URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Александрова М. Советы между прошлым и будущим: Исследование-эссе
Id: 109211
 
219 руб.

Советы между прошлым и будущим: Исследование-эссе. Изд.2, перераб. и доп.

URSS. 2010. 216 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01063-2.

 Аннотация

В книге дается широкий очерк революционных событий начала XX века. Является ли наше революционное развитие "выпадением из мировой цивилизации" или величайшим достижением прошлого века? Имеет ли модель Советов долговременную перспективу в свете общего развития демократии? Автор-публицист ставит эти вопросы перед собой и читателем, проводя параллели между российской историей и современной действительностью.

Книга будет интересна историкам и ученым других гуманитарных специальностей, студентам и аспирантам исторических факультетов, а также всем читателям, неравнодушным к отечественной истории.


 Оглавление

Вместо предисловия. "Добро пожаловать" или запрет на проезд
Глава 1. Первое нелирическое отступление
Глава 2. Пролог Революции
Глава 3. "Генеральная репетиция" и мировая бойня
Глава 4. Крах Империи и странности двоевластия
Глава 5. От Февраля к Октябрю
Глава 6. "Дуд как всегда, октябрь ветрами"
Глава 7. На местах. Миф о разгоне "Учредилки"
Глава 8. Государственное строительство
Глава 9. Советы и Земства
Глава 10. Второе нелирическое отступление
Глава 11. Эволюция Советов
Глава 12. "Перестройка" и перспектива
Список литературы

 Вместо предисловия

Хотя оружие критики не может заменить критику оружием,
и материальная сила преодолевается материальной же силой;
но и идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами.
Карл Маркс

"Добро пожаловать," или запрет на проезд

Книги, брошюры, газеты, листовки, плакаты... Съезды, форумы, собрания, конференции, семинары, секции... Надо отдать должное буржуазной демократии -- она даёт право тем, кто настроен против капитализма, высказываться, сколько душе угодно. Конечно же, свобода говорить не означает возможности быть услышанным. В частности, доступ к электронным СМИ строго дозирован хозяевами жизни -- в мире капитализма среди сотен телесетей нет ни одного "левого" телевизионного канала. Для того, чтобы посмотреть нашумевший фильм американского документалиста Д.Мура "Капитализм: история любви", граждане США выстраиваются в очередях в кинотеатры, и узнают, как их грабят сильные мира сего.

Немудрено, что пёстрый поток ежедневной информации назойливой рекламы, в общем-то создаёт впечатление, что нет места альтернативе этому "безумному, безумному миру" при всём его несовершенстве. В отчаянии люди выходят на улицы со своими требованиями, при этом учащаются стычки с полицией, иногда и массовые беспорядки устраивает преториат /обездоленные/. А кто такие террористы -- самоубийцы, как не доведенные до предела отчаяния и безумства люди из той же плоти и крови, что и всё человечество? Между тем, напуганный, сбитый с толку обыватель, страшась потерять то немногое, что имеет, голосует сплошь и рядом за продолжение властвования своих притеснителей -- финансовых и промышленных воротил.

К сожалению, так называемые "бархатные", "оранжевые", "тюльпановые" и прочие "революции" устраиваются отнюдь не силами прогресса. Просто используются, так сказать, "революционные" технологии для верхушечной смены власти в угоду определённым глобализированным кругам. Дошло до того, что в Молдавии горячая молодёжь громила парламент под флагами соседней страны, явно указывая на характер кому-то выгодного планируемого переворота. В конце концов, только что избранный парламент был распущен из═за того, что большинству не хватило одного голоса для избрания нового президента. В Гондурасе очередной военный переворот: "гориллы", обученные в США, изгнали из страны законно избранного президента. О причинах разрушения Советского Союза ещё долго будут спорить заинтересованные лица. Заметим только, что в СССР западная пропаганда была запретным плодом, который, как известно, сладок. Не без причины, конечно, и дал себя обмануть доверчивый народ лживыми посулами "реформаторов", потерял все социальные завоевания, добытые смертельной борьбой его отцов и дедов. Почти что не было сопротивления распаду великой страны, что превратилось в катастрофу всемирного масштаба. Нет, как ни говори, к историческому опыту людям надо обращаться вновь и вновь, чтобы не подтверждать хотя бы горькую истину: "история учит, что ничему не учит".

Потому автор данных строк и решилась на переиздание своей книги "Советы между прошлым и будущим", переработав её и дополнив, лелея надежду на то, что опыт истории поможет людям найти нить Ариадны для выхода из лабиринта современности. Для этого необходимо по мере сил очистить ценности прошлого от очернительства, клеветы и фальсификаций. Затем, отделив зёрна от плевел, нащупать то звено, за которое можно вытащить всю цепь, по словам Ленина.

И когда страждущие правды убедятся в том, что подобное звено существует, тогда и появится свет в конце туннеля, и он, будем верить, не явится огнями мчащейся на нас электрички. Если читающая публика сможет заново по-настоящему оценить подвиг наших предшественников, извлечь необходимый урок из их ответа на вызовы истории, то и малое участие публициста в этом процессе обретения истины не пропадёт напрасно....Берлин, март 2009 года. Международный конгресс, организованный альтерглобалистской группой АТТАК по поводу экономического кризиса. Среди изобилия литературы, распространяемой и продаваемой на конгрессе, было и скромное приглашение принять участие в майском празднике одной из новых немецких коммун. Итак, совсем небольшая группа российских журналистов /мой супруг, я и друг-переводчик /едем на праздник, предварительно связавшись с организаторами и получив устное разрешение на видео съёмку. Найти место проведения праздника оказалось непросто, так как на дороге, ведущей к коммуне, стоял запретный знак на проезд. Пришлось им пренебречь. Далее около главного здания сообщества была натянута верёвка с надписью: "Стоп. Приват /частное владение/".

На большой поляне, на зелёной траве и внутри помещения типа ангара с натянутыми тентами в виде стен и крыши сидели кружками юноши и девушки и слушали ораторов. Это и были семинары. Когда мы стали проводить видео съёмку, поднялся скандал. Нам было велено уничтожить снятое, что мы и сделали. Было сказано, что завтра приедет модератор-координатор, который проведёт с нами беседу. Во время скудной, но щедро оплаченной гостями праздника трапезы, мы познакомились с коммунаркой по имени Христиана. Узнав, что мы из России и положительно относимся к нашей Родине -- Советскому Союзу, она несколько свысока отнеслась к представителям "тоталитаризма". Честно говоря, мы не стали дожидаться Модератора и отправились восвояси, прихватив с собой брошюру о коммунах подобного рода.

Возможно, Христиана и права, утверждая преимущество консенсуса, общего согласия перед демократическим принципом подчинения меньшинства большинству. Но понятно, что общее согласие в группе из двадцати-тридцати человек достигается проще, чем в коллективе из сотен, тысяч людей. В брошюре, где цитировался один из первых анархистов князь Кропоткин, предлагалось адептам коммунарского образа жизни забыть о понятиях "шеф" и "мастер". Социалистический принцип распределения благ, согласно коэффициенту трудового участия, тут превзойдён правилом "общего котла", где каждый мог черпать по потребности.

Ничего не скажешь -- налицо смелый шаг в будущее. И можно лишь приветствовать, что в семинарах на траве психологи помогают молодым людям избавиться от индивидуализма -- неизбывной основы буржуазного общества. Им советуют перейти от критической фазы восприятия действительности, от неприятия царящей в социуме погони за прибылью -- к выстраиванию некорыстного взаимодействия с сотоварищами в атмосфере доверия. Безусловно, без обретения солидарности пролетарии не смогут объединиться в борьбе за лучшее будущее.

И всё же... Запрет на проезд, запрет на подход к жилью, запрет на видео съёмку смущали нас. Что-то тут не так. В общем, мы убедились, что имеем дело с андеграундом, с "выпавшими из гнезда птенцами", т.е. с теми, кто способен подтачивать чугунные социальные конструкции, но не имеет сил доказывать на опыте, что "другой мир возможен". Ибо выход из капиталистического тупика находится в русле развития общества в целом. А как иначе?

В революционные времена на одном из домов на Страстном бульваре Москвы был высечен горельеф с фигурой рабочего и надписью: "Вся наша надежда покоится на людях, которые сами себя кормят". И не только кормят, добавим мы, но могут и развивать современное производство, науку и культуру, не надеясь на пожертвования спонсоров и на социальные пособия. Полезно разводить на коллективном огороде томатную рассаду, высаживать капусту брокколи или заняться кустарным промыслом, тем не менее, данные милые занятия служат лишь дополнением к тому, что происходит за пределами огорода.

Власть богатых снисходительно относится к андеграунду, закрывает глаза на стремление молодёжи похулиганить, побузить где-нибудь на стадионах и дискотеках, втихомолку поощряет террористов /бизнес есть бизнес/, терпит профсоюзы...

Но! "Элита" прибегает и к прямому насилию, и к "научным изысканиям", чтобы опровергнуть ненавистный принцип -- хозяин тот, кто трудится. Стоит остановиться на этом подробнее.

После переворота девяносто первого года многим чудилось, что происходящее с нашей страной -- за гранью реального. Стоит лишь стряхнуть с себя наваждение, и настоящее растает, как "утренний туман". Однако же после десятилетий "курса реформ" культивируется ощущение иное: а был ли СССР? Может, советская действительность была коллективным сновидением? Стали создаваться мифы о той жизни, дурные либо прекрасные -- кто как пожелает.

Судя по тому, как некоторые известные деятели культуры, а главное -- правители из бывшей партноменклатуры, старательно отряхивают прах прошлого со своих ног, можно подумать, что они там были не причём. "Не был, не состоял, не участвовал" -- и дело с концом. Вот те, кто не отрекся от дела своих дедов и отцов -- те, конечно же, ответственны. И должны быть подвержены остракизму и осуждению. Впрочем, от званий прежних и учёных степеней никто и не думает отрекаться. Их-то ирреальными не считают. Наверно, в глубине души понимают "прозревшие", что другой жизни им никто не даст, и прежние достижения ни в какое сравнение с плачевными результатами их сегодняшней деятельности не идут.

Всё же в некоторых торопливых СМИ уже появляются утверждения о том, что Советский Союз был "виртуальной реальностью". Естественно, возник и обратный процесс. Россия очутилась на грани национальной катастрофы, в ситуации постоянной "локальной" войны. Народ нищает, дичает, вымирает. И только в устах правящей клики "Россия возрождается". Вот уж где виртуальная реальность -- в проправительственных СМИ! Начальство даже установило поначалу День независимости. От кого и от чего? Потом название праздного дня сменили, попросту присвоили имя России.

Как в народной присказке: независимость -- это когда от народа ничего не зависит. Единственно, в чём власти идут на уступки "общественному мнению" -- дают волю ностальгии по СССР. Пожалуйста, смотрите некоторые советские фильмы по ТВ, слушайте "старые песни о главном", курите сигареты "СОЮЗ" с напечатанным советским гербом на обложке, любуйтесь на улице плакатом "МИР, ТРУД, РАЙ" на фоне красного знамени. Рай -- громадная бутылка водки. И вставайте под звуки "песни без слов", т.е. гимна на музыку А.Александрова.

Короче говоря, атмосфера в нашем социуме не способствует объективному восприятию прежней действительности. Как шутят записные юмористы, некоторые не отличают свою фантазию от своей памяти. Между тем, нужен глубокий анализ, объективные исследования той особенной системы, в которой мы жили. И не одной исторической справедливости ради, хотя и это крайне важно. Не раз уже было сказано, что ежели мы не хотим окончательно превратиться в манкуртов, в "Иванов, родства не помнящих", то придётся усвоить, что без прошлого нет будущего. Прав был историк В.Ключевский, сказав о том, что с подлинными христианами всегда трудно, а вот иуды как комары, их хоть пруд пруди.

Попытаемся всё же извлечь уроки из истории, ведь мы желаем процветания своей земле! А это значит, что эпоха варварства должна уступить место эре человечности, ради достойной жизни каждого из будущих землян. Попробуем определить предпосылки для приближения к желанному идеалу. Теперь мало кто обращает внимание на тот знаменательный факт, что при социализме название "советский" давалось по имени политической системы и стране, и целому народу.

Презрительное "совок", придуманное актёром А.Градским, стало звонкой пощёчиной самому понятию "советский человек". И опять-таки для некоторых -- ругательство, для других -- по-прежнему "звучит гордо". Дискутируется термин "бывший", поскольку говорилось: бывшая Российская империя, затем СССР. Если же на месте прежнего государства нового не возникло, стало быть, Советский Союз -- не "бывший", а просто уникальное явление. Но проблема в том, принадлежит ли понятие Советов целиком и полностью прошедшему или же в нём кроется и грядущее...


 Об авторе

Мэри Павловна АЛЕКСАНДРОВА

Публицист, социальный исследователь и общественный деятель. Активист альтерглобалистского движения "Альтернативы". Участник Социальных форумов антиглобалистов в Париже, Лондоне, Мальме, Афинах, Берлине, Москве, а также конференции по защите политзаключенных в Париже. В своих работах Мэри Александрова ищет возможные пути создания нового, справедливого общества, исследуя историю и современную действительность внимательным взглядом ученого с неровным дыханием романтика.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце