URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Сараева Н.М., Суханов А.А. Принцип системности в экопсихологическом исследовании
Id: 108239
 
155 руб.

Принцип системности в экопсихологическом исследовании

URSS. 2010. 112 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00078-0.

 Аннотация

В книге раскрывается сущность методологического принципа системности применительно к экопсихологическому исследованию. Обсуждается проблема системообразующего фактора. Дана схема, позволяющая по шагам реализовать принцип системности при проведении исследования.

Пособие предназначено для всех интересующихся методологией научного познания. Оно будет полезно тем, кто предполагает выполнить свою исследовательскую работу в различных областях психологической науки с опорой на принцип системности. Книга также представляет интерес для специалистов в области психологии и экологии человека.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Значение методологического принципа системности в экопсихологическом исследовании
 1.1.Обоснование необходимости применения принципа системности в психологическом исследовании
  1.1.1.Современные внутренние тенденции развития науки
  1.1.2.Природа психических явлений и принцип системности в их изучении
  1.1.3.Кратко о понятии системы
  1.1.4.Сущность принципа системности
  1.1.5.Необходимость анализа интегральных образований действительности
 1.2.Обоснование необходимости применения принципа системности в экопсихологическом исследовании
  1.2.1.Экопсихологический подход -- вариант реализации принципа системности в психологическом исследовании
  1.2.2.Понятия "среда", "окружающая среда", "природная среда", "физическая среда", "жизненная среда"
  1.2.3.Методологические причины затруднений в изучении последствий длительного влияния на психику человека экологически деформированной среды
 Вопросы и задания для контроля усвоения
 Литература
Глава 2. Основные исследовательские позиции в понимании системного подхода
 2.1.Первая исследовательская позиция в понимании системного подхода (онтологическое направление исследований)
 2.2.Вторая исследовательская позиция в понимании системного подхода (гносеологическое направление исследований)
 2.3.Уровни рассмотрения и применения системного подхода
 Вопросы и задания для контроля усвоения
 Литература
Глава 3. Реализация принципа системности в экопсихологическом исследовании (уровень конкретно-научной методологии)
 3.1.Шаг первый -- доказать, что исследуемый объект может быть рассмотрен как система
 3.2.Шаг второй -- определить, к какому классу и виду систем принадлежит объект исследования
  3.2.1.Общая характеристика системы "человек -- среда"
  3.2.2.Особенности психической и психологической систем
 3.3.Шаг третий -- описать уникальность изучаемой системы
 3.4.Шаг четвертый -- указать на аспект изучения системы
 3.5.Шаг пятый -- обсудить детерминанты поведения системы (вопрос системной детерминации рассматриваемой системы)
 3.6.Методологические позиции конкретного экопсихологического исследования (на примере изучения состояния психики человека, проживающего на экологически неблагополучной территории)
 Вопросы и задания для контроля усвоения
 Литература
Глава 4. Проблема системообразующего фактора системы "человек -- среда"
 4.1.Понятие системообразующего фактора
 4.2.Первое направление поиска системообразующего фактора системы "человек -- среда"
 4.3.Второе направление поиска системообразующего фактора системы "человек -- среда"
 4.4.К проблеме системообразующего фактора системы "человек -- среда": попытка рассуждений
 Вопросы и задания для контроля усвоения
 Литература
Краткий словарь терминов
Литература

 Введение

Пособие предназначено для тех (в первую очередь, для студентов), кто хочет глубже разобраться в сути важнейшего методологического принципа современной науки -- принципа системности. Принцип системности имеет особое значение и статус в методологии науки, что обусловлено рядом причин. Главная из них та, что ведущей внутренней тенденцией развития научного знания является возрастание уровня его системности. В психологической науке данная тенденция проявляет себя в разных вариантах. Это и постоянный анализ, и пересмотр предмета психологии. Переопределение предмета -- это последовательное движение к все более системному его обозначению. В частности, переход от "психологии психики" к психологии человека, понимаемого как сложная открытая самоорганизующаяся система (В. Е. Клочко, 1999).

Другое проявление основной тенденции развития науки -- стремление ее к изучению сложных интегральных образований (систем). К таким образованиям принадлежит система "человек -- среда". Психологические аспекты связей и взаимодействия компонентов внутри этой системы исследует особая, достаточно молодая, отрасль психологической науки -- экологическая психология. Начиная с 90-х годов прошлого века, она приобретает все большую популярность среди исследователей.

Глобальный экологический кризис, изменивший и изменяющий жизненную среду человека, заставил осознать проблему необходимости сохранения физических и психических возможностей человека, постоянно проживающих в экологически деформированных, то есть не вполне адекватных его генофенотипическим свойствам (В. П. Казначеев, 1980), условиях жизнедеятельности. Эти возможности составляют, по большому счету, главный ресурс развития любой страны, основу и гарантию ее социальной безопасности.

Сказанное определяет особую актуальность экопсихологических исследований. Они ведутся по разным направлениям. Для нас наиболее интересной и значимой представляется работа в русле психологической экологии, исследующей психологические аспекты объект-объектных связей в системе "человек -- среда", в частности, изучающей влияние экологически неблагополучной природной (физической) среды на психику человека. В рамках этого направления выполнено немало исследований. Их авторы названы в пособии. Но при общем признании значимости задачи выяснения последствий влияния экологического неблагополучия на психику человека исследователи решают ее на разных методологических основаниях, определяющих и разные, порой, противоречивые выводы исследований. Реализуются разнородные -- преимущественно монофакторный, иногда комплексный (но не системный) -- подходы к изучению влияния экологического неблагополучия на психику человека. Оправданные конкретными задачами, они фиксируют сам факт влияния (изменения, -- преимущественно, снижения -- показателей психической деятельности людей в регионах экологического неблагополучия). Но факторы, "мишени", степень и последствия влияния представляются исследователям по-разному. "Разноголосица", на наш взгляд, во многом определяется именно разнородностью реализуемых подходов, несогласованностью методологических позиций исследователей.

Не подвергая сомнению значимости проведенных исследований, скажем, что назрела необходимость в обобщении, объяснении имеющихся фактов, в создании общего представления о состоянии психики человека на территориях экологического неблагополучия. Новые перспективы открываются за рамками как монофакторного, так и комплексного подходов -- в системном изучении последствий длительного воздействия на целостную психику человека единой экологически неблагополучной жизненной среды.

Многие авторитетные отечественные и зарубежные методологи раскрывали сущность принципа системности. Мы не стремимся напомнить известное. Предлагаемое учебное пособие своей скромной задачей имеет сориентировать тех, кто предполагает выполнить свою исследовательскую работу с опорой на принцип системности, в пошаговой его реализации.

Основы реализации принципа системности в экопсихологическом исследовании в данном пособии раскрываются именно на примере исследования, выполняемого в русле психологической экологии. Однако схема (а авторы отдают себе отчет, что описывают именно схему) реализации принципа системности является общей для системных исследований. В связи с этим мы надеемся, что пособие будет полезно тем, кто предполагает выполнить свою исследовательскую работу с опорой на принцип системности и в других областях психологической науки.

Пособие включает в себя четыре главы. Три из них написаны авторами совместно. Ответственность за содержание четвертой главы принадлежит Н. М. Сараевой.

Авторы благодарят всех, кто помог созданию этого учебного пособия, -- своих учителей, научных консультантов, рецензентов. Мы благодарны студентам, чье стремление разобраться в сложных вопросах побудило к работе. Слова признательности мы обращаем и к тем, кто осуществил техническую сторону издания.


 Об авторах

Надежда Михайловна САРАЕВА

Кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией региональных исследований психики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сфера научных интересов -- кризисные состояния личности, проблемы экологической психологии. Автор более 80 научных публикаций, в том числе монографий "Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей" (в соавт. с В. И. Пановым и А. А. Сухановым; URSS, 2007) и "Психологический статус человека на территориях экологического неблагополучия" (URSS, 2008), а также нескольких учебных пособий.

Алексей Анатольевич СУХАНОВ

Кандидат психологических наук, доцент, сотрудник лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Автор более 30 научных публикаций, в том числе монографии "Влияние экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей" (в соавт. с В. И. Пановым и Н. М. Сараевой; URSS, 2007). Сфера научных интересов -- экологическая психология, проблемы психической адаптации человека.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце