URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Баева Л.В. Дошкольное образование в Англии: К проблеме содержания Обложка Баева Л.В. Дошкольное образование в Англии: К проблеме содержания
Id: 109587
624 р.

Дошкольное образование в Англии:
К проблеме содержания

URSS. 2010. 112 с. ISBN 978-5-397-01275-1.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В монографии рассматриваются процессы исторического становления, развития дошкольного образования в Англии и его модернизации на современном этапе. Освещены теоретические основы и новые подходы к формированию содержания и построению программ в английском дошкольном образовании. Выделены перспективные тенденции и обозначены актуальные проблемы развития содержания образования, представляющие интерес для общемировой педагогической теории... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1. Ретроспективы развития содержания дошкольного образования Англии в исторический период
Глава 2. Концептуальные основы построения содержания английского дошкольного образования
Глава 3. Актуальные вопросы модернизации содержания дошкольного образования в Англии
Глава 4. Современные образовательные программы для английских дошкольных учреждений и условия их реализации
Заключение
Литература
Англо-русский словарь-справочник по английскому образованию

Введение
top
Всем, кто поддерживал меня в трудную минуту
Всем, кто радовался со мной в минуту счастья
Всем дорогим и близким мне людям посвящается

Содержание образования является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образовательного процесса. Отражая состояние общества и разнообразные сферы человеческого бытия и деятельности, оно выступает смыслообразующим фактором становления личности и играет значимую роль в цивилизационном развитии. Обострившаяся в условиях глобализации задача создания единого образовательного пространства в Европе обязывает страны-участницы Болонской конвенции учитывать тенденции развития содержания образования в международной образовательной практике. В связи с этим для России, вступившей в последние годы в активный диалог с другими странами, все более актуальным становится ознакомление с педагогическим опытом иностранных коллег.

В центре настоящей монографии находится дошкольное образование Англии, его достижения и возможности, перспективные как для укрепления взаимодействия наших стран, так и для обогащения теории и практики отечественного дошкольного образования. Между Россией и Англией исторически сложились прочные связи в области культуры, образования и науки. И сегодня, наряду с политическим и экономическим сотрудничеством, образовательные отношения играют весомую роль в построении нового партнерства.

Успешно внедряются программы международного обмена опытом между учителями средних школ, ведется разработка учебных планов российских университетов в соответствии с принципами Болонской декларации, повышается студенческая и преподавательская мобильность, создаются программы двойных дипломов и сертификатов профессиональной подготовки. При поддержке Британского совета был запущен совместный проект "Развитие эффективных моделей дошкольного образования" (Новгород/Бирмингем, 2002–2005 гг.). Он преследовал цель обеспечения доступности высококачественного дошкольного образования для всех слоев населения посредством введения новых экономически обоснованных форм дошкольного обеспечения и соответствующей программной поддержки. В долгосрочных планах российского правительства – дальнейшее расширение обоюдного сотрудничества. Так, в рамках проекта под эгидой ЮНЕСКО "Московское образование: от младенчества до школы" (2008–2012 гг.) запланированы всемирная конференция в Москве по проблемам воспитания и образования детей младшего возраста (2010 г.) и обмен педагогическим опытом со специалистами из Англии.

Налаживание конструктивного диалога требует от отечественных педагогов дошкольного образования известной подготовленности и информационной осведомленности о современном состоянии зарубежного дошкольного образования. В Англии сейчас уделяется особое внимание вопросам обучения и развития детей раннего возраста, что сопровождается увеличением количества научных исследований, в том числе компаративных, и массовым выпуском специализированной литературы. Большое значение придается формированию высокоэффективного содержания дошкольного образования, которое отвечало бы меняющимся потребностям общества и соответствовало целям и задачам государственной образовательной политики.

Разработка содержания образования в Англии ведется в связи с конструированием так называемых куррикулумов (англ. curriculum), как доминирующего способа структурирования и содержательного наполнения образовательного пространства. Совершенствование программ для дошкольного образования предполагает постоянный поиск новых научно-разработанных путей их построения, поэтому английские исследования, посвященные особенностям организации куррикулума, представляют несомненный интерес для отечественной педагогики (Anning A., 1995; Bruce T., 2005; Curtis A., 2006; MacNaughton G., 2003; Siraj-Blatchford I., 1998; Soler J. & Miller L., 2003; Sylva K. et al., 2007). В условиях формирования отечественной концепции предшколы ценным мог бы также оказаться опыт английских педагогов в установлении преемственности дошкольных учреждений со школой, создании гибкой системы контроля и оценки детских достижений на основе программы в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ребенку (Hutchin V., 1996; Perry R., 2004; Rodger R., 1999).

До настоящего момента, к сожалению, большинство последних британских наработок по обучению и воспитанию дошкольников не получило должного осмысления в российской дидактике. При том, что отечественными исследователями внесен ощутимый вклад в изучение теоретических основ и ведущих тенденций развития дошкольного и школьного образования за рубежом (Джуринский А. Н., 1984; Лиферов А. П., 1997; Макарова Н. В., 2000; Орехова Е. Я., 1999; Сорокова М. Г., 2004; Фуряева Т. В., 1995; Шабло Н. Г., 1999), круг вопросов, связанных с содержанием современного английского дошкольного образования, почти не освещен.

Научно-исследовательские работы, обращенные к английскому образованию последних лет, сосредоточены, в основном, на проблемах школы и подготовки педагогических кадров (Андреева Г. А., 2002; Данданова С. В., 2005; Карабутова Е. А., 2000; Назарьева К. В., 2007; Сабирова Д. Р., 1998). Учеными рассматриваются частные аспекты содержания школьного образования и некоторые направления его развития (Быкова О. А., 1999; Голобков Ю. В., 1997; Зайцева А. В., 2000; Цветкова С. Н., 2000). Исследования же, имеющие прямое отношение к дошкольному образованию в Англии, немногочисленны и не раскрывают современного состояния вопроса (Венгер Л. А., 1983; Локшина Е. И., 1991). Относительно разрозненные сведения могут быть почерпнуты из отдельных лингвострановедческих трудов (Барбарига А. А., 1998; Микоян А. С., 1996; Пешехонова Е. С., 2003).

Данная монография призвана восполнить существующий пробел. В ней предпринята попытка целостно рассмотреть процесс становления и развития содержания дошкольного образования в Англии на протяжении XIX – начала XXI столетия. Особенно тщательному анализу подверглись тенденции развития образовательного содержания на современном этапе – с 1980-х годов по настоящее время. В этот период происходит глубинное реформирование английского образования, вносятся серьезные системные изменения, оказавшие непосредственное влияние на программно-методическое обеспечение дошкольной ступени. Их исследование и вызывает интерес для общемировой образовательной теории и практики.


Об авторе
top
Любовь Владимировна БАЕВА

Кандидат педагогических наук, старший преподаватель Московского педагогического государственного университета. В течение многих лет занимается вопросами обучения иностранному (английскому) языку, круг ее научных интересов связан с актуальными проблемами развития образования за рубежом. Проходила стажировки в университетах Великобритании, Франции, Швейцарии; на личном опыте познакомилась с практикой дошкольного и школьного образования в Англии.

Настоящая монография представляет собой результат продолжительной исследовательской работы и посвящена особенностям генезиса содержания современного английского дошкольного образования.