КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Обложка Печенков В.В. Тайна индивидуальности: Артефакт эволюции или смысл бытия человека?
Id: 106227
 
199 руб.

Тайна индивидуальности: Артефакт эволюции или смысл бытия человека?

URSS. 2010. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01143-3.

Зачем индивидуальность всегда единственна и неповторима? Является ли она случайным побочным продуктом эволюции или закономерной необходимостью, сущностью человека? Почему только в кошмарном сне можно представить себе человечество, состоящее из абсолютно одинаковых людей? Является ли индивидуальность привилегией человека или можно говорить об индивидуальности камня, вещи, цветка, дерева, животного? На эти и многие другие вопросы пытается найти ответы автор книги --- психолог В. В. Печенков.

Стремясь переосмыслить сложившиеся стереотипы представлений об индивидуальности, автор предлагает и обосновывает положения нового, динамического подхода, суть которого состоит в том, что индивидуальность понимается не как застывшая на всю жизнь структура, а как подвижное образование, играющее ведущую роль в психическом развитии человека. Читатель не найдет в книге готовых однозначных ответов, ее задача --- показать, насколько мало человек знает о самом себе и даже не подозревает, какие возможности таит в себе его индивидуальность.

Книга написана на стыке философии и психологии; исходным материалом для нее послужил инновационный цикл лекций для студентов-психологов, обучающихся в магистратуре. Однако думается, что книга может заинтересовать не только студентов и специалистов, но и любого человека, размышляющего о своей индивидуальности.


Оглавление
Преамбула от автора
Глава 1.Сдвоенный мир
 Парадокс индивидуальности
 О доксе и парадоксе
 Вероятностное понимание мира
 Гипотетическое понимание мира
 Горит бессмыслицы звезда
 Сила привычки
 Динамическая система "индивид -- среда"
 Уильям Джемс о воображении
 Вдохновение и расчет
  Рассудок и разум
 Дивергентное и конвергентное мышление
  Эдвард де Боно о двух типах мышления
  Абрахам Маслоу: самоактуализирующиеся личности
  Асинхрония
  Внешнее и подлинное научение
  Динамическому подходу -- динамическое мышление
Глава 2.Горизонталь и вертикаль индивидуальности
 Два пути -- две идеологии
 Топографическая гипотеза
 Абсолютный наблюдатель: миф или реальность?
 Высшая и низшая очевидность
 Сны наяву
 Темпоральная гипотеза
 Теоретическое и эмпирическое мышление
 Л. М. Баткин о "психологизме"
Глава 3.Уровни понимания
 Уровневый анализ способов понимания индивидуальности
 Поверхностные способы
 Иллюзии погружения
 Вертикальные способы
 Кризис объясняющих подходов
Глава 4.Общие принципы динамического подхода к пониманию целостной индивидуальности
 Парадоксы как точки погружения
 Единство стабильности и развития как основная проблема индивидуальности
 Ядро и оболочка
 Содержание и динамика
 Литические и кризисные периоды
 Конвергенция внешних и внутренних факторов
 На перекрестке двух представлений
 Номотетика и идиографика: вместе или врозь?
 Две стратегии постижения индивидуальности -- аддитивная и неаддитивная
 Тупик аддитивности
 Исключительность -- защита от научных методов
 Единичность и единственность
 Психология индивидуальных различий и психология индивидуальности
 Креационизм и эволюционизм
Глава 5.Тайна индивидуальности
 Загадка для самого себя
 Метафоры как инструмент науки
 Проблемное поле и плюрализм метафор
Глава 6.Монтаж метафор
 Монтаж реального и виртуального хронотопа
 Линейный и нелинейный монтаж
 Лакуны или кричащее молчание
 Специфика психологического монтажа
Глава 7.Метафоры индивидуальности
 Разное в одном
 Выбор исходной метафоры
Глава 8.Рекордная гонка или отчаянное бегство
 Биполярная психика
 Апофатическая природа идеалов
Глава 9.Иллюзия целостности
 Человечество -- расширенная личность
 Человечество как идеал
 Составляющие метасистемы "человечество"
Глава 10.Два способа -- два пути развития человека
 Две ипостаси ограниченности
 Человек экстатический
 На пересечении двух путей
Глава 11.Дифференциация психики
 Последовательная дифференциация
 Параллельная дифференциация
 Медиаторная гипотеза
 Эмоциональное сканирование мира
Глава 12.Гетеронимы
 Негомогенная психика и многоместный субъект
 Функции разных Я
 Диалоги с зеркальным Я
 Тень и "дуальная личность"
 Я и Другие
 Гетеронимы Фернандо Пессоа
 Микрочеловечество
 Промежуточные итоги
Глава 13.Экзистенциальная функция индивидуальности
 Кто Я? Для чего Я?
 Формула Франкла
 Второе решение
 Отступление о вариантах свободы
 Убегающий смысл
 Быть или не быть человеком?
 Вторая природа человека
 Предназначение
Глава 14.Смысловая аура "психологизма"
 Дом для индивидуальности
 Вместо заключения: расширенный "психологизм"
Литература

Преамбула от автора

Вращается весь мир вкруг человека,
Ужель один недвижим будет он?

А. С. Пушкин

Проблема индивидуальности вот уже много лет притягивает к себе мое внимание. Многое из того, что вначале выглядело достаточно простым и ясным, при ближайшем рассмотрении оказалось крайне запутанным, скрытым под густой завесой банальностей и устоявшихся заблуждений. К счастью, я довольно скоро обнаружил, что далеко не одинок в своем стремлении переосмыслить сложившиеся стереотипы представлений об индивидуальности, и многие интересно думающие люди уже прошли значительную часть этого пути, что стало для меня ощутимым подспорьем.

Мое теоретическое исследование иных путей в психологии индивидуальности начиналось вовсе не как исследование, а как разрозненные записи собственных размышлений для себя, на всякий случай. Когда записей скопилось много, то возникло желание привести их в порядок, что собственно и способствовало написанию этой книги, основная задача которой -- вербально оформить новый взгляд на индивидуальность и ее роль в личностном и духовном развитии человека. Объединительным стержнем для решения этой задачи была выбрана тема противостояния двух подходов к пониманию индивидуальности -- статического и динамического.

О существовании двух противоположных точек зрения на индивидуальность известно достаточно давно. Аксиома статической индивидуальности, постоянно доминирующая как в научном, так и в обыденном сознании, в самом общем виде может быть сформулирована так: что меняется, то не может быть индивидуальностью. Индивидуальности положено быть постоянной, твердой, незыблемой. И потому само понятие "динамическая индивидуальность" не может существовать, это абсурд, деревянное железо, сухая вода и т. п. Индивидуальность как существительное, должна описывать только то, что в человеке является действительно существенным, свойственным лишь этому человеку. Статическая точка зрения утверждает, что единство и непрерывность сознательного восприятия или сознания, обязательно должны существовать, иначе нельзя даже ставить вопрос об индивидуальности. Поскольку люди обладают способностью рассказать о своей жизни, то в психологии способность к автобиографической памяти рассматривается как основание для появления и поддержания ощущения непрерывной индивидуальности. Однако, утверждение, что именно память является основой того, что называют единством и тождеством индивидуальности, не стоит понимать слишком буквально, ибо в таком случае можно сделать ошибочный вывод об отсутствии индивидуальности у человека с плохой памятью. Тем более, как показывает практика, индивидуальность человека лучше проявляется в ошибках его памяти, избирательности его забывания. Поэтому вернее будет сказать, что память является одной из психических функций, с помощью которой индивидуальность может быть обнаружена и зафиксирована.

Реальность единства и устойчивости индивидуальности также подтверждается в результате длительного интерактивного взаимодействия с другими людьми, то есть в осознании постоянства своей особости через повторяющиеся реакции других людей на мои слова и действия.

В моральной и юридической практике существование устойчивости и непрерывности индивидуальности рассматривается как обязательное условие для того, чтобы считать людей ответственными за их прошлые дела. По этой причине в законах обязательно оговариваются те ситуации, когда устойчивость и непрерывность личности могут быть нарушены, в частности, это может быть состояние аффекта, психическое заболевание, слабоумие, помрачение сознания и т. п. Эти состояния рассматриваются в качестве смягчающих обстоятельств при назначении меры наказания или полном освобождении от него, поскольку допускается, что преступление якобы было совершено кем-то другим, поскольку фактически подсудимый "находился не в себе", "вышел из себя".

Статические подходы имеют то общее, что высказывая желательность и даже необходимость упорядочивания и стабилизации человеческих ориентаций и поведения, они сознательно или безотчетно оставляют без должного внимания более широкий вопрос, а именно: действительно ли существует и если да, то за счет чего формируется это заветное единство, или, по крайней мере, ощущение постоянства, непрерывности и последовательности в человеке.

Приверженцы динамической точки зрения на индивидуальность высказывают серьезные сомнения относительно существования такого единства и непрерывности человека в течение его жизни, поскольку реально наблюдают достаточно радикальные и нередко внезапные изменения в человеческом рассудке и поведении, вовсе не связанные с нарушениями сознания или сумасшествием, и не усматривают, таким образом, никаких особых причин, чтобы постулировать любое априорное единство.

А. С. Пушкин в статье "Александр Радищев" писал: "Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. Муж, со вздохом иль с улыбкою, отвергает мечты, волновавшие юношу. Моложавые мысли, как и моложавое лицо, всегда имеют что-то странное и смешное. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют".

Кроме того, динамический подход не признает принцип единственности индивидуальности: один человек -- одна индивидуальность. Этот краеугольный камень статического подхода всегда считался очевидным, не подлежащим сомнению и не требующим специальных доказательств. Однако многочисленные факты (и не только из истории психиатрии) показывают, что один человек может обладать многими индивидуальностями -- последовательно или одновременно. Феномен "множественной личности" известен достаточно давно и описанию его посвящено немало научных книг.

В отличие от статического подхода, который движется по поверхности, ограничиваясь изучением структуры и составляющих ее элементов, динамический подход погружается в глубину, стараясь понять индивидуальность в ее развитии и многообразии. Статический подход полагает мир и человека в нем раз и навсегда сотворенными, и потому индивидуальность предстает как составленная из отдельных элементов внутренняя необратимость, не способная к развитию в каждом отдельном человеке. Динамический подход опирается на радикально альтернативные предпосылки и ставит в центре незавершенного мира человека живого и целостного, сущность которого в том, что он есть бесконечно и безгранично развивающееся, переделывающее себя существо и все особенности его психики связаны именно с этим.

Ключевую идею динамического подхода просто и лаконично выразил Виктор Франкл [89]: быть -- значит отличаться, имея в виду при этом не столько непохожесть на других людей, но прежде всего способность изменяться, превосходить самого себя, определять свою судьбу.

В свете этой формулы сдвиг исследовательских интересов и задач от статического к динамическому подходу, характеризующий общее состояние современной исследовательской парадигмы, однозначно подразумевает решительный отказ от трактовки изменений, происходящих в психике человека, как пассивной реакции на внешнее воздействие и переход к пониманию изменения как самоорганизации: "от пассивного бытия к активному становлению".

Обе точки зрения (статическая и динамическая) выдвигают очень веские аргументы и опираются на реальные жизненные факты, и потому ни одна из них не может быть отвергнута. Существование человека насквозь пропитано парадоксами, один из которых состоит в том, что человек всегда находится на пересечении двух прямо противоположных тенденций своего развития: с одной стороны, он стремится стать универсальным, и в то же самое время желает утвердиться в постоянстве своей уникальности. В этой связи не должна вызывать особого удивления парадоксальная природа индивидуальности, позволяющая ей сочетать в себе такие свойства, какие по отдельности противоречат друг другу: она отличается одновременно и наибольшей твердостью и наибольшей податливостью. Разгадка единства таких несовместимых свойств представляется центральной для понимания целостной индивидуальности, из чего следует, что первоочередной задачей для того, кто стремится основательно и всерьез исследовать тайну индивидуальности, является обнаружение вероятных точек сопряжения двух противоположных взглядов на индивидуальность.

В психологии существует множество вариантов решения проблемы сочетания стабильности и развития. Например, деление психики на неизменяемое ядро и подвижную, гибкую оболочку, деление области психического на содержание и динамику, выделение в психическом развитии кризисных и литических периодов, и т. д.

Мною для решения этой проблемы выдвигается и анализируется гипотеза о динамической индивидуальности, обоснование которой стало центральной задачей данной книги. Одновременно в качестве сверхзадачи в книге сквозной нитью проводится мысль об ограниченности однозначного понимания мира и человека, о соотношении и переплетении вероятного и невероятного, ортодоксального и парадоксального, повторяемого и уникального, закономерного и случайного, циклического и линейного, горизонтального и вертикального. Тем самым предполагается расширить рамки представлений о психологических реалиях, связанных с индивидуальностью человека и показать возможность видеть это явление одновременно с разных сторон, выявлять противоречия, формулировать проблему, выдвигать гипотезы о способах ее решения.


Об авторе
Василий Васильевич ПЕЧЕНКОВ

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета и Психологического института РАО. Лауреат премии Президента РФ в области образования за 2001 год.