URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Крымин В.Н. Введение в экономическую историю: История экономики
Id: 109804
 
219 руб.

Введение в экономическую историю: История экономики

URSS. 2010. 208 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01277-5.

 Аннотация

Содержание книги охватывает историю народного хозяйства традиционных, раннеиндустриальных и индустриальных обществ. Особое внимание уделяется таким проблемам, как эволюция денежного обращения, связь кризисных ситуаций с флуктуацией денежной массы, соотношение процента и предельной эффективности капитала, в том числе и в доиндустриальных обществах. Специально рассмотрены также вопросы специфики прединдустриального периода и начальной фазы индустриализации во всех ведущих странах. От аналогичных изданий настоящая книга отличается наличием большого количества статистических данных по динамике цен, отраслевых и макроэкономических показателей.

Книга рассчитана на студентов, аспирантов и преподавателей всех экономических специальностей.


 Оглавление

ПРОЛОГ
Глава 1. ДРЕВНИЕ ОБЩЕСТВА
 1.1.Первые цивилизации
 1.2.Античный мир
Глава 2. ФЕОДАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА
 2.1.Западная Европа
 2.2.Россия
 2.3.Япония
Глава 3. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА
 3.1.Англия
 3.2.Франция
 3.3.США
 3.4.Германия
 3.5.Япония
 3.6.Россия
Глава 4. ВРЕМЯ РЕФОРМАТОРОВ
 4.1.Межвоенный период (1918--1939)
 4.2.США
 4.3.Франция
 4.4.Англия
 4.5.Германия
 4.6.Япония
 4.7.Россия -- СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Пролог

Экономическая история начинается тогда, когда деятельность человека, направленная на поддержание своей жизни, перестает быть инстинктивной. Появление надбиологического поведения одновременно было и началом появления экономического поведения. О времени, когда это произошло, мы знаем немного. Сенсационные палеонтологические открытия 60--70-х годов ХХ в. на территории Восточной Африки дали некоторое представление о том, что предшествовало самому началу формирования производственной деятельности. Обнаруженные каменные орудия и костные останки существ, их делавших, датируются очень приблизительно двумя миллионами лет. Существа, получившие название "хабилисов", т. е. умелых (Homo habilis или Australopithecus habilis), сейчас большинством ученых людьми не признаются. Это объясняется как малым отличием физического типа хабилисов от обезьян, так и характеристикой их орудий. Нет достаточных оснований полагать, что эти каменные орудия -- результат осознанной, а не условно-рефлекторной деятельности. Поэтому период формирования осознанной хозяйственной деятельности начинается значительно позже и охватывает время с 1--1,5 до 0,3--0,2 млн лет назад. Люди, жившие в эту эпоху, получили название "архантропы" (питекантропы, синантропы и др.). В это время человек покидает свою прародину (еще точно не известно, где она находилась) и расселяется по земной поверхности от Южной Африки до юга Европы, от Передней Азии до Индонезии. Сам этот факт говорит о многом. Способность жить в различных экологических нишах указывает на то, что люди уже научились создавать искусственную среду своего обитания. Достоверные данные об использовании человеком огня относятся ко времени около 700 тыс. лет назад -- пещера Эскаль (Франция). К этой же эпохе относится и появление стандартизированных орудий. Первым таким орудием было каменное ручное рубило. С этого момента деятельность человека по созданию орудий труда становится совершенно сознательной, что можно утверждать без всякого сомнения. Появляется специализация и в охоте -- главной отрасли тогдашнего хозяйства. Охота становится избирательной на определенные виды животных, обитающих в данном регионе. А это, в свою очередь, предполагало наличие арсенала специальных навыков, приемов, которые постоянно совершенствовались, передавались вместе с техническими изобретениями новым поколениям, вырабатывалась культура ведения хозяйства. Богатство тогдашнего общества представляло собой запасы, орудий труда и, возможно, запасы пищи. Как это богатство распределялось и использовалось, мы не знаем, равно как не имеем представления о формах и организации обществ того времени. Однако принцип доминирования наиболее сильной мужской особи, всегда имеющий место в животных сообществах, у архантропа уже не был преобладающим. Распределение добычи и тем более орудий труда, требовало хоть в какой-то степени учета интересов всех членов коллектива. Ограничение и подавление "зоологического индивидуализма" стало главным условием выживания и воспроизводства популяции. В какой степени хозяйственная деятельность могла сознательно планироваться в ту эпоху? Отсутствие религиозных представлений у архантропа указывает на неспособность оперировать сложными абстрактными структурами. Под "экономическим поведением" понимается обычно выбор такого варианта действий, который позволяет достичь желаемого результата с наименьшими усилиями. Строго говоря, это не отличается и от определения поведения животного при решении аналогичных задач жизнеобеспечения. Специфика поведения именно человеческого заключается в способности пойти на жертвы, потери, затраты сегодня, чтобы получить результат в будущем. Воображаемое будущее заставляет человека принимать решения сегодня, планировать свою деятельность. Планирование требует высокоразвитого абстрактного мышления, которым, вероятно, архантроп не обладал.

Следующая эпоха начинается 200--300 тыс. лет назад. Люди, жившие тогда, получили название палеоантропов, поздних палеоантропов обычно называют "неандертальцами" (Homo sapiens neanderthalensis). В это время люди проникают далеко на север, осваивают территории, ранее недоступные для хозяйственной деятельности. Неандертальцы создают сложную каменную индустрию. Впервые появляется разнообразие археологических культур. О возникновении религиозных представлений свидетельствуют многие данные. Некоторые элементы тогдашней культовой символики сохранились вплоть до нашего времени. Уровень социальной организации был, надо думать, весьма высок. Об этом, в частности, свидетельствует ряд удивительных находок на стоянках Шанидар (Ирак) и Ля Шапель (Франция). То, что инвалиды, абсолютно бесполезные для общины в качестве охотников и собирателей, тем не менее, могли дожить до пожилого возраста, говорит о существовании своего рода "социального страхования и защиты". Конец эпохи палеоантропа отмечен явлением трудно объяснимым. Этот период, получивший название позднего мустье, характеризуется чертами застоя и даже регрессивной эволюции как техники, так и физического облика людей, очевидно, кризис неандертальской палеолитической культуры был вызван как биологическими, так и социально-экономическими причинами; какие из них были первичными -- неизвестно.

Современный человек -- неоантроп (Homo sapiens sapiens) появляется 60--40 тыс. лет назад и быстро заселяет почти всю поверхность суши Земли, включая и Новый Свет. Неандерталец был безжалостно и быстро истреблен или, если метисация возможна по биологическим причинам, частично ассимилирован. Чем же объясняется такой триумф нового человека? Разница объема мозга неоантропа и неандертальца незначительна, а учитывая отсутствие больших выборок черепов и, следовательно, трудность определения средних величин, возможно, ее вообще не было. Кисть руки неандертальца приспособлена для трудовой деятельности не хуже, чем кисть руки современного человека. Таким образом, интеллектуальное и физическое превосходство неоантропа, если даже оно и было, несущественно. С большой степенью достоверности можно считать, что отличие от предшественников в развитии эндокринной системы и некоторых отделов мозга обеспечивало новому человеку только одно, но очень важное преимущество -- он был индивидуально менее агрессивен. Это обстоятельство делало неоантропа гораздо более общественным существом, чем его предшественники. Он оказался способен создавать крупные дисциплинированные коллективы для выполнения мирных и, конечно, военных задач. Новый человек в большей степени был склонен подчинять личные интересы общественным. Социально-экономическая система, созданная нашими далекими предками, сейчас хорошо известна (на основе этнографических материалов). Она давно получила название первобытно-общинного строя или первобытного коммунизма. В первобытной общине господствовала общественная собственность на средства производства и на результаты труда, распределение было строго уравнительным. Так была найдена оптимальная форма социальной организации, максимально приспособленной для выживания в условиях, близких к экстремальным. Когда получение избыточного продукта было явлением редким, не могло быть социальной дифференциации. Возможно, первобытная община выполнила еще одну важную задачу: индивидуальный отбор по критерию только физической силы или экстрасенсорных способностей исключался, а следовательно, отсекался путь регрессивной биологической эволюции, что и имело место в позднем мустьерском периоде.

Кульминация первобытного коммунизма охватывает эпоху в 10--15 тыс. лет, включая поздник палеолит и мезолит. В это время произошли важные события, подготовившие радикальные изменения всей существовавшей экономической системы.

Несколько менее 20 тыс. лет назад появляются совершенно новые высокоэффективные орудия: иглы, топоры, копьеметалки, бумеранги, луки, капканы и др. В конце палеолита появляется и первое домашнее животное, в Северной Европе -- это одомашненный волк, в Центральной Азии -- одомашненный шакал. Культовые захоронения собак свидетельствуют об их огромном значении в жизни первобытных людей. Интеллект человека и интуиция животного теперь дополнили и усилили друг друга.

Итак, инновационный процесс привел к тому, что успехи охотничьего хозяйства оказались очень велики, а это неизбежно должно было иметь и свои тяжелые последствия. Естественное воспроизводство биомассы на Земле имеет свои пределы. К тому же есть много свидетельств того, что древний человек относился к природе почти так же хищнически, как и современный.

В течение многих сотен тысяч лет существование человеческих сообществ обеспечивалось охотой и собирательством. Экономика такого вида, носящая условное название "потребляющей" или "присваивающей", складывалась очень долго и в процессе эволюции подошла к пределу своего развития. Организационно-технический переворот в охотничьем хозяйстве, происшедший в позднем палеолите, никак не означал, что и ресурсы животного мира должны возрасти пропорционально росту эффективности оружия и росту населения. Из создавшейся ситуации было два выхода. Первый -- самый простой и давно испытанный. В результате интенсификации охоты в данном регионе сокращение биомассы происходит в размерах, приводящих к голоду и сокращению численности человеческой популяции. Люди, если есть возможность, покидают место своего обитания или их численность снижается до такого незначительного уровня, что расширенное воспроизводство животных опять становится возможным. Последнее обстоятельство опять создает благоприятные условия для охоты, человеческая популяция опять начинает расти, и так без конца. Был и другой выход -- создать новую хозяйственную систему, основанную не на присвоении того, что создано природой, а на производстве своими руками всего необходимого для жизнеобеспечения, т. е. перейти к экономике "производящей".

Итак, древний человек решил сменить тяжелый и рискованный труд охотника на каторжный и монотонный труд земледельца. Но переход к новой системе хозяйства предполагал решение многих сложных задач. Во-первых, нужно было вывести породы домашних животных и растений, не располагая познаниями в области генетики и селекции. Нужно было изобрести зернотерки и серпы для жатвы, орудия для вспашки и копания. Во-вторых, а это самое главное, надо было привыкнуть к ежедневной однообразной работе. Удивительно, но все эти задачи были решены очень быстро. Живя многие сотни тысяч лет в условиях присваивающей экономики, человек создал едва ли не все, необходимые для существования в новых условиях технологии, за время около 1--1,5 тыс. лет. Период мезолита (X--VIII тысячелетия до н. э.) был временем раскачки, когда некоторые изобретения были как бы "запатентованы", но внедрены еще только экспериментально. В этом периоде происходит изобретение мотыги и серпов для жатвы. Окультуривание ячменя и пшеницы имеет место на территории Палестины уже в начале VIII тысячелетия до н. э. Несколько раньше на территории Юго-Запада Ирана начинается доместикация овец и коз. К концу VIII тысячелетия относится начало одомашнивания крупного рогатого скота. Таким образом, переход к производящему хозяйству начинается в конце IX тысячелетия и продолжается в VIII тысячелетии в нескольких оторванных друг от друга регионах, небольших по территории. Во второй половине VII тысячелетия из этих регионов "неолитического эксперимента" неолитическая революция (т. е. переход к производящей экономике) начинает распространяться на огромной территории, охватывающей Переднюю и Среднюю Азию, позднее -- Европу, Северную Африку, Дальний Восток. Переход к земледелию происходит одновременно с появлением гончарного дела, ставшего важнейшей отраслью первобытной экономики в эпоху неолита. Несколько позже возникает металлургия. В V тысячелетии было изобретено колесо повозки, гончарный круг, ткацкий станок, появились первые примитивные оросительные системы. В это время экономическое лидирование закрепляется за районом Ближнего Востока. На пространстве, включающем бассейн Инда, Среднюю Азии, Переднюю Азию, острова Эгейского моря, бассейн Нила до первых порогов, переход к производящему хозяйству к концу V тысячелетия уже завершен ("культура деревень"). Осталось совсем немного времени до появления первых государств, первых "цивилизованных" обществ. История народного хозяйства начинается, естественно, с момента возникновения государственный образований и "народов" в современном смысле этого слова.

Зоны первых цивилизаций возникают на периферии ареала "культуры деревень", в относительной близости от регионов появления производящего хозяйства, но не в них самих.


 Об авторе

Виктор Николаевич КРЫМИН

Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности "политическая экономия" в 1972 г. В настоящее время является сотрудником Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН). В. Н. Крыминым опубликован ряд работ по экономической истории ХХ века, а также учебно-методических пособий по истории экономической мысли и истории экономики. Автор социально-исторической утопии "Белая тигрица".

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце