URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук
Id: 109179
 
296 руб.

Становление и развитие технических наук. Изд.2

URSS. 2010. 264 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01031-1.

 Аннотация

В настоящей монографии на большом историко-научном и историко-техническом материале рассматриваются гносеологические и исторические особенности возникновения и развития технических наук. Особое внимание авторы книги уделяют анализу предметной практики как объекта технического знания, исследованию его структуры, выявлению тенденций развития технических наук в эпоху научно-технической революции.

Рекомендуется философам, социологам, науковедам, преподавателям, аспирантам и студентам гуманитарных и технических вузов, инженерам, техникам --- всем тем, кто интересуется проблемами истории и методологии науки и техники.


 Оглавление

Предисловие
Глава 1 (вводная). Технические науки как единство научных знаний и научной деятельности
Глава 2. Предметная практика как объект технического знания
 1.О понятии "объект научного знания"
 2.Предметная активность субъекта и ее развитие
 3.Объекты технического знания
 4.Отражение предметной практики в техническом знании
Глава 3. Гносеологические особенности возникновения технических наук
 1.Формирование терминов технического языка
 2.Технические знания и возникновение экспериментальной науки
 3.Особенности возникновения технических наук
Глава 4. Исторические особенности развития технических наук
 1.Периодизация развития технических наук
 2.Донаучный этап
 3.Этап зарождения технических наук
 4."Классический" этап
Глава 5. Структура технического знания
 1.Техническая теория и ее особенности
 2.Основные понятия технических наук
 3.Идеальные объекты технических наук
 4.Структура описания технического объекта
Глава 6. Развитие технических наук в эпоху научно-технической революции
 1.Постановка вопроса
 2.Особенности развития технического знания на современном этапе
 3.Пути развития технических наук как сферы научной деятельности
Приложение. Краткий систематический указатель литературы
Предметный указатель
Именной указатель

 Предисловие

Научно-техническая революция, затронувшая ныне все стороны общественной жизни, оказывает глубокое воздействие на экономику, технику, науку. В этих условиях особое значение приобретают задачи управления социальными процессами, в частности проблема управления научно-техническим прогрессом, одним из аспектов которого является взаимодействие науки и производства.

На XXV съезде КПСС указывалось, что "первоочередной задачей остается ускорение научно-технического прогресса". Как подчеркивал Л. И. Брежнев в докладе на съезде, "только на основе ускоренного развития науки и техники могут быть решены конечные задачи революции социальной -- построено коммунистическое общество".

Наука представляет собой сложный социальный организм, объединяющий в себе различные отрасли знания и области исследования, обслуживающие в совокупности общество. Сознательное и эффективное управление наукой может осуществляться, если выявлены связи между различными видами знания и различными сферами исследовательской и проектировочной деятельности, в ходе которых производится и используется научное знание. Дифференциация науки на сферы знания и сферы деятельности крайне важна поэтому и в теоретическом, и в практическом отношениях. Одна из трудных проблем такого рода -- определение границ фундаментальных и прикладных исследований и перспектив их развития.

Большое место в современном научно-техническом прогрессе занимают технические науки и инженерная деятельность. Рассмотрение особенностей технического знания, его связей с различными отраслями науки и научной деятельности является необходимым условием осознания структуры и функционирования современной науки. Всесторонний анализ современного технического знания и инженерной деятельности требует интегрированного подхода к указанным явлениям. Установлено, что гносеологическое, историческое и логико-методологическое исследование в технических науках тесно связано с современными задачами развития научно-технической революции, с вопросами организации и управления наукой.

Возросшая роль технических наук с необходимостью ставит задачу их специального исследования.

Изучение технических наук нельзя считать чем-то совершенно новым, начавшимся лишь в последние годы. Еще в начале века некоторые представители раннего техницизма пытались рассматривать отдельные общие проблемы технических наук, выявить их специфику (Ф. Дессауэр, П. К. Энгельмейер и др.). Однако характерным было то, что собственно техника и технические науки отождествлялись друг с другом.

Заметный рост исследований по проблемам технических наук наметился после второй мировой войны. Появился ряд публикаций советских и зарубежных авторов. В Советском Союзе систематические исследования в области методологии технических наук начались в Ленинграде группой сотрудников Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники АН СССР под руководством и при участии Ю. С. Мелещенко. Усилиями этого коллектива были подготовлены сборники научных трудов под общим названием: "Методологические и социальные проблемы техники и технических наук".

В целом же исследования в этой области явно недостаточны и отстают еще от той действительной роли, которая принадлежит в настоящее время техническим наукам. В Постановлении ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве" методологические проблемы технических наук, их разработка названы среди важнейших направлений научных исследований.3

В настоящей книге авторы рассматривают историю и логику становления технического знания в связи с развитием предметной практики человека. Особое внимание уделяется процессам становления экспериментальной науки и научного технического знания, а также структуре технического знания и особенностям развития технических наук в современных условиях.

Первая глава, а также § 2 главы 4 написаны Б. И. Ивановым и В. В. Чешевым совместно. § 1, 3 и 4 главы 4 и § 1 и 3 главы 6 написаны Б. И. Ивановым, главы 2, 3, 5, а также § 2 главы 6 -- В. В. Чешевым.


 Об авторах

Борис Ильич ИВАНОВ (род. в 1939 г.)

Доктор философских наук, профессор, специалист по истории и философии техники и технических наук. В 1962 г. окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института. С 1969 г. работает в Санкт-Петербургском филиале Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, в настоящее время -- ведущий научный сотрудник сектора истории технических наук и инженерной деятельности. Область научных интересов -- исторические, философские и методологические проблемы техники, технических наук и инженерной деятельности, а также технознания (введенного в научный оборот самим Б. И. Ивановым).

Владислав Васильевич ЧЕШЕВ (род. в 1940 г.)

Доктор философских наук, профессор. В 1962 г. окончил Томский политехнический институт. В настоящее время является заведующим кафедрой философии Томского государственного архитектурно-строительного университета. Область научных интересов включает проблемы философии техники, в особенности истории и методологии технических знаний, а также вопросы теории познания, истории и методологии естественных наук. Кроме того, творчество автора обращено к вопросам антропосоциогенеза и становления сознания. Через все исследования В. В. Чешева проходит тема изучения деятельности как культурной формы активности, давшей начало социогенезу и развитию общественных форм поведения человека.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце