URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гавров С.Н. Модернизация ВО ИМЯ ИМПЕРИИ: Социокультурные аспекты МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ в России
Id: 108822
 
299 руб.

Модернизация ВО ИМЯ ИМПЕРИИ: Социокультурные аспекты МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ в России. Изд.2, стереотипное

URSS. 2010. 352 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-354-01248-0.

 Аннотация

В монографии рассмотрен процесс российской модернизации как чередование имперской и либеральной моделей модернизации, в котором имперская модель является доминантной, а либеральная лишь дополнительной, компенсационной. По мнению автора, наша историческая беда заключается в том, что российская модернизация способствует не столько вхождению России в модерность, сколько укреплению феодально-имперских оснований культурно-цивилизационной системы. Модернизация во имя укрепления империи приводит к перераспределению жизненной энергии человека из сферы повседневности в сферу светских или религиозных мегапроектов, создает мир, где человек лишь подручное средство, а укрепление империи --- великая цель. Можно ли разорвать этот порочный круг, вывести страну из имперской колеи, разорвать пуповину, связывающую ее с имперско-феодальным наследием, а человека освободить от служения Империи, Должному и Власти --- вот круг вопросов, на которые автор пытается ответить в этой книге.

Книга предназначена для культурологов, историков, социологов, а также всех тех, кто интересуется процессами российской модернизации.


 Оглавление

Предисловие

1 Две модели модернизации

I Феномен модернизации
II Имперская и либеральная модели модернизации
III Историческая последовательность российских модернизаций

2 Анатомия российского традиционализма

I Традиционное сознание: ментальный и культурный синкретизм
II Должное и Сущее в русском традиционном сознании
III Феодальная/Квазифеодальная империя как форма социальной самоорганизации российской культурно-цивилизационной системы

3 Модернизация и социокультурные процессы в России после 1991 года

I Социокультурная ситуация в России после 1991 года
II Система и дисистема. Сценарии и перспективы
Вместо заключения
Литература

 Предисловие

Со времени Петра Великого вы все более и более расширяете свои пределы, не потеряйтесь в безграничном пространстве.
Клод Анри де Рувруа Сен-Симон -- М.С.Лунину

Россия -- это империя. Чтобы поддержать ее, государство должно держать в руках и другие стороны жизни нации.
С.Ю.Витте

Почему все так вышло? И будет ложью
на характер свалить или Волю Божью.
Разве должно было быть иначе?
Мы платили за всех, и не нужно сдачи.

И.Бродский

На вопрос, почему у автора возник интерес к проблематике, связанной с модернизационными трансформациями в России, ответить достаточно просто. Русская "птица-тройка", все 70-е и большую часть 80Нх годов понуро бродившая по разновеликим партийным собраниям и диссидентским кухням, к концу 80Нх -- началу 90Нх ожила -- да как ожила. Рванула с места в карьер, да так, что вылетели из нее подгулявшие седоки (республики бывшего СССР), волей, а кто и неволей попавшие в нее на разных этапах российской истории. И понесла. А у нас -- современников -- дух захватывает, калейдоскопически меняется не только мир вокруг нас, но и наша жизнь, мы сами. Вот он какой -- новый этап российской модернизации.

Захотелось, уже в который уже раз в нашей истории понять, кто мы, откуда, куда идем и сколь велики или малы шансы прийти в конце концов в приличное место, и сможем ли мы пройти "фейс-контроль" на входе в цивилизацию модерности. Но, главное, желает ли этого большая часть общества и российская власть? И если да, то какими принципами мы готовы при этом поступиться, чем важным для себя готовы пожертвовать?

Волны модернизации прокатываются по России уже в течение трех столетий, начиная с преобразований Петра I. За это время что-то удалось сделать, а что-то так и осталось в области мечтаний и прожектов. Так почему постоянное искушение модернизацией сопровождается не менее постоянным противодействием модернизационным процессам, когда за реформами следуют контрреформы, но через некоторое время процесс воспроизводится в той же последовательности? В нашей монографии мы попытаемся найти ответ на этот и на другие "больные" вопросы нашей жизни.

Часто говорят о следовании России по пути так называемой "догоняющей модернизации". Но это лишь часть правды, догоняющая модель работает только в некоторых сегментах российской социокультурной системы, но не в системе в целом. В течение всего модернизационного периода нашей истории мы догоняли западную цивилизацию модерности (изначально Западную Европу) прежде всего в сфере военных и промышленных технологий, всего того, что служило развитию военно-технического потенциала страны. Содержательного изменения социального устройства, которое включало бы не только принятие части институциональных образцов, предлагаемых цивилизацией модерности, но и ее духа, введение и соблюдение гражданских прав и свобод, формирование гражданского общества -- всего этого в течение большей части рассматриваемого периода просто не было.

Власти казалось куда как проще и надежнее не полагаться на частную инициативу "маленького человека", но принять очередное/внеочередное судьбоносное решение, мобилизовать все возможные силы на очередной прорыв. Когда ценой страшного напряжения/перенапряжения всех жизненных сил народа прорыв был осуществлен или, что случалось чаще, осуществлен частично, вдруг оказывалось, что вокруг безнадежно отставшее социокультурное пространство, которое просто не в состоянии не только воспроизводить, но и поддерживать этот локальный успех. Понимания того, что существование гражданского общества, уровень общественного развития в целом есть величайшая и высшая ценность, -- во власти нет и сегодня.

Итак, главное. В течение столетий основные усилия в процессе российской модернизации совершались не ради вхождения в западную по своей генеалогии цивилизацию модерности, но ради сохранения, воспроизведения и упрочения империи. Модернизация осуществлялась лишь в целях приведения в более современный и потому конкурентоспособный вид отдельных ее (империи) элементов, вынужденные жертвы и отступления в частных, локальных областях совершались ради сохранения и укрепления целого, духа и тела империи.

Наконец, есть еще одна причина, побудившая нас столь подробно рассмотреть специфику российского модернизационного процесса. Как показывает проведенный нами анализ научных публикаций, существующие исследования не дают более или менее полной картины российских модернизационных трансформаций. Либо они отдалены от современных российских социокультурных реалий, либо феномен модернизации не был исследован с точки зрения изменений, происходящих в культуре и обществе в рамках теоретико-культурного (культурологического) подхода, позволяющего не только несколько упорядочить многокрасочную картину социокультурной эмпирики, через изменение которой и проявляются процессы модернизации, но и лучше понять причинно-следственные связи, приводящие к тому или иному повороту истории.

В рамках этой монографии мы пытаемся рассмотреть исторические предпосылки и этапы российской модернизации, оценить ее перспективы и, вследствие этих перспектив, наши личные жизненные шансы, т.е. будем ли мы строить дом, растить детей и возделывать наш сад или опять будут грохотать сапоги, в моду войдет спецслужбистская выправка и Империя бросит нас в топку очередного идеократического проекта.

Автор выражает искреннюю благодарность коллегам, которые взяли на себя труд прочтения этой книги: доктору философских наук, профессору Э.А.Орловой и доктору философских наук, профессору А.А.Пелипенко. Совместное обсуждение заявленной проблематики и высказанные замечания способствовали лучшей артикуляции авторской концепции. Особую благодарность хотелось бы выразить рецензентам, ведущему научному сотруднику Российского института культурологии, доктору философских наук Е.Н.Селезневой и доктору философских наук, профессору Л.Н.Воеводиной.


 Об авторе

Сергей Назипович ГАВРОВ

Философ, социальный антрополог, политолог.

Доктор философии, профессор кафедры социологии и социальной антропологии Института социальной инженерии МГУДТ. Российский специалист в области социальной модернизации незападных обществ.

Родился в 1964 году в городе Нижний Новгород (Горький, СССР).

Ведущий научный сотрудник сектора социокультурных процессов и систем Российского института культурологии Министерства культуры РФ.

Автор ряда книг и более ста пятидесяти научных статей. Член редколлегии журналов "Личность. Культура. Общество" (Институт философии РАН) и "Психология элиты", а также комиссии "По изучению комплексных проблем человека, культуры и общества", действующей в рамках совета РАН "История мировой культуры".

В сфере научных интересов -- модернизация, проблематика модернизационных трансформаций в разных ее ипостасях, в том числе политических, экономических, демографических, педагогических, социокультурных, а также философия образования и его этнокультурные особенности. Научные исследования по истории, теории и практике макросоциальных модернизационных трансформаций в России, имперской и национальной проблематике, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию.

Член Союза писателей Москвы, публицист и литературный критик. Профессор Гавров включен в краткий рекомендательный список российских ученых и политиков, лучше всего отразивших в своих работах политическую жизнь России 1994-2003 годов.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце