URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка
Id: 108136
 
341 руб.

Ассоциативная грамматика русского языка. Изд.2

URSS. 2010. 328 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-01098-4.

 Аннотация

Настоящая книга содержит нетрадиционный подход к описанию грамматики, представляя собой по сути альтернативную грамматику. Принципиальным отличием данного исследования от известных грамматик является рассмотрение языка с позиций того, как им владеет его естественный носитель, как он пользуется грамматикой. Сделанные автором выводы относительно места грамматики в ассоциативно-вербальной сети представляют собой новый продуктивный подход к проблемам грамматики и открывают перспективы для новых исследований.

Книга рассчитана на преподавателей русского языка, лингвистов, лексикографов, аспирантов и студентов филологических вузов, а также широкий круг лиц, интересующихся русским языком в его современном состоянии.


 Оглавление

Ввведение. Рабочая гипотеза и эмпирический материал
Глава I. МОРФОЛОГИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В АССОЦИАТИВНОМ СЛОВАРЕ
 § 1.Имя существительное
  Представленность грамматических категорий имени в сети. Степень полноты формальных и содержательных характеристик существительного
 § 2.Имя прилагательное
 § 3.Глагол
  Общая характеристика категориальных показателей глагола в ABC
  Вид, время и лицо в реакциях
  Зависимость личных форм от категориальных характеристик и лексической семантики стимула
  Грамматическое число глагола-реакции
  Прочие глагольные категории
  Атрибутивные формы глагола: связь действительных причастий в сети с одушевленными именами
 § 4.Местоимение и актантная структура глагола
  Местоименные "предпочтения" стимулов-существительных и стимулов-глаголов
  Замещение местоимениями актантных позиций при глаголе-обобщенное свойство ABC
  Специфические функции местоимений в неглагольных ассоциативных парах: присвоения, уточнения, замены дефиниции, когнитивная
 § 5.Наречие и сирконстантная структура глагола
  Поправки к традиционной классификации наречий
  Понятие "синтаксического примитива" как способа превращения пары Sсуш. -- Rнареч. в модель двух слов
  Поведение наречий в статьях со стимулами-прилагательными
  Перераспределение классификационных групп наречий в глагольных статьях
  Зависимость количества наречий от лексической семантики и вида глагола
  Несовершенный вид и максимальное семантическое разнообразие наречий
  Понятие сирконстантной структуры глагола и отношения дополнительности между наречными и именными сирконстантами
  Диссипативная структура, связывающая семантику глагола и тип сирконстанта
  Понятие доминирующего сирконстанта и асимметрия между наречными и именными сирконстантами
  Связь категории переходности/непереходности глагола с преимущественной реализацией его актантной или сирконстантной структуры
  Влияние словоизменительных форм стимула на сирконстантную структуру глагола
  Наречия в ассоциативных парах с другими частями речи
 § 6.Числительное и служебные части речи
  Семантические группировки слов, ассоциируемых с числительными
  Предлог в сети как показатель связи "хозяина" (стимула) со "слугой" (реакцией)
  Особенности грамматикализации ассоциативных пар с помощью союзов
  Синтаксические примитивы для восстановления грамматикализующей роли частиц в ABC
 § 7.Словообразовательные структуры в ассоциативных статьях
  Примитивизация словообразовательного гнезда в сети
  Уточнение некоторых количественных характеристик ABC
  Комментарий к диагностической словообразовательной матрице
  Предпочтения и идиосинкразии словообразовательных гнезд в связи с частеречевой принадлежностью стимула
  Деривация как средство усиления семантической связности в сети
  Незавершенность, потенциальность гнезд и контаминация производящих основ
  Способы словообразования и деформации словообразовательных типов в сети
  Корреляция гнезд с семными характеристиками стимулов и тезаурусообразующими понятиями в картине мира
 § 8.Сумма морфологии
  Сводная матрица и определение степени грамматикализованности сети
  Еще раз о способе существования ABC
  Семантическое, словоизменительное и словообразовательное варьирование слова-узла
  Наблюдения над варьированием слова в сети по обратному словнику AT
  Сумма морфологии в сети равна сумме текста
Глава II. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИМИТИВЫ В ABC
 § 1.Мена S <---> R и синтаксический примитив порядка слов
  Реверсивность позиций в парах стимул - реакция
  Опросная анкета и открытие механизма ассоциирования
  Влияние грамматической формы стимула на степень клишированности реакции
 § 2.Отношения S-R в вопросо-ответном режиме
  Не обусловленные семантически и синтаксически реакции как разные типы ответов на стимул-вопрос
  Типология вопросов и разновидности информирующих ответов-реакций
 § 3.Модели двух слов
  Типы отношений в грамматически оформленных словосочетаниях SR
  Корреляция грамматически оформленных словосочетаний с
  синтаксическими примитивами
  Операции преобразований примитивов в модели двух слов
 § 4.Синтаксис в ABC за пределами модели двух слов
  Ядерные предложения
  Генерализованные высказывания
  Именительный темы (топик)
  Объяснительные суждения: причина, цель, условие, следствие, дефиниция, квалификация
  Идиоматические выражения и их примитивизация в ABC
  Прецедентные тексты
Глава III. ABC КАК СПОСОБ ЛИЧНОСТНОГО ПРИСВОЕНИЯ ЯЗЫКА И ВЛАДЕНИЯ ИМ
 § 1.Приведение к выражению и общие свойства ABC
  Анкеты-статья-словарь
  Динамический характер ABC и диссипативные процессы, в ней
  Специфика ABC на фоне сетевых методов и структур
  Понятие связности в ABC
  Мера семантической связности
 § 2.Обратимость семантических отношений и эквивалентность массивов в ABC
  Общее представление об обратимости
  "Ассоциативная парадигма" как предел обратимости
  От обратимости к эквивалентности массивов
 § 3.Грамматическая обратимость и правила естественной морфологии
  Постановка задачи и техника решения
  Обратимость в сфере финитных глагольных форм
  Аналогические парадигмы и первое правило ассоциативной грамматики
  Еще два правила грамматики предпочтений
  Обратимость конструкций с родительным падежом
  Зоны концентрации стимулов для реакций в дательном и творительном падежах
  Специфика творительного падежа в ABC
Вместо заключения. Некоторые лингводидактические следствия из наблюдений над грамматической и семантической обратимостью
Приложения
 1.Индекс новизны
 2.Инструкция по проведению массового ассоциативного эксперимента для AT
 3.Анкеты ассоциативного эксперимента для AT
 4.Диагностические ассоциативные статьи из СЛ и AT
Литература

 Из введения

Ассоциативная грамматика-это такой способ представления грамматических фактов и закономерностей, который является не просто разновидностью описания языка, но и претендует на то, чтобы дать ответы на онтологические вопросы: Что есть знание грамматики и языка в целом? и Как существует это знание?, а значит, как, в каком виде существует грамматика для носителя языка. Для исследователя грамматика существует в текстах; в отвлечении от текстов им формулируются грамматические зависимости и законы, которые затем сводятся в систематизированные описания грамматического строя. В этих "посттекстовых" описаниях все "здание" грамматики предстает стройным, последовательно возведенным из пригнанных друг к другу "кирпичиков" (атомов) грамматических форм и значений. Одновременно "посттекстовым" представлениям грамматики придается также статус "предтекстовых" и далее молчаливо полагается, что такие описания можно отождествить с самим способом существования грамматики. В общем, в этом нет парадокса: в виде книг, учебников, систем преподавания и объекта усвоения построенная на таких описаниях грамматика языка, конечно же, существует. Но это вторичное, отраженное ее существование. Как и где она существует до описания?

В связи с тем интересом, который теперь лингвистика проявляет к языковой личности, к естественному носителю языка закономерно поставить вопрос и о том, в каком виде существует стройное "здание" грамматики в распоряжении постоянно пользующегося языком его носителя. Трудно предположить, что способ ее индивидуального или интериоризованного бытования совпадает с результатами ее описания или экстериоризованного бытия и что в сознании (или подсознании?) отдельно взятого носителя грамматика пребывает в виде рядов парадигм и перечня обобщающих правил для построения слов и предложений.

Традиционно мы, лингвисты, для простоты рассуждений в этих вопросах опираемся на очевидное и как бы само собой разумеющееся: мы говорим, что в языке есть словарь и есть грамматика, есть названия и есть способы соединения названий, есть список и правила, есть декларативные знания и системы продукции. Все попытки интерпретации грамматически оформленных, но десемантизированных комплексов (типа глокая куздра... Щербы или бесцветные зеленые идеи... Хомского), так же как опыты по восстановлению деграмматикализованных фраз и текстов, направлены на подтверждение тезиса о взаимодействии списка и правил, но и об известной автономности их, независимости грамматической и лексической систем одной от другой. Иными словами, функционировать эти системы могут лишь совместно, во взаимодействии, а существуют порознь, по отдельности.

Но разделив список и правила, словарь и грамматику, мы остаемся внутренне убеждены в том, что в жизни на самом деле любая система не закрыта, связана так или иначе с окружающим миром, с другими системами в нем, и потому по мере роста наших знаний различия между грамматикой и словарем-во всяком случае, в их описаниях -- будут стираться. О движении в этом направлении свидетельствуют грамматические и словообразовательные словари, развитие Ю.Д.Апресяном теоретических представлений и практических решений в создании интегрального словаря, вбирающего в лексикографическое описание всю грамматику языка. В этом ряду работ хотелось бы упомянуть и наши идеи лексикографической параметризации языка, которые выливаются, с одной стороны, в параметрическую теорию словарей, а с другой-позволяют поставить вопрос и совсем необычно: не может ли достаточно изощренная классификация лексики привести к таким семантическим обобщениям, которые будут соотносимы с традиционными грамматическими категориями?

В.В.Виноградов, опираясь на русскую грамматическую традицию, неоднократно подчеркивал и развивал мысль о взаимопроникновении грамматических и лексических значений и форм: "В русском языке,-писал он,-нет бесформенных слов, так как лексическое значение всякого слова подводится под ту или иную грамматическую категорию, так как грамматическое значение органически входит в смысловую структуру каждого слова, находя выражение в его речевом употреблении" [1, с.34].

Эту и созвучные с ней мысли В.В.Виноградова я хочу распространить с грамматических форм и значений, которые не существуют вне воплощения их на конкретных лексемах, далее, на сам способ хранения грамматических знаний в памяти индивида-носителя языка. Моя гипотеза состоит в следующем: правила словоизменения, соединения слов и словообразования, т.е. грамматика, которая находится в распоряжении стихийного носителя языка, вся сплошь лексикализована, привязана к отдельным лексемам, как бы распределена между ними и целиком разлита, "размазана" по ассоциативно-вербальной сети (ABC). Последняя есть признанный способ субъективного, интериоризованного существования лексики, но поскольку лексика не существует в отрыве от грамматики, грамматика языка также должна быть представлена в этой сети в виде отдельных словоизменительных (и словообразовательных) форм лексем, в своей совокупности -- типически, в образцах -- отражающих всю грамматическую систему.

Мне известен один, достаточно надежный прием объективирования типовой, стандартной для носителей языка ABC-это построение ассоциативных словарей и ассоциативных тезаурусов. В своих дальнейших рассуждениях и анализах по проверке высказанной гипотезы я буду оперировать материалом двух словарей такого рода-словаря под редакцией А.А.Леонтьева (СЛ) [6] и словаря, создаваемого в Машинном фонде русского языка и называемого ассоциативным тезаурусом (AT).

Здесь надо отметить, что грамматика бывает представлена на самом деле в любом словаре, даже в словаре целиком, казалось бы, списочного характера-типа орфографического или орфоэпического, где она существует в виде помет, в виде следов деятельности лингвиста, не говоря уже о толковом словаре, в котором грамматической характеристике лексемы отдана существенная часть словарной статьи. Но в ассоциативном словаре грамматика проявляется не в виде, пропущенном через сознание лингвиста, а в живом, готовом к употреблению виде. Для первоначальной иллюстрации этой мысли приведу одну и ту же статью из обоих названных словарей, напомнив, что отдельную реакцию в ней надо воспринимать в паре со стимулом, данным в качестве заголовочного слова, и почти в каждой такой паре читатель заметит те или иные проявления грамматических отношений.


 Об авторе

Юрий Николаевич Караулов

Лингвист, специалист по общему и русскому языкознанию, автор 300 научных работ, в том числе 11 монографий и 10 словарей. Исследовательская деятельность ученого связана с тремя направлениями, в разработке которых им получены существенные результаты: теория языковой личности, ассоциативная лингвистика, теория и практика лексикографии.

Ю.Н.Караулов -- лауреат Государственной премии СССР (1991) и премии Президента Российской Федерации (2003). Сформировавшаяся на базе его работ научная школа "Русская языковая личность" стала сегодня одним из лидирующих направлений в отечественной лингвистике и лингводидактике, которое развивается в десятках научных и образовательных центров России. Перечень публикаций и защищенных диссертаций по проблематике научной школы за период 1990--2005 гг. охватывает более 250 названий.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце