URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Петрова З.Ю. Поэтика и ЭСТЕТИКА СЛОВА: Сборник научных статей памяти Виктора Петровича Григорьева
Id: 107016
 
349 руб.

Поэтика и ЭСТЕТИКА СЛОВА: Сборник научных статей памяти Виктора Петровича Григорьева

URSS. 2010. 464 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-9710-0281-9.

 Аннотация

В настоящий сборник вошли работы отечественных и зарубежных ученых, неравнодушных к личности и научному наследию Виктора Петровича Григорьева, известного во всем мире специалиста в области лингвистической поэтики, стилистики и языка художественной литературы, поэтической лексикографии; ученого, воспитавшего целое поколение исследователей.

Круг тем настоящего сборника связан с кругом интересов В.П.Григорьева. Первый раздел посвящен языковой личности самого Виктора Петровича, второй --- изучению поэзии Велимира Хлебникова, два следующих раздела --- языку русской поэзии и прозы; в пятом разделе книги рассматриваются проблемы авторской лексикографии и поэтического перевода и, наконец, в последнем, шестом разделе --- вопросы функционирования языка в его поэтической функции.

Книга будет интересна филологам --- лингвистам, литературоведам, преподавателям и студентам, а также широкому кругу любителей русской словесности.


 Содержание

Введение

Раздел 1. Язык и личность: В. П. Григорьев

С. С. Бирюков (Галле, Германия)
 Будетлянин
И. Ю. Белякова (Москва)
 Личность в зеркале текста: случай В. П. Григорьева
В. Н. Виноградова (Москва)
 К вопросу о поэтике В. П. Григорьева
Л. Л. Шестакова (Москва)
 Поэтическая лексикография В. П. Григорьева

Раздел 2. Язык и творчество Велимира Хлебникова

Вяч. Вс. Иванов (Москва -- Лос-Анджелес)
 "Доски судьбы": Проблемы времени и чисел у Хлебникова и современная наука
Р. Вроон (Лос-Анджелес, США)
 "В немнице речи таится вече": заметки на полях стихотворения Велимира Хлебникова "Немъ лукаетъ лукомъ немнымъ..."
А. А. Мамаев (Астрахань)
 "Смелых разумов сын" (Образ детства в жизни и творчестве Велимира Хлебникова)
Н. Н. Перцова (Москва)
 Страница биографии Хлебникова
Г. Н. Иванова-Лукьянова (Москва)
 Об интонации стихотворения В. Хлебникова "А я:"
Т. В. Скулачева (Москва)
 "Спички судьбы" Велимира Хлебникова: законы времени и законы стиха
Л. Г. Панова (Москва)
 Наука об авангарде: между солидарным и несолидарным чтением
Н. С. Макарова (Москва)
 Олицетворение в поэзии Велимира Хлебникова
G. Imposti (Bologna, Italy)
 Velimir President of the World in Florence: Claudio Ascoli's production in 2004
В. В. Фещенко (Москва)
 "Людоконин" Хлебников -- поэт в науке или ученый в поэзии?

Раздел 3. О языке русской поэзии

К. Ичин (Белград, Сербия)
 Вопрос фактуры: Взорваль Крученых
Н. А. Еськова (Москва)
 О "неточностях" Осипа Мандельштама
А. Г. Грек (Москва)
 Поэтика одного стихотворения: "У лукоморья дуб зеленый:" Вяч. Иванова
А. В. Белова (Москва)
 Воля, вольный, вольность. Слово-образ в поэзии Н. Гумилева
Е. Ю. Кукушкина (Москва)
 Песня в лирике С. Есенина
Е. В. Красильникова (Москва)
 "Необозримый мир туманных превращений:": Н. Заболоцкий
Н. А. Фатеева (Москва)
 Звуковая организация в поэзии и прозе Б. Пастернака
З. Ю. Петрова (Москва)
 Олицетворение в поэзии Б. Окуджавы
Дж. Янечек (Кентукки, США)
 Цитатность у Льва Рубинштейна
Н. М. Азарова (Москва)
 "Ты + ты" в поэзии 6 -х (Л. Аронзон, Г. Сапгир)
Н. А. Николина (Москва)
 Категория времени в современной поэтической речи
О. И. Северская (Москва)
 Знак препинания как поэтическая "маска" ("закавыченные" смыслы Генриха Сапгира)
Л. В. Зубова (Санкт-Петербург)
 Именной синкретизм в современной поэзии

Раздел 4. О языке русской прозы

О. В. Евтушенко (Москва)
 Когнитивный потенциал художественной речи (на примере эволюции понятия "воображение" в русской прозе о любви)
Е. В. Джанджакова (Москва)
 Любимый рассказ Чехова
О. И. Фонякова (Санкт-Петербург)
 Типология парных словосочетаний в персонажной и авторской речи художественного текста
С. С. Бирюков (Галле, Германия)
 Наималы Сигизмунда Кржижановского (пунктирно)
О. Г. Ревзина, Ю. В. Семенова (Москва)
 Хронотоп и текстовые стратегии в современной художественной прозе
Е. М. Лазуткина (Москва)
 Модусы оценки в романе В. О. Богомолова "Момент истины" ("В августе сорок четвертого:")

Раздел 5. Проблемы поэтической лексикографии и поэтического перевода

Е. М. Матвеев (Санкт-Петербург)
 Проблемы описания рифмы русских поэтов XVIII века (на материале готовящегося словаря рифм М. В. Ломоносова)
А. А. Кретов (Воронеж)
 Словарь поэзии А. В. Кольцова
Л. И. Колодяжная (Москва)
 Слово "надпись" в "Словаре языка русской поэзии XX века": комментарий составителя словарной статьи
А. В. Гик (Москва)
 Поэтические словари М. Кузмина и В. Хлебникова как инструмент идиостилевого анализа
А. С. Кулева (Москва)
 Усеченные прилагательные в словарях языка писателей
А. А. Шунейко (Комсомольск-на-Амуре)
 Будда как экспрессема
Р. Г. Кадимов (Махачкала)
 Перевод поэтического текста: проблемы и перспективы
Б. В. Орехов, Е. А. Слободян (Уфа)
 "Только дятлы ползают по ветвям:" Парадигматика стилистических неудач в русских переводах "Слова о полку Игореве"

Раздел 6. Язык в его поэтической функции

С. Т. Золян (Ереван, Армения)
 О стиле лингвистической теории: Роман Якобсон и Виктор Виноградов о поэтической функции языка
М. Эпштейн (Эмори, США)
 Словотворчество в системе русского языка
И. С. Улуханов (Москва)
 Обратные способы глагольного словообразования

 Введение

В эту книгу вошли работы ученых-филологов, которые имели счастье общаться с Виктором Петровичем Григорьевым и хранят благодарную память о нем. Некоторые из них не одно десятилетие непрерывно работали под его руководством и могут с гордостью называть себя его учениками, другие встречались с ним на конференциях, приходили и приезжали из разных городов России и из других стран побеседовать с ним в Институт русского языка РАН, где он всю жизнь работал; все, безусловно, изучали и изучают его книги и статьи, творчески воспринимают его идеи.

Мы все помним, с каким радостным азартом принимал Виктор Петрович каждого собеседника, сколько энергии вкладывал в продуктивные научные споры. Такое важнейшее качество ученого -- и человека вообще -- как интеллигентность, он определял как "органическую потребность в оппоненте". Больше всего его расстраивало отсутствие откликов на опубликованные, очень часто полемические, работы. Искренний и, даже можно сказать, яростный защитник всего того, что он ценил в науке, в людях, в их поведении, Виктор Петрович не терпел в других равнодушия, "окамененного нечувствия" (слова Иоанна Златоуста, которые он цитировал).

В филологии он, конечно, в первую очередь запомнится как верный рыцарь Велимира Хлебникова, статьи и монографии о котором он писал всю жизнь. Языку В. Хлебникова посвящены такие новаторские книги Виктора Петровича, как "Грамматика идиостиля", "Словотворчество и смежные проблемы языка поэта"; целостное описание идиостиля Хлебникова опубликовано в первом томе "Очерков истории языка русской поэзии XX века". Итоги изучения творчества Хлебникова представлены в последней книге Виктора Петровича -- "Будетлянин".

В. П. Григорьевым намечены новые пути развития лингвистической поэтики. В своих многочисленных теоретических работах по этой тематике, основной из которых является книга "Поэтика слова", он развивает теорию поэтического языка как высшей ступени развития литературного языка, вводит понятие экспрессемы, четко определяет понятие поэтического идиостиля и предлагает методику его описания.

Виктору Петровичу удалось создать новое направление в поэтической лексикографии. В книге "Поэт и слово. Опыт словаря" им предложена идея словаря поэтического языка нового типа, которая затем переросла в работу над многотомным "Словарем языка русской поэзии XX века". Этот словарь сейчас продолжает создаваться его коллегами-учениками.

Виктор Петрович много лет руководил отделом стилистики и языка художественной литературы в Институте русского языка РАН и за эти годы создал настоящую научную школу, сплоченный коллектив единомышленников, которые по разным направлениям стремятся развивать его лингвопоэтические идеи.

Круг тем настоящего сборника почти так же широк, как был широк круг интересов Виктора Петровича. И первый раздел сборника как раз знакомит читателя с Григорьевым -- "академическим героем", так он в последнее время себя называл по аналогии со знаменитым тыняновским "лирическим героем". Второй раздел посвящен Велимиру (Виктору) Хлебникову -- поэту и мыслителю, с которым Виктор Петрович нередко отождествлял себя: Хлебников был для него больше, чем "объект изучения", он был для него постоянным собеседником, вдохновлявшим на новые открытия в области поэтики и научного творчества. Хочется думать, что и авторам этого раздела сборника удалось раскрыть разнообразные вопросы жизнетворчества, философии и языка Хлебникова во всей их полноте.

Два следующих раздела посвящены языку русской поэзии и прозы. Расположение статей в хронологическом порядке позволяет проследить эволюцию художественного мышления на протяжении всего XX в., причем во всем многообразии идиостилевых проявлений. Разнообразны и лингвопоэтические явления, привлекающие внимание исследователей. Так, в поэтическом разделе мы от понятия фактуры А. Крученых переходим в "необозримый мир туманных превращений" Н. Заболоцкого, а затем обращаемся к вопросам цитатности и адресованности в поэзии Л. Рубинштейна, Г. Сапгира и Л. Аронзона. Некоторые же явления, такие, как "именной синкретизм", прослеживаются на более широком круге авторов и в диахроническом аспекте.

Не менее широк и спектр явлений, обнаруживаемый в языке русской прозы. В статьях этого раздела содержатся и наблюдения над эволюцией концептов, и выделение авторских стратегий, и обнаружение трансформаций в области наррации, и вывод о призрачности границы между поэзией и прозой.

Пятый раздел сборника затрагивает круг проблем, связанных с авторской лексикографией, которая в последнее время, благодаря развитию компьютерной техники, развивается особенно активно. В разделе освещена работа над несколькими словарными проектами, а также с необычной точки зрения рассмотрено понятие "экспрессемы", введенное В. П. Григорьевым. Последний, шестой раздел сборника посвящен общим вопросам развития языка в его поэтической функции.

Несмотря на разнообразие научных пристрастий авторов сборника, он представляет собой некоторое целостное единство: ведь все работы, в нем представленные, посвящены одному человеку -- Виктору Петровичу Григорьеву. Его светлый и благородный образ помогает нам не забывать о нашем собственном творческом начале и держаться друг за друга в так стремительно меняющемся мире.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце