URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Иванов В.В. Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ в. Исторический альманах. Вып.2
Id: 103372
 
439 руб.

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ в. Исторический альманах. Вып.2. Изд.3

URSS. 2009. 496 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-8360-0550-4.

 Аннотация

Альманах включает целый ряд фундаментальных публикаций. Среди них письма Михаила Чехова, которые фиксируют важный этап его знакомства с театральными аспектами антропософии Рудольфа Штайнера; театральный манифест "Театр до конца" Юрий Анненкова; эссе Тамары Карсавиной о ее балетных учителях; письма Марии Германовой к В.И.Немировичу-Данченко; рукописный журнал, выпускавшийся театром

"Семперантэ".

Комплекс публикаций посвящен театральным аспектам творческого наследия С.М.Эйзенштейна. Среди них никогда не публиковавшиеся театральные тетради режиссера конца 10-х -- начала 20-х гг.; статья "Выразительное движение", написанная совместно С.Эйзенштейном и С.Третьяковым; материалы к постановке "Валькирии" в

Большом театре.

Вторую часть альманаха образуют сообщения и исследования. Среди них статья о попытках Ричарда Болеславского утвердить "систему" Станиславского в американском театре; материал о европейских

гастролях ГОСЕТа и о событиях, превративших его художественного руководителя А.Грановского в

невозвращенца.


 Оглавление

От составителя

Публикации

Из "Семейного альбома" Тамары Карсавиной. Републикация, вступительный текст и примечания В.В.Киселева
"Увидев чистую форму, я стал одиноким". Ю.П.Анненков. "Театр до конца". Републикация, вступительный текст и примечания Е.И.Струтинской
Русский театр импровизации и студия "Семперантэ". Рукописный журнал "Semper ante". Публикация, вступительный текст А.С.Миляха. Примечания А.С.Миляха и В.В.Иванова
Лекции Рудольфа Штайнера о драматическом искусстве в изложении Михаила Чехова. Письма актера к В.А.Громову. Вступительный текст В.В.Иванова. Публикация С.В.Казачкова и Т.Л.Стрижак. Комментарий С.В.Казачкова, Т.Л.Стрижак и В.Г.Астаховой
"Невозвращенка". Письма М.Н.Германовой. Публикация, вступительный текст и примечания В.А.Максимовой

К столетию со дня рождения С.М.Эйзенштейна

Театральные тетради С.М.Эйзенштейна. Публикация, вступительный текст, примечания и текстология М.К.Ивановой и В.В.Иванова. При участии И.Ю.Зелениной
Теории новой антропологии актера и статья С.Эйзенштейна и С.Третьякова "Выразительное движение". Публикация и вступительная статья А.С.Миляха
Сергей Эйзенштейн как оперный режиссер: "Валькирия" Рихарда Вагнера в Большом театре. Публикация и комментарий С.И.Савенко

Статьи

О крэговских кубах, "головинских мейерхольдах" и художнике Зандине. Е.И.Струтинская
Касьян Голейзовский: школа миниатюр. Н.Ю.Чернова
Вспомним Сигизмунда Кржижановского -- деятеля театра и театрального критика. Н.Г.Литвиненко
Американская игра и "русский метод": попытка интеграции (Ричард Болеславский и его нью-йоркский "Лабораторный театр"). М.Г.Литаврина
Европейские гастроли на фоне "вопроса о дальнейшем существовании" ГОСЕТа. В.В.Иванов

Почта "Мнемозины"

Несколько дополнений и уточнений к статье Н.И.Нусиновой. Я.Л.Бутовский
Именной указатель

 От составителя

Представляя второй выпуск "Мнемозины", хочется сказать совсем немногое. Его авторы стремились по мере сил подтвердить как приверженность публикации архивных документов из истории отечественного театра, так и свободу от вкусовых пристрастий. В связи с первым выпуском говорилось о пристрастии к русскому авангарду и равнодушии к судьбам, например, Художественного театра. Теперь же мхатовский круг (М.А.Чехов, Р.В.Болеславский, М.Г.Германова) представлен достаточно широко. Как прежде, так и ныне я, как составитель, вовсе не стремился к тому, чтобы альманах выглядел целостной книгой. На то он и альманах. И если впечатление цельности и возникает, то, право, это получается непреднамеренно. В нем отражаются текущие театроведческие приоритеты.

Героями нынешнего выпуска стали Ю.П.Анненков, Р.В.Болеславский, М.А.Чехов, М.Н.Германова и А.М.Грановский, которых судьба увела за пределы России. С другой стороны, героем стал и С.Д.Кржижановский, оставшийся на родине и покрытый забвением.

В отличие от последнего, С.М.Эйзенштейн и раньше не был обделен вниманием. Его творческое и теоретическое наследие давно уже является предметом самого серьезного изучения. Мы же в юбилейном году, когда многие отметят столетие со дня рождения С.М.Эйзенштейна, хотели бы обратить Ваше внимание на театральное наследие великого художника, в котором многое остается еще и неопубликованным, и неизученным. Интерес к нему для нас принципиален и вовсе не носит юбилейный характер, что мы и надеемся подтвердить уже в следующем выпуске. Биографии художников -- это еще и биографии идей, многие из которых имеют далеко не академическое значение. Так, полемический манифест Ю.П.Анненкова "Театр до конца" и сегодня читается как весьма актуальное сочинение. А штайнерианские письма М.А.Чехова, надеемся, позволят ближе подойти к пониманию его "техники актера", влияние которой в артистическом мире растет с каждым днем. Публикация рукописного журнала "Semper ante", надеюсь, привлечет внимание к театру "Семперантэ" и шире -- к той давней традиции русского театра, что связана со сценической импровизацией.

Пользуясь случаем, искренне благодарю всех тех, кто помогал мне в подготовке настоящего издания -- коллег по Государственному институту искусствознания, работников архивов и музеев, сотрудников библиографического кабинета Научной библиотеки СТД.

Отдельной строкой хотелось бы выразить сердечную признательность тем людям -- А.А.Баранчук, А.М.Белощину, В.А.Кудрявцеву, -- без финансовой поддержки которых я не смог бы предложить Вашему вниманию архивные документы в нынешнем объеме.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце