URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика
Id: 106118
 
374 руб. Бестселлер!

Федеративная Россия и ее региональная политика

2008. 352 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-16-003516-1.
"http://www.expert.ru/printissues/expert/2001/32/32ex-book/ ДРУГИЕ КНИГИ АВТОРОВ ЛЕКСИНА В.Н., ШВЕЦОВА А.Н.:
Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. .
Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Изд.6, стереот..
Совершенствование региональной политики: Концепции и практика. Изд.2.
Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: Опыт системной диагностики. .
Федеративная Россия и ее региональная политика. .
Экономика и управление преобразованиями сложных социально-экономических систем. .
Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. Изд.3, испр. и доп..
Методы и практика системного регулирования регионального и хозяйственного развития. Изд.2.
Государственная поддержка российских городов. Изд.2, испр..
Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.1.
Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.5.
Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.4.
Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.3.
Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика (энциклопедический справочник). Т.2

 Аннотация

Предметом новой книги д.э.н., профессора В.Н. Лексина являются диагностика и варианты решений широкого круга проблем в сфере федеративных отношений, государственного и муниципального управления, а также организации разработки и реализации региональной политики. Как и в предыдущих публикациях автора, в настоящей книге органически связаны юридические, политологические, организационно-управленческие, экономические, социальные и бюджетно-финансовые аспекты рассматриваемых вопросов.

Книга рекомендована Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» и может быть полезной для государственных и муниципальных служащих, а также для научных работников, исследующих проблемы федерализма и местного самоуправления.


 Оглавление

Введение

Раздел 1. Насколько федеративна Российская Федерация

 Постановка проблемы
Глава 1.1. Что такое федерализм и зачем он нужен
 1.1.1.Федерализм как форма территориальной организации и децентрализации власти
  Российский федерализм: врождённое свойство или инородное тело? -- Властная сущность и определения федерализма. -- Федерализм в контексте централизации и децентрализации государственного управления. -- Сложности реализации принципов федерализма. -- Конституционный и реальный федерализм
 1.1.2.Виды, условия и побудительные мотивы федеративной децентрализации власти
  Многоликая децентрализация. -- Уточним определение. -- Динамичность федерализма. -- Федерализм не есть универсализм. -- Побудительные мотивы федерализации
 1.1.3.Ценности федерализма и его противники
  Тенденции федерализации. -- Ценности федерализма. -- Враги федерализма. -- Федерализм и государственность. -- Неисчерпанность потенциала федерализма
Глава 1.2. От конституционного к реальному федерализму: ничего случайного
 1.2.1.Генезис и начало перемен
  Этапы становления безальтернативного федерализма. -- Пять особенностей российского федерализма. -- Национальный принцип построения федерации: "за" и "против". -- Региональная неравно-статусность и социально-экономические асимметрии. -- "Другое время на дворе -- другие песни"
 1.2.2."Новый федерализм"
  Тройной удар. -- "Презумпция региональной виновности". -- Политика предметного разграничения. -- Слишком "бюджетный" федерализм. -- Неосознаваемая необходимость взаимодействий.
 1.2.3.Федерация неравных
  Ужасная и лукавая статистика. Объективный характер территориальных асимметрий. -- Направления "выравнивания" и простейшее решение. -- "Выравнивание" путём поглощения проблемных территорий. -- Первый прецедент. -- Как оценить результаты "укрупнения"?
Глава 1.3. Местное самоуправление в федеративном государстве
 1.3.1.Местное самоуправление и местная власть
  Общеупотребительные определения и их реальное содержание. -- Федерально-государственные основания местного самоуправления. -- Самоуправление и органы власти. -- Народовластие и местное самоуправление. -- Местная власть и сущностные проблемы местного самоуправления
 1.3.2.Проведение федеральным "центром" муниципальной реформы 1993-2000 гг
  Начало реформы. -- Планы реформирования и сохранение функций прежней местной власти. -- Институты проведения первой реформы. -- Новая схема территориальной организации местного самоуправления. -- Сводные оценки первой муниципальной реформы
 1.3.3.Проведение федеральным "центром" административно-муниципальной реформы 2003-2008 гг
  Предварительные замечания. -- Реформационные намерения и первые результаты. -- Качество власти при отсутствии ресурсов управления. -- Новая структура муниципалитетов. -- Прогнозы огосударствления

Раздел 2. Насколько соразмерны ресурсы, масштабы и формы участия федерального "центра" и субъектов РФ в решении вопросов общероссийского и конкретно-регионального значения

 Постановка проблемы
Глава 2.1. "Федеральное присутствие" в субъектах Российской Федерации
 2.1.1.Федеральный "центр" в системе разделённых властей России
  Принцип разделения властей в федеративном государстве. -- Законодательная власть. -- Судебная власть. -- Исполнительная власть. -- "Федеральное присутствие" в правовом поле России.
 2.1.2.Президент России, его Администрация и федеральные органы исполнительной власти: масштабы и формы "федерального присутствия" в регионах
  Роль Президента России и его Администрации в выстраивании федеративных отношений. -- Институт полномочных представителей Президента России. -- Федеральная регламентация работы исполнительной власти в регионах. -- Территориальные органы: распространённость и функции. -- Территориальные органы: отношения с органами власти субъектов РФ. -- Реструктуризация территориальных органов
 2.1.3."Федеральное присутствие" в ресурсном обеспечении жизнедеятельности регионов
  Ресурсные инструменты "федерального присутствия". -- Федеральные предпочтения. -- Вертикальное смещение бюджетных доходов. -- Увеличение бюджетной зависимости регионов от федерального "центра". -- Необходимость дополнения бюджетной классификации
Глава 2.2. Возможности и практика участия субъектов Российской Федерации в принятии общегосударственных решений
 2.2.1.Проблемы прямого участия субъектов РФ в федеральном законотворчестве
  Определение. -- Сущность законодательной инициативы. -- Статистика перехода региональной законодательной инициативы в закон. -- Проблемы согласования законопроектов. Парламентские слушания. -- Предлагаемые решения
 2.2.2.Совет Федерации как "палата регионов". Региональные интересы в Государственной Думе
  Определение. -- Законодательные ограничения. -- Проблемы формирования "палаты регионов". -- Совет законодателей. -- "Re-регионализация"ГосударственнойДумы
 2.2.3.Институты "регионального присутствия" в федеральном "центре"
  Совещательный орган глав регионов. -- Задачи Государственного совета и организация их выполнения. -- Предметная тематика. -- Решения и их реализация. -- Региональные представительства в Москве.
Глава 2.3. Организация и процедуры взаимодействия федерального "центра" и субъектов Российской Федерации
 2.3.1.Необходимость и возможность упорядочения взаимодействий
  Поток несогласованных новаций. -- Реакция "исполнителя". -- Единоличная "смена караула". -- Незаслуженно забытый институт согласования позиций. -- 0 смысле и возможности неформальных соглашений
 2.3.2.Практика и проблемы взаимодействий субъектов РФ и федерального "центра"
  Взаимодействия в тени разграничений. Масштаб проблемы. -- Имеющаяся практика. -- Возможные решения. -- Варианты узаконения предложений. -- Дополнительные уточнения
 2.3.3.Информационные аспекты взаимодействия федерального "центра" и регионов
  Задачи и содержание информационного обеспечения. -- Типичные проблемы. -- Возможные решения. -- 0 единой системе информационного обеспечения. -- Реалистичность предложений

Раздел 3. Насколько региональна государственная региональная политика России

 Постановка проблемы
Глава 3.1. Предмет, содержание и условия результативной разработки и реализации государственной региональной политики
 3.1.1.Исходные концептуальные положения
  Системная регионалистика как научная основа государственной региональной политики. -- Особенности современного периода разработки и реализации государственной региональной политики. -- Цели и задачи государственной региональной политики России. -- Главные противоречия между общественно необходимыми потребностями и практикой государственного регулирования территориального развития. -- Несколько замечаний о соотношении региональной и экономической политики
 3.1.2.Инструментарий, прогнозно-аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной региональной политики
  Инструментарий государственной региональной политики. -- О единой системе документов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной региональной политики. -- 0 региональном аспекте федеральных прогнозов, стратегий и программ. -- Об информационном обеспечении разработки и реализации государственной региональной политики. -- 0 приоритетных направлениях и объектах государственной региональной политики
 3.1.3.Возможности законодательного регулирования процедур разработки и реализации государственной региональной политики
  Необходимость закона о процедуре разработки и реализации государственной региональной политики. -- История вопроса. -- Законодательное закрепление принципов разработки и реализации государственной региональной политики. -- Содержательные положения законопроекта. -- Структура предлагаемого законопроекта
Глава 3.2. Локализация приоритетов государственной региональной политики. "Региональные столицы" и крупнейшие города России
 3.2.1.Факты и комментарии
  Только факты. -- "Регионально-столичные" проблемы. -- Особенности формирования большинства городов России. -- Социалистическая индустриализация и советская урбанизация. -- Причины упадка большинства городов
 3.2.2.Причины относительного благополучия "региональных столиц" России
  Советский фундамент относительного благополучия современных "региональных столиц". -- Новые факторы "регионально-столичного" благополучия. -- "Региональные столицы" -- центры "сервисной экономики". -- Специфика "регионально-столичной" торговли. -- Федерально-окружная "столичность" -- ещё один шанс?
 3.2.3.Крупногородской облик российских реформ: оценки и прогнозы
  Крупные города -- главная "площадка" российских реформ. -- Формирование новой социальной структуры общества. -- Оценки современной притягательности крупного города. -- Об этом нельзя забывать. -- Предположения и прогнозы.
Глава 3.3. Макрозоны приоритетных государственных интересов. Дальний Восток и федеральный "центр"
 3.3.1.Дальний Восток -- другая Россия. Федеральный "центр" и проблемы макрорегиона
  Общая оценка. -- Экономические различия. -- Социальные различия. -- Попытки федерального регулирования ситуации. -- Структура федеральных интересов на Дальнем Востоке: предлагаемое определение
 3.3.2.Административные центры и крупные города Дальнего Востока: их уникальная роль в развитии регионов и собственные проблемы
  Специфика дальневосточных "столиц". -- Проблемы городских властей. -- Возможные подходы к оценке перспектив. -- Реализованный подход. -- Системная диагностика исходной ситуации
 3.3.3.Конкретные результаты системной диагностики и обоснования стратегических ориентиров развития
  Демографическая ситуация. -- Особенности экономики. Неоправданные пессимистические прогнозы. -- Неоправданно завышенные ожидания. -- Типичное и особенное. -- Главные ориентиры и выводы
Заключение: Краткие ответы на вопросы, которые могут возникнуть у тех, кто невнимательно читал эту книгу
 1.Насколько федеративна Российская Федерация?
 2.Насколько соразмерны ресурсы, масштабы и формы участия федерального "центра" и регионов в решении вопросов общероссийского и конкретно-регионального значения?
 3.Насколько региональна государственная региональная политика России?
Приложение
 Перечень некоторых публикаций автора, дополнительно объясняющих положения этой книги
  1.Монографии и разделы в книгах
  2.Публикации в периодических изданиях

 Об авторе

Лексин Владимир Николаевич
Доктор экономических наук, профессор. Главный научный сотрудник Института системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН. Автор более 400 публикаций, один из наиболее цитируемых ученых России. Научные интересы последних лет характеризуют такие работы, как монография «Федеративная Россия и ее региональная политика», а также статьи «Цивилизационный кризис и его российские последствия», «Пространство власти и мир человека», «Россия как социальное государство», «Россия как светское государство: Церковь в секулярном обществе», «Верующие и неверующие в секулярном мире», «Умереть в России», «Национальная политика многонационального государства», «Языковая репрезентация русской цивилизации», «Русская цивилизация сегодня». В издательстве URSS в 2011 г. вышла его книга «Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: опыт системной диагностики»; также в разное время изданы книги В. Н. Лексина в соавторстве с А. Н. Швецовым: «Новые проблемы российских городов», «Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика» (в 5 т.), «Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития», «Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления».
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце