URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Фоменко А.Т. Математика, миф, «Мастер и Маргарита» в 199 картинах: Смыкая вершины рационального мышления с глубинами архаического и бессознательного Обложка Фоменко А.Т. Математика, миф, «Мастер и Маргарита» в 199 картинах: Смыкая вершины рационального мышления с глубинами архаического и бессознательного
Id: 289024
3239 р.

Математика, миф, «Мастер и Маргарита» в 199 картинах:
Смыкая вершины рационального мышления с глубинами архаического и бессознательного

URSS. 2022. 424 с. ISBN 978-5-9519-3361-4.
Цветные иллюстрации, фотографии
Альбомный формат
Белая плотная офсетная бумага
Энциклопедический формат (210мм x 265мм). Цветная печать. Белая плотная офсетная бумага.

Аннотация

Настоящий альбом содержит графические и живописные работы выдающегося математика, академика РАН А.Т.Фоменко. Его произведения многократно участвовали в российских и международных выставках, проходивших как во многих городах России, так и за рубежом, и выставлялись в известных художественных музеях, таких как Государственная Третьяковская галерея и др. Первый цикл работ — это профессиональный взгляд изнутри на наглядные и увлекательные геометрические... (Подробнее)


Содержание
top
Вместо предисловия4
Введение. Наглядные образы в математике и мифе5
Раздел I. Топология и миф — наглядно7
Раздел II. Поверхности и миф — наглядно44
Раздел III. Анализ и миф — наглядно62
Раздел IV. Уравнения, физика и миф — наглядно76
Раздел V. Вариационное исчисление и миф — наглядно98
Раздел VI. Вероятность, геометрия и миф — наглядно120
Раздел VII. Общие концепции и миф — наглядно148
Раздел VIII. Мифологические и наглядные образы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»250
Раздел IX. Математика, миф, «Мастер и Маргарита» в цветном воплощении366

Введение. Наглядные образы в математике и мифе
top
Я — профессиональный математик и не имею специального художественного образования. Рисовать меня научила моя мать Валентина Поликарповна. Однако в моей жизни был период, довольно продолжительный и закончившийся в конце 80-х годов, когда мне довелось проиллюстрировать некоторые математические книги, — как мои собственные, так и коллег-математиков, — моими графическими работами на темы математики. Таких монографий и учебников набралось довольно много — более двух десятков.

Геометрическое воображение и интуиция играют огромную роль в современной математике, особенно в вопросах, связанных с математической физикой, геометрией, топологией. Во многих глубоких математических работах, посвященных сложным проблемам, — например, в многомерной геометрии, в вариационном исчислении и т. п., — активно используется «наглядный жаргон», выработавшийся при исследовании двумерных и трехмерных образов. Что-то вроде — «разрежем поверхность», «склеим листы поверхности», «приклеим цилиндр», «вывернем сферу наизнанку», «присоединим ручку» и проч.

Такая, на первый взгляд, «ненаучная» терминология, — отнюдь не прихоть математиков. Скорее, — «производственная необходимость». Математическое мышление часто вынуждено опираться на неформальные образы, поскольку это необходимо при поиске доказательств технически трудных результатов. Бывает так, что доказательство математического факта удается сначала «разглядеть» лишь в неформальных геометрических образах, и только потом удается оформить его как строгое логическое рассуждение.

У каждого профессионального математика со временем вырабатываются собственные представления о внутренней геометрии известного ему математического мира.

А также — о наглядных образах, с которыми у него ассоциируются те или иные абстрактные понятия из алгебры, теории чисел, математического анализа. Оказывается, — и это чрезвычайно интересно, — что у разных математиков одни и те же абстракции часто рождают очень похожие (иногда практически тождественные!) геометрические представления. Причем эти образы «реально существуют», проявляясь в общении математиков и помогая им лучше понять друг друга.

Графический и живописный материал, предлагаемый читателю, — это попытка как бы сфотографировать изнутри мир современной математики. Все рисунки либо основаны на конкретных математических конструкциях, идеях, теоремах, либо изображают реальные математические объекты и процессы, либо отражают общие математические понятия, например, бесконечность, непрерывность, гомеоморфизм, гомотопию и т. п.

В настоящей книге собраны работы, выполненные мною в разные годы, большей частью с 1967 по 1983 г.

Автор регулярно читает в МГУ обязательный курс «Дифференциальная геометрия и топология», а также специальные курсы по современной геометрии и приложениям. Поэтому по собственному опыту знает, как полезно иногда проиллюстрировать сложное понятие неформальным рисунком. Это помогает студентам быстрее вникнуть в суть проблемы. В этом смысле многие мои графические работы имеют прикладной характер. Не следует думать, что они идеально соответствуют своим математическим «прототипам». Сюжет каждой работы построен на сугубо субъективных ассоциациях и передает лишь авторское видение математического «персонажа». Надо отдавать себе отчет в объективных трудностях, возникающих на этом пути. Невозможно, да и не нужно, идеально точно нарисовать на плоском листе бумаги объект, «живущий», скажем, в семимерном пространстве. Ведь мы привыкли лишь к трехмерным и двумерным образам. Поэтому «семимерный персонаж» поневоле искажается, будучи принудительно помещен в трехмерное пространство. Приходится жертвовать точностью в пользу наглядности.

Многие работы выполнены в шутливом тоне. Я не сдерживал себя, когда удавалось придать рисунку юмористический колорит. Кроме того, многие работы апеллируют скорее к эмоциям зрителя, чем к рациональной стороне мышления.

Возникла мысль снабдить графические работы математическими и нематематическими комментариями.

Кроме математики, почти все работы отражают еще один, «второй слой» информации. Речь идет о внематематических ассоциациях, возникавших у автора в процессе работы. Они оказались разнообразными. То это шутка и желание увидеть в «сфере с пятью ручками» забавное необычное существо, то гротеск, искажающий привычные пропорции и масштабы, то это воспоминания о каких-то средневековых мифах. Чтобы не загромождать комментарии, ссылки на источники, содержащие те или иные мифы, опущены. Приводя фрагменты тех или иных мифов, автор устраняется от их оценки. Миф интересен тем, что отражает представления наших предков. Конечно, сегодня многие из легенд представляют всего лишь литературный интерес. Много интересных мифов собрано в книге Дж. Дж. Фрэзера «Золотая ветвь».

Несколько слов о предыдущих публикациях и выставках этих работ. Первым авторским опытом в области графической визуализации сложных современных математических понятий были иллюстрации к книге Д. Б. Фукса, А. Т. Фоменко, В. Л. Гутенмахера «Гомотопическая топология» (М.: МГУ, 1967; 1968; 1969). Она пользовалась большой популярностью среди математиков. Определенную роль в этом сыграли и иллюстрации. Этот цикл работ — в расширенном виде, около 40 иллюстраций — вошел затем в большую монографию А. Т. Фоменко, Д. Б. Фукса «Курс гомотопической топологии» (М.: Наука, 1989), переизданную в 2014 году издательством URSS..

В 1990 году Американское математическое общество издало мою книгу-альбом «Mathematical Impressions», включающую 84 работы (из которых 23 выполнены в цвете), снабженные математическими комментариями, кратко разъясняющими сюжеты работ. Это было высококачественное издание крупного формата.

Следующим шагом можно считать книгу автора «Наглядная геометрия и топология» (М.: МГУ, 1993).

В 1994 году она была переведена на английский язык издательством Springer.

Эта книга вдохновила потом нескольких авторов: А. А. Ошемкова, Ф. Ю. Попеленского, А. А. Тужилина, А. Т. Фоменко, А. И. Шафаревича — на создание учебника «Курс наглядной геометрии и топологии» (М.: URSS, 2014).

В 2001 году вышла книга А. Т. Фоменко «Математика и миф сквозь призму геометрии» (М.: Издательство Московского университета, 2001), в которой было представлено много моих работ.

Ряд работ был опубликован во многих математических книгах других математиков, по их просьбе. Назову здесь лишь некоторые.

• Прекрасные монографии американского математика Н. Коблитца «A Course in Number Theory and Cryptography», «Introduction to Elliptic Curves and Modular Forms», «P-adic Numbers, p-adic Analysis, and ZetaFunctions» (Springer-Verlag).

• Книга выдающегося российского математика, академика РАН А. Н. Ширяева «Probability» (SpringerVerlag).

• Совместная книга французского математика Ж. Жакода и А. Н. Ширяева «Limit theorems for stochastic processes» (Springer-Verlag).

• Совместная книга известных математиков: российского — В. В. Калашникова — и болгарского — С. Т. Рачева — «Математические методы построения стохастических моделей обслуживания» (Наука).

• Пользующаяся большой популярностью книга российских математиков Ю. Г. Борисовича, Н. М. Близнякова, Я. А. Израилевича и Т. Н. Фоменко «Введение в топологию». Несколько изданий: Высшая школа, Мир, Наука, затем голландское изд-во Kluwer. Переиздана в 2015 году в Москве издательством URSS.

• Уникальная книга болгарского математика Й. Стоянова «Counterexamples in Probability» (John Wiley & Sons), выдержавшая несколько изданий.

И многие другие книги.

Кроме того, много моих графических работ было опубликовано в разные годы в центральных газетах и журналах. В частности, в газетах «Советская культура», «Комсомольская правда», «Социалистическая индустрия», «Московские новости», «Вечерний Клуб» и др., а также в журналах «Наука и жизнь», «Техника и наука», «Химия и жизнь», «Наука и религия», «Техника молодежи», «Культура и жизнь», «Квант», «Советская жизнь», в ежегоднике «Наука и человечество» и др. Много публикаций появилось также в зарубежной специальной и научно-популярной прессе. Например, в американском журнале «The Mathematical Intelligencer».

Работы многократно выставлялись на выставках, организованных в разные годы (в основном на общественных началах, по просьбам зрителей) в научных, учебных, производственных центрах Москвы, Ленинграда, Киева, Новосибирска, Свердловска и других городов.

Мои персональные официальные выставки происходили также в художественных музеях Челябинска, Магнитогорска, Магадана, а также за границей. Например, голландское издательство Reidel (сейчас — Kluwer) организовало персональную выставку в Амстердаме. Кроме перечисленных персональных выставок (их насчитывается более 100), работы участвовали в известных всесоюзных и международных выставках «Ученые рисуют» (1982 г.) и «Время — пространство — человек» (1980 г.), экспонировавшихся во многих городах страны и за рубежом. В 2015 году в Третьяковской Галерее (на Крымском Валу) в рамках выставки «Гиперреализм» моим картинам был посвящен специальный зал.

На киностудии «Союзмультфильм» в 1988 году выдающимся режиссером В. И. Тарасовым был создан с использованием моих работ получасовой мультфильм «Перевал» по повести К. Булычева. Я был художником-постановщиком этого фильма. Довольно много работ было также использовано в двухсерийном телефильме Т. А. Лебедевой «Мир и война» (центральное телевидение).

Ввиду отсутствия специального художественного образования автор не ограничивал себя рамками какого-либо одного жанра. Возможно, определенное влияние оказали мои любимые художники: Босх, Брейгель, Дали, Эшер, Беклин, Дюрер, хотя сознательного подражания им никогда не было. Все рисунки выполнены от руки (перо, тушь, карандаш, масло), без использования компьютерной графики.

Работы сгруппированы приблизительно по темам, которые указаны в названиях параграфов. Комментарии устроены так: сначала идет математический слой, затем — внематематические ассоциации.

Комментарий. Далее: номер — это сквозная нумерация моих работ в данной книге; номер в скобках с надписью «каталог» внизу страницы — это нумерация работ в полном авторском каталоге. Для каждой работы указан ее размер и год создания. Не все работы из моего каталога воспроизведены в данной книге.


Об авторе
top
photoФоменко Анатолий Тимофеевич
Академик Российской академии наук (РАН), действительный член академий: МАН ВШ (Международной академии наук высшей школы), МАТН (Международной академии технологических наук). Доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой дифференциальной геометрии и приложений механико-математического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Решил известную проблему Плато в теории спектральных минимальных поверхностей, создал теорию инвариантов и тонкой классификации интегрируемых гамильтоновых динамических систем. Лауреат Государственной премии Российской Федерации 1996 г. (в области математики) за цикл работ по теории инвариантов многообразий и гамильтоновых динамических систем. Лауреат премии Отделения математики и Президиума АН СССР (1987), лауреат премии Московского математического общества (1974). Специалист в области геометрии и топологии, вариационного исчисления, теории минимальных поверхностей, симплектической топологии, гамильтоновой геометрии и механики, компьютерной геометрии. Автор более 300 научных работ, 40 математических монографий и учебников. Автор нескольких книг по разработке и применению новых эмпирико-статистических методов к анализу исторических летописей, хронологии Древности и Средневековья.