URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Ахмади Х. Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг. Пер. с перс.
Id: 102206
 

Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826--1828 гг. Пер. с перс.

URSS. 2009. 176 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-397-00904-1.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

В настоящей книге иранского историка Х. Ахмади, впервые публикуемой на русском языке, представлены ценнейшие материалы, охватывающие довольно большой исторический период --- от эпохи Сефевидов до окончания русско-иранских войн первой половины XIX века. Автор подробно описывает не вошедшие ни в один учебник по истории события, отражающие непростую судьбу талышского народа в сложный исторический период времени.

Для преподавателей, студентов и аспирантов востоковедческих факультетов и отделений университетов, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой народов Ирана и Закавказья.


 Оглавление

Предисловие (А. А. Мамедов)
От автора
Введение
 1.Талыши
 2.Отвага, храбрость, воинственность
 3.Язык
 4.Население
 5.Экономика
Часть I. Роль талышей в возникновении династии Сефевидов
 1.Шейх Сефи
 2.После шейха Сефи
 3.Исмаил в Талыше
 4.Покушение
 5.Правление шаха Исмаила
 6.Посольство Мирзы Мухаммада Талыша
 7.Восточные войны Ирана
Часть II. Роль талышей в укреплении династии Сефевидов
 1.Войны
 2.Свержение хана Ахмада
 3.Смерть Тахмаспа
Часть III. От шаха Аббаса I до падения династии Сефевидов
 1.Талыш-Кули
 2.Амир Хамза-хан Талыш
 3.Шах Сефи
 4.Шах Аббас II
 5.Шах Сулейман (Сефи II)
 6.Российская экспансия в Талыше
Часть IV. После падения династии Сефевидов
 1.Надир
 2.Мир Аббас-Бек
 3.Восстание в Южном Талыше
 4.Смерть Надира и образование ханств
Часть V. Мир Мустафа-хан и начало русско-талышских отношений
 1.Зенды и каджары
 2.Поход на Гилян
 3.Взгляд в сторону России
 4.Мир Мустафа-хан
 5.Захват Ленкорани
Часть VI. Русско-иранские войны
 1.Первая русско-иранская война
 2.Завершение деятельности Мир Мустафа-хана
 3.Мир Хасан-хан
 4.Начало второй войны
 5.Передача Северного Талыша России
Приложение Родословная ханов Северного Талыша

 Предисловие

История талышского народа, наполненная драматическими и героическими событиями, заслуженно привлекает давнее пристальное внимание ученых и широкого круга любознательных читателей.

Редакция серии "Талышские исследования" знакомит читателей с большим, интересным трудом иранского историка Хусейна Ахмади.

Автор предлагаемой вашему вниманию книги тщательно и скрупулезно собирал, анализировал и систематизировал исторические факты значительного по масштабам исторического этапа в истории талышского народа. На основе изучения широкого круга источников и современных исследований он сделал ряд важных выводов и обобщений.

Возможно, читателю будет непросто согласиться с некоторыми из выводов Х. Ахмади -- особенно в тех случаях, когда они определенно нарушают сложившиеся, ставшие привычными представления наших соотечественников о судьбах Закавказья, о геополитических влияниях в регионе, о взаимоотношениях между Россией и Ираном, о характере и итогах русско-иранских войн конца XVIII -- первой трети XIX в. -- как для Ирана, так и для народов Закавказья.

Тем не менее научные заслуги Х. Ахмади несомненны. Талышский народ, равно как и другие народы Закавказья, России и Ирана и многие народы нашей планеты, прошел сложный и достойный исторический путь, включавший подвиги и достижения, лишения и драмы.

Автор книги постарался подробно и честно рассказать об этом пути, раскрыв собственное его видение и попытавшись довести его до нас, сделать историю талышского народа достоянием широкого круга читателей. Уже одно это (не считая других несомненных достоинств книги) заслуживает нашей глубокой и искренней признательности.

Книга может быть использована студентами-востоковедами, спе- циализирующимися по истории и культуре Ирана, а также широким кругом читательской аудитории.

Канд. философских наук, доцент
А. А. Мамедов

 От автора

Спустя несколько лет после выхода в свет книги "Талыши" и последующего внесения уточнений в книгу "Ахбар-наме" Мирзы Ахмада Мирзы Худаверди многие иранские и иностранные исследователи выразили благодарность автору за труд, чем удвоили его усилия и желание продолжить работу, связанную с темой талышского народа.

Между тем Сейид Кавус Мир Масуди, связавшись со мной по телефону, прислал мне копии двух документов и замечаний на нескольких страницах и попросил включить их в новое издание книги "Талыши", за что я ему благодарен. Он пишет: "Причины симпатий талышей к династии Сефевидов в том, что Фируз-шах Зарринколах и его внуки проживали в деревне Рангине Хони в предгорьях Богров, и что между Сефевидами и талышами существовали родственные связи и сефевидские ханы признавали талышей. Талыши считали Сефевидов своими и поэтому всесторонне их поддерживали".

Господин Мир Масуди в подтверждении этого опирается на документ, который свидетельствует, что шейх Фазлуллах был третьим внуком шейха Абдуррахмана -- сыном Хаджи Али. По этой причине по указу шаха Тахмаспа I шейх Фазлуллах, а затем его сын и внук другими сефевидскими правителями назначались наместниками Астары, Ленкорани, Гаскара и Фумена.

Считаю необходимым поблагодарить генерального директора Центра архивных документов и истории дипломатии доктора Реза Назара Ахари за помощь в издании новой книги. Надеюсь, что исследователи великодушно укажут мне на имеющиеся в ней недостатки.

Хусейн Ахмади

 Введение

Талыш -- это область, в которой проживает одноименная народность. Термин "талыш" в равной мере используется для обозначения обоих этих понятий -- как этнического, так и территориального. Территорию Талыша можно разделить на две части:

1. Территория талышских ханов, которая простиралась на юг от предгорий Талышской гряды, параллельно побережью Каспийского моря, от Сальяна до Диначала. Восточная граница этой территории проходила по Каспийскому побережью, западная доходила до деревень близ Ардебиля и Амбарана.

В начале правления династии Сефевидов (начало XVI в.) на территории Талыша первостепенное значение имели Астара и Гураб-е Астара, т. е. Корганруд, Асалем, Вилкидж, Зуванд, до реки Диначал. Северные районы Талыша -- Улуф, Даштванд, Ленкорань, Уджаруд и Мугань -- не играли большой роли. Только Кызыл-Агач был известен как место охоты сефевидских правителей, особенно шаха Аббаса I (1587--1629). После смерти шаха Надира (1747), с приходом к власти Гара-хана (Кара-хана) Талышского (1747--1786), который не имел влияния среди южных талышей в их центре -- Астаре, в противовес Астаре столицей северных талышских ханов была признана Ленкорань, которая с этого момента начала постепенно развиваться. Талыши, проживавшие на этих землях, контролировали тюрков, являвшихся их единственными соседями вплоть до окончания первой русско-иранской войны. До правления Мир Мустафы-хана Талышского (1787--1814) эта земля входила в состав провинции Гилян.

2. Другие талышские районы. Эти земли включали горные районы, предгорья и деревни от Диначала до Лахиджана: от исчезнувшего города Гаскар до Шандармена, Масаля, Масуле, Шафта, Дейламана и горной местности Лахиджана.

Эти районы, кроме Дейламана и горной части Лахиджана, находились под властью правителя эмирата Бийе-пас. Во времена Тахмаспа I (1524--1576) Гаскар перешел в подчинение правителя Астары, а при Аббасе I эта территория вновь была переподчинена. Дейламаном и горной частью Лахиджана правил сильный эмират Бийе-пиш. После победы Аббаса I над Бийе-пасом и Бийе-пишем вся эта область перешла под контроль правителя Гиляна. Эти территории никогда не входили во владения талышских ханов, хотя изредка по приказу шаха подвергались с их стороны вмешательству или набегам.

1. Талыши

Талышское население можно разделить на две группы:

1. Оседлое население, которое живет в деревнях и городах и занимается сельским хозяйством. Это население называют талышами.

2. Население горных районов, которое занимается животноводством. Их называют галышами.

Жители равнинных районов постоянно проживали в городах и деревнях, сеяли рис, пшеницу, ячмень, другие культуры. Их традиции и обычаи не отличались от крестьян остальных спокойных областей страны. Поскольку их доходы были постоянными, они регулярно платили налоги. Их дома, как и у гиляков, имели несколько этажей. В зависимости от места проживания они использовали для строительства разный материал. Так, на равнине, как и в остальных районах Гиляна, для крыши использовались стебли риса или злаковых, в других местах -- бревна и глина, реже -- камень и глина.

Галыши, или кочевые пастухи, минимум шесть жарких месяцев в году проводили со своими стадами и отарами в горных селениях на высоте 600--1200 м. Их жилища представляли собой хижины, построенные из деревянных подпорок, между которыми даже не были протянуты шкуры. Крыши покрывались ветками и стволами деревьев, прижатых от ветра крупными камнями.

Галыши спускались с гор на оставшиеся холодные полгода и жи- ли по соседству с деревнями талышей в маленьких лесных шалашах на высоте 100--600 м. С наступлением тепла они возвращались в горы. Галыши мало занимались сельскохозяйственными работами; весной они угоняли стада на горные пастбища.

Поскольку гилянцы и талыши отдавали много времени разведению шелкопряда и выращиванию сельскохозяйственных культур, например, риса, они были вынуждены в жаркое время года отдавать свой скот галышам для их выгула в горных районах. В результате, как талыши, так и галыши имели и рис, и масло. Галыши, следуя традициям, обычно перенимали профессию своих отцов. Защищая свой скот и жизнь, они должны были мериться силами с обитателями гор -- тиграми, барсами, медведями, кабанами. Поэтому они всегда выглядели здоровыми, а на их лицах играла улыбка. Галыши не нуждались в тесных торговых связях со своими соседями. У них постоянно было молоко, сыр, масло, простокваша. Эти продукты они смешивали и готовили с дикими травами: мятой, чабером, крессом и ели с хлебом. Из овечьей шерсти они изготовляли и ткали необходимые вещи: палатки, чуку, коврики, подстилки, носки, сумки и мешки. Кроме того, они содержали улья, собирали дикую черешню, мушмулу, охотились на птиц и зверя. С другой стороны, жизнь в высокогорье защищала их от различных болезней, а переходы по труднопроходимым местам воспитывали в них ловкость, делали сильными и здоровыми. По этой причине и с учетом клановой структуры они сопротивлялись местным правителям. Править этим смелым, бесстрашным и не нуждающимся ни в чем народом было очень трудно. В то же время талыши -- жители равнин -- болели различными болезнями и находились под властью хакимов-феодалов. Галыши не хотели жить в долинах и разделять участь своих соплеменников-талышей. Поэтому до конца XVIII в. развитие поселений, особенно городов, на всей территории Талыша шло очень медленно. Этот фактор давал возможность другим переселенцам, главным образом, тюркам, заполнять этот вакуум. В Гиляне, когда речь идет о точной стрельбе, убитых гигантских зверях, ловкости в конной езде, всегда говорят о галышах.

2. Отвага, храбрость, воинственность

Талыши всегда брали на себя защиту большинства гилянских городов, так как были физически сильными и искусными в стрельбе. Некоторые из них даже шли наемниками на службу к своим противникам.

Если среди жителей талышских районов и количеством воинов, которых при необходимости требовал правитель Гиляна в свое распоряжение, существовала определенная пропорция, то она четко демонстрировала боевой дух талышей:

Населенный пунктКоличество жителейКоличество воинов
Корганруд7500600
Асалем2300300
Гаскар120002000
Шафт5500500

Если сравнить эти цифры с равнинными районами Гиляна, где воинами не были талыши, то отвага и воинский дух талышей будут очевидны:

Населенный пунктКоличество жителейКоличество воинов
Лахиджан62000800
Фумен580001200

Из 500--600 бойцов, охранявших Энзели, 150 человек были из Гаскара, 150 -- из Корганруда, 150 -- из Шандармена и 38 -- из Масуле.

Абдулфаттах в своей достойной книге в описании войн, в которых участвовали талыши, не раз упоминает о талышских луках и стрелах, ножах, топорах и саблях. Это свидетельствует о мастерстве талышского племенного объединения в стрельбе из лука и ведении уже в те времена войн с применением холодного оружия.

Мирза Ахмад Мирза Худаверди также, рассказывая о войнах талышей, пишет, что они атаковали врага с кинжалами и саблями в руках и криками "Али!". Талыши, имея специфическую племенную структуру, широко внедряли технику и технологию своего времени, особенно в производство и применение оружия.

В период правления Тахмаспа первая группа талышей численностью 300 человек, служивших в войске Сефевидов, была вооружена ружьями, но даже до конца второй русско-иранской войны талыши постоянно использовали в боях с врагом холодное оружие.

Некоторые данные свидетельствуют о том, что талыши были первыми, кто задолго до династии Сефевидов имели в Гиляне пеших воинов. В Астаре как центре талышей в эпоху Сефевидов этот процесс получил большое развитие. Правитель Астары Мирза Мухаммад Талыш, сыгравший важную роль в создании и укреплении династии Сефевидов, был первым сильным правителем талышей, который еще до ее появления сформировал талышский пехотный корпус и подчинил себе соседние земли. Эмиры земель Бийе-пас-

и Бийе-пиш, следуя ему, также усиливали пехоту, Кроме прямой службы талышей в армии Сефевидов, численность которой к концу правления Тахмаспа I достигла 1000 человек, имелась также возможность широкой мобилизации талышей во всех районах их проживания. Правитель Астары Амир Хамза-хан повел на Ленкорань от трех до четырех тысяч талышских воинов на войну с Альванд-Султаном Караманлу, который шахом Аббасом был назначен его правителем. Приблизительно в это же время Талыш-Кули, военачальник Дейламана, сформировал пятитысячное войско из пеших и конных воинов, большинство из которых были талышами. В период правления Мир Мустафы-хана численность партизанского войска в северных районах Талыша увеличилась до 12 тысяч. В это число не входили талыши, состоявшие на службе у эмира Бийе-паса. Почти все войско Гаскара, половина войска Фумена и подавляющее большинство бойцов Шафта были талышами. Мир Гасан-хан Талыш мог без труда мобилизовать на службу 5 тыс. ополченцев-талышей.

Главнейшей обязанностью талышей в эпоху Сефевидов было поддержание партизанских сил для защиты интересов шаха на Каспийском побережье. За это Сефевиды объявили талышей хозяевами Корганруда, Осторы (Астары), Зуйана (Зуванда), Улуфа, Уджаруда и Акона (Аркивана). Талышские военачальники были в подчинении у шаха, а иногда для защиты своих интересов и укрепления своего влияния воевали с местными правителями, в том числе, Ширвана и Гиляна.

3. Язык

Талышский язык входит в группу северо-западных иранских языков. Он имеет общие корневые основы с языками Прикаспия, такими как гилянский, мазандеранский, но и отличается от них. Талышский язык подвергся значительному влиянию гилянского и особенно тюркского языка. Он не смог конкурировать с тюркским языком, но оказал, в свою очередь, влияние на гилянский язык. Исследования, проведенные в районах расселения талышей в шахристанах Сумээсара и Фумен, показывают, что гилянцы соседних деревень используют талышские слова и выражения, отличающиеся от гилянских. В силу влияния других языков среди талышей имеются значительные языковые различия. В Северном Талыше говорят на четырех диалектах: Осторинском (Астаринском), Ланконском (Лен- коранском), Масала, Лика (Лерика).

В южном Талыше в районах от Астары до Масаля распространен говор, появившийся от смешения талышского с тюркским языком. На землях от Масаля до деревень близ Сумээсара, Фумена, Масуле и Шафта разговаривают на почти классическом талышском языке, мало подвергшемся влиянию. Но талыши, проживающие в горах Дейламана и Лахиджана, разговаривают на диалекте, который значительно отличается от других. Единственным языком у талышей, который не имеет иранских корней, не связан с северо-западными иранскими языками и вторгся в обособленный талышский язык, нанеся ему ущерб, является тюркский язык. Тюркский язык распространен в Северном Талыше и южнее Астары. Причинами распространения тюркского языка в районах расселения талышей являются следующие основные моменты.

1. Принудительное переселение тюрков в талышские районы шахом Аббасом I (1587--1629) и Надир-шахом (1736--1747) в целях предотвращения восстаний талышей.

2. После русско-иранских войн русские с целью контроля над северными талышскими районами заселяли их различными племенными образованиями, в том числе тюркскими.

3. Начиная с эпохи Сефевидов и далее административно-торго- вым языком в их империи был тюркский, а большинство правителей талышских территорий сознательно поощряли распространение и внедрение в местную среду тюркского языка. Кроме того, тюркский язык стал официальным языком шахского двора. Влиятельные круги талышей не препятствовали его распространению. Оберегая собственный покой и процветание.

4. Равнодушие талышей к торговле привело к тому, что богатые купцы, уличные торговцы и мелкие собственники из тюркских районов хлынули на талышские земли. После знакомства с местными нравами и климатом они остались здесь, открыли магазины и наладили торговлю. В конце XIX в. все жители Вилкиджа уже разговаривали на тюркском языке и стали известны как тюркские талыши.

5. 75-летний период от падения Исфагана под ударами афганцев (1722) до восшествия на престол Ага-Мухаммад-хана (1796) был эпохой анархии, тревоги и волнений, сопровождался убийствами и грабежами. Население Ирана за это время уменьшилось. Во время эпидемий чумы в 1830 и 1834 гг. вымерло две трети талышского населения.

Жители талышских земель для преодоления своих трудностей попросили помощи у соседей. С 1840 г. ежегодно 27 тыс. человек прибывали в Гилян из других мест в качестве рабочей силы. Почти все они были тюркоязычными. Их переселение сюда на постоянное место жительства из-за нужды, бедности и стесненности условий жизни нарушило талышскую структуру населения.

6. Ущерб, нанесенный талышскому языку, не имевшему алфавита, привел к тому, что он легко попал под влияние тюркского языка, который получил распространение в школах, медресе, в печати, на радио и в госучреждениях северного Талыша.

Мощная поддержка тюркского языка правящей верхушкой Северного Талыша, конфискация и уничтожение талышских произведений, запрет на любого рода публикации на талышском языке значительно подорвали его основы.

7. Распространение тюркского языка сопровождалось религиозными процессами, противостоять которым не было возможности.

8. Тюркский язык стал господствующим в талышских районах. В результате все обучение и общение жителей велось исключительно на нем.

9. После начала русско-иранских войн Фатх-Али-шах Каджар (1797--1834) для подрыва влияния Мир Мустафы-хана повысил социальный статус некоторых тюркоязычных кланов и переселенцев, проживавших в Талыше. Поскольку эти ханы не имели влияния среди талышей для усиления своего положения они стали поощрять миграцию в Талыш других тюркоязычных семей и кланов.

Русский иранист Александр Ходьзко включил в свою книгу "Осо- бенности поэзии в Иране" 15 четверостиший на талышском языке и привел к ним свои комментарии. В 1855 г. П. Ф. Рисс дал ясное и доступное описание грамматики талышского языка.

В. Г. Вейер в своих работах сопоставил прикаспийские языки: талышский, мазандеранский, гилянский, семнанский. В 1930 г. Б. В. Мил- лер опубликовал работу "Талышские тексты", где в приложении дал транскрипцию 2 тыс. талышских слов на русском и французском языках. В 1953 г. Б. В. Миллер выпустил книгу "Талышский язык", в которой почти полностью сделал описание этого языка. В. С. Соко- лова в серии статей по фонетике иранских языков внесла некоторые поправки к указаниям Миллера по стихосложению на талышском языке, которые касались согласных звуков.

4. Население

Основным источником сведений о населении Северного Талыша служат данные о численности людей, знающих талышский язык. С учетом его значительной трансформации сведения о талышах северных районов сильно занижены и существенно отличаются от реальных. Согласно советским данным, в 1913 г. в Азербайджане проживало 89 398, а в 1999 г. -- 77 323 талыша. По данным прошлого года население Южного Талыша составляет 84 700 человек. Последние неофициальные данные российских ученых говорят о проживании в северных районах 100 тыс. талышей, в то время как официальные источники Азербайджанской Республики указывают проживание в этой стране 21 200 человек в 1989 г. и 76 800 -- в 1999 г.

Принимая во внимание рост численности населения талышей в южных районах на 300 тыс. человек в 1978 г., статистические азербайджанские и даже российские данные требуют взвешенного подхода. После подписания Туркманчайского договора (1828), с отделением Северного Талыша 50 тыс. талышей остались за пределами Ира- на, но получается, что их численность с 1828 г. до конца XX в. (за 170 лет) крайне незначительно. В то же время численность талышей северных районов в период 1989--1999 гг. выросла почти в четыре раза. Воистину удивительно! С учетом административного деления талышей с точки зрения роста населения, представляется, что вышеуказанные цифры далеки от реальной статистики. При этом всестороннее давление тюркского языка с севера ложится тяжелым грузом на северных талышей и является средством изменения их национальной идентичности.

Азербайджанские исследователи оценивают численность талышского населения в 500--800 тысяч человек и признают его крупнейшей народностью в этой стране.

5. Экономика

По причине дождливого и влажного климата земли талышей пригодны для выращивания некоторых сельскохозяйственных культур. С эпохи Сефевидов здесь занимались разведением тутового шелкопряда. Болотистая местность хороша для роста тутовых деревьев. Развитие этого промысла началось еще при шахе Тахмаспе I и значительно процветало при шахе Аббасе I, который переселил грузин и армян, хорошо знавших это ремесло, в Гилян и Мазандеран. Шах Аббас деньгами и землями поощрял их к созданию плантаций и выращиванию тутовника для разведения тутового шелкопряда и производства шелка.

Качество шелка талышей было ниже, чем в Реште и Фумене. Шелк производили в основном в Южном Талыше, в Гаскаре и Корганруде. Представители Швейцарии, Греции, Италии, Франции, России и Османской империи открывали в Гиляне свои торговые дома, закупали талышский шелк и переправляли его в Европу через Северный Талыш и Тифлис.

Через Московскую компанию англичане после последней поездки Артура Эдвардса построили в Гаскаре, втором промышленном центре Талыша, завод по производству шелка, чтобы таким путем взять в свои руки всю торговлю. С этой целью через некоторое время они даже направили в Каспийское море свои корабли. Это способствовало процветанию торговли -- до тех пор, пока казаки не напали на Каспийское побережье (1636).

В конце XVII в., с установлением относительной безопасности на западном побережье Каспийского моря, торговля шелком возобновилась. К Гаскару потянулись другие страны. Основным покупателем являлась Россия, которая, будучи соседом Талыша, старалась с помощью армян взять всю торговлю шелком под свой контроль. В XVI и XVII вв. гилянская торговля шелком находилась в руках армян, которые поддерживали традиционно добрые отношения с Россией. По договору 1711 г. Петр I в обмен на закупку шелка у армян для России разрешил им вывозить свои товары в Европу через российскую территорию (вместо прежнего транзита через Османскую империю). Стабильные русско-армянские торговые связи сохранялись вплоть до 1722 г. С падением династии Сефевидов Россия направила в регион свои корабли и, захватив Каспийское побережье, стала напрямую покупать шелк. Однако со смертью Петра I усилия России в этом направлении сошли на нет.

В 1734 г. англичане подписали с Россией соглашение, по которому они получили право переправлять закупленный ими шелк в Европу транзитом через российскую территорию. Спустя четыре года делегация английских купцов получила также разрешение от Надир-шаха на строительство завода в Гиляне. Англичанами были сделаны крупные капиталовложения в Гаскаре. В 1744 г. в Гилян прибыла английская миссия Джонса Ханвея.

В результате восстания южных талышей, начавшегося в Астаре в 1744 г. и закончившегося в Гаскаре в 1747 г., английские купцы потребовали от британского посла в России Г. Форда взять под защиту их интересы и направить в их распоряжение два корабля, чтобы вывести все принадлежавшее им имущество из Ирана.

В результате кризиса торговли шелком и по настоятельному требованию России основное производство Талыша, а именно выращивание тутовника и разведение тутового шелкопряда было заменено посевом риса. Ярче всего это проявилось в Южном Талыше, где земли были пригодными для разведения этой культуры. В засушливых талышских районах сеяли пшеницу, кукурузу, другие злаковые, а также хлопок. Кроме того, через талышские земли проходили единственные, а потому и крайне значительные торговые пути, связывавшие Гилян и Мазандеран с Азербайджаном, Кавказом и Россией.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце