URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Овсянико-Куликовский Д.Н. Теория поэзии и прозы: Теория словесности
Id: 104540
 
186 руб.

Теория поэзии и прозы: Теория словесности. Изд.6

URSS. 2010. 152 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01022-1.

 Аннотация

Книга известного отечественного филолога и психолога Д.Н. Овсянико-Куликовского (1853--1920), ученика и последователя идей А.А. Потебни, посвящена поэзии и прозе, объединяемым понятием "словесность". В семи главах сравнительно небольшой по объему книги дается представление о формах и видах образной и образно-лирической поэзии, приемах поэтического творчества, классификации художественных образов. Аналогично рассматриваются виды и формы прозы, приемы прозаического мышления. Книга иллюстрирована примерами из произведений классиков русской и мировой литературы. В приложении приводится словарь важнейших терминов теории словесности, который также снабжен примерами.

Рекомендуется широкому кругу читателей --- любителей словесности, как состоявшихся, так и начинающих.


 Оглавление

Предисловiе
Введенiе
 § 1.Поэзiя и проза, какъ элементы мысли
 § 2.Искусство. Его деленiе на виды и разновидности
 § 3.Лирика (искусства лирическiя)
 § 4.Соединенiе въ одномъ целомъ различныхъ искусствъ (художественный синкретизмъ)
Глава I. Формы образной и образно-лирической поэзiи
Глава II. Словесная лирика. Разновидности лирической поэзiи
Глава III. Прiемы поэтическаго творчества
Глава IV. Обобщающая сила художественныхъ образовъ. Ихъ деленiе на три разряда: схематическiе, символическiе и типичные
Глава V. Виды и формы прозы
Глава VI. Методы и прiемы прозаическаго мышленiя
Глава VII. Словесная форма поэзiи. Стихъ и слогъ
Приложенiе. Словарь важнейшихъ терминовъ теорiи словесности

 Предисловие

Настоящее (3-е) изданiе этой книги существенно отличается отъ предыдущихъ, прежде всего, темъ, что прежнее "Введенiе" и первый отделъ ("Что такое поэзiя и что такое проза, какъ явленiя мысли челове ческой") заменены новымъ "Введенiемъ", где я поставилъ себе целью, во-первыхъ, исправить теоретическiе недочеты, а во-вторыхъ, сделать изложенiе более легкимъ и популярнымъ. Кроме того, заново написаны страницы о "словесной лирике" (гл.II), предпосланныя отделу, где речь идетъ о разновидностяхъ лирической поэзiи; введена новая глава (IV: "обобщающая сила художественныхъ образовъ и ихъ деленiе на три разряда: схематическiе, символическiе и типичные"), где соответственный матерiалъ предыдущихъ изданiй представленъ въ более ясномъ и последовательномъ изложенiи.-Въ VII-ую главу ("Словесная форма поэзiи и прозы. Стихъ и слогъ") внесенъ новый параграфъ -- о "стиле". -- "Приложенiе" (очеркъ историческаго развитiя эпоса и драмы), присоединенное во 2-мъ изданiи, опущено, какъ трактующее о предмете, относящемся къ исторiи литературы, а не къ теорiи поэзiи и прозы, и заменено другимъ -- "словаремъ важнейшихъ терминовъ теорiи словесности". Въ остальныхъ частяхъ книги сделаны необходимыя поправки.


 Из введения


§ 1. Поэзiя и проза, какъ элементы мысли

Подъ именемъ "словесности" въ обширномъ смысле мы понимаемъ вою огромную массу техъ произведенiй человеческой мысли, которыя получаютъ свое окончательное выраженiе въ слове. Следовательно, подъ понятiе словесности подойдутъ и народная песня, напр., былина объ Илье Муромце, и поэма Пушкина, и повесть Тургенева, и философскiй трактатъ, и ученое изследованiе, и критическая статья и т.д. и т.д.

Все это множество произведенiй слова можетъ быть разделено на два большихъ отдела: одинъ отделъ называется поэзiей, другой-прозой.

Это деленiе основано на следующемъ.

Вникая въ работу человеческаго мышленiя, мы замечаемъ, что оно во многихъ случаяхъ не обходится безъ участья такъ называемыхъ "образовъ". "Образомъ" можетъ служить любое представленiе, если оно является способомъ созданiя и выраженiя мысли. Если же представленiе такой роли не играетъ, то оно и не является "образомъ",

Такъ, напр., разсказъ о томъ, какъ медведь, желая согнать муху со лба спящаго человека, разбилъ ему голову камнемъ, будетъ служить образомъ только въ томъ случае, когда мы воспользуемся имъ, какъ представленiемъ, которое наводитъ на мысль о вреде и опасности глупости ("услужливый дуракъ опаснее врага") и служитъ выраженiемъ этой мысли. Если же эта мысль не прiйдетъ намъ въ голову, и мы отнесемся къ разсказу просто какъ къ описанiю случая (хотя бы и выдуманнаго), то разсказъ потеряетъ для насъ значенiе образа, а вместе съ темъ -- и свой смыслъ.

Такъ вотъ, процессъ мышленiя, орудующiй образами, и называется поэтическимъ. Поэзiя-это образное мышленiе.

Ему противупоставляется другой процессъ мышленiя, именно тотъ, который обходится безъ участья образовъ. Онъ называется прозаическимъ. Проза-это мышленiе безъ-образное.

Такъ, напр., на ту же тему -- о глупости можно размышлять, не пользуясь никакими образами, не приводя примеровъ. Эти размышленiя превратятся въ разсужденiе, въ разборъ (анализъ) понятiя глупости и т.д. и приведутъ къ темъ или другимъ выводамъ. Это будетъ чисто-прозаическая (безъ-образная) работа мысли, орудующая понятiями.

Весьма нередко наблюдается смешенiе или совмещенiе обоихъ процессовъ, поэтическаго и прозаическаго. Размышляя на ту или иную тему, мы пользуемся сперва какими-нибудь образами, а затемъ переходимъ къ разсужденiю, или наоборотъ, начавъ разсужденiемъ, обращаемся къ образу, который подкрепляетъ его и придаетъ нашей мысли более яркое выраженiе.

Если мы возьмемъ на себя трудъ вникнуть въ процессъ нашего повседневнаго мышленiя, какъ оно проявляется въ размышленiи, въ раздумьи, въ разговоре, въ спорахъ и т.д., то легко заметимъ въ немъ присутствiе и постоянное чередованiе поэтическихъ и прозаическихъ элементовъ. Все мы, въ этомъ смысле, прирожденные "поэты" и "прозаики". Настоящiе, "призванные" и признанные поэты, пишущiе поэмы, повести, романы и т.д., и таковые же "прозаики", работающiе въ разныхъ областяхъ мысли (въ науке, въ философiи, въ области литературной критики и т.д.), отличаются отъ "насъ" только степенью дарованiя, глубиною мысли, широтою наблюденiй, способностью къ тому, что называется "творчествомъ". Не все могутъ "творить", создавать произведенiя, представляющiя общiй интересъ, имеющiя литературное значенiе, но все, кроме идiотовъ, обладаютъ элементами поэтическаго и прозаическаго мышленiя. Если бы ихъ не было у насъ, мы не были бы въ состоянiи понимать поэтическiя и прозаическiя произведенiя, а авторы этихъ творенiй остались бы безъ читающей публики.

По выраженiю покойнаго А.А.Потебни (проф. Харьковскаго университета, первостепеннаго ученаго-филолога), поэзiя "не тамъ только, где великiя произведенiя (какъ электричество не тамъ только, где гроза), а... везде, ежечасно и ежеминутно, где. говорятъ и думаютъ...".

Во избежанiе недоразуменiй, необходимо указать здесь же, что, кроме вышеустановленнаго понятiя прозы, какъ непоэтическаго, безъ-образнаго процесса мысли, существуетъ и другое, въ силу котораго "проза" противупоставляетоя не "поэзiи", а стиху: проза (въ этомъ смысле)-это нестихотворная речь.-Вь дальнейшемъ, вплоть до главы еII-й, мы, говоря о прозе, будемъ иметь въ виду только первое понятiе прозы, т.-е. то, которое противупоставляется понятiю поэзiи. И только въ последней, VII главе, посвященной разсмотренiю внешней, словесной формы произведенiй поэзiи и прозы, мы поведемъ речь и о прозе, противупоставляемой стиху.


 Об авторе

Дмитрий Николаевич ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ (1853--1920)

Известный отечественный филолог, психолог, почетный академик Петербургской академии наук. Родился в имении Каховка Таврической губернии, учился в Петербургском и Новороссийском университетах, в Праге и Париже. Преподавал в Новороссийском, Казанском, Харьковском и Петербургском университетах. Им написаны работы по синтаксису русского языка, санскриту и ведийской мифологии. Будучи последователем школы А.А.Потебни, Д.Н.Овсянико-Куликовский придерживался идеи изначальной образности языка и разрабатывал вопросы теории и психологии творчества, подчеркивая значение наблюдательного и экспериментального метода в искусстве. Известны труды Д.Н.Овсянико-Куликовского о творчестве И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Г.Гейне, И.В.Гёте.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце