интересовали, так как стали чуждыми новым людям с их новым мировоззрением, новыми жизненными требованиями и новыми задачами. В течение многих столетий греческое и римское искусства оставались забытыми, заброшенными, никому не нужными. Наступило все же время, когда в обществе пробудился интерес к произведениям умственной и художественной деятельности античных народов. Это время принято называть эпохою Возрождения; его расцвет падает на XVI век в Италии. Сложный ряд причин, вызвавших этот поворот, подробно рассматривается в истории искусства и архитектуры.

Таким образом, настало время, когда зодчие для решения назревших новых архитектурных задач начали пользоваться античными формами, создавая из них совершенно новые сочетания, новый характер построек, новый стиль, который и называют стилем Возрождения (по-французски -- ренессанс).

Этот стиль, развиваясь сначала в Италии, постепенно захватил и другие страны, где, в зависимости от чисто местных условий и внешних влияний, переживал различные изменения, принимая разнообразные, иногда очень оригинальные, оттенки и, в конце концов, стал всеобщим, так сказать, мировым стилем.

Даже самый беглый взгляд на бесчисленные произведения архитектуры Возрождения показывает широкое применение бессмертной архитектурной формы -- колонны.

Из самого определения сущности архитектуры как искусства, в котором запечатлелась великая борьба между творческими стремлениями человека и бессознательными силами природы, вытекает совершенно исключительный интерес к колонне с расположенными над нею и под нею частями. Колонна -- чистейший вид ярко выраженной подпоры, а лежащие над нею части представляют собою самый чистый и убедительный пример нагрузки. Поэтому понятно, отчего мы считаем необходимым начинать архитектурно-художественное образование именно с изучения колонн и принадлежащих им частей; такого же взгляда придерживались и теоретики XV и XVI веков, а может быть, даже и раньше сами греческие архитекторы. До нас дошел знаменитый трактат об архитектуре жившего в I веке нашей эры римского архитектора Витрувия, в котором большое внимание обращено на конструкции с применением колонн. По признанию самого Витрувия, он пользовался недошедшими до нас сочинениями греческих теоретиков, посвященными той же теме.

В эпоху Возрождения теоретическая сторона архитектуры интересовала многих выдающихся мастеров, и ей посвящена была довольно обширная литература, распространившаяся по всей Европе как в оригиналах, так и в переводах. Особою известностью пользовались следующие теоретики, которые своими постройками и сочинениями заслужили бессмертную славу: Леон-Баттиста Альберти, Сансовино, Серлио, Скамоцци, Палладио, Джакомо Бароцци да Виньола, а также Виола, Филибер Делорм и многие другие. Приводим характерный лист одного из сочинений об ордерах, изданного в XVIII веке (рис.1).

Архитектурное образование в России приняло систематический характер после Петра I, и в основу его были положены трактаты Витрувия и теоретиков эпохи Возрождения, т.е. прежде всего юношество изучало колонны.

(Интерес к теоретическому изучению архитектуры пробудился в России еще при Петре I. В 1709 году появилась книга "Яков Бароций Девигнола. Правила о пяти чинах архитектуры".

В 1778 году в Москве было напечатано сочинение: "Новой Виньола или начальныя гражданский архитектуры наставления с объяснением правил о пяти чинах или орденах оной, по предписанию Иакова Бароция Виньолы, переведено с французского в Москве 1777 года". Сочинение Витрувия также появилось в переводе на русский язык (не с оригинала, а с французского перевода Перро): "Марка Витрувия Поллиона об архитектуре с примечаниями Перро 10 книг. С.П.Б. 1790--1797".)

Очевидно, необходимость изучения колонн, вытекающая из определения сущности архитектуры, сознавалась во все времена, но сознавалась как-то интуитивно, так как ни один теоретик не постарался дать себе ясный отчет, почему именно колонна является таким неизменным, таким вечным объектом внимания человечества.

Работа теоретиков сводилась к следующему: изучая сохранившиеся во множестве остатки древней римской архитектуры, теоретики зарисовывали их и записывали размеры всех частей сооружений, начиная с крупных и кончая мельчайшими подробностями. Из множества примеров оказалось возможным сделать обобщения, из различных размеров отметить чаще встречающиеся или получить средние выводы. В результате подобных изысканий появились сделанные теоретиками рисунки колонн и принадлежащих к ним частей; рисунки эти, по мнению авторов, служили совершенными образцами различных видов колонн, и ученикам рекомендовалось усвоить эти образцы для применения на практике. Таким образом, укоренялся ошибочный взгляд, будто искусство можно подчинить заранее данному рецепту, будто могут существовать какие-то непреложные каноны, от которых нельзя уклоняться без нарушения художественного качества произведения. Нельзя не удивляться, что такого неверного и устарелого взгляда архитектурные школы придерживались очень долго. Во многих специальных учебных заведениях учащимся вменялось в обязанность заучивать образцы, выработанные одним из крупнейших теоретиков XVI века, Виньолой, и запоминать наизусть бесчисленный ряд цифровых размеров различных мельчайших деталей.

Отвергая самым решительным образом подобные попытки втиснуть искусство в рамки математической формулы, автор давно уже вел преподавание теории архитектурных ордеров на основе строгой логичности, которою вполне возможно объяснить и формы, и размеры, и способы сочетаний между собою различных частей здания. Каждая форма в архитектуре появляется не случайно, но имеет свое объяснение; в одном случае она вызвана условиями материала, климата и конструкции; в другом -- представляется традиционным пережитком формы, существовавшей раньше и изменившейся под влиянием каких-либо определенных причин; в третьем -- явилась результатом заимствования, преемственности или имеет какой-либо символический смысл.

Размеры и пропорции также имеют свои основания, психологического или физиологического порядка, т.е. тоже поддаются логическому объяснению; в таком случае они становятся понятны, а потому и запоминаются без труда. Странно, почему такой естественной попытки не сделал ни один из теоретиков ни у нас, ни за границей.

Колонны со всеми своими деталями, а также части, расположенные над колоннами и под ними, составляют одно гармоничное целое, подчиняющееся единому основному правилу, вполне определенному распорядку. Поэтому всю эту архитектурную совокупность, всю эту группу, теоретики называли латинским словом ordo, что значит порядок. Такое название удержалось и при переводах сочинений названных теоретиков на все европейские языки: итальянцы называли эти архитектурные системы "ordini", французы "ordres", а по-русски их называют различно: "архитектурные ордена" и "архитектурные ордера". И то и другое название правильно, в зависимости от того, из какого языка оно заимствовано: от ordini правильнее производить ордена, от ordres -- ордера. За последнее время у нас более принят термин ордер. В старинных переводах теоретических сочинений на русский язык это понятие выражалось еще словом чин.

Из всех сочинений, посвященных архитектурным ордерам, наибольшим распространением и известностью пользовалось сочинение Виньолы, которое многократно издавалось на разных языках с разнообразными комментариями многих, преимущественно французских, архитекторов.

Книжка Виньолы служила многим архитекторам тем катехизисом, от которого считалось недопустимым даже малейшее отступление; поэтому формы и пропорции заучивались и применялись на практике строго "по Виньоле". Но нельзя считать такой взгляд правильным в своей основе. Искусство не может подчиняться точному рецепту, низводящему его на степень механизма; поэтому изучение архитектурного искусства должно стремиться к познанию смысла архитектурных форм и основной идеи архитектурных композиций.

Для тех, кого изучение архитектуры застает как бы врасплох, кто не получил никакой предварительной подготовки в этой области, необходимо начать с рассмотрения самых элементарных архитектурных сочетаний, необходимо усвоить правильное понятие об отдельных архитектурных элементах, чтобы уметь видеть в них здравый смысл, а не случайное нагромождение разнообразных геометрических тел; наконец, для изучения всех наук, касающихся архитектуры, необходимо ознакомиться с целым лексиконом терминов, никогда не встречавшихся в других, пройденных раньше науках.

Следуя хронологическому порядку, надлежало бы начинать изучение Ордеров с греческих образцов, затем перейти к римским и, наконец, к тем типам, которые были созданы в XVI веке теоретиками эпохи Возрождения, но мы начнем наше изучение прямо с последних, т.е. с того, что вылилось в совершенно определенную систему, а не с тех образцов, которые создавались в период искания и постепенного совершенствования, Придерживаться хронологического порядка следовало бы в том случае, если бы настоящий курс представлял собой курс истории ордеров, но исторический ход развития ордеров входит в программу "Истории архитектуры ". Здесь же на первый план нашего изучения выступают, так сказать, азбука архитектуры и самая элементарная грамматика основных архитектурных форм, наиболее выразительных и употребительных. Если же при рассмотрении этих форм возникнут вопросы, сомнения или неясности, то за разъяснением их нам придется неоднократно обращаться к формам греческим, как к первоисточнику рациональной художественно-конструктивной архитектурной системы.

Итак, в последующем изложении мы будем рассуждать о колоннах, о частях, непосредственно лежащих на них, -- антаблементах, и о их подножиях -- пьедесталах. И всю совокупность этих трех частей мы будем называть одним словом -- ордер.


 Об авторе

Иосиф Болеславович МИХАЛОВСКИЙ (1864--1939)

Отечественный архитектор, реставратор, историк и теоретик архитектуры. Родился в Полтаве, в семье с основательными архитектурными традициями (отец и дядя - архитекторы). В 1889 г. окончил Институт гражданских инженеров (ИГИ, ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет). С 1892 г. преподаватель ИГИ, с 1905 г. экстраординарный профессор по кафедре истории архитектуры. В 1902--1908 гг. по его проектам было построено несколько доходных домов в Санкт-Петербурге, приют св. княгини Ольги в Царской Славянке (совместно с Н. К. Чижовым) и другие здания в северной столице. Преподавал на Первых политехнических курсах, в Электротехническом институте. В 1935--1939 гг. возглавлял кафедру истории архитектуры ИГИ, ранее переименованного в Ленинградский институт инженеров коммунального строительства. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР.

Главным в творчестве И. Б. Михаловского было изучение истории архитектуры. Обширная проблематика его исследований охватывала Античность, Средние века, древнерусское зодчество, вопросы педагогики, реставрации и современного строительства. Он стоял у истоков охраны памятников архитектуры, участвовал в научных комиссиях, деятельности общества "Старый Петербург - Новый Петроград". Его перу принадлежит более 20 научных трудов по истории и теории архитектуры, которые сохраняют свое значение не только как памятники архитектурной мысли, но и как источник знаний для архитекторов и всех интересующихся историей мировой и отечественной культуры. Важнейший из них - фундаментальная работа "Теория классических архитектурных форм", впервые вышедшая в 1916 г. под названием "Архитектурные ордера" и с тех пор неоднократно переиздававшаяся и дополнявшаяся.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце