URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ишмухаметов Р.Р. Проблемы самореализации личности
Id: 108238
 
134 руб.

Проблемы самореализации личности

URSS. 2010. 104 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00079-7.

 Аннотация

Настоящее учебное пособие призвано помочь в анализе наиболее сложных проблем психологии самореализации личности, среди которых как теоретические вопросы трактовки сущности самореализации, ее системной детерминации, так и ряд практико-ориентированных проблем осуществления самореализации. В пособии обсуждается связь самореализации с психологическим здоровьем личности, называются признаки его сохранности и нарушения. Рассматриваются психологические барьеры самореализации, показываются многообразные пути самореализации личности, определяется позиция автора в понимании успешности самореализации.

Книга будет полезна студентам и аспирантам психологических факультетов, психологам-практикам, а также всем заинтересованным в реализации потенциалов собственной личности.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Понимание самореализации. Самореализация как потребность личности
 1.1.Трактовка понятия "самореализация" в различных теоретических контекстах: краткий обзор
  1.1.1.Понятие самореализации в зарубежной психологии
  1.1.2.Понятие самореализации в отечественной психологии
  1.1.3.Понимание самореализации личности в теории психологических систем (ТПС)
 Выводы
 Вопросы и задания для контроля
 Литература
Глава 2. Самореализация и психологическое здоровье личности
 2.1.Понятие здоровья
 2.2.Понятия психического и психологического здоровья
 2.3.Качества психологически здоровой личности
 2.4.Признаки нарушения психологического здоровья человека
 Выводы
 Вопросы и задания для контроля
 Литература
Глава 3. Факторы самореализации личности
 3.1.Многообразие мнений
 3.2.Проблема детерминации самореализации личности в теории психологических систем
 3.3.Итоги анализа вопроса
 Выводы
 Вопросы и задания для контроля
 Литература
Глава 4. Барьеры в самореализации личности
 4.1.Понятие психологического барьера
 4.2.Виды барьеров
 4.3.Характеристика внутренних психологических барьеров
 Выводы
 Вопросы и задания для контроля
 Литература
Глава 5. О путях самореализации личности
 5.1.Жизненные стратегии и направления самореализации личности
 5.2.Базовые ценности по В. Франклу и пути самореализации. Путь деятельности, творчества
  5.2.1.Самореализация личности в профессиональной деятельности
  5.2.2.Создание и сохранение семьи, воспитание детей -- путь эффективной самореализации
  5.2.3.Досуговая деятельность, хобби человека как путь его самореализации
  5.2.4.Деятельность в сфере самосовершенствования
 5.3.Ценности переживаний -- путь к смыслу жизни и самореализации личности
 5.4.Позиции, которые человек занимает по отношению к событиям своей жизни, -- путь самореализации личности
 5.5.Об успешности самореализации личности
 Выводы
 Вопросы и задания для контроля
 Литература
Общий список литературы

 Введение

Учебное пособие, предлагаемое Вашему вниманию, посвящено одной из самых интересных проблем психологической науки -- самореализации личности. Известная с античных времен, часто привлекавшая внимание исследователей (правда, в разных формулировках), она в силу своей сложности сравнительно недавно стала предметом специального научного анализа. С середины XX столетия проблема самореализации личности приобретает все большую актуальность в зарубежной, а затем и в отечественной психологии.

Причины возрастания интереса исследователей к проблеме самореализации личности

Проблематика самореализации личности в последнее время разрабатывается особенно активно и занимает центральные позиции в психологии личности. Это обусловлено двумя классами причин: социально-историческими причинами и причинами сугубо научного характера.

Первый связан с серьезным социальным запросом на разработку проблем самореализации личности, возникающим именно в информационном обществе. Он определяется изменившимися социально-историческими условиями развития человечества и человека -- наступлением особого этапа антропогенеза, который характеризуется проявлением новых тенденций общественного развития. И человечество в целом, и отдельные люди пришли к осознанию необходимости самореализации для осуществления своего дальнейшего развития, выполнения своей миссии. В психоисторическом контексте самореализация личности понимается как "постепенно осознаваемый людьми процесс реализации собственных возможностей, который все более становится понятным людям как то, что обеспечивает смысл и ценность их собственно человеческого существования" (В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский, 1999, с. 32). Потребность в самореализации растет по мере развития "человеческого в человеке" в ходе поступательного движения цивилизации. В постиндустриальном, информационном обществе самореализация личности становится нормой, едва ли не культурным стереотипом. Современный развитой человек отличается от людей других эпох особыми ценностно-смысловыми основами своей жизни, иными детерминантами поведения. Так, неотъемлемой частью мотивационно-потребностной сферы многих людей нашего времени, живущих в развитых странах, стала потребность в индивидуальной самореализации.

Социальные изменения в нашей стране -- отличительная черта развития в конце XX, начале XXI века. Преобразования захватили все сферы жизни людей, обостряя многие явления, ранее не привлекавшие к себе внимания. Кризисный, противоречивый характер перемен в нашей стране явился катализатором социальных процессов, индивидуальных жизненных трансформаций. Экономические трудности и необходимость их преодоления, с одной стороны, расширение возможностей для достижения более значительных, чем раньше, профессиональных и личностных высот, -- с другой, увеличили и интенсифицировали социальную мобильность, побудили людей к выбору и осуществлению активных жизненных стратегий.

М. К. Мамардашвили отчетливо понимал, какие люди нужны сегодня: люди, "способные на полностью открытое, а не подпольно-культурное существование, открыто практикующие свой образ жизни и мысли, благодаря которым могут родиться какие-то новые возможности для развития человека и общества в будущем" (1992, с. 186--187).

Э. В. Галажинский отмечает: "За пределами науки, в самых широких слоях человечества растет потребность в самореализации и готовность к ней. По крайней мере, никогда ранее не замечался такой значительный и повсеместный рост интереса человека к самому себе как субъекту самореализации. Можно даже предположить, что самореализация становится мотивационно-смысловым компонентом жизни" (2001, с. 42).

Другой момент, определяющий актуальность анализа проблем самореализации, -- достижения научного знания, выход науки к новым горизонтам, расширение ее возможностей в понимании самых сложных явлений. Основной внутренней тенденцией развития науки как открытой самоорганизующейся системы исследователи (например, В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский, 1999) называют усложнение системной организации науки, восхождение ее к новым уровням системности, реализацию все более высоких по уровню форм системного подхода, что позволяет проводить анализ сложных системных явлений психики, к которым относится и самореализация личности. Другими, частными, внутренними тенденциями движения науки являются ее гуманизация, антропологизация -- возвращение в нее "целостного" человека (А. Н. Леонтьев, 1977) со всем экзистенциальным контекстом его жизни. В психологии с этой тенденцией связана актуализация проблем развития и существования "целостного" человека, в том числе проблемы самореализации (К. А. Абульханова, 1973; А. Г. Асмолов, 2001; Б. С. Братусь, 1988; Б. Е. Василюк, 1984; В. П. Зинченко и др., 1994; В. Е. Клочко, 2005; Д. А. Леонтьев, 1992; А. Б. Орлов, 1995; В. А. Петровский, 1996; В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, 1995, 1998 и др.).

Проблема эта сложна, возможности ее решения подготовлены в отечественной науке трудами Б. Г. Ананьева, 2001; Л. С. Выготского, 1983; А. Н. Леонтьева, 1977; Б. Ф. Ломова, 1984; С. Л. Рубинштейна, 1959; Д. Н. Узнадзе, 2001 и других. Уже сама постановка проблемы самореализации личности требует выхода за пределы классической парадигмы в поисках ответа на такие сложные вопросы, как: каковы источники и детерминанты самореализации, каков механизм осуществления и регуляции процесса самореализации? Рамки эмпирически определенного предмета психологии не позволяли найти удовлетворяющие науку ответы на эти вопросы. В самом деле, если предметом психологии считать психику, полагая, что она представляет собой сугубо субъективное, внутреннее начало, лишь отражающее воздействия внешнего объективного мира, и при этом утверждать, что внешнее является первичным по отношению к внутреннему, то как можно представить и объяснить все явления, где главным является "само-": саморазвитие, самодетерминация, самоопределение, самореализация и т. п.? Ведь предполагается, что, по сути своей, они исходят изнутри. А это невозможно по определению. Источнику всего в классической психологии положено быть материальным и находиться вовне. "Считая внутреннее только условиями, через которые преломляются внешние причины, очень трудно разглядеть внутреннюю причинность, детерминирующую саморазвитие. Место причиняющего фактора уже занято. Дальше нужно переходить к объяснению того, каким образом внешние причины уступают место внутренним, которые могут действовать и помимо внешних, самостоятельно. Для материалиста это равносильно признанию "души" как самодействующей инстанции, существующей помимо или вне внешнего воздействия" (В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский, 1999, с. 11--12). Следовательно, изучая сущность самореализации, исследователь неизбежно выходит на необходимость первоначального разрешения других глобальных проблем: что на самом деле изучает психология? Что есть психика и каковы ее функции? Если психика есть свойство человека, то что тогда есть человек и какова его природа? Если человек, как все живое, должен адаптироваться к миру, то как объяснить сверхадаптивное, вненормативное поведение, с которым часто связывается самореализация? Перечень вопросов можно продолжить.

Но сейчас мы не будем искать на них ответы. Они лишь помогают осознать "теоретические" масштабы проблемы самореализации и обозначить методологические рамки, в которых она будет обсуждаться в данном пособии.

Оно включает в себя пять глав, из которых первая и третья посвящены теоретическому анализу проблемы. Вторая, четвертая, пятая главы имеют как теоретическую, так и практическую направленность, в силу чего могут быть полезны в анализе процессов самореализации конкретного человека в его реальной жизнедеятельности.

Автор благодарит всех, кто помог и помогает ему сейчас разбираться в сложнейших вопросах самореализации, а также подготовить и опубликовать учебное пособие к спецкурсу "Актуальные проблемы самореализации личности".


 Об авторе

Руслан Радифович ИШМУХАМЕТОВ

Кандидат психологических наук, доцент, сотрудник лаборатории региональных исследований психики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета. Автор 29 научных публикаций. Занимается проблемами социальной, экономической психологии.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце