URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Зинченко А.В. Ядерная политика Франции
Id: 109717
 
263 руб.

Ядерная политика Франции. Изд.2

URSS. 2010. 240 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-354-01263-3.

 Аннотация

В книге подробно рассматриваются исторические предпосылки зарождения ядерной политики Франции, особенности ядерного аспекта французской военной стратегии по обеспечению безопасности страны на различных этапах "холодной войны" в двухполюсном мире, а также на рубеже веков. Исторический анализ французской ядерной политики за полувековой период позволил автору выявить ее основные тенденции и закономерности, дать периодизацию исследуемого процесса, предложить научно обоснованные выводы ее нынешнего состояния и перспектив развития. Самый большой ядерный арсенал Франции в Западной Европе на рубеже тысячелетия актуализирует проблему ее ядерной политики, как в отношении с ближними и дальними соседями, так и в мировой политике по проблемам безопасности, нераспространения оружия массового поражения, противоракетной обороны и т.д.

Комплексный исторический анализ многих документов на языке оригинала, архивных материалов, научной литературы по проблеме политики Парижа в отношении разработки ядерного оружия, становления и эволюции доктринальных положений его применения --- выводы автора по этим проблемам составляют основу научного труда.

Для историков, политологов, студентов соответствующих специальностей, а также широкого круга читателей, интересующихся вопросами ядерной политики.


 Оглавление

Предисловие
Глава I. Истоки ядерной политики Франции
Глава II. Ядерные стратегии Пятой республики
Глава III. Французские ядерные альтернативы
Послесловие
Библиграфия

 Предисловие

Специфическая тема истории ядерной политики зарубежного государства, составляющая основу книги, за последние годы не только не утратила своей научной новизны и актуальности, но и превратилась в злободневную проблему, имеющую важное научно-теоретическое и практическое значение. Об этом свидетельствуют как военно-политические события рубежа третьего тысячелетия, которые нашли отражение в тревожных повестках дня Совета Безопасности ООН, так и вопросы, обсуждаемые на международных научных и научно-практических конференциях по нераспространению ядерного оружия.

Сама постановка проблемы французской ядерной политики представляет большой интерес для читателя, что обусловлено целым рядом исторических особенностей. Особенно обращает внимание историческая значимость ядерной политики Франции для судьбы мировой цивилизации второй половины XX столетия в разгар "холодной войны", когда новации официального Парижа ослабляли конфронтацию Вашингтона и Москвы. Здесь кроется "научная интрига" как для исследователя-историка, так и читателя. Она заключается в сложном пути Франции к атомной бомбе, несмотря на то, что ее ученые стояли у истоков научных открытий ядерной физики, и в вопросе: "Какую роль играл курс на ядерную "оборону по всем азимутам" официально объявленный военно-политическим руководством Франции в первой половине 60-х гг. XX в."? Был ли он чисто пропагандистским лозунгом для укрепления внутриполитической ситуации молодой Пятой республики. Или выполнял другие, том числе конструктивные функции: с одной стороны, остужал пыл американских генералов желавших автоматически причислять французский ядерный потенциал в натовскую копилку, а с другой -- признавая достижения советских ракетно-ядерных, призывал к оборонительной направленности ядерной политики.

Поиск ответов на подобные вопросы позволили сформулировать концепцию данной книги, как единый определяющий замысел, ведущую мысль научного труда.

Концепция монографии заключается в следующем положении: учитывая перманентную направленность использования ядерной энергии в военном деле, необходимо рассматривать ядерную политику Франции как совокупность внутренней, внешней и собственно военной политики государства, которая используя научно-технологические достижения в области атомной энергии обеспечила Пятой республике во второй половине XX в. поддержку статуса великой державы.

Автор выдвинул гипотезу, что проводимая Францией во второй половине XX в. ядерная политика обеспечила:

-- особый статус в жестком регламенте биполярных международных отношений, несмотря на падения престижа Франции в годы Второй мировой войны и колониальных кризисов 60-х гг. XX в.

-- относительную независимость в реализации военных программ развития потенциалов ядерной триады, которые, с одной стороны, были гарантией обеспечения национальной безопасности, а с другой -- не были излишне обременительны экономики страны;

-- свободу выбора форм и методов партнерских двусторонних и многосторонних отношений по укреплению обороноспособности Франции в системе коллективной защиты стран Западной Европы;

-- независимость в вопросах политики прекращения ядерных испытаний до тех пор пока не был достигнут научно-технологический прогресс обеспечивающий поддержание ядерного потенциала сдерживания без экспериментальных ядерных взрывов.

Сбор, сопоставление разрозненных сведений по этой проблеме, их анализ и обобщение позволили выявить в зарубежной историографии широкий спектр подходов к исследованию отдельных аспектов ядерной политики Франции: от ее апологии до бескомпромиссной критики. Весьма показательно, что такой подход наблюдается на всем протяжении эволюции французского ядерного курса. В то же время американская, затем и советская франковедческая научная, а также публицистическая литература зачастую искажали и преподносили тенденциозно некоторые положения ядерной политики Франции, что являлось характерным для периода "холодной войны".

Среди парламентской политической элиты оппозиционная официальному курсу точка зрения имелась в основном у руководства коммунистической партии Франции (КПФ), которое поддерживало инициативы СССР в ядерной политике. Это нашло свое отражение в публицистических работах, резолюциях и программных документах КПФ. По мнению автора, наибольшей критике французское руководство подвергалось в 50-е гг. XX в, когда Франция вынужденно подчинялась ядерной стратегии США, а огромные затраты военного бюджета не могли обеспечить авантюрную колониальную политику, которая привела к поражению в ряде военных конфликтов 50-х первой половине 60-х гг. В условиях реорганизации государственных органов под руководством первого президента Пятой республики Шарля де Голля были разработаны основы ядерной стратегии устрашения и долгосрочные планы ее материально-технического обеспечения. Успехи внешней политики Франции со второй половины 60-х гг. XX столетия заметно ослабили оппозицию официальному ядерному курсу. Это было связано как с преобладающим общественным мнением, о статусе Франции как державы обладающей независимым от других стран ядерным компонентом обеспечения национальной безопасности, так и деликатностью проблемы и нежеланием ученых оказаться заподозренными в симпатиях к левым или правым радикалам.

Определенную критику официальной ядерной политики Франции периодов ее зарождения и становления содержали публикации военных специалистов, которые подвергали сомнению целесообразность открытой конфронтации французской ядерной стратегии американской военной политике в НАТО. Французские генералы и адмиралы считали ядерный национализм Франции временным и губительным для обороны страны фактом. Об этом свидетельствовала дискуссия, развернувшаяся при изучении военно-теоретических проблем обеспечения безопасности в ядерную эпоху в Институте стратегических исследований в Париже, которая нашла отражение в публикациях издаваемого с июля 1964 г. журнала "Strategi" ("Стратегия"). По мнению известного военного теоретика армейского генерала Бофра (первого директора журнала "Стратегия") в этот период во Франции, входившая в военную организацию НАТО развернулись дебаты о проблеме ядерного вооружения. Выдвигались многочисленные сложные проекты концепций стратегии и тактики, но общественное мнение в стране формировалось на основе скорее сентиментальных, чем рациональных доводов, и складывалось в основном на принципиальных положениях -- "за" или "против" американской военной политики в Европе.

Поскольку ядерная тематика на протяжении многих десятилетий оставалась одним из ключевых пунктов избирательных кампаний, то в предвыборных обращениях и манифестах большинства французских политических партий и массовых движений регулярно находили отражение различные стороны этой проблемы. Особенно существенное представление о широте, глубине обсуждения различных аспектов ядерного курса страны дает актуальный во французском обществе в 70 -- 80-х гг., XX в. лаконичный афоризм "лучше быть розовыми чем мертвыми", когда угроза ядерного уничтожения породила у потомков галлов негативное отношение к наращиванию арсеналов ядерного оружия. Но даже эти работы мало доступны отечественным историкам, так как переведены фрагментарно.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что основная трудность работы с такими материалами заключалась в необходимости определения степени ангажированности их авторов в защите своих национальных приоритетов, будь то французских, американских или английских.

В целом, по мнению автора, указанные документы и материалы позволили всесторонне посмотреть на результаты реализации государственной ядерной программы в военной области глазами представителей всех основных слоев французского общества, сопоставить точки зрения на исследуемую проблему различных организаций и выявить совпадающие интересы и расхождения во взглядах как на общую стратегическую линию, так и на тактические детали ее воплощения в рассматриваемый период.

Таким образом, большая группа источников, характеризующая разнообразные нюансы французской ядерной политики, дала возможность определить степень воздействия различных государственных и общественных институтов Третьей, Четвертой и Пятой республик на эффективность осуществления намеченных ядерных планов и исследовать пятидесятилетнее развитие стратегии и тактики борьбы за их выполнение.

Практически все президенты Пятой республики в своих мемуарах отразили многие аспекты формирования и реализации ядерной политики Франции. Родоначальником такого рода исторических источников в исследуемый период был первый Президент V Республики Шарль де Голль, который весьма подробно и аргументированно изложил сущность и содержание ядерной политики Франции, ее влияния на обеспечение национальной безопасности в системе коллективной обороны западноевропейских стран. Последующие президенты Франции (Ж.Помпиду, В.Ж. д'Эстен, Ф.Миттеран) стремились в своих трудах и воспоминаниях подчеркнуть историческую неизбежность эволюции ядерной политики Франции в силу политических, экономических причин или геополитических изменений которые требовали адекватных действий французского военно-политического руководства. Мемуарные источники оказали существенную помощь автору в определении субъективных факторов влиявших на политические позиции глав французского государства с учетом предшествующей борьбы за власть и межличностных отношений.

Кроме материалов отражающих взгляды военных должностных лиц, автор использовал в качестве источников работы ведущих экспертов и исследователей в области оборонной политики Франции, которые анализировали проблему национальной безопасности опираясь на ядерную военную стратегию. Характеристика принципов военной стратегии, военно-политического курса Франции, оценки изложенных в работах фактов позволяют автору условно разделить французских исследователей на два крупных течения: европеистской и проатлантической (или евроатлатической) ориентации. Научные разработки А.Пуарье, А.Сангинети, отразившие основные факты проявления голлистской военной стратегии, были подкреплены фундаментальным исследованием военной политики и стратегии Франции в период голлизма: материалами научного коллоквиума 1984 г., в работе которого приняли участие видные политические и государственные деятели.

Традиционный проатлантизм и синтез различных подходов к отражению разнообразных фактов формирования западноевропейской системы обороны при сохранении и упрочении военно-политических связей с США, характеризуют научные разработки Ж.-П.Пигасса и П.Леллуша.

Чтобы выявить отличительные черты противоборствующих точек зрения на ядерную стратегию Франции автор сопоставлял их с основополагающими положениями, которые раскрыты в трудах известного французского военного исследователя Пьера М.Галлуа. Генерал военно-воздушных сил Франции -- общепризнанный специалист по теории ядерной политики. Пройдя грозную школу Второй мировой войны в боевых вылетах французской авиации, в послевоенное время он руководил гражданской авиацией и занимался вопросами самолетостроения в Министерстве национальной обороны Франции. В 1953 г. П.Галлуа был назначен в штаб Главнокомандующего Объединенными союзническими силами Европы. После увольнения в запас он преподавал международные отношения в ядерной сфере в высших военных школах Франции и других стран, в частности США. Являясь автором многочисленных публикаций по ядерной проблеме с 60-х по 90-е XX в. Галуа не проявлял политической конъюнктуры, а находил критерии состояния французской обороны исходя из принципов влияния атомного оружия на международные отношения изложенные им еще в 1960 г. в монографии "Стратегия в ядерный век". В 2000 г. в возрасте 89 лет П.Галлуа, отвечая на вопрос член-корреспондента РАН, профессора, директора Центра оценок политики ИСПРАН Анатолия Андреевича Громыко о роли ядерного оружия убежденно заявил: "Нет, человечество не вошло в "ядерный тупик". Атомное оружие сделало абсурдной войну между государствами, которые им обладают, пусть даже в неравном количестве. Оно выступает в сфере безопасности эквивалентом могущества, нейтрализует численное превосходство одних в пользу менее могущественных. Оно уже оказало человечеству хорошую услугу, сделав немыслимым вооруженное столкновение между странами с планируемой экономикой и странами с рыночной экономикой, а также между державами, которые могли бы заявить о своем соперничестве с помощью силы, как, например, Китай и в прошлом Советский Союз, а сейчас -- Индия и Пакистан, которые остро соперничают, но сегодня обходятся лишь инцидентами на границах".

Особенностью военно-политической обстановки в начале третьего тысячелетия является то, что политические и военно-технические факторы объективно снизили вероятность ракетно-ядерного столкновения сверхдержав. Но зато усилилась угроза миру из-за применения ядерного оружия со стороны государств, обладающих таковым де-факто и стремящихся благодаря этому укрепить свой престиж и усилить влияние на политику в регионе. Опасность увеличилась со стороны террористических и экстремистских международных организаций, представители которых могут предпринять попытки захватить и несанкционированно использовать часть ядерного потенциала того или иного государства.

По мнению автора, на глобальном уровне основную угрозу военной безопасности России, как и раньше, представляет тенденция к качественному совершенствованию имеющегося в мире ядерного оружия.

О том, что силовой подход в мировой политике сохраняется, свидетельствует желание многих индустриально развитых стран вырваться вперед именно в области военных, в том числе ядерных, технологий. Следовательно, окончание "холодной войны" отнюдь не означает, что из международной практики исключена возможность применения вооруженного насилия, поскольку отказ от идеологического противостояния двух общественно-политических систем автоматически не разрешает сохраняющиеся геополитические противоречия, связанные с национальными интересами различных стран.

Происходящий в глобальном мироустройстве переход от биполярности к американской гегемонии или полицентризму на фоне сокращения ядерных арсеналов России и США характеризуется возрастанием роли ракетно-ядерного потенциала Франции, Великобритании, КНР и других стран, которые провели испытания ядерных устройств (Индия, Пакистан) или обладают научно-техническим потенциалом для их проведения (Израиль, КНДР и др.). Вполне вероятно, что военное значение существующих ядерных средств будет изменяться как вследствие процесса конвенционализации обычных видов оружия, так и вследствие роста числа государств -- членов "ядерного клуба".

Данный процесс идет, несмотря на то, что по отношению к большинству амбициозных претендентов на престижный ракетно-ядерный статус не может быть пока даже применено такое общепринятое понятие, как "ядерная держава". Как известно, оно предполагает наличие у страны полного ядерного комплекса, который помимо исходных продуктов, то есть расщепляющихся материалов, включает в себя производственные мощности, научно-исследовательские центры, связанные с обслуживанием и хранением боеголовок, и ряд других военных и гражданских структур.

В третьем тысячелетии мир входит в очередной виток гонки вооружений, в рамках которой ракетно-ядерные средства в руках отставших в научно-технологическом отношении стран все больше будут выполнять функции сдерживания потенциальных агрессоров. Видимо, именно в этом контексте следует рассматривать возможность создания "исламской бомбы".

По всей вероятности, путь к безъядерному, а тем более к ненасильственному миру будет очень длительным и достаточно сложным, поскольку сопряжен с необходимостью разрешения сложных противоречий цивилизационного характера. Угроза уничтожения жизни на Земле может предопределить отказ человечества от военного насилия при разрешении международных противоречий, а значит, от обладания ядерными средствами, как и другими незапрещенными видами оружия массового уничтожения. В XXI в. этот отказ может истолковываться как потенциальная угроза государственным интересам страны, а поэтому приведет к поиску иных адекватных мер укрепления национальной безопасности.

Таким образом, оставаясь на почве объективного реализма, необходимо отдавать себе отчет в том, что человечество, видимо, не готово не только к ненасильственному, но даже безъядерному существованию. Указанное обстоятельство требует изучить состояние и возможное изменение ядерной политики различных государств, и в первую очередь ее военный аспект.

Прогнозирование возможных вариантов военно-стратегического курса ядерных держав осуществимо только с учетом результатов исторического анализа опыта, накопленного человечеством в прошлом. Изучение основного содержания и нюансов ядерной политики ведущих держав, к которым относится и Франция, позволит России использовать в своих интересах складывающиеся здесь тенденции с учетом возможности дальнейшей эволюции взглядов на роль ядерного фактора в мировой политике.

Весьма поучителен исторический опыт Франции. За более чем полувековую историю она пережила череду подъемов и кризисов в своем общественно-политическом и экономическом развитии. Изменения коснулись и государственного устройства. Что касается ядерной политики, то свойственная французским политическим лидерам способность предвосхищать многие мировые события позволила им превратить ядерный статус своей страны в фактор, обеспечивший гарантию сохранения статуса великой державы. Накопленный Францией за пятьдесят с лишним лет опыт в ядерной сфере свидетельствует о характерном для французской политической элиты стремлении при отстаивании национальных интересов руководствоваться, прежде всего, здравым смыслом. Поэтому, как бы горячо ни критиковали друг друга в ходе внутриполитической борьбы представители левых и правых партий, которые в исследуемый период неоднократно сменяли друг друга во власти, национальные интересы страны в ядерной области были для них в своей основе неприкосновенны.

Изучение ядерной политики Франции представляет несомненный научный интерес и является политически актуальным потому, что Пятая республика, несмотря на разницу военных потенциалов двух стран, может послужить для России достойным примером военно-политической мимикрии в зависимости от складывающейся международной ситуации, при неизменном сохранении избранного вектора в ядерной области.

Само выражение "ядерная политика" включает в себя достаточно широкий спектр общественных отношений в областях человеческой деятельности, связанных с исследованием, производством и использованием ядерной энергии. В таком случае объект политического воздействия имеет научную, технологическую, экономическую, экологическую, нравственную, идеологическую и военную стороны.

Под ядерной политикой определенного государства следует понимать самостоятельную теоретическую и практическую деятельность его в области разработки и применения ядерной энергии в мирных и военных целях. Поэтому одновременно можно вести речь о ядерной политике как составляющей внешней, внутренней и собственно военной политики государства, использующей научно-технологические достижения в области атомной энергии.

В данной монографии объектом анализа являются военно-стратегические компоненты ядерной политики Франции, а предметом -- теоретическая и практическая работа отдельных ученых и возглавляемых ими коллективов, деятельность французского военно-политического руководства, непосредственно связанная с реализацией программных установок на формирование и возможное использование национальных ядерных средств.


 Об авторе

Александр Викторович Зинченко

Кандидат исторических наук, доцент, ученый-исследователь, старший преподаватель кафедры истории Военного университета. Ведет курсы лекций "История мировых цивилизаций", "История Отечества", "История России в сообществе мировых цивилизаций" в ряде высших учебных заведений города Москвы.

Более десяти лет А.В.Зинченко изучает актуальные проблемы истории Отечества и военной политики Франции ХХ столетия, которым посвятил такие работы, как "Военная политика Франции. 1981--1991 гг.", "История России", "Ядерные приоритеты Франции", а также ряд публикаций в сборнике научных статей Военного университета, журналах "Вопросы истории", "Воинское братство" и др.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце