URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Печенков В.В. Тайна индивидуальности: Артефакт эволюции или смысл бытия человека?
Id: 106227
 
199 руб.

Тайна индивидуальности: Артефакт эволюции или смысл бытия человека?

URSS. 2010. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01143-3.

 Аннотация

Зачем индивидуальность всегда единственна и неповторима? Является ли она случайным побочным продуктом эволюции или закономерной необходимостью, сущностью человека? Почему только в кошмарном сне можно представить себе человечество, состоящее из абсолютно одинаковых людей? Является ли индивидуальность привилегией человека или можно говорить об индивидуальности камня, вещи, цветка, дерева, животного? На эти и многие другие вопросы пытается найти ответы автор книги --- психолог В. В. Печенков.

Стремясь переосмыслить сложившиеся стереотипы представлений об индивидуальности, автор предлагает и обосновывает положения нового, динамического подхода, суть которого состоит в том, что индивидуальность понимается не как застывшая на всю жизнь структура, а как подвижное образование, играющее ведущую роль в психическом развитии человека. Читатель не найдет в книге готовых однозначных ответов, ее задача --- показать, насколько мало человек знает о самом себе и даже не подозревает, какие возможности таит в себе его индивидуальность.

Книга написана на стыке философии и психологии; исходным материалом для нее послужил инновационный цикл лекций для студентов-психологов, обучающихся в магистратуре. Однако думается, что книга может заинтересовать не только студентов и специалистов, но и любого человека, размышляющего о своей индивидуальности.


 Оглавление

Преамбула от автора
Глава 1. Сдвоенный мир
 Парадокс индивидуальности
 О доксе и парадоксе
 Вероятностное понимание мира
 Гипотетическое понимание мира
 Горит бессмыслицы звезда
 Сила привычки
 Динамическая система "индивид -- среда"
 Уильям Джемс о воображении
 Вдохновение и расчет
  Рассудок и разум
 Дивергентное и конвергентное мышление
  Эдвард де Боно о двух типах мышления
  Абрахам Маслоу: самоактуализирующиеся личности
  Асинхрония
  Внешнее и подлинное научение
  Динамическому подходу -- динамическое мышление
Глава 2. Горизонталь и вертикаль индивидуальности
 Два пути -- две идеологии
 Топографическая гипотеза
 Абсолютный наблюдатель: миф или реальность?
 Высшая и низшая очевидность
 Сны наяву
 Темпоральная гипотеза
 Теоретическое и эмпирическое мышление
 Л. М. Баткин о "психологизме"
Глава 3. Уровни понимания
 Уровневый анализ способов понимания индивидуальности
 Поверхностные способы
 Иллюзии погружения
 Вертикальные способы
 Кризис объясняющих подходов
Глава 4. Общие принципы динамического подхода к пониманию целостной индивидуальности
 Парадоксы как точки погружения
 Единство стабильности и развития как основная проблема индивидуальности
 Ядро и оболочка
 Содержание и динамика
 Литические и кризисные периоды
 Конвергенция внешних и внутренних факторов
 На перекрестке двух представлений
 Номотетика и идиографика: вместе или врозь?
 Две стратегии постижения индивидуальности -- аддитивная и неаддитивная
 Тупик аддитивности
 Исключительность -- защита от научных методов
 Единичность и единственность
 Психология индивидуальных различий и психология индивидуальности
 Креационизм и эволюционизм
Глава 5. Тайна индивидуальности
 Загадка для самого себя
 Метафоры как инструмент науки
 Проблемное поле и плюрализм метафор
Глава 6. Монтаж метафор
 Монтаж реального и виртуального хронотопа
 Линейный и нелинейный монтаж
 Лакуны или кричащее молчание
 Специфика психологического монтажа
Глава 7. Метафоры индивидуальности
 Разное в одном
 Выбор исходной метафоры
Глава 8. Рекордная гонка или отчаянное бегство
 Биполярная психика
 Апофатическая природа идеалов
Глава 9. Иллюзия целостности
 Человечество -- расширенная личность
 Человечество как идеал
 Составляющие метасистемы "человечество"
Глава 10. Два способа -- два пути развития человека
 Две ипостаси ограниченности
 Человек экстатический
 На пересечении двух путей
Глава 11. Дифференциация психики
 Последовательная дифференциация
 Параллельная дифференциация
 Медиаторная гипотеза
 Эмоциональное сканирование мира
Глава 12. Гетеронимы
 Негомогенная психика и многоместный субъект
 Функции разных Я
 Диалоги с зеркальным Я
 Тень и "дуальная личность"
 Я и Другие
 Гетеронимы Фернандо Пессоа
 Микрочеловечество
 Промежуточные итоги
Глава 13. Экзистенциальная функция индивидуальности
 Кто Я? Для чего Я?
 Формула Франкла
 Второе решение
 Отступление о вариантах свободы
 Убегающий смысл
 Быть или не быть человеком?
 Вторая природа человека
 Предназначение
Глава 14. Смысловая аура "психологизма"
 Дом для индивидуальности
 Вместо заключения: расширенный "психологизм"
Литература

 Преамбула от автора

Вращается весь мир вкруг человека,
Ужель один недвижим будет он?

А. С. Пушкин

Проблема индивидуальности вот уже много лет притягивает к себе мое внимание. Многое из того, что вначале выглядело достаточно простым и ясным, при ближайшем рассмотрении оказалось крайне запутанным, скрытым под густой завесой банальностей и устоявшихся заблуждений. К счастью, я довольно скоро обнаружил, что далеко не одинок в своем стремлении переосмыслить сложившиеся стереотипы представлений об индивидуальности, и многие интересно думающие люди уже прошли значительную часть этого пути, что стало для меня ощутимым подспорьем.

Мое теоретическое исследование иных путей в психологии индивидуальности начиналось вовсе не как исследование, а как разрозненные записи собственных размышлений для себя, на всякий случай. Когда записей скопилось много, то возникло желание привести их в порядок, что собственно и способствовало написанию этой книги, основная задача которой -- вербально оформить новый взгляд на индивидуальность и ее роль в личностном и духовном развитии человека. Объединительным стержнем для решения этой задачи была выбрана тема противостояния двух подходов к пониманию индивидуальности -- статического и динамического.

О существовании двух противоположных точек зрения на индивидуальность известно достаточно давно. Аксиома статической индивидуальности, постоянно доминирующая как в научном, так и в обыденном сознании, в самом общем виде может быть сформулирована так: что меняется, то не может быть индивидуальностью. Индивидуальности положено быть постоянной, твердой, незыблемой. И потому само понятие "динамическая индивидуальность" не может существовать, это абсурд, деревянное железо, сухая вода и т. п. Индивидуальность как существительное, должна описывать только то, что в человеке является действительно существенным, свойственным лишь этому человеку. Статическая точка зрения утверждает, что единство и непрерывность сознательного восприятия или сознания, обязательно должны существовать, иначе нельзя даже ставить вопрос об индивидуальности. Поскольку люди обладают способностью рассказать о своей жизни, то в психологии способность к автобиографической памяти рассматривается как основание для появления и поддержания ощущения непрерывной индивидуальности. Однако, утверждение, что именно память является основой того, что называют единством и тождеством индивидуальности, не стоит понимать слишком буквально, ибо в таком случае можно сделать ошибочный вывод об отсутствии индивидуальности у человека с плохой памятью. Тем более, как показывает практика, индивидуальность человека лучше проявляется в ошибках его памяти, избирательности его забывания. Поэтому вернее будет сказать, что память является одной из психических функций, с помощью которой индивидуальность может быть обнаружена и зафиксирована.

Реальность единства и устойчивости индивидуальности также подтверждается в результате длительного интерактивного взаимодействия с другими людьми, то есть в осознании постоянства своей особости через повторяющиеся реакции других людей на мои слова и действия.

В моральной и юридической практике существование устойчивости и непрерывности индивидуальности рассматривается как обязательное условие для того, чтобы считать людей ответственными за их прошлые дела. По этой причине в законах обязательно оговариваются те ситуации, когда устойчивость и непрерывность личности могут быть нарушены, в частности, это может быть состояние аффекта, психическое заболевание, слабоумие, помрачение сознания и т. п. Эти состояния рассматриваются в качестве смягчающих обстоятельств при назначении меры наказания или полном освобождении от него, поскольку допускается, что преступление якобы было совершено кем-то другим, поскольку фактически подсудимый "находился не в себе", "вышел из себя".

Статические подходы имеют то общее, что высказывая желательность и даже необходимость упорядочивания и стабилизации человеческих ориентаций и поведения, они сознательно или безотчетно оставляют без должного внимания более широкий вопрос, а именно: действительно ли существует и если да, то за счет чего формируется это заветное единство, или, по крайней мере, ощущение постоянства, непрерывности и последовательности в человеке.

Приверженцы динамической точки зрения на индивидуальность высказывают серьезные сомнения относительно существования такого единства и непрерывности человека в течение его жизни, поскольку реально наблюдают достаточно радикальные и нередко внезапные изменения в человеческом рассудке и поведении, вовсе не связанные с нарушениями сознания или сумасшествием, и не усматривают, таким образом, никаких особых причин, чтобы постулировать любое априорное единство.

А. С. Пушкин в статье "Александр Радищев" писал: "Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. Муж, со вздохом иль с улыбкою, отвергает мечты, волновавшие юношу. Моложавые мысли, как и моложавое лицо, всегда имеют что-то странное и смешное. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития, а опыты для него не существуют".

Кроме того, динамический подход не признает принцип единственности индивидуальности: один человек -- одна индивидуальность. Этот краеугольный камень статического подхода всегда считался очевидным, не подлежащим сомнению и не требующим специальных доказательств. Однако многочисленные факты (и не только из истории психиатрии) показывают, что один человек может обладать многими индивидуальностями -- последовательно или одновременно. Феномен "множественной личности" известен достаточно давно и описанию его посвящено немало научных книг.

В отличие от статического подхода, который движется по поверхности, ограничиваясь изучением структуры и составляющих ее элементов, динамический подход погружается в глубину, стараясь понять индивидуальность в ее развитии и многообразии. Статический подход полагает мир и человека в нем раз и навсегда сотворенными, и потому индивидуальность предстает как составленная из отдельных элементов внутренняя необратимость, не способная к развитию в каждом отдельном человеке. Динамический подход опирается на радикально альтернативные предпосылки и ставит в центре незавершенного мира человека живого и целостного, сущность которого в том, что он есть бесконечно и безгранично развивающееся, переделывающее себя существо и все особенности его психики связаны именно с этим.

Ключевую идею динамического подхода просто и лаконично выразил Виктор Франкл [89]: быть -- значит отличаться, имея в виду при этом не столько непохожесть на других людей, но прежде всего способность изменяться, превосходить самого себя, определять свою судьбу.

В свете этой формулы сдвиг исследовательских интересов и задач от статического к динамическому подходу, характеризующий общее состояние современной исследовательской парадигмы, однозначно подразумевает решительный отказ от трактовки изменений, происходящих в психике человека, как пассивной реакции на внешнее воздействие и переход к пониманию изменения как самоорганизации: "от пассивного бытия к активному становлению".

Обе точки зрения (статическая и динамическая) выдвигают очень веские аргументы и опираются на реальные жизненные факты, и потому ни одна из них не может быть отвергнута. Существование человека насквозь пропитано парадоксами, один из которых состоит в том, что человек всегда находится на пересечении двух прямо противоположных тенденций своего развития: с одной стороны, он стремится стать универсальным, и в то же самое время желает утвердиться в постоянстве своей уникальности. В этой связи не должна вызывать особого удивления парадоксальная природа индивидуальности, позволяющая ей сочетать в себе такие свойства, какие по отдельности противоречат друг другу: она отличается одновременно и наибольшей твердостью и наибольшей податливостью. Разгадка единства таких несовместимых свойств представляется центральной для понимания целостной индивидуальности, из чего следует, что первоочередной задачей для того, кто стремится основательно и всерьез исследовать тайну индивидуальности, является обнаружение вероятных точек сопряжения двух противоположных взглядов на индивидуальность.

В психологии существует множество вариантов решения проблемы сочетания стабильности и развития. Например, деление психики на неизменяемое ядро и подвижную, гибкую оболочку, деление области психического на содержание и динамику, выделение в психическом развитии кризисных и литических периодов, и т. д.

Мною для решения этой проблемы выдвигается и анализируется гипотеза о динамической индивидуальности, обоснование которой стало центральной задачей данной книги. Одновременно в качестве сверхзадачи в книге сквозной нитью проводится мысль об ограниченности однозначного понимания мира и человека, о соотношении и переплетении вероятного и невероятного, ортодоксального и парадоксального, повторяемого и уникального, закономерного и случайного, циклического и линейного, горизонтального и вертикального. Тем самым предполагается расширить рамки представлений о психологических реалиях, связанных с индивидуальностью человека и показать возможность видеть это явление одновременно с разных сторон, выявлять противоречия, формулировать проблему, выдвигать гипотезы о способах ее решения.


 Об авторе

Василий Васильевич ПЕЧЕНКОВ

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета и Психологического института РАО. Лауреат премии Президента РФ в области образования за 2001 год.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце