ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Введение Глава I. Проблематичность генезиса философского знания 1. Происхождение философии как процесс 2. Миф и эмпирическое знание в механизме зарождения философии 3. Демифологизация - отправная установка становящейся философии 4. Языковой барьер на пути философского самовыражения 5. Возможность восточных влияний и заимствований в раннегреческой философии Глава II. Антиномия мифопоэтической картины мира: синхронная структура олимпийского космоса. Гомер 1. Первомиф в Древней Греции 2. Социокультурные предпосылки эпического субъекта 3. Пространственное поглощение времени в олимпийской космографии. «Физика» Гомера 4. Пространственное поглощение времени в олимпийской теологии. «Метафизика» Гомера Глава III. Антиномия мифопоэтической картины мира: диахронная структура теокосмогонии Гесиода 1. Социокультурные условия возможности теогонического мышления 2. Натуралистическая ориентация гесиодовской теогонии 3. Теокосмогенез как скрытый социогенез: генезисно-временные символы теогонии Гесиода
Глава IV. Предфилософское богословие
в Древней Греции. Ферекид
1. Понятие предфилософского богословия
2. Аллегорический метод Ферекида
3. Метафизика первопричинных оснований сущего
4. Теокосмогония Ферекида
Глава V. Наследственные социоантропоморфные элементы в досократовском логосе
1. Генезисная модель космообразования у досократиков: судьба первомифа
2. Конструктивно-демиургическая модель космообразования: комплекс демиурга у досократиков
3. Бытие как порядок и структура:
философский культ Космоса
4. Антропокосмический изоморфизм досократиков
Заключение
ЭМПЕДОКЛ
Глава I. Загадочнейший из философов (вместо введения)
Глава II. Философ-жрец в пурпуровом плаще
Глава III. На перекрестке идейных традиций
Хаос и гармония космоса
Глава IV. Мир как стихийно-элементный континуум
Глава V. Мир как теогенез, космогенез, антропогенез
Глава VI. Судьба души в мировом процессе
Глава VII. Между мифопоэтической музой
и понимающим логосом
Глава VIII. Социальный идеал - утопия
Заключение
Приложение. Эмпедокл «О природе»; «Очищения» (перевод с древнегреческого А.В. Семушкина)
МИФ КАК МАТЕРИНСКОЕ ЛОНО ФИЛОСОФИИ
Введение
Глава I. Социальная природа и идеологическая функция первобытно-родового мифа. Классический миф
1. Основная методологическая оппозиция
в традиции европейского мифологоведения
2. Место мифа в структуре первобытного сознания (формальное определение мифа)
3. Социально-культурный механизм происхождения мифологического символизма (содержательное определение мифа)
Глава II. Разложение античной мифологии и ее мировоззренческое переосмысление в переходных умозрительных концепциях. Спекулятивно-мистериальный миф
1. Социальная детерминация предфилософской античной теологии и ее общая структура
2. Динамика бытия в спекулятивном мифе:
физический генезис космоса
3. Динамика бытия в спекулятивном мифе: метафизический генезис космоса
4. Гносео-онтологическая антиномия спекулятивного мифа: интеллектуально созерцаемое бытие и чувственно воспринимаемое становление
5. Антропологическая антиномия спекулятивного мифа: религиозная метафизика
6. Антропологическая антиномия спекулятивного мифа: социальная дидактика
Глава III. Образ античного философского сознания в его всеобщих характеристиках. Мыслительная автономия индивида
1. Мифотеологические истоки и принципы раннеантичного философствования
2. Социальные основания и функции философско-теологического монизма
3. Антиномичная гносео-онтологическая структура древнегреческого Логоса как его движущий мыслительный мотив
4. Смысловые особенности оппозиции «натурализм-метафизика» в античном Логосе
и критерий ее мировоззренческой оценки
Заключение
Приложение: Лосев А.Ф. Отзыв на работу А.В. Семушкина «Миф как материнское лоно философии»
|