URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  

Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. Изд.2, доп.

URSS. 2010. 256 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01128-0.
Книги с пометкой "В печати" можно добавлять к заказу. Их стоимость и доставка не учитываются в общей стоимости заказа. Когда они поступят в продажу, мы обязательно уведомим Вас.

 Аннотация

Настоящая работа посвящена особенностям словоупотребления поэтов начала XX века --- А.Блока, В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Белого, В.Иванова, И.Анненского, В.Маяковского и других. Рассматривается специфическая для них система образных средств в связи с традиционной поэтической фразеологией, соотношение конкретного и отвлеченного в конструкциях разных типов, а также ряд других проблем, актуальных для изучения истории поэтической речи; особое внимание уделено тропам разных видов и приемам организации текста. Отдельный раздел книги посвящен сквозным мотивам и образам лирики А.Блока. При анализе материала учитывается словоупотребление в поэзии XIX века и различных направлений в литературе первых десятилетий XX века.

Рекомендуется лингвистам, литературоведам, переводчикам, студентам филологических специальностей, а также всем интересующимся историей поэзии.


 Оглавление

Предисловие ко второму изданию (Е. Ю. Кукушкина)
Введение

I. СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛА XX в.

Глава первая. Типы слова в поэзии начала XX в.
Глава вторая. Мотивы и образы поэзии начала XX в.
Глава третья. Тропы в поэзии начала XX в.
Глава четвертая. Слово в тексте

II. СКВОЗНЫЕ МОТИВЫ И ОБРАЗЫ ЛИРИКИ А. БЛОКА

Глава первая. Лирика первого тома. "Стихи о Прекрасной Даме"
Глава вторая. Лирика второго тома
Глава третья. Лирика третьего тома
Заключение

 Предисловие ко второму изданию

Книга, которую вы держите в руках, написана исследователем языка русской художественной литературы Натальей Алексеевной Кожевниковой.

Н. А. Кожевникова родилась 21 ноября 1936 года в семье выходцев из крестьян Вятской губернии -- писателя Алексея Венедиктовича Кожевникова и Натальи Прокофьевны Кожевниковой. В 1953 году Наталья Алексеевна поступила на филологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и в 1958 году окончила его по специальности "русский язык и литература". С марта 1960 года по декабрь 1961 года была литературным сотрудником московской газеты "Литература и жизнь", с декабря 1961 года по октябрь 1963 года -- литературным редактором журнала "Октябрь". В газете "Литература и жизнь" от 28 октября 1960 года помещена первая опубликованная филологическая статья Н. А. Кожевниковой, которая посвящена книге В. В. Виноградова "О языке художественной литературы" -- "Сокровища родного слова". С октября 1963 по октябрь 1966 года Наталья Алексеевна училась в аспирантуре Института русского языка Академии наук СССР и в 1973 году защитила кандидатскую диссертацию на тему "Речевые разновидности повествования в русской советской прозе". После окончания аспирантуры поступила работать в тот же институт и работала там до конца своей жизни. Умерла 4 марта 2005 года.

Первое издание монографии "Словоупотребление в русской поэзии начала XX века" вышло в 1986 году в издательстве "Наука" тиражом 5400 экз. Научную состоятельность исследования подтвердили четыре рецензента, известные лингвисты и филологи Н. Д. Арутюнова, Г. А. Белая, Т. Г. Винокур и Л. Ю. Максимов. К моменту выхода книги в свет Н. А. Кожевникова была автором более 40 опубликованных научных статей. Всего ею опубликовано более 200 научных работ, в том числе 6 монографий.

Темы, избранные Н. А. Кожевниковой для монографических исследований, отражают различные стороны ее интереса к художественной речи. Две книги -- "Типы повествования в русской литературе XIX--XX вв." (М.: Институт русского языка РАН, 1994) и переиздаваемая ныне монография -- посвящены строению прозаического и поэтического художественного текста. В каждой из двух других книг находим подробное описание языка и стиля одного автора. Трудно представить себе более непохожих по языку писателей, чем Андрей Белый и Чехов, творчество которых Кожевникова изучала на протяжении всей своей жизни. Кроме небольшой монографии "Язык и композиция произведений А. П. Чехова", изданной в 1999 году в Нижнем Новгороде, Наталья Алексеевна успела закончить большую книгу "Стиль Чехова" (в настоящий момент находится в печати). В 1992 году Кожевникова опубликовала монографию "Язык Андрея Белого", за которую в 1993 году ей присуждена ученая степень доктора филологических наук. Наконец, Кожевникова является инициатором двух новаторских лексикографических проектов, осуществленных ею в соавторстве и опубликованных в виде книг: "Материалы к словарю паронимов русского языка" (М.: Институт русского языка РАН, 1992. Соавторы В. П. Григорьев, З. Ю. Петрова) и "Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX--XX вв. Вып. 1: Птицы" (М.: Языки русской культуры, 2000. Соавтор З. Ю. Петрова).

Кроме перечисленных книг Н.А. Кожевникова написала целый ряд значительных по объему разделов коллективных монографий, изданных в Институте русского языка АН СССР (впоследствии РАН) и посвященных различным аспектам структуры прозаического и поэтического художественного текста ("О соотношении речи автора и персонажа", "Отражение функциональных стилей в языке советской прозы", "Звуковая организация стиха. Паронимическая аттракция", "Эволюция тропов" и другие). Нельзя не сказать о статьях Кожевниковой. Среди них есть и фундаментальные работы, которые можно назвать мини-монографиями, например, статья "О языке художественной литературы русского зарубежья" или ""Оды торжественные" А. П. Сумарокова: язык и стиль", и небольшие миниатюры, часто в малодоступных и малотиражных изданиях, например, статья "О синестезии в русской художественной речи XX в." в сборнике тезисов научно-практического семинара "Функциональная светомузыка на производстве, в медицине и в педагогике" (Казань, 1988) или ""Давеча" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"" в "Материалах XV Международных Старорусских чтений" (Старая Русса, 2001). Н. А. Кожевникову увлекало исследование поведения языковых единиц в различных родах и жанрах литературы, в условиях художественной и нехудожественной речи, специфика одного и того же приема у различных авторов. Она писала о функциях нехудожественных стилей в художественной литературе и об отражении делового стиля в русской литературе XX века, об окказионализмах в романах Андрея Белого и в словаре В. И. Даля, о "чужой речи" и "чужом слове" в прозе и в поэзии, у Тургенева и Достоевского. Более десятка статей Кожевникова посвятила звуковой организации художественного текста. Среди них работы, в которых определенные типы звукового повтора рассматриваются на материале отдельного периода в истории стихотворной речи и в широкой исторической перспективе, статьи о звуковой организации поэзии Пушкина, Фета, Мандельштама, Волошина, Ахматовой, Цветаевой, о звуковой организации прозы Белого, звуковых повторах в прозе Чехова, об устойчивых звуковых повторах.

В аннотации к своей первой книге Н. А. Кожевникова писала: "Работа посвящена словоупотреблению поэтов начала XX в. -- А. Блока, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, В. Иванова, И. Анненского, В. Маяковского и др. Рассматривается специфическая для них система образных средств в связи с традиционной поэтической фразеологией, соотношение конкретного и отвлеченного в конструкциях разных типов и ряд других проблем, актуальных для изучения истории поэтической речи. Особое внимание уделено тропам разных видов, приемам организации текста, а также сквозным мотивам и образам лирики А. Блока. При анализе материала учитывается словоупотребление в поэзии XIX в. и разных направлений в литературе первых десятилетий XX в. Книга предназначена филологам, лингвистам, переводчикам". Этот краткий текст представляет собой весьма точную и четкую характеристику основных черт работы, среди которых выделим следующие: широта охвата языкового материала, его включенность в перспективу истории поэтической речи, изучение поэтической семантики в соотношении с общеязыковой, исследование словоупотребления в соотношении с другими уровнями текста, прежде всего синтаксическим и фонетическим.

Двадцать лет, прошедшие с момента выхода в свет первого издания монографии, сделали еще более очевидной ее научную значимость. Внимательный читатель найдет в книге строгие и логичные принципы описания художественной речи, доскональное знание материала, взятого в литературном и культурном контексте, исследовательскую зоркость и своеобычный научный язык, сочетающий простоту и лаконичность изложения с глубиной и точностью мысли. В "Лингвистическом энциклопедическом словаре", который вышел в 1990 году в издательстве "Советская энциклопедия", имя Н. А. Кожевниковой упоминается в статье "Виноградовская школа в языкознании". Наталья Алексеевна, человек необычайной скромности и научной честности, гордилась этим упоминанием. Все, сделанное ею, в том числе предлагаемая читателю книга, подтверждает справедливость такой оценки ее научного творчества.

Кандидат филологических наук Е. Ю. Кукушкина

 Введение

Разные литературные направления отличаются друг от друга отношением слова к действительности, способами художественного обобщения, отношением к традиции. Эти различия становятся очевидными тогда, когда литературные направления сосуществуют в рамках небольшого отрезка времени, и тогда, когда одно направление сменяется другим. Обе эти ситуации характерны для русской поэзии начала XX в., когда развитие поэтического языка резко убыстрилось. Конец XIX-первое десятилетие XX в. отмечены сосуществованием разных направлений и индивидуальностей: реализм Бунина, символизм, поэзия Анненского, метод которого Брюсов в свое время определил как импрессионизм, поэзия М.Горького и пролетарская поэзия. В 1910-е годы появляются новые литературные школы (акмеизм, футуризм), которые сосуществуют со старыми.

Особая роль в истории поэтического языка начала XX в. принадлежит языку символистов. С одной стороны, язык символистов связан с русским поэтическим языком XIX в. Характеризуя отношение символизма к поэтической традиции, В.М.Жирмунский писал: "Символизм в России не был связан с поэтическим наследием Пушкина. Его корни -- в романтическом течении русской лирики, восходящем к Жуковскому. От Жуковского через Тютчева, Фета и школу Фета (Ал.Толстой, Полонский и, в особенности, Владимир Соловьев) эта поэтическая традиция передается русским символистам. Русская читающая публика восприняла стихотворения первых символистов как знамение некоего перелома в поэтических вкусах, потому что она не знала ни Тютчева, ни Фета, ни Соловьева: эти поэты возрождаются вместе с победой символизма. На самом деле переход от лирики Фета к поэзии Бальмонта, от Владимира Соловьева к юношеским стихам Блока нигде не связан с появлением принципиально новых художественных фактов и представляет скорее количественное, нежели качественное изменение".

С другой стороны, последующие литературные направления и отдельные поэты соотносили свою программу и свое творчество с поэтикой символизма. Как известно, реакция на символизм способствовала самоопределению акмеистов и футуристов. В то же время отдельные черты языка пролетарской поэзии первых послереволюционных лет нашли опору в поэзии символизма. Язык символистов -- необходимый фон, вне которого непонятны некоторые из тех процессов, которые происходят в языке поэзии в дальнейшем. Особое место принадлежит языку символистов еще и потому, что с символизмом связано творчество А.Блока.

Изучение языка поэзии начала XX в. имеет давнюю традицию. Первыми исследователями поэтического языка этого времени были сами поэты (В.Брюсов, А.Белый, Вяч. Иванов, И.Анненский). Своеобразие работ В.М.Жирмунского, Ю.Н.Тынянова, Б.М.Эйхенбаума, В.В.Виноградова, Б.А.Ларина, Р.О.Якобсона, посвященных поэтам начала века, в том, что они принадлежат современникам и свидетелям литературного процесса, а, как отмечал В.В.Виноградов, "в рамках современности особенно острым может быть постижение своеобразия индивидуально-поэтического стиля как замкнутой системы языковых средств". Кроме того, язык поэзии начала века у этих ученых был материалом для теоретических построений и обобщений.

В работах последнего времени большое место занимает изучение творчества Блока (работы В.Н.Орлова, Д.Е.Максимова, Л.К.Долгополова, 3. Г.Минц и др.). Одновременно круг явлений, которые анализируют исследователи литературы, становится все более широким. Их внимание привлекает и специфика поэтического языка начала XX в., и язык отдельных поэтов. Изучается поэтика и эстетика символизма (работы 3. Г.Минц, Е.В.Ермиловой) и разных его представителей (работы Д.Е.Максимова, С.И.Гиндина о Брюсове, Т.Ю.Хмельницкой, А.В.Лаврова, В.Н.Топорова, Н.Г.Пустыгиной, А.П.Авраменко -- о прозе и поэзии А.Белого, С.С.Аверинцева -- о Вяч. Иванове, А.В.Федорова -- об И.Анненском и т.д.). Существенную роль в понимании процессов, происходящих в языке поэзии начала XX в., играют исследования, посвященные поэтам, принадлежащим к более поздним литературным направлениям и школам (работы Вяч. Вс.Иванова, В.Н.Топорова, Ю.И.Левина, Ю.М.Лотмана, Т.В.Цивьян, М.Л.Гаспарова, Р.Д.Тименчика, О.Г.Ревзиной и др.).

Исследователи языка со своей стороны подходят к языку поэзии начала XX в. с разных точек зрения. Язык поэтов начала XX в., и в частности язык символистов, рассматривается как определенное звено в истории поэтического языка XX в. Исследуется "философия слова", характерная для разных литературных направлений. Изучаются специфика слова в поэтических текстах, некоторые языковые приемы, распространенные в поэзии этого времени (например, поэтические новообразования, номинативные и инфинитивные конструкции, оксюморон и т.д.), анализируется язык отдельных стихотворений.

При всем том язык поэзии начала XX в. изучен неравномерно. Внимание исследователей привлекает прежде всего язык поэзии Блока и в меньшей степени Брюсова и Анненского. Разным языковым явлениям и приемам поэзии Блока посвящены специальные работы. Предметом рассмотрения были способы создания контраста и оксюморон (Л.И.Тимофеев), символ (3. Г.Минц), метафоры (А.С.Нагапетян), сравнения (Е.А.Некрасова), структура отдельных текстов (С.И.Бернштейн, Ю.М.Лотман, И.Р.Гальперин, О.П.Ермакова, Л.И.Еремина и др.), история слов и образов (Д.М.Поцепня, Л.К.Никитина, И.В.Абрамец и др.), структура циклов (В.А.Сапогов, 3. Г.Минц) и т.д. Внимание исследователей привлекает и задача рассмотреть индивидуальный стиль Блока как "непрерывно развивающийся процесс" показать своеобразие блоковского слова на разных этапах его развития.

Меньше изучен язык непосредственных современников Блока, и прежде всего поэтов-символистов. Хотя в разных работах содержатся более или менее развернутые характеристики языка символистов, самой авторитетной работой в отечественной науке остается работа В.Гофмана "Язык символистов", опубликованная в 1937 г. В то же время язык Блока, как правило, рассматривается вне связей с языком его современников.

Такое положение вещей существенно влияет не только на представление об истории русского поэтического языка, но и на представление о языке отдельных поэтов этого времени: явления, которые кажутся индивидуальными или характерными для определенного литературного направления, могут получить иную характеристику при обращении к более широкому материалу.

Выбор материала и строение предлагаемой работы определены задачами, которые диктует состояние изучения поэтического языка начала XX в. Работа состоит из двух частей. Задача первой части -- дать описание языковых процессов, характерных для поэзии начала XX в. в разных ее проявлениях, хотя основное внимание уделено поэзии символистов. С этой задачей связана и другая -- проследить, как поэтический язык начала XX в. соотносится с поэтической традицией. Хотя внимание исследователей привлекали и связи поэтов начала века с поэтами прошлого, и отражения традиционной образности в поэзии начала XX в., эту тему нельзя считать исчерпанной. В связи с этим на первый план выдвигается вопрос о судьбе традиционной образности и поэтических формул века.

В первой части этой работы дана характеристика разных типов поэтического слова: конкретного и отвлеченного, прямого и непрямого, стилистически нейтрального и стилистически окрашенного -- и показано их соотношение, рассмотрены некоторые стилистические приемы (повтор, синонимия, антонимия, оксюмороны), выделены сквозные мотивы и образные характеристики, организующие образные системы разных поэтов, показаны некоторые направления в развитии тропов (уподобление природы человеку и человека природе, развеществление конкретного и овеществление отвлеченного). Специальная глава посвящена приемам организации текста (дистантный повтор разных типов, параллелизм и т.д.).

Хотя в центре внимания небольшой временной отрезок, в работе много выходов за его пределы -- это и обращения к истории отдельных приемов словоупотребления, это и "заглядывание в будущее": в некоторых случаях приводится материал, почерпнутый у поэтов более позднего времени. В этой части язык поэзии Блока рассматривается в одном ряду с языком других поэтов.

Вторая часть работы целиком посвящена языку лирики Блока. Угол зрения, выбранный в этой части, -- описание сквозных мотивов и образов лирики Блока -- связан отчасти с задачами, которые возникли у исследователей творчества Блока, отчасти с задачами, выдвинутыми исследователями разных типов текста. Своеобразие развертывания художественной мысли в поэзии начала XX в. выражается в циклизации отдельных стихотворений, а иногда и в появлении более крупных объединений, нежели цикл. Это позволяет исследователям говорить о поэтике некоторых писателей как о поэтике единого контекста. Возникает возможность и необходимость изучения тех языковых средств и приемов, которые создают единство цикла и более обширных объединений текстов. Особый интерес с этой точки зрения вызывает лирика Блока.

Лирика Блока рассматривается последовательно, цикл за циклом. Это дает возможность найти в каждом цикле постоянное и переменное, проследить, как сменяют друг друга разные типы слова, и показать, как некоторые общие закономерности словоупотребления, описанные в первой части работы, преломляются в индивидуальном стиле.

Таким образом, описание языкового материала начинается в работе с мельчайших единиц текста -- слов и тропов -- и продолжается как анализ все более крупных словесных объединений -- стихотворения, цикла стихотворений, сборника и т.д.


 Об авторе

Наталья Алексеевна КОЖЕВНИКОВА (1936--2005)

Известный филолог, специалист в области лингвистической поэтики и языка художественной литературы, представитель школы В. В. Виноградова. Автор новаторских исследований, посвященных типам повествования в русской литературе XIX--XX вв., словоупотреблению в русской поэзии начала XX в., звуковой организации русского стиха, а также языку и стилю русских поэтов и прозаиков XVIII--XX вв. (в том числе Сумарокова, Ломоносова, Пушкина, Фета, Достоевского, Л. Толстого, Чехова, А. Белого, Булгакова, Платонова и других).

Н. А. Кожевниковой опубликованы шесть монографий (две из них -- в соавторстве) и более двухсот статей в отечественных и зарубежных научных изданиях.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце