URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике
Id: 107425
 
257 руб.

Моделирование и методы теории измерений в педагогике. Изд.4, доп.

URSS. 2010. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00124-4.

 Аннотация

В книге излагаются вопросы моделирования и теоретические основы теории измерений с описанием инструментария научного поиска закономерностей педагогического процесса. На примере конкретных педагогических задач рассматриваются вопросы построения качественных и количественных шкал измерения, организации и планирования эксперимента, разработки педагогических тестов.

Настоящее издание дополнено приложением, содержащим статью о технологиях педагогического тестирования.

Книга может быть использована в качестве научно-методического пособия для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и научных работников, занимающихся вопросами методики педагогических исследований.


 Оглавление

Предисловие ко второму изданию
Предисловие

Раздел I. Метод моделирования как средство изучения педагогических явлений и процессов

Глава 1. О сущности метода моделирования в педагогике
Глава 2. Основные направления формализации педагогических знаний, цель и задачи исследования

Раздел II. Моделирование и методы измерения в педагогических исследованиях

Глава 3. Методология качественного описания педагогических явлений
 3.1. Исходные положения
 3.2. Свойства эмпирического объекта и методы их изучения
 3.3. Качества знаний обучаемых как объекты измерений
Глава 4. Методология количественного описания объекта измерения в педагогике
 4.1. Основные положения и понятия в теории измерений
 4.2. Первичное измерение и техника построения порядковой шкалы
Глава 5. Методы обработки результатов первичных и производных измерений
 5.1. Введение
 5.2. Постановка задачи
 5.3. Методика построения обобщенного показателя успешности выполнения заданий педагогического теста
  5.3.1. Формирование корреляционных матриц
  5.3.2. Методы формирования матрицы интегральных оценок и пути ее улучшения
  5.3.3. Обобщенный показатель успешности обучения: этапы его построения и интерпретация
 5.4. Количественная шкала и ее практическое применение
  5.4.1. Шкала успешности обучения
  5.4.2. Кривая распределения и стандартные оценки
  5.4.3. Анализ результатов
 5.5. Сравнительно-сопоставительный анализ
Глава 6. Педагогический тест как средство получения достоверной информации
 6.1. О значимости процедуры тестирования в оценке качественных признаков ОИ
 6.2. Основные направления разработки методики построения педагогического теста

Раздел III. Теоретические основы формализации процедур педагогического эксперимента и их реализации

Глава 7. Сущность педагогического эксперимента. Его цели и задачи
 7.1. Цель педагогического эксперимента
 7.2. Особенности педагогического эксперимента
 7.3. Постановка задачи исследования
Глава 8. Основные направления в решении задачи планирования и организации педагогического эксперимента
 8.1. Традиционный подход к организации сравнительного эксперимента.
 8.2. Границы применимости статистической теории планирования эксперимента при оценке и сравнении методов обучения
 8.3. Квазиэкспериментирование как новое направление в изучении педагогических явлений.
 8.4. Интуитивный подход планирования педагогического эксперимента
Заключение

 Предисловие ко второму изданию

Подготовка второго издания книги "Моделирование и методы теории измерений в педагогике" обусловлена в первую очередь современным состоянием исследований по решению фундаментальной проблемы в области образования -- создания формализованной системы оценки знаний обучаемого, приемлемой для современного российского общества.

Современное состояние исследований по данной проблеме определяется новизной поставленной задачи. На Западе система измерений уровня знаний, навыков и способностей развивалась на протяжении примерно 80 лет, и сегодня наиболее содержательные публикации на эту тему -- это стандарты тестирования, издаваемые национальными ассоциациями психологов или немногими организациями, для которых тесты являются основным коммерческим продуктом. Пока информационную поддержку ЕГЭ осуществляют только сами организации, ответственные за разные аспекты его проведения. Трудно в этом плане надеяться на большее: едва ли возможно одновременно создавать сложный продукт (тест) и критиковать его, проводить тестирование и осмыслять результаты его проведения. Нужно, чтобы часть общества хотя бы в общих чертах понимала суть процедуры тестирования, а остальные ей доверяли. Большего не удалось добиться даже в англосаксонских странах, где тестирование учащихся осуществляется уже несколько десятилетий подряд, но до сих пор прилагается масса усилий для разъяснения его сути педагогам, социальным работникам, сотрудникам подразделений, занятых подбором кадров. В каждой из брошюр, издаваемой в этих странах и посвященных этой технологии, неизменно констатируется, что процедуры тестирования постоянно извращаются, а результаты -- интерпретируются неверно. Именно поэтому можно утверждать, что формализованная система оценки знаний представляет собой гуманитарную технологию, которая нуждается при ее разработке (в отличие от технологии в прямом смысле слова) в общественном признании и доверии, но при этом доверии не слепом, а разумном. В особенности это относится к технологиям, опирающимся на специфику массовых явлений: к страховому делу, операциям с ценными бумагами, банковским вкладам, профилактике несчастных случаев и заболеваний и т.п.

Овладение этими технологиями является одной из глобальных проблем современной цивилизации. Тестирование в национальном масштабе, на основе которого принимаются крайне важные для отдельного человека решения, относится к тому же типу технологии. Если эта технология не вызовет доверия или будет скомпрометирована, общественное сознание отвергнет ее, что на многие годы задержит развитие образования в стране и станет препятствием на пути его интеграции в мировую систему.

Для того, чтобы система формальной оценки знаний, основанная на специфике массовых явлений, могла использоваться эффективно, необходимо, как минимум, добиться выполнения трех основных условий. Во-первых, необходимо привить обществу "статистическое сознание" (по аналогии с "экологическим"), во-вторых, провести критический анализ основных концепций отечественной педагогики с тем, чтобы выяснить, какие из них в принципе совместимы с идеей формализованной оценки знаний, и, в-третьих, выявить совокупность традиционно принятых способов оценки знаний и способностей индивидов, которые обнаруживают корреляцию с конкретными формальными способами оценки знаний (хотя бы с результатами ЕГЭ).

Несомненно, достижение указанных условий может способствовать решению проблемы, с учетом того, что имеется большой концептуальный и научно-теоретический задел, накопленный за многие годы в рамках вышедших ранее крупных монографий и проводимых исследований по проблеме создания формализованной системы оценки знаний в России, а также непрерывно накапливающийся научно-методический и практический материал, благодаря выходу трудов многих Международных и Российских форумов, научных трудов в рамках РФФИ и РГНФ, а главное, многих отечественных журналов, освещающих данную проблему (к примеру: журнал "Вопросы тестирования в образовании", издаваемый министерством образования и науки /www.rustest.ru/, журнал "Проблемы теории и методики обучения", издаваемый Российским университетом дружбы народов /www.sci.pfu.edu.ru/methodology/, электронный журнал "Курьер образования" /www.courer.com.ru/ и др.).

Именно в этом контексте и следует рассматривать актуальность выхода в свет при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и издательства УРСС второго издания книги "Моделирование и методы теории измерений в педагогике", что позволит многим ее читателям полнее осознать важность поднятой проблемы и те трудности, с которыми приходится сталкиваться специалистам разного профиля на пути ее комплексного решения.

Москва, апрель 2004 г.

Проф. Михеев Виктор Иванович
Российский университет дружбы народов (e-mail: vmicheev@sci.pfu.edu.ru)

 Предисловие

Создание теории педагогики высшей школы -- это объективный процесс научного познания, развитие которого во многом определяется уровнем формализации педагогических знаний и их теоретическим обобщением. Вместе с тем познание психолого-педагогических закономерностей процесса обучения и воспитания в высшей школе всецело зависит от того, как и на каком теоретическом и практическом уровне строятся в педагогических исследованиях описания различных сторон деятельности педагога и обучаемого, какие объективные способы выявления и оценки соответствующих характеристик деятельности используются при этом. Иными словами, от того, как методологические вопросы и задачи ставятся и практически решаются в психолого-педагогических исследованиях, насколько сами исследования отвечают требованиям методологии, во многом зависит объективность полученных знаний о состоянии учебного процесса в вузе, что так необходимо при решении сложных задач как по реформе всей системы высшего образования, так и по активному внедрению ЭВМ в учебный процесс в вузах.

Комплексные педагогические исследования в высшей школе показывают, что совершенствование методов и средств изучения различных сторон деятельности обучаемого тормозится отсутствием научно обоснованных и сопоставимых критериев оценки результатов наблюдений и экспериментов, равно как и отсутствием общепринятых процедур по проведению наблюдений и экспериментов в педагогических исследованиях. Из психолого-педагогических исследований, направленных на решение различных задач высшей школы, следует важный вывод: построение теории педагогики высшей школы немыслимо без перехода от субъективных качественных описаний педагогических явлений и процессов к строгим и объективным их оценкам. Такой переход всецело зависит от решения многих проблем по методологии педагогики и методике педагогических исследований.

Проблема моделирования сложных педагогических явлений и процессов есть одна из таких проблем. Рассматривая метод моделирования лишь как средство изучения педагогических явлении и процессов, мы, естественно, сужаем рамки изучения проблемы моделирования в педагогике. Вместе с тем возможность сконцентрировать внимание на обсуждении и разработке именно этого аспекта проблемы позволяет рассматривать ряд актуальных задач из области методологии педагогики и методики педагогических исследований, к числу которых в первую очередь следует отнести: а) формирование качественной модели описания различных свойств деятельности обучаемого, выступающих как объекты измерения; 2) построение для них соответствующих качественных шкал измерений; 3) построение стандартной методики обработки результатов первичных измерений качественных признаков изучаемого свойства и переход к производным измерениям; 4) разработка средств измерений качественных признаков; 5) реализация разработанных методик с использованием ЭВМ при проведении педагогического эксперимента и управления им.

Несомненно, решения указанных задач взаимообусловлены, что требует их комплексного рассмотрения. Вместе с тем решение каждой из перечисленных задач требует привлечения строго определенного набора формальных методов и процедур, позволяющих расширить возможности педагога-исследователя в получении научных результатов исследования и обобщения их в форме научных положений. С другой стороны, интенсивное внедрение формальных, в том числе и математических, методов и процедур в практику решения указанных задач требует от педагога-исследователя определенного разбора и понимания вопросов соотношения и взаимосвязи метода моделирования с другими методами исследования (измерение, наблюдение, эксперимент), оценки условий и границ их применения при описании различных сторон деятельности обучаемого.

Цель настоящей книги -- рассмотреть пути и методы решения упомянутых выше задач, практическая значимость которых на этапах становления теории педагогики высшей школы делает их актуальными, а разработка их может составить целое научное направление. Свою основную задачу автор видел в том, чтобы полнее раскрыть содержание рассматриваемых задач, обсуждая возможные подходы к их конструктивному решению. С этой целью содержание книги строится на широком обобщении имеющегося научного материала, взятого как из отечественной и зарубежной научной литературы, так и из комплексных научно-исследовательских работ, проводимых под руководством автора на протяжении многих лет в Российском университете дружбы народов.

Исходя из содержания и направленности задач исследования, книга имеет три раздела. В первом разделе рассматриваются вопросы моделирования педагогических явлений и оценки значимости самого метода в решении педагогических задач. Второй раздел отводится вопросам теории измерения и ее приложения в педагогических исследованиях. В третьем разделе проводятся анализ и оценка современных методов организации и планирования педагогического эксперимента, выявление их возможностей в решении задач оценки эффективности отдельных методов, форм и средств обучения.

В настоящей работе, по сути дела, рассматриваются первоочередные задачи, относящиеся к области методологии психолого-педагогических исследований. Наряду с их разработкой в книге особое внимание уделяется описанию соответствующих процедур исследования, каждая из которых строится на применении определенных, в том числе и математических, методов и средств вычислений. Изложение отдельных вопросов в книге носит явно дискуссионный характер, что лишний раз подтверждает сложность рассматриваемых вопросов и необходимость специальных исследований с целью поиска их полного решения.

В заключение отметим еще одно важное обстоятельство. Речь идет о форме и языке изложения научного материала книги. Учитывая интересы и возможности читательской аудитории -- педагогов-исследователей, аспирантов и научных работников -- автором был проведен тщательный отбор основного научного и иллюстрированного материала, что позволило, не нарушая логики и уровневости изложения этих разделов (пример, определение и теория, реализация теории), не перегружать текст книги различными строгими описаниями, выкладками и доказательствами, а главное -- в сравнительно доступной форме рассмотреть сложные вопросы, касающиеся сущности описываемых методов, используемых при решении поставленных задач.

Автор приносит большую благодарность профессорам С.И.Архангельскому, Е.С.Вентцель, Б.В.Бирюкову, Ю.И.Клыкову, академику АН УССР Б.В.Гнеденко, доцентам Е.Ю.Артемьевой, К.И.Бахтиярову, В.А.Кокотушкину, Ю.Н.Тюрину, Ю.А.Сатарову, А.И.Орлову, а также преподавателю математики А.А.Загорскому, чьи советы, замечания и помощь при обсуждении различных вопросов по содержанию книги в немалой степени содействовали ее подготовке и выходу в свет.

Автор

 Об авторе

Виктор Иванович МИХЕЕВ

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей математики Российского университета дружбы народов. Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член Научно-методического совета по математике при Министерстве образования и науки РФ, а также отделения по университетскому педагогическому образованию УМО университетов России. Область научных интересов -- теория измерения и ее приложения в поведенческих науках, в частности в педагогике: методология и методика оценки качеств знаний обучаемых, построение средств оценки качеств знаний на базе современных информационных технологий и методов обработки результатов первичных и производных измерений; моделирование различных сторон процесса поиска решения задач и разработка обучающих систем с обратной связью.

В. И. Михеев -- автор более 220 научных и учебно-методических работ, в том числе ряда монографий, учебных пособий и курсов лекций, среди которых: "Измерение и оценка результатов обучения: Аппроксимирующая методика" (2006), "Высшая математика: краткий курс" (М., 2007) и др., а также множества статей в русских и зарубежных изданиях. Многие годы В. И. Михеев ведет просветительскую работу. Инициатор создания и заместитель главного редактора научно-теоретического и методического журнала "Проблемы теории и методики обучения", в котором публикуются статьи многих видных ученых и педагогических деятелей России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце