Классическая философия, как она сформировалась в Античности в системе
древнегреческой цивилизации и культуры – основа всей последующей истории философии
вплоть до нашей современности. Она изложена в огромном множестве
монографических исследований и статей, как и учебных пособий. Автор
предлагаемой книги поставил себе задачу дать сугубо проблемное и при
том весьма сжатое изложение историко-философских учений и идей. Он
исходит при этом из сложившейся у него субъект-объектной концепции
философии как максимально рационализированного мировоззрения данной
эпохи. Авторская концепция философии представлена в вводной статье.
Последующее изложение строится в соответствии с развитыми здесь идеями.
Первый раздел посвящен возникновению и развитию древнегреческой философии
классического периода – от ее мифологической предыстории до Аристотеля
включительно. Во втором разделе те же идеи иллюстрируются системными
учениями таких выдающихся философов Нового времени, как Декарт, Спиноза,
Лейбниц, а также небольшим проблемным очерком учений и идей деизма.
Автор стремился повсюду к максимально ясному изложению, но его
проблемность предполагает достаточно подготовленного читателя, знакомого
с основными именами и понятиями истории философии, но стремящегося
углубить свою философскую культуру.
От автора |
Субъект-объектное видение философии и проблемы ее истории |
| Предыстория субъекта |
| Субъект-объектность в мире доцивилизационного человека |
Возникновение и развитие древнегреческой философии классического периода |
| Важнейшие мировоззренческие аспекты древнегреческой мифологии |
| Предфилософские идеи в образах древнегреческой мифологии |
| Морально-этические элементы предфилософской мысли |
| Дифференциация древнегреческой духовной культуры и возникновение философии |
| Микрокосмос и макрокосмос как принципы трансформации мифологического мировоззрения в философское и выражение его субъект-объектной сути |
| Человеческий микрокосм как самодвижная, животворящая и как мыслящая душа |
| Макрокосм природы как бытие и как структура |
| Бог, природа, человек и истина в раннегреческой философии |
| Дальнейшая параллелизация микро- и макрокосма и выступление на первый план проблемы человека |
| Истина чувств и истина ума, гносеология индивида и личности |
Художественно-идеалистический и органистический синтез Платона |
| Антисенсуализм Платона и его концепция идей как констант знания и бытия |
| Разновидности знания и диалектика как верховная из наук |
| Душа как гносеологический, морально-религиозный и космологический субъект у Платона |
| Бог, материя и необходимость, телеология и детерминизм в космогонии и космологии Платона |
| Этический микрокосм и социальный макрокосм в философии Платона |
Научно-философский универсум Аристотеля |
| Классификация наук |
| Структура знания у Аристотеля |
| Наука и логика как рассудочное знание |
| Органистическая метафизика Аристотеля |
| Душа и бог в системе метафизики Аристотеля |
| Квалититавистская физика Аристотеля и космология |
| Телеологическая биология |
| Человеческий микрокосм как этическая личность |
| От индивида к полису. Его реальные и идеальные аспекты |
Философия духа и материи Рене Декарта |
| Формирование Декарта как философа и ученого |
| Предмет философии в трактовке Декарта |
| Рационалистическая методология Декарта |
| Радикальное сомнение и его преодоление |
| Картезианская метафизика и проблема Бога |
| Физика Декарта. Особенности ее механицизма |
| Космология и космогония в учении Декарта о мире |
| Механистическое учение об организме |
| Психофизическая проблема |
| Гносеологическая и этическая проблематика |
| Неустойчивый дуализм картезианской метафизики |
| Картезианство в истории философии |
Философский узел спинозизма |
| Опыт, интеллект, интуиция |
| Единство мира и проблема Бога как субстанции |
| Механицизм против органицизма, детерминизм против телеологии |
| Пантеистическая метафизика Спинозы как учение о целостности и закономерности мира |
| Человек – частичка природы и самосознающее существо |
| Порабощенность человека и возможность его освобождения |
| Свобода и бессмертие человека |
| Человек в этико-социальном измерении |
| Религия, философия, мораль |
| Многоликость спинозизма |
Философский синтез Готфрида Лейбница |
| Философское развитие Лейбница |
| Метафизика как основная компонента философской системы Лейбница |
| Принципы рационалистической методологии Лейбница |
| Метафизика как учение о субстанции и Боге |
| Субстанция как монада |
| Проблема жизни и телеология Лейбница |
| Учение о предустановленной гармонии – главное содержание деистической метафизики Лейбница |
| "Теодицея". Проблема веры и разума |
| Целостность мира, благостность Бога и иллюзорность зла |
| Деистическая минимизация роли Бога и проблема чуда |
| Безграничность универсума и бесконечность Бога |
| Деистическое решение проблемы природы как искусства |
| Метафизика Лейбница как диалектика |
| Новые моменты в понимании человека и его души |
| Свобода воли, свобода, необходимость |
| Детерминизм как дифференцированная трактовка необходимости. Решение проблемы свободы |
| Некоторые моменты влияния философии Лейбница и его "Теодицеи" |
Исторические и теоретические контуры деизма |
Примечания |
Именной указатель |
Соколов Василий Васильевич Доктор философских наук, заслуженный профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заслуженный деятель науки РСФСР. В. В. Соколов — участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Красного Знамени, награжден медалью "За отвагу". В 1946 г. защитил кандидатскую, а в 1962 г. докторскую диссертацию на тему "Философия Спинозы и современность". Работал в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б), в Издательстве иностранной литературы при Совете Министров СССР, был советником ректора Пхеньянского университета (награжден орденом Государственного знамени КНДР 2-й степени). С 1950 г. — старший преподаватель, доцент, профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ. За цикл работ по истории западноевропейской философии получил в 1986 г. Ломоносовскую премию 1-й степени. В своих многочисленных трудах разрабатывал вопросы истории и методологии философии, места философии в системе духовной культуры. Среди книг В. В. Соколова: "Философия Спинозы и современность", "Средневековая философия" (М.: URSS), "Европейская философия XV–XVII вв.", "Историческое введение в философию".