URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Дугин А.Т. Психофизические начала стереотипного поведения
Id: 106252
 
199 руб.

Психофизические начала стереотипного поведения

URSS. 2010. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-396-00088-9.

 Аннотация

Предлагаемая работа представляет собой одну из попыток теоретического проникновения в начало начал психического. Психика зародилась в бесконечно длинной цепи физиологического развития организмов задолго до появления человека и всего класса млекопитающих, который он представляет. От исходного, невообразимо древнего, и до современного состояния в сознании человека она всегда служила одному и тому же --- удовлетворению потребностей субъектов поведения. Поэтому зародыш психического в данном исследовании рассматривается как производное поведения, как его результат, а также как основание и активная составляющая его последующего развития. При этом акцент делается на базисные, ключевые принципы функционирования психического в его элементарных, исходных формах. В частности, в этих формах рассматриваются такие составляющие поведения, как потребность, мотив, способ и цели; его нормативная, субъективная и объективная стороны. Исследован механизм функционирования так называемого импульсивного поведения. Даны понятия первичного бессознательного, внешнего материального и внутреннего идеального осознания в его специфической эмоциональной форме, а также общая структура психического на начальной, эмбриональной стадии развития. Кроме того, исследованы причины появления выразительных движений --- прародителей современных языков и речи, а также негативной и позитивной ответственности как неотъемлемой части поведения.

Книга обращена к философам, психологам, юристам, а также студентам, аспирантам, преподавателям и научным работникам, изучающим психические механизмы управления поведением.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Взаимодействие как метод исследования поведения
 1.1.Поведение как взаимодействие
 1.2.Общие признаки взаимодействия
 1.3.Порядок и способ взаимодействия
 1.4.Материальные и процессуальные признаки взаимодействия
 1.5.Повторимые и неповторимые признаки взаимодействия
 1.6.Взаимодействие как отражение
 1.7.Взаимодействие как отношение
Глава 2. Взаимодействие как механизм возникновения и развития поведения
 2.1.Элементарный субъект и проблемы его функционирования
 2.2.Нормативно-типовое физическое и психическое приспособление
 2.3.Нормативно-следовые пути движения ощущений
 2.4.Динамический стереотип и его роль в организации поведения
Глава 3. Понятие и механизм функционирования потребности в поведении
 3.1.Потребность как основание и результат поведения
 3.2.Возникновение психического отражения потребностей
 3.3.Механизмы психического отражения физиологических потребностей субъектов
 3.4.Идеальное бессознание и материальное осознание потребности
Глава 4. Импульсивное поведение
 4.1.Первичные механизмы психического управления внешними органами чувств и внешними органами движения
 4.2.Структура нормативного поведенческого акта
 4.3.Идеальное бессознание и материальное осознание объективной стороны импульсивного поведения
 4.4.Взаимосвязь идеального и материального в восприятии субъектов материального осознания
 4.5.Аниматизм как иллюзорное проявление идеального в материальном и материального в идеальном
 4.6.Мозаичность нормативного отражения импульсивного поведения
 4.7.Психическое отражение времени в импульсивном поведении
 4.8.Психическое отражение пространства в импульсивном поведении
 4.9.Психическое управление проблемным исполнением импульсивного поведения
Глава 5. Эмоциональное управление импульсивным поведением
 5.1.Понятие эмоции как формы осознания импульсивного поведения
 5.2.Психофизические механизмы возникновения и функционирования эмоций
 5.3.Эмоции как обобщение первичных отражений сходных видов импульсивного поведения
 5.4.Эмоциональное осознание опережающего отражения объективной стороны импульсивного поведения
 5.5.Альтернативы опережающего эмоционального осознания и воля
Глава 6. Выразительные движения импульсивного поведения
 6.1.Выразительные движения как психический стабилизатор проблемного поведения
 6.2.Выразительные движения как усилители психического обеспечения проблемного поведения
Глава 7. Ответственность субъектов импульсного поведения
 7.1.Ответственность и ее основание в импульсном поведении
 7.2.Предвидение как мотив и как идеальная составляющая ответственного поведения
 7.3.Ощущения удовлетворения и гордости, неудовлетворения и вины в составах позитивной и негативной ответственности
 7.4.Особенности материального осознания ответственности за неудавшееся нормативное поведение
 7.5.Структура ответственности импульсивного поведения
Заключение
Список литературы

 Введение

В представлениях современного человека о своей психике превалируют взгляды о необычайно сложной ее структуре, которая задается генетически. Считается, что в норме она у всех людей примерно одинакова и в течение жизни практически не меняется. Физиологически это действительно так. Но психологически, функционально у конкретных людей и их сообществ психика и ее структура не могут быть одинаковы из-за различий воспитания, поведения, бытовых, социальных, природных условий существования. Данные различия предопределяют разные уровни психического, которые обуславливают особенности мировосприятия, ментальности, язык, способы потребного поведения, социальные взаимоотношения, общественное и государственное устройство. Под воздействием этих факторов у индивидуальных и коллективных субъектов формируются устойчивые бытовые, религиозные, социальные, правовые, научные предпочтения и нормативы. Последние до определенных пределов противостоят внешним изменениям среды, заключая психическое функционирование в жесткие внутренние рамки, существенно ограничивающие внешнюю свободу поведения.

Они требовательно и строго направляют поведение в определенные русла, потребное изменение которых обязывает к большим, порою запредельным психическим и физическим нагрузкам. Преодоление этих трудностей до настоящего времени не имеет достаточных научных обоснований. Это заметно осложняет принятие новых правильных решений буквально во всех сферах человеческой деятельности, препятствует их воплощению в адекватном потребном поведении.

Современные исследования по большей части заняты частными вопросами психического управления деятельностью и не рассматривают его как целостное явление. Это объясняется сложностью данного феномена, недостатком психологических и иных знаний. Устранению данной недостаточности хотя бы отчасти могло бы способствовать теоретическое осмысление зачатков психического, появившихся на каком-то древнем этапе биологического развития и служивших впоследствии только одному -- удовлетворению потребностей, возникающих в процессах жизнеобеспечения организмов, внешним проявлением которых и является поведение.

Совершенно очевидно, что зарождение психического уп- равления поведением случилось задолго до появления человека и всего класса млекопитающих, который он представляет. Организмы -- прародители данного феномена давным-давно окончили свое земное существование, передав эстафету психического развития своим более успешным потомкам. Последние, тем не менее, также как и их предки, вымирали в нескончаемой веренице тысячелетий в огромных количествах. По этой причине непосредственное изучение психических зародышей обычными естественно-научными методами невозможно. Доступно это лишь косвенно, посредством мысленной, крайне абстрактной экстраполяции психофизиологических знаний в необозримо далекое и безвозвратно ушедшее прошлое. Ее можно осуществить лишь на основе самых общих принципов познания наличной действительности, каковыми являются принципы взаимодействия материальных объектов.

Неживые объекты взаимодействие частично превратило в живые. Последние, конкурируя за жизнеобеспечивающие ресурсы, обзавелись психическими свойствами, обособившимися со временем в относительно самостоятельные структуры, функционирующие по тем же законам и принципам взаимодействия, что и неживые объекты. Несмотря на фундаментальный характер основополагающих правил взаимодействия, они все еще остаются плохо изученными. Ввиду того, что надлежащее овладение ими дает в распоряжение исследователей действенный метод познания в рассматриваемом направлении, первая глава представленной здесь работы посвящена более детальному рассмотрению данного метода. Полученные при этом выводы использованы в теоретическом проникновении в несуществующую в настоящее время эмбриональную стадию психического. Ценность такого исследования заключается в том, что данная стадия содержит в наиболее простой и целостной форме зачатки всех психических процессов, функционирующих в развитом современном сознательном и бессознательном. Теоретическое овладение этими феноменами в том виде, какой они имели место в момент своего возникновения, несомненно поможет получению новых знаний, необходимых для лучшей и более легкой адаптации современного потребного поведения к постоянно усложняющимся условиям внешней среды.


 Об авторе

Александр Тимофеевич ДУГИН (род. в 1948 г.)

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин юридического факультета Гуманитарного института Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Преподает уголовное право и читает спецкурс "Правоотношения в уголовно-процессуальной деятельности". Является автором монографии "Поведение как отношение -- индивидуальное, общественное, правовое" (2001).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце