URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Пересветов В.В. Журналистика: секреты успеха
Id: 108388
 
155 руб.

Журналистика: секреты успеха

2009. 88 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-89513-172-5.

 Аннотация

Автор книги откровенно рассказывает об особенностях профессии и дает ценные советы желающим посвятить себя журналистике. Легкий стиль изложения, удивительные факты и комментарии способны вызвать интерес у самой широкой аудитории.


 УВЕРЕНЫ ЛИ ВЫ В ПРАВИЛЬНОСТИ СОБСТВЕННОГО ВЫБОРА?


Профессия или образ жизни. Пишем, как дышим

В последние годы журналистика наравне с профессиями менеджера, экономиста и юриста стала модной профессией. Молодому поколению людей она кажется престижным занятием для избранных – своеобразной легкой прогулкой по жизни, за которую, к тому же, платят неплохие деньги. Самое частотное слово в их лексиконе слово «пи ар», самый модный факультет для обучения в многочисленных гуманитарных вузах - «по связям с общественностью», априори предполагающий хорошее знание человеческой психологии, социального устройства общества, знакомства не понаслышке с журналистским миром – изданиями и людьми, на которых они будут опираться в своей последующей работе. Откуда все это у, совсем молодого человека, нередко еще, толком не осознающего себя ни во времени, ни в пространстве? Все вышеперечисленное приходит только с опытом, а опыт в журналистике лучше всего начинать нарабатывать с газет, где в равной степени есть место для новостной информации, репортажей с места событий, интервью, очерков и аналитических материалов. Там же и ваши первые профессиональные связи. К тому же, надо уметь хорошо писать, и если это умение не дано свыше, то научиться этому достаточно трудно. Справедливость этого тезиса подтверждена наличием в СМИ «золотых перьев» из числа людей с техническим образованием и всяких чахлых перышек из гуманитариев, в том числе, и с факультетов журналистики. Журналист не должен думать, как ему складывать слова в предложения, он должен писать, как дышать и думать о том, как наилучшим образом донести информацию до читателей, сделать материал наиболее ярким и запоминающимся, выполнить работу в срок.

Ориана Фаллачи – «железная донна журналистики»

В качестве «идола» честного журналистского слова и ярчайшего представителя нашей профессии нельзя не рассказать об Ориане Фаллачи, чей безапелляционный стиль сделал видных современных интервьюеров застенчивыми маменькиными сынками, у которых во дворе все время отбирают конфетку. Вашингтонский журналист Кристофер Хитченс так отзывается об этой «железной донне журналистики»: «Когда Фаллачи умерла от рака в родной Флоренции в возрасте 77 лет, искусство политического интервью потеряло большого художника. Ее героическим периодом были 70-е, на протяжении которых она безостановочно накручивала тысячи километров вокруг земного шара, провоцируя сильных мира сего на саморазоблачительные реплики и выставляя на всеобщее обозрение их малопривлекательные черты. Ей ничего не стоило огорошить, скажем, ливийского диктатора Кадаффи вопросом: «Вы хоть представляете себе, до какой степени вы непопулярны и нелюбимы». Не щадила она и гораздо более популярные фигуры. В неформальной беседе перед интервью Ориана заявила ярому антикоммунисту Лехе Валенсе: «Слушайте, да вы же вылитый Сталин! Ну, в смысле, внешне. Тот же нос, тот же профиль, те же усы, тот же рост и стать». Генри Киссинджер, имевший в то время почти гипнотическую власть над прессой, вспоминает свою беседу с Фаллачи как самое катастрофическое интервью в своей жизни. Эта интеллектуальная супермашина, заменявшая нескольким американским президентам всех советников сразу, таким образом описала Ориане свое восхождение к вершинам успеха: «Все дело в том, что я всегда действовал в одиночку, а американцы это очень любят. Американцы обожают образ ковбоя, ведущего за собой стадо, вышагивая впереди на своем гнедом. Он проезжает по городам и весям, гордо подняв голову – только он и его конь. У него даже нет с собой оружия, он ведь и не стреляет. Все, что ему нужно, - это оказаться в нужное время в нужном месте. Короче, стиль вестерна подходит ко мне как нельзя лучше, потому что я именно такой романтик-одиночка – это мой стиль, а еще лучше сказать – мое ноу-хау».

Стоит ли говорить, что когда этот абсурдистский пассаж появился в 1972-м году в печати, он не пришелся по душе ни Киссинджеру, ни американцам, к которым он апеллировал. Киссинджер даже утверждал, что цитату вырвали из контекста (с другой стороны, что есть цитата, как не реплика, выдранная из контекста). Ориана в ответ предъявила магнитофонную запись, полную расшифровку которой впоследствии опубликовала в своей книге «Интервью с Историей». Название этой книги не блещет ложной скромностью, как никогда не блистала ею и сама автор, начавшая свою карьеру в журналистике в шестнадцатилетнем возрасте, а затем буквально взорвавшая весь мир циклом интервью с самыми видными политиками ее времени в газете «Эуропео» и своими публикациями в «Коррьера де ла сера», «Вашингтон пост», «Нью-Йорк Таймс» и «Лос-Анджелес Таймс», с которыми она сотрудничала в качестве репортера.

Интернет – палка о двух концах

Работа с информацией в Интернете скорее напоминает то, как намывают золото на золотых приисках или же добывают алмазы в кимберлитовых трубках. Прежде чем вы найдете крупицу ценного материала, придется перемыть тонны песка или поднять на поверхность тысячи тонн магмы. На это «перемывание» у вас уйдет уйма времени и сил. Так что интернет – это палка о двух концах: все преимущества быстрого доступа к информации перечеркиваются ее сомнительным содержанием и потерей времени на установление истины. К тому же, в Интернете могут быть цитаты, не принадлежащие источнику. Прежде чем использовать их в собственной работе, а тем более, когда речь идет о принципиальных вещах, хорошо бы разыскать человека и уточнить у него, говорил ли он эти слова на самом деле или нет. К сожалению, такая возможность существует далеко не всегда, да и сами источники зачастую склонны преувеличивать свои успехи, делая это в высшей степени лукаво. Доверять или не доверять источнику – вот в чем вопрос. В любом случае, сомневаться в сказанном будет всегда полезным.

Интервью – основа основ

Вопрос о том, нужно ли в обязательном порядке визировать интервью, остается открытым. Конечно, если ваш источник с самого начала оговаривает это, как правило игры, то лучше согласиться. В противном случае вам просто откажут в беседе. Более того, защищенные собственными пресс-службами, теми самыми по связям с общественностью, чиновники и вовсе желают знать заранее, какие вопросы им будут заданы и зачастую просят присылать их перечень по электронной почте. Чиновники, в отличие от политиков, которые обязаны по своей сути быть публичными людьми, не стремятся к общению с прессой. Им всегда есть, что скрывать. Поэтому они прилагают все усилия, сохраняя лицо (ссылаются на занятость, по несколько раз переносят встречи, ставят условия по вопросному ряду и т.д.), чтобы у вас пропало желание с ними встречаться. Но если вы все-таки добились своего, ваше интервью с ними всегда будет напоминать шахматную партию, победные результаты которой могут быть сведены на «нет» обязательным визированием текста перед его публикацией. Иногда это напоминает обнародование допинг пробы после победы на Олимпийских играх.

Говорит и показывает … репортаж

Репортаж – это еще один из основных жанров журналистики, который, впрочем, также как и интервью, требует соответствующей подготовки. Чтобы писать репортажи, необходимо быть очень мобильным и наблюдательным человеком. Внимание к деталям в этом жанре трудно переоценить. Ведь репортаж – это, как правило, рассказ о событии или событиях, произошедших на глазах журналиста, который пишется сразу же после них. Конечно, можно писать и какое-то время спустя. Но в этом случае, могут пропасть важные детали и нюансы, придающие описанию живость и непосредственность. Ведь репортажи не только рассказывают о тех или иных событиях, но и показывают, каким образом они происходили. Конечно, зафиксированные на диктофоне или в блокноте наблюдения или же просто запомнившиеся эпизоды и всякие «мелочи» можно реанимировать. Но здесь, на мой взгляд, важна чистота восприятия, которая сродни «правильности первой мысли». Именно это делает репортажи «живыми». В этом жанре журналистское «я» присутствует обязательно. Хороший репортаж всегда индивидуален и сродни документальному фильму: при чтении таких репортажей в сознании человека возникает свой собственный зрительный ряд. Но чтобы читатель «досмотрел» репортаж до конца, у него не должно возникать и тени сомнения в том, что написано журналистом.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце