URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Майзель С.О. Основы учения о цветах
Id: 106325
 
199 руб.

Основы учения о цветах. Изд.2

URSS. 2010. 128 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01117-4.

 Аннотация

Предлагаемая вниманию читателя книга известного российского физика, специалиста в области светотехники С.О.Майзеля (1882--1955) иметь целью дать очерк учения о цветах, основы которого были заложены во второй половине XIX века трудами таких ученых, как Г.Гельмгольц, Дж.Максвелл, Г.Грассман и др. В книге излагаются основы учения о цветах --- теория цветовых диаграмм, понятие о цветовом контрасте и пороге цветовых ощущений, рассматриваются трансформации цветовых диаграмм и сложение цветов.

Книга предназначена для научных и инженерно-технических работников, имеющих дело с цветом.


 Оглавление

Предисловие
I. Основная цветовая диаграмма
II. Сложение цветов
III. Трансформации цветовых диаграмм
IV. Цветовая диаграмма МКО
V. Векторные цветовые диаграммы
VI. Цветовое пространство и цветовая плоскость
VII. Цветовой контраст и пороги цветовых ощущений
Литература

 Предисловие

ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ МОЕГО СЫНА
ЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВИЧА МАЙЗЕЛЯ

Предлагаемая вниманию читателей небольшая книга имеет целью дать очерк учения о цветах, основы которого были заложены во второй половине XIX в. трудами, главным образом, Гельмгольца, Максвелла и Грассмана. Особенность этой книги состоит в том, что изложение в ней далеко от той схемы, но которой большинство авторов строит здание учения о цветах. В основу всей системы изложения положены гипотеза Ионга-Гельмгольца о механизме возникновения цветовых ощущений и одно из главных понятий современной светотехники-понятие яркости. Обычно стремятся излагать вопросы специфической номенклатуры цветов и их сложения чисто формально, на основе установленных экспериментальных фактов, без введения каких-либо гипотез о сущности цветного зрения.

Известная степень математической отвлечённости присуща и предлагаемой книге: гипотеза Ионга-Гельмгольца в ней ещё не приобретает того характера конкретности, который уже позволяет ей придать современный уровень физики и физиологической оптики. Эта конкретизация будет проведена в другой книге, которая в настоящие время пишется. Но и формальная сторона в следующем далее изложении сильно отличается от принятого стандарта, хотя нигде не вступает с ним в какое-либо логическое противоречие. Вместе с тем многие положения в книге должны будут казаться неожиданными для читателей? знакомых с учением о цветах в общепринятом изложении. Особенно резко это скажется в главе, посвященной порогам различения цветов, в которой сделана попытка трактовки вопроса, совершенно не похожей на освящённую традицией и подкреплённую таким авторитетом, какой бесспорно принадлежит Шредингеру.

Достаточно чёткое знакомство с основами учения о цветах представляется необходимым для многих лиц, работающих в различных областях науки, техники, промышленности и отчасти искусства. Поэтому следует надеяться, что предлагаемая книга может принести некоторую пользу.

Март 1946 г.

 Об авторе

Сергей Осипович МАЙЗЕЛЬ (1882--1955)

Советский физик, специалист в области светотехники. Доктор технических наук (1938). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1946). Член КПСС с 1947 г. Награжден двумя орденами Ленина и медалями.

Родился в семье врача. В 1906 г. окончил Петербургский университет. В 1906-1930 гг. работал в Петербургском горном институте. В 1908-1918 гг. одновременно преподавал на Высших женских курсах (профессор с 1911 г.). Имел чин надворного советника, орден Св. Станислава 3-й степени. С 1920 гг. работал в Государственном оптическом институте (по совместительству). В 1930-1952 гг. работал во Всесоюзном электротехническом институте в Москве, с 1951 г. -- в Научно-исследовательском светотехническом институте (ныне ВНИСИ, Москва).

Его основные труды посвящены физическим основам построения световых величин, основам современной колориметрии, вопросам светомаскировки, методам световых измерений, нормированию освещения для различных видов работ, разработке новых источников света. Развил теорию цветового зрения. При его участии решались вопросы освещения Эрмитажа, Третьяковской галереи, станций Московского метрополитена, Кремлевских звезд, Мавзолея, Театра Советской Армии, ВДНХ и других уникальных объектов. Он подверг критике принятое определение светового потока как мощности излучения, оцениваемой по зрительному ощущению; предложенное им физическое определение получило международное признание. Также предложенная им новая величина "эквивалентная яркость" для оценки фотометрии малых яркостей была включена в систему основных фотометрических величин (1963), а затем в Международный светотехнический словарь. Сотрудничал в журналах "Электричество", "Светотехника" (в последнем был членом редколлегии).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце