URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Никитин А.К., Кабулова О.З. Модель взаимодействия России и Германии по  преодолению глобального финансового кризиса
Id: 104514
 
179 руб.

Модель взаимодействия России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса

URSS. 2010. 104 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01045-0.

 Аннотация

Данная работа посвящена проблеме влияния глобального финансового кризиса на состояние и перспективы российско-германских отношений. Германия является на сегодняшний день главным партнером России в торгово-экономической сфере. По мнению авторов книги, устойчивая модель сотрудничества, сформированная российской и немецкой сторонами, помогает преодолеть последствия кризиса, а также может быть полезна для других стран.

Книга ориентирована на широкий круг специалистов, занимающихся анализом последствий и поиском путей преодоления глобального финансового кризиса, профессионалов-международников, а также студентов старших курсов, обучающихся по специальностям "Международные отношения", "Мировая экономика", "Политология" и "Регионоведение".


 Оглавление

Введение. Взаимодействие России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса
1. Общая характеристика качества и динамики российско-германского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сфере
2. Сотрудничество в сфере топливно-энергетического комплекса
 2.1.Сотрудничество в нефтегазовой сфере
 2.2.Сотрудничество в области электроэнергетики и энергосберегающих технологий
 2.3.Сотрудничество в атомной энергетике
 2.4.Сотрудничество в области энергетического машиностроения
 2.5.Сотрудничество по развитию энергодиалога
3. Сотрудничество в аэрокосмической сфере
4. Сотрудничество в области телекоммуникаций и связи
5. Сотрудничество в сфере железнодорожного транспорта
6. Сотрудничество в сфере автомобилестроения
7. Сотрудничество в сфере науки и техники, нанотехнологий и образования
8. Сотрудничество в области сельского хозяйства
9. Сотрудничество в сфере оптово-розничной торговли
10. Межрегиональное сотрудничество
11. Информационное сопровождение российско-германского сотрудничества
12. Значение Одиннадцатых российско- германских межгосударственных консультаций на высшем уровне 16 июля 2009 г. в Мюнхене для развития российско-германского сотрудничества в посткризисный период
Заключение
Примечания

 Введение


Взаимодействие России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса

Нынешний глобальный финансовый кризис создает уникальный шанс для формирования новой модели политических и экономических отношений в мире. Переживаемый кризис вырос из существенных диспропорций в развитии человеческой цивилизации, унаследованных от прошлого, которые экстраполируются в политическую плоскость, приводя к ненужной политической конфронтации между государствами и цивилизациями, неадекватной задачам XXI века. Речь идет о разделении человечества на "золотой миллиард" и мировую периферию, о наличии стран с развитой постиндустриальной экономикой, переходных экономик и обществ, живущих фактически в условиях доиндустриальной эпохи, усилении борьбы за неравномерно распределенные природные ресурсы в условиях включения большинства стран мира в глобальную рыночную экономику.

Окончание "холодной войны" и развитие процессов глобализации привели к тому, что весь мир превратился в громадную фабрику, включая такие гиганты, как Китай, а мировое потребление осталось в основном ориентировано на финансовые возможности "золотого миллиарда", как это было и в период разделения мира на две системы. В этом смысле нынешний глобальный финансовый кризис представляет собой вершину пирамиды, средним ярусом которой является классический кризис перепроизводства, а в основании -- структурные диспропорции мировой экономики и развития.

Финансовый кризис продемонстрировал в первую очередь оторванность мировых рынков капитала от потребностей реального сектора экономики, в котором и создаются товары и услуги, способные удовлетворить потребительский спрос. Эта ситуация вновь подтвердила необходимость более четкого регулирования мировых финансов на основе коллективных действий наиболее значимых экономик мира, среди которых одну из ведущих позиций занимает современная Германия -- третья экономика мира и лидер мировой торговли, а также страны БРИК, включая Россию.

У нашей страны и ФРГ нет принципиальных расхождений в оценке неотложных мер по стабилизации мировой финансовой системы как необходимой предпосылки для оздоровления мировой экономики. Россия поддерживает немецкую инициативу по подготовке и подписанию глобальной Экономической хартии, которая способствовала бы усилению прозрачности и предсказуемости в финансово-экономической сфере, координации финансово-экономической политики государств, формированию универсального кодекса экономического поведения. Эта инициатива была выдвинута канцлером ФРГ А.Меркель на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе 2009 г.

Близость наших оценок и подходов продемонстрировала подготовка к саммиту "Группы двадцати" в Лондоне в начале апреля 2009 г. и принятые на нем решения, отраженные в итоговых документах.

На саммите "Группы двадцати" в Лондоне при активном участии как российской, так и немецкой стороны были приняты "План действий по выходу из глобального финансового кризиса", "Заявление об укреплении финансовой системы" и "Заявление о направлении ресурсов через международные финансовые учреждения", наиболее значимые положения которых сводятся к следующему:

-- нынешний кризис -- самый серьезный вызов мировой экономики в современной истории, который требует глобального решения;

-- основная цель антикризисных мер -- "удовлетворение потребностей и обеспечение рабочими местами трудящихся и их семей не только в развитых странах, но и странах с формирующейся рыночной экономикой и беднейших странах мира";

-- восстановление мировой финансовой системы и возможностей кредитования при одновременном усилении регулирования в финансовой сфере и реформе международных финансовых институтов;

-- ужесточение и универсализация требований финансовой прозрачности и налоговой добросовестности применительно ко всем видам бизнеса;

-- поощрение глобальной торговли и инвестиций с одновременным отказом от протекционизма и поддержкой конкуренции;

-- обеспечение восстановления мировой экономики без дополнительной нагрузки на экологию, переход к "зеленой" экономике.

Реализация этих ориентиров подкреплена целым набором конкретных мер, которые также зафиксированы в плане. Центральными среди них являются:

-- утроение ресурсов, которыми располагает МВФ, до 750 млрд долл.; поддержка новых ассигнований специальных прав заимствования (СПЗ) в размере 250 млрд долл.; выделение не менее 100 млрд долл. на поддержку дополнительного кредитования по линии многосторонних банков развития (МБР); обеспечение поддержки финансирования торговли в объеме 250 млрд долл.; использование дополнительной выручки от согласованных продаж золота МВФ для финансирования беднейших стран на льготных условиях -- 1,1 трлн долл.;

-- направление странами "Двадцатки" 5 трлн долл. за счет налоговых льгот на стимулирование национальных экономик, что позволило бы довести годовой рост производства до 4%;

-- политика центральных банков на национальном уровне, направленная на снижение процентных ставок;

-- меры государственной поддержки по рекапитализации системообразующих финансовых учреждений и урегулированию проблемы некачественных активов: страны договорились о выделении на это в общей сложности не менее 1 трлн долл.

Реализация заявленного комплекса мер, как подчеркивается в плане со ссылкой на прогноз МВФ, способна обеспечить к 2010 г. рост мировой экономики на уровне 2% в год.

Одной из ключевых институциональных мер по управлению процессом оздоровления мировой финансовой системы и экономики в более широком смысле стало решение "Двадцатки" о расширении Форума по финансовой стабильности и его воссоздании "на более прочной институциональной основе" и наделении "более широким мандатом по обеспечению финансовой стабильности" в качестве Совета по финансовой стабильности (СФС). Таким образом, Форум по финансовой стабильности, созданный ещё в 1999 г., в который входят представители центральных банков и министерств финансов наиболее развитых стран мира, а также международных финансовых организаций, например, МВФ и Всемирного банка, должен трансформироваться в постоянно действующий координационный, исполнительный и надзорный орган "Двадцатки".

Определенные расхождения в подходах российской и немецкой стороны касаются, пожалуй, оценки роли доллара в качестве мировой резервной валюты. Власти ФРГ исходят из приоритета доллара в мировой экономике, не умаляя значения других валют, в том числе евро. Российская позиция заключается в идее мировой корзины резервных валют, в том числе региональных, на роль одной из которых мог бы претендовать и рубль, а в перспективе -- в переходе к новой общемировой валюте. Подобный подход во многом разделяется и китайской стороной.

Приверженность принципу коллективных действий по преодолению глобального финансового кризиса была подтверждена и на саммите "Большой Восьмерки" -- "Группы восьми" в Италии в Аквиле, 8--9 июля 2009 г. с участием как России, так и Германии, что выразилось в принятии специальной декларации "Ответственное руководство в интересах обеспечения устойчивого развития".

Наряду с подобными неотложными мерами по стабилизации глобальной финансовой системы и оживлению мировой экономики одним из наиболее эффективных способов выхода из кризиса, как представляется, является развитие прямых инвестиций, кооперационных связей в реальном секторе, формирование платежеспособного спроса на новых рынках, таких как, Россия. Таким образом, нынешний кризис наглядно продемонстрировал развитым экономикам актуальность формирования платежеспособного спроса в переходных экономиках, а сделать это можно только через инвестиции в развитие реального сектора на новых рынках и трансфер технологий.

С другой стороны, это должно привести к преодолению оторванности источников сырья от рынков сбыта конечной продукции и искоренению рудиментов колониальной идеологии, которая превалировала в прежний исторический период. Наряду с этим географическое объединение сырья, производства и сбыта конечной продукции на основе платежеспособного массового спроса в глобальном масштабе за счет тесных кооперационных международных связей должно сделать экономику более адаптивной и менее склонной к перепроизводству товаров, услуг и выпуску неподкрепленных финансовых инструментов. Речь идет о трансфере на новые рынки, в том числе и прежде всего высокотехнологичных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: автомобили, авиационную технику, поезда, сложные агрегаты и системы, электронику и т.д.

Думается, что российско-германское торгово-экономическое сотрудничество может стать в этом смысле хорошим полигоном для отработки новых принципов межгосударственного взаимодействия, для чего уже сформирован неплохой задел. Как известно, на сегодняшний день износ основных фондов в России составляет не менее 80%. Наша страна стоит на пороге смены технологической парадигмы, которая невозможна без масштабных иностранных инвестиций в реальный сектор экономики при обязательном условии трансфера в Россию наиболее передовых технологий. Подобный подход должен привести к выравниванию сырьевого крена российского экспорта, заложником которого стала ещё советская экономика. Основным источником передовых технологий по-прежнему являются США, ведущие страны ЕС, включая Германию, а также Япония. Географическая близость и энергетическая взаимозависимость России и ЕС создают особенно благоприятные предпосылки для формирования новой модели взаимоотношений. В связи с этим особую ценность представляет собой накопленный опыт российско-германского сотрудничества, в том числе в высокотехнологичных сферах, таких как телекоммуникации, космос, транспорт, автомобилестроение, а также в нефтегазовой промышленности и других сферах.

Формирование подобной новой модели экономических отношений в свою очередь, как представляется, создаст необходимый фундамент и благоприятный фон, в том числе в глазах российской и зарубежной общественности, включая общественное мнение в ЕС и Германии, для поиска совместных решений по ключевым вопросам мировой политической и гуманитарной повестки, таким как инициативы Президента России Д.А.Медведева по строительству новой архитектуры европейской и международной безопасности, вопросы разоружения и нераспространения ОМУ и ОМП, иранская и северокорейская ядерные программы, ближневосточное урегулирование, стабилизация ситуации в Афганистане и Ираке, борьба с экстремизмом и терроризмом, наркотрафиком, продовольственная проблема, задача по борьбе с наиболее опасными заболеваниями и эпидемиями.

Подобную оценку соотношения экономики и политики в нынешней международной ситуации высказал и зам. министра иностранных дел России А.В.Грушко в ходе Международной конференции "Новая архитектура безопасности в Европе: режимы, механизмы, инструменты" в МГИМО (У) МИД России 2 апреля 2009 г., подчеркнув, что глобальный финансовый кризис является общим вызовом, аналогичным событиям 11 сентября 2001 г., который должен в том числе сыграть роль стимула к нахождению взаимоприемлемых решений и по наиболее острым вопросом мировой и региональной политической повестки.


 Страницы

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце