URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Харитонов В.А. Философия как наука, формирующая мировоззрение человека
Id: 108303
 
124 руб.

Философия как наука, формирующая мировоззрение человека

URSS. 2010. 96 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00085-8.

 Аннотация

В настоящей книге изложено авторское видение возвращения философии в лоно науки. В доходчивой форме рассматривается важнейшая составляющая активной жизненной позиции человека --- его мировоззрение. В книге анализируется философское наследие, формулируются основы науки наук --- философии, и с их помощью решается проблема современной физики и разрабатывается концепция общественного бытия.

В главе II книги сформулированы аксиомы и законы философии, рассмотрена модель окружающей нас действительности и методологическая функция философии. В главе III раскрывается истинный механизм действия сил гравитации и инерции, указана причина возникновения сил притяжения (отталкивания) для электрических зарядов и магнитных полюсов; там же изложена концепция общественного бытия и на ее основе сформулированы подходы к формированию и деятельности государственной власти, рассмотрена идеологическая функция научного мировоззрения.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, однако прежде всего она должна заинтересовать ученых, занимающихся фундаментальной наукой --- философов и физиков; кроме того, материал книги может быть интересен обществоведам.


 Оглавление

Введение
Глава I. Прошлое и настоящее философского знания
 1.1.Анализ философского знания
 1.2.Становление цивилизации как производной мировоззрения
 Выводы по главе
Глава II. Основы философии как науки, формирующей мировоззрение человека
 2.1.Аксиомы философии
 2.2.Модель действительности
 2.3.Законы философии
 2.4.О методологической функции философии
 Выводы по главе
Глава III. Влияние философского мировоззрения на развитие наук
 3.1.Решение проблем современной физики
  3.1.1.Механизм действия гравитационных сил, сил взаимодействия электрических зарядов и магнитных полюсов
  3.1.2.Механизм действия сил инерции
 3.2.Концепция общественного бытия
  3.2.1.Взаимодействие сознания человека с природой
  3.2.2.Механизм действия основного закона философии в обществе людей
 3.3.Идеологическая функция научного мировоззрения
 Выводы по главе
Заключение
Список литературы

 Введение

Мировоззрение -- система общественных взглядов на объективный Мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленных этими взглядами их утверждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Образуется на основе естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний, включая определенную идеологию; его носитель -- личность и социальная группа [53], с. 811.

Соглашаясь, в принципе, с данным определением, уместно, думается, высказать в его адрес несколько замечаний. Во-первых, более верно относить рассматриваемое понятие только к личности, т.к. только у отдельного человека есть носитель мировоззрения -- его живое сознание как продукт человеческого мозга. Для группы людей такого носителя нет, и здесь правильнее говорить о программах, уставах и самих составляющих мировоззрения, но не о нем самом.

Оспаривать ведущее значение в формировании мировоззрения человека естественнонаучных знаний вроде бы нелепо. На самом же деле, данное положение лишь декларация. Дело в том, что основу указанной области знаний составляет физика. Она была достаточно сложной всегда, но то, что лежит в ее основе сегодня -- условно понятно лишь избранным. Ни теория относительности А. Эйнштейна, ни квантовая теория не могут, в силу указанного, формировать массовое представление людей о Мире. Вызывает сомнение и истинность этих теорий. Действительно же лишь то, что разумно. В данном контексте уместно вспомнить марксизм-ленинизм. Каков итог влияния этой, также условно понятной, теории на умы людей нам прекрасно известен (а многим -- и лично).

Касательно физики следует отметить парадоксальную ситуацию: физики-практики обеспечили научно-технический прогресс XX века, а физики-теоретики явно зашли в тупик. Так, до настоящего времени (с конца XVII века) не решена проблема закона всемирного тяготения и механики Ньютона (не ясен механизм действия сил гравитации и инерции). Не определена сущность времени -- важнейшего (как ныне считается) параметра физических явлений. Причина такого положения дел кроется, как представляется, в отсутствии научных основ философии, истинно раскрывающих всеобщие связи объективного Мира (нет того маяка, который бы четко указывал верное направление поиска истины в безбрежном море теоретических исследований).

Что подразумевается в приведенном перечне определения мировоззрения под социально-историческими знаниями судить трудно. Однако явно претендует на это место религия. Именно она, наряду с мифологией, формировала взгляды людей на основы мироздания до появления науки как таковой. Сильны ее позиции в конкурентной борьбе за умы Homo Sapiens и в наши дни (пожалуй, здесь уместна такая цифра: 80-90% населения Земли -- верующие в то или иное божество). Последнее обстоятельство вносит весомый аргумент в актуальность выбранной темы исследований. Действительно, живя в то время, когда человек побывал на Луне, и представлять, что Мир кем-то создан рукотворно -- довольно трудно, если невозможно.

Технические знания составляют, скорее всего, практический опыт, навыки людей в их деятельности по созданию материальных условий жизни. Поэтому их следует исключить из перечня составляющих мировоззрение: выражаясь военным языком, рассматриваемый компонент знаний относится к тактике, тогда как мировоззрение -- удел стратегии.

В приведенном энциклопедическом определении философия замыкает список знаний, формирующих мировоззрение. Тем самым косвенно указывается низший ранг ее в рассматриваемой области знаний. Согласиться с этим трудно. По крайней мере, так не должно быть. Уже в соответствии со своим определением (наука о всеобщих связях), философия обязана занимать лидирующее положение в формировании мировоззрения человека. Соответствует указанному ее положению и объект этой науки -- Мир, окружающая нас действительность в целом.

Таким образом, проблема, которую предстоит решить в рамках данной диссертации, состоит в том, что современный ученый мир неоправданно уничижительно относится к философии. Современная фундаментальная наука, призванная формировать мировоззрение человека, расходует колоссальные материальные средства, туманна и неэффективна. Причина тому одна -- отсутствие научных основ философии и подмена их математикой. Такое положение дел в этой важнейшей составляющей жизни людей недопустимо. Философия -- наука, где главным инструментом познания является мыслительная деятельность человека на основе живой, адекватной конкретным данным, логики. А математика -- логические конструкции, практически несвязанные с природой. В итоге, фундаментальную науку превратили в одну из разновидностей веры. Нечто подобное уже было в истории человечества, когда в средние века посредством Библии европейцы познавали Мир. Известен нам и результат отказа от такого неверного подхода в научных делах - эпоха Возрождения, Ренессанс. Что-то подобное должно произойти и сейчас, если вернуть философии статус науки наук.

Исходя из изложенного, цель диссертации в рамках выбранной темы формулируется следующим образом. Разработать основы философии как науки, способной занять лидирующее положение в формировании мировоззрения людей; используя полученные основы, разрешить кризис современной физики, сформулировать концепцию общественного бытия и идеалы Homo Sapiens.

Объект исследования -- Мир, окружающая людей действительность в целом, включая частную и общественную жизнь человека.

На защиту выносятся положения второй и третьей глав диссертации: аксиомы философии, модель действительности, законы философии, методологическая функция философии; решение проблем современной физики, концепция общественного бытия.


 Об авторе

Владимир Андреевич ХАРИТОНОВ (род. в 1947 г.)

-октор военных наук, профессор. В 1969 г. окончил Качинское высшее военное училище летчиков, в 1979 г. -- Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина, в 1984 г. -- адъюнктуру Военной академии бронетанковых войск (ВА БТВ). Военный летчик первого класса. С 1979 по 2007 гг. -- военный педагог: преподавал в Борисоглебском высшем военном училище летчиков, в ВА БТВ и Общевойсковой академии ВС РФ. В 1986 г. присвоено звание полковника. Вопросами философии В. А. Харитонов занимается с 1984 г.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце