URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Малыгина О.А. Формирование основ профессиональной мобильности в процессе обучения высшей математике
Id: 107400
 
373 руб.

Формирование основ профессиональной мобильности в процессе обучения высшей математике

URSS. 2010. 368 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01146-4.

 Аннотация

В книге рассматривается актуальная педагогическая проблема --- формирование профессиональной мобильности студентов наукоемких технических направлений в процессе изучения высшей математики. Разработана научно-методическая концепция, открывающая пути решения выделенной проблемы. Методическая часть концепции представлена экспериментальной моделью обучения высшей математике в технических университетах, построенной на основе системно-деятельностного подхода. Необходимым условием внедрения модели в учебный процесс является предварительная подготовка преподавателя математики по основам системно-деятельностной технологии обучения. Для этого автором разработана методика совершенствования компетенций педагога.

Монография будет интересна широкому кругу читателей, которые занимаются проблемами образования, в частности проблемами подготовки компетентных и профессионально мобильных специалистов, бакалавров, магистров. Она предназначается для преподавателей высшей школы, школьных педагогов, методистов и аспирантов, а также для студентов технических и педагогических вузов.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Исследования по проблеме формирования профессиональной мобильности
 § 1.Постановка проблемы и ее актуальность
 § 2.Обзор исследований по проблеме формирования профессиональной мобильности
 § 3.Понятие "профессиональная мобильность"
Глава 2. Концепция формирования основы профессиональной мобильности в процессе обучения высшей математике
 § 1.Системно-деятельностный подход как методологическое основание концепции формирования профессиональной мобильности
 § 2.Концепция формирования основы профессиональной мобильности: теоретическая модель
 § 3.Цели обучения в экспериментальной модели
 § 4.Принципы обучения в экспериментальной модели
 § 5.Экспериментальная модель и общие дидактические принципы обучения
Глава 3. Методическая модель формирования основы профессиональной мобильности в процессе обучения высшей математике
 § 1.Учебно-методический комплекс экспериментального обучения
 § 2.Примеры экспериментальных учебных программ
Глава 4. Система контроля и оценки результатов экспериментального обучения
 § 1.Обзор подходов к оценке результатов обучения
 § 2.Система параметров для оценки результатов экспериментального обучения
 § 3.Использование NPS-подхода при оценке результатов экспериментального обучения
 § 4.Содержание и организация контрольных мероприятий
Глава 5. Результаты экспериментального обучения
 § 1.Анализ результатов промежуточного и итогового контроля по математическим дисциплинам первого курса
 § 2.Анализ результатов промежуточного и итогового контроля по математическим дисциплинам второго курса
 § 3.Результаты итогового контроля по курсу высшей математики
 § 4.Результаты применения NPS-подхода
 § 5.О результатах обучения преподавателя
Заключение
Библиография

 Введение

Уровень развития современного общества открывает молодому поколению огромные возможности для реализации творческого потенциала. Доступным становится обучение в высшей профессиональной школе, как в своей стране, так и за рубежом, по различным направлениям. Например, можно получать образование по наукоемким техническим специальностям, а параллельно учиться на экономическом, философском или других гуманитарных факультетах. Перед выпускником университета, вуза сегодня встают непростые профессиональные задачи, решение которых опирается на знания и умения в фундаментальных и специальных областях, на исследовательские умения, на способности к самообучению и саморазвитию. Часто возникает необходимость самостоятельного освоения новых достижений в рамках приобретенной специальности или профессии, а иногда жизнь подводит и к смене сферы профессиональной деятельности.

В России отчетливо и в массовом масштабе данные тенденции проявились к началу 90-х годов XX века. В XXI веке общество уже осознанно ставит перед высшей профессиональной школой проблему подготовки не просто квалифицированных выпускников, а компетентных, профессионально мобильных специалистов, бакалавров, магистров. Проблема формирования профессиональной мобильности будущих выпускников высших учебных заведений рассматривается как серьезная педагогическая проблема. Актуальность ее разработки обусловлена современными тенденциями в развитии мировой науки, техники, производства, развитием социальной сферы общества, расширением интеграционных процессов в международном образовательном, экономическом, научном пространстве.

Как же определить понятие "профессиональная мобильность"? Какие модели обучения могут обеспечить выпуск компетентного и мобильного специалиста (бакалавра, магистра)? Можно ли начинать формирование профессиональной мобильности у студентов младших курсов университетов (вузов)? Какова роль фундаментальных дисциплин, в частности, высшей математики, в процессе подготовки профессионально мобильного компетентного выпускника высшей школы?

Эти и некоторые другие вопросы рассматриваются в данном исследовании. Монография содержит описание научно-методической концепции, обеспечивающей формирование основы профессиональной мобильности в процессе обучения студентов наукоемких технических направлений высшей математике. Но прежде, чем приступить к изложению концепции, постараемся ответить на вопрос: "Является ли освоение человеком разноплановой профессиональной деятельности чем-то абсолютно новым, присущим только XXI веку?".

Приведем несколько примеров исторического плана. В середине XVII века в Германии родился Лейбниц Готфрид Вильгельм. По характеру разноплановой профессиональной деятельности его по праву называют:

  • великим математиком, основоположником дифференциального и интегрального исчисления;
  • философом-идеалистом, предшественником немецкой классической философии;
  • физиком и изобретателем, открывшим закон сохранения энергии, развившим учение об относительности пространства, времени и движения, спроектировавшим ряд оптических приборов, гидравлическую машину, а также счетную машину;
  • языковедом, историком, юристом.

Отметим, что в 1711, 1712 и 1716 годах Г. Лейбниц по просьбе Петра I разрабатывал ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России.

В 1768 году в небольшом французском городке в семье портного родился Фурье Жан Батист Жозеф. Оставшись сиротой в восьмилетнем возрасте, он не затерялся на жизненном пути, не растворился в житейской посредственной массе. Ж. Фурье окончил военную школу, руководимую монахами Бенедектинского ордена, продемонстрировав блестящие способности; затем стал там преподавать. В 28 лет он уже возглавлял кафедру математического анализа в знаменитой по тем временам Политехнической школе. Основным объектом его исследований была математическая физика. Он вывел уравнение теплопроводности, разработал методы его решения, используя при этом тригонометрические ряды. Сегодня любой студент наукоемких технических специальностей знает, что ряды Фурье, интеграл Фурье, преобразование Фурье является мощным аппаратом, на основе которого решаются многие профессиональные задачи радиотехники, электроники и других областей. В 1798 году Ж. Фурье принял участие в Египетской экспедиции Наполеона. В Египте Ж. Фурье активно занимается исследованиями, далекими от математики. Например, разрабатывает рекомендации по усовершенствованию земледелия и ирригационной техники этой страны, выполняет дипломатические функции, изучает и систематизирует исторические сведения. В 1817 году знаменитого ученого избирают членом Парижской Академии Наук, несколько позже он становится ее секретарем. В этот период, помимо возобновившихся математических исследований, Ж. Фурье выполняет большую административную работу. Таким образом, Ж. Фурье был не только знаменитым математиком и физиком, но освоил еще и профессии дипломата, администратора, инженера.

Вот еще один интересный пример. Россия второй половины 19-го века. В 1868 году Императорское московское техническое училище (ИМТУ) преобразуется в высшее техническое училище с тремя отделениями: инженерно-механическим, механико-строительным и инженерно-технологическим. Известно, что это училище -- прообраз современного технического вуза -- выделяется новаторской для того времени системой обучения, которая и снискала данному учебному заведению всемирную славу. Во-первых, теоретическое обучение, в частности, математическим дисциплинам, было организовано на высоком научном и методическом уровне. Отметим, что почетным членом педсовета училища был знаменитый П. Л. Чебышев, который принимал активное участие в разработке математических курсов, в освоении учащимися прикладной роли высшей математики. Во-вторых, особенностью обучения в ИМТУ было совмещение глубокого научного образования с практическим. Дело в том, что при училище существовал хорошо оснащенный (по меркам того времени) механический завод и мастерские, в которых и проходили практические занятия учащихся. Результаты подготовки специалистов ИМТУ получают впоследствии высокую оценку в России, данная модель обучения начинает распространяться и в других высших технических школах страны. Более того, система обучения ИМТУ получает и международное признание (Всемирная выставка в Вене, 1872 год) [245].

Одним из выпускников ИМТУ является великий русский инженер -- В. Г. Шухов. Приведем далеко неполный перечень направлений его деятельности. Здесь и создание первых в России нефтепроводов, и разработка резервуаров для хранения нефтепродуктов, и изобретения в области переработки нефти (1853--1893); сюда входит построение теории арочных ферм, гиперболоидные башни, работы по приложениям высшей математики в задачах строительной механики (1893--1913), создание радиобашни на Шаболовке, разработки в мостостроении (1914--1939). Доказательством гениальности его блестящих инженерных решений могут служить до сих пор функционирующие объекты, например, Верхние торговые ряды в Москве (перекрытия ГУМа), своды Казанского вокзала, "шуховская" башня (первые радиопередачи с 1922 года) и другие.

Деятельность этого человека не является работой первоклассного специалиста узкого профиля, она охватывает различные области науки и практики, требует от него постоянного самообучения, освоения новых знаний, разработки абсолютно неизвестных методов решения разнотипных проблем. Разноплановая деятельность, нестандартные решения различных профессиональных задач, творческий подход к любой проблеме, масштабность мышления, продуманная и четкая организация работ на практике -- все эти характеристики блестящего инженера В. Г. Шухова позволяют назвать его, выражаясь современным языком, "профессионально мобильным компетентным инженером". Формирование профессиональной деятельности В. Г. Шухова, его мышления, развитие способностей к самообучению и творчеству, бесспорно, связаны с новаторской, глубоко продуманной и хорошо реализованной системой обучения в ИМТУ. Исследование жизни и деятельности первого инженера России В. Г. Шухова позволяет сделать вывод о том, в уже девятнадцатом веке в систему высшего профессионального образования закладываются идеи подготовки квалифицированных и профессионально мобильных специалистов, разворачивается поиск путей создания эффективных моделей обучения.

1902 год. Нижний Новгород. В семье А. И. Лебедева и А. П. Мавриной родился сын Сергей, который впоследствии станет выдающимся ученым в области электроэнергетики и основоположником отечественной электронной вычислительной техники. Лебедев Сергей Алексеевич окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана в 1928 году, начал работать преподавателем этого вуза и параллельно руководил группой, а затем лабораторией электрических цепей во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ). Начало инженерной и научной деятельности С. А. Лебедева совпало с осуществлением плана ГОЭЛРО, т. е. крупномасштабного проекта по электрификации СССР. Ученый разработал теорию статической и динамической устойчивости многомашинных энергосистем при больших возмущениях и переходных процессах, развил методику инженерных расчетов устойчивости, исследовал различные способы ее повышения.

В 1948 году С. А. Лебедев обращается к новой области исследований -- к созданию электронных цифровых вычислительных машин. Именно это направление его многогранной деятельности принесло ученому мировую известность. Академика С. А. Лебедева по праву называют патриархом в области цифровой вычислительной техники. В подготовке и организации крупносерийного выпуска вычислительных машин С. А. Лебедев принимал активное участие, причем ему приходилось решать подчас наиболее сложные вопросы экономического, административного, организационного плана. Деятельность С. А. Лебедева является огромным вкладом в дело построения мировой информационной индустрии. Сергей Алексеевич Лебедев -- это великий ученый-теоретик, инженер, конструктор, организатор.

Приведенные примеры показывают, что человек давно умеет осваивать разноплановые сферы деятельности, новые профессии, совмещать разные специальности. Опирается он при этом на свое образование, на умения работать целенаправленно и творчески, критически обдумывать происходящее. Многое достигается за счет самообучения и саморазвития. Но, так или иначе, основы мобильности индивида в профессиональной сфере, основы его профессиональных успехов закладываются в процессе обучения и воспитания. В современных условиях уже никто не может пренебрегать образованием. Современная история России ярко демонстрирует это. Перестройка в СССР, начатая в 80-е годы, привела к коренным изменениям в политической и экономической жизни страны. Выпускники таких блестящих учебных заведений, как МГУ им. М. В. Ломоносова, ФИЗТЕХ, МИФИ, МВТУ им. Н. Э. Баумана и некоторых других, прежде успешно трудившиеся в научно-исследовательских институтах как математики, физики, инженеры, оказались без работы и без достойной зарплаты. Многие из них смогли изменить сферу своей профессиональной деятельности, стали сегодня успешными бизнесменами, топ-менеджерами крупных отечественных и иностранных компаний, актуариями, политиками, экономическими обозревателями. Некоторые выбрали службу на духовном поприще. Серьезное базовое образование, широта мышления, развитые способности к самообучению, исследованию, познанию и преобразованию действительности, организаторские и коммуникативные умения, порядочность -- таков неполный перечень факторов, определяющих человеческие достижения в профессиональной сфере, факторов, лежащих в основе профессиональной мобильности индивида.

Начавшийся в 2008 году мировой экономический кризис особенно ярко демонстрирует, что профессионально мобильный компетентный специалист является конкурентоспособным на переполненном рынке труда. Профессиональная мобильность выступает средством защиты человека в непростых жизненных условиях.


 Об авторе

Ольга Анатольевна МАЛЫГИНА

Окончила механико-математический факультет Мос-ковского государственного университета им. М.В.Ломоносова, аспирантуру факультета психологии МГУ. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики Московского института радиотехники, электроники и автоматики (технический университет). Стаж научно-педагогической деятельности -- 30 лет. Область исследований -- методика преподавания математики. Занимается реализацией новых педагогических технологий (системно-деятельностный подход) в процессе обучения студентов и преподавателей в рамках повышения квалификации. Результаты исследований отражены в пятидесяти научных публикациях и методических пособиях, обсуждались на всероссийских и международных конференциях.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце