Жизнь современного человека невозможно представить вне контактов со средствами массовой коммуникации. Телевидение, Интернет, радио, пресса и другие медиа оказывают влияние на формирование социального опыта людей во все большем масштабе. Параллельно происходят постоянные изменения в технологиях медиа, что с неизбежностью приводит к новым формам использования материалов средств массовой коммуникации. Предметная область массовой коммуникации привлекает все большее внимание социологов, политологов, культурологов, исследователей журналистики, равно как и представителей других научных дисциплин. В предлагаемом вниманию читателя тексте акцент делается на социологическом рассмотрении массовой коммуникации. Массовая коммуникация изучается как социальное явление во всем многообразии его связей и отношений в социальной системе в целом. Работа построена таким образом, чтобы познакомить читателя с ведущими теоретико-методологическими подходами к исследованию массовой коммуникации. Вместе с тем в тексте прослеживается влияние смежных исследовательских дисциплин, что отражает современную тенденцию к междисциплинарному анализу массово-коммуникативных процессов. Наряду с различными концептуальными подходами к анализу массовой коммуникации книга знакомит читателя с актуальными на сегодня практическими вопросами взаимоотношений "медиа – общество". Здесь мы исходили из того, что рассмотрение таких вопросов, как, например, общественное представительство в медиа, влияние рыночных императивов на содержание материалов массовой коммуникации и других, помогает на практике понять ту роль, которую они играют в современном обществе. По возможности мы стремились предложить читателю некоторое "панорамное" видение массовой коммуникации, отражающее как глобальные тенденции, так и специфику современных российских медиа. Несколько слов о потенциальной аудитории издания. Во-первых, это студенты старших курсов, магистры, аспиранты, специализирующиеся в области социологии массовой коммуникации или смежных дисциплин в рамках политологии, культурологи, журналистики, связей с общественностью и рекламы, маркетинговых коммуникаций, медиаменеджмента и других. Во-вторых, это преподаватели соответствующих учебных дисциплин, а также специалисты, профессионально занимающиеся проблематикой медиа. Книга состоит из трех разделов. Во введении дается определение массовой коммуникации, рассматривается специфика массовой коммуникации как предмета научного анализа. В первом разделе рассматривается становление и современное состояние ведущих теоретических концепций, в рамках которых происходит осмысление социальной роли массовой коммуникации. Во втором разделе исследуются место и роль массовой коммуникации как элемента гражданского общества, изучается роль медиа в системе отношений "рынок – государство – общество", обсуждаются особенности проявления тенденции глобализации применительно к сфере средств массовой коммуникации. В третьем разделе анализируются эффекты массовой коммуникации, а также особенности прикладных исследований текстов и аудитории массовой коммуникации. К каждому тематическому разделу предлагаются краткие выдержки из работ ведущих зарубежных и отечественных специалистов. Таким образом, у читателя появляется возможность получить более полное представление относительно той или иной области изучения массовой коммуникации, реально ощутить практику исследовательского анализа. По каждой теме также приводятся вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, рекомендуемая литература. Основой книги является содержание спецкурса "Социология массовой коммуникации", читавшегося автором в течение последних пятнадцати лет в Центре социологического и политологического образования Института социологии РАН. Созданные в Центре условия способствовали плодотворному обмену мнениями и опытом с коллегами, представляющими образовательные и исследовательские центры Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Ульяновска, Перми, Екатеринбурга, Омска, Томска, Новосибирска, Иркутска, Краснодара, Орла, Барнаула, Архангельска, Сыктывкара, Тюмени, Уфы, Ижевска, Магнитогорска, Магадана, Владивостока, Тирасполя и других городов. Автор признателен слушателям курса, которые своими вопросами, дискуссиями, исследованиями способствовали совершенствованию содержания книги. Автор благодарен сотрудникам ЦСПО ИС РАН: директору Центра, канд.психол.наук С.Е.Кухтерину, а также его коллегам – канд.соц.наук Л.П.Ипатовой, Л.С.Кузнецовой, В.А.Бойко, создающим на протяжении многих лет уникальную возможность для творческого развития учебно-образовательных и научных компетенций преподавателей и слушателей. Серьезную помощь автору в работе над книгой оказал профессор В.О.Рукавишников. Отдельная благодарность – рецензентам книги. Поскольку при подготовке переиздания имелись определенные временные ограничения, автор заранее принимает возможные замечания и будет благодарен за любую критику, понимая, что отдельные разделы книги могли бы в большей степени отражать динамично меняющийся мир современных массовых коммуникаций. Это будет учтено в ходе дальнейшей работы над текстом. М.Назаров, д-р полит. наук.
Январь, 2010 г.
Михаил Михайлович НАЗАРОВ Доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН, профессор Государственного университета – Высшей школы экономики. Специалист в области социологии массовой коммуникации, исследований в сфере медиа и эффективности маркетинговых коммуникаций. Автор около 100 опубликованных работ, в том числе трех книг, среди которых "Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации: Опыт междисциплинарного исследования" (М.: URSS, 2009; в соавт. с М. А. Папантиму). |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |