URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Макаровских Т.А. GIMP и Adobe Photoshop: Лекции по растровой графике Обложка Макаровских Т.А. GIMP и Adobe Photoshop: Лекции по растровой графике
Id: 285387
551 руб. 499 р.

GIMP и Adobe Photoshop:
Лекции по РАСТРОВОЙ ГРАФИКЕ. Изд. стереотип.

GIMP и Adobe Photoshop: Лекции по растровой графике URSS. 2022. 278 с. ISBN 978-5-9710-9651-1.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка
Внимание: АКЦИЯ! Только по 20.04.24!

Аннотация

Настоящая книга раскрывает перед читателем возможности двух похожих друг на друга программ: коммерческого программного продукта Adobe Photoshop и свободно распространяемого пакета GIMP. Излагаемый в ней материал использовался автором при чтении лекций в Южно-Уральском государственном университете для студентов специальности "Статистика" экономического факультета в рамках курса "Компьютерные издательские системы", а также для студентов... (Подробнее)


ЦВЕТНАЯ ВЕРСИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
top

PDF


Содержание
top
Введение
Часть 1.Обзор основных возможностей Adobe Photoshop и GIMP
 1.1.Общее представление о программе Adobe Photoshop
 1.2. Общее представление о программе GIMP
 1.3.Основные принципы работы GIMP и Photoshop
 1.4.Интерфейс Photoshop
 1.5.Интерфейс GIMP
Часть 2.Основные характеристики изображения
 2.1.Создание нового изображения
 2.2.Изменение размеров холста
 2.3.Изменение цветового режима изображения
 2.4.Изменение разрешения изображения
 2.5.Контрольные вопросы и задания
Часть 3.Рисование кистями в Photoshop и GIMP
 3.1.Многослойные изображения – основная концепция GIMP и Photoshop
 3.2.Выбор цветов
 3.3.Кисти Photoshop
 3.4.Кисти в GIMP и их свойства
 3.5.Редактирование и создание кистей
 3.6.Пример создания многослойного изображения с использованием кистей
 3.7.Пример создания изображения в GIMP с помощью пользовательских кистей
 3.8.Задания для самостоятельной работы
Часть 4.Использование заливок
 4.1.Особенности использования заливок в Photoshop
 4.2.Особенности работы с заливками в GIMP
 4.3.Градиентные заливки
 4.4.Основные виды градиентов
 4.5.Редактор градиентов в GIMP
 4.6.Рисование с использованием заливок
 4.7.Задания для самостоятельной работы
Часть 5.Выделение области изображения
 5.1.Инструменты для выделения областей
 5.2.Операции над выделенными областями
 5.3.Работа с выделенными областями
 5.4.Задания для самостоятельной работы
Часть 6.Работа со слоями
 6.1.Палитра Слои
 6.2.Работа с режимами наложения
 6.3.Преобразование слоев и выделенных областей
  6.3.1.Инструмент перемещения
  6.3.2.Инструмент кадрирования
  6.3.3.Инструмент вращения
  6.3.4.Инструмент масштабирования
  6.3.5.Инструмент искривления
  6.3.6.Инструмент редактирования перспективы
  6.3.7.Инструмент отражения
 6.4.Фотомонтаж двух и более изображений Маски слоя
 6.5.Создание макетных групп
 6.6.Применение стилей слоев
 6.7.Создание фотоколлажа
 6.8.Задания для самостоятельной работы
Часть 7.Тоновая и цветовая коррекция изображений
 7.1.Цветовой диапазон
 7.2.Уровни (Levels)
 7.2.Levels на практике
  7.2.1.Как избавиться от тени
  7.2.2.Изображение отсканировано под наклоном
  7.2.3.От фотографии к чертежу
 7.3.Кривые (Curves)
 7.4.Цветовая коррекция изображений
  7.4.1.Цветовой баланс
  7.4.2.Оттенок и Насыщение
  7.4.3.Замена цвета
  7.4.4.Тонирование
  7.4.5.Прочие команды цветовой и тоновой коррекции
 7.5.Использование корректировочных слоев
 7.6.Создание коллажа из фотографий разного качества
 7.7.Задания для самостоятельной работы
Часть 8.Работа с текстовыми объектами
 8.1.Инструмент для работы с текстом в Photoshop
  8.1.1.Деформация текста
  8.1.2.Работа с многострочным текстом
  8.1.3.Выравнивание текста
 8.2.Работа с текстом в GIMP
 8.3.Создание афиши как пример работы с текстом
 8.4.Текст и маски слоя
 8.5.Задания для самостоятельной работы
Часть 9.Рисование при помощи векторных объектов
 9.1.Векторные объекты в Photoshop
 9.2.Рисование схем
 9.3.Работа с контурами
  9.3.1.Создание контуров
  9.3.2.Редактирование контуров
  9.3.3.Заливка и обводка контуров. Преобразование в выделение
  9.3.4.Контуры и текстовые объекты
 9.4.Задания для самостоятельной работы
Часть 10.Использование фильтров
 10.1.Фильтры в Photoshop
 10.2.Фильтры в GIMP
 10.3.Фильтры визуализации в Photoshop
 10.4.Визуализация и работа со светом в GIMP
 10.5.Искажения
 10.6.Задания для самостоятельной работы
Часть 11.Форматы графических изображений
Заключение
Литература

Введение
top

Очень быстро, на глазах одного поколения, произошли революционные изменения в технологии подготовки цветных изображений. В наше время на персональных компьютерах готовится к публикации не только высококачественные издания, презентационные материалы, но и документы, содержащие деловую графику: диаграммы, схемы и пр. Поэтому можно сказать, что проблема управления цветом стала массовой. Современные технические и программные средства дают возможность удовлетворительного решения значительной части проблем с цветом.

В настоящий момент издано достаточно много книг, посвящённых работе с графическими редакторами.

Их можно подразделить на две категории.

Одни посвящены описанию инструментов компьютерной графики: самоучители, официальные руководства, книги "для чайников", "библии" для пользователей и т.д. Целью этих внушительного объема книг, зачастую дорогостоящих, является обучение пользователя работе в отдельно взятой версии программного продукта. В этих книгах обычно не рассматриваются способы применения инструментария программы для решения конкретных задач. Авторы некоторых книг используют для изложения русскоязычные названия команд меню и используемых инструментов. Однако в зависимости от версии программы перевод может различаться, что иногда приводит к непониманию со стороны пользователя. Кроме того, зачастую переводы названий некоторых инструментов и операций на русский язык не соответствуют фактически выполняемым ими функциям.

Другие книги, в отличие от самоучителей, направлены на изучение технологии обработки изображений и рисования для получения конечного результата. Эти книги, в основном, предназначены для профессионалов, и поэтому в них отсутствует даже краткое описание основных принципов работы с программой.

В данном учебном пособии приведено описание основных принципов работы с программами Adobe Photoshop и свободно распространяемым аналогом, программой GIMP. Описание работы осуществлено как с формальной (справочной), так и с практической стороны (на примерах). Изучение происходит на примерах постановки и решения задач компьютерной графики, чтобы сформировать у студента представление не только о возможностях используемой программы, но и о средствах достижения поставленной цели. Предлагаемые для решения задачи могут быть полезны не только для ретуши фотографий (этой теме посвящено большинство книг, посвященных растровым редакторам), но и для создания графического материала для статей, докладов, презентаций, редактирования сканированных изображений и фотографий, а также для создания и редактирования различного рода рекламных материалов.

Книга может быть полезна пользователям, знакомым с работой в Photoshop и желающих безболезненно для работы перейти на GIMP, быстро справившись с комплексом, который зачастую имеет место при переходе на новое программное обеспечение. Те, кто не имел опыта работы ни с одной из рассмотренных программ, смогут сравнить их особенности и выбрать, в какой из них работать. Книгу можно использовать в качестве учебного пособия по курсам типа "Пакеты прикладных программ" и "Компьютерные издательские системы", а также в рамках других дисциплин, требующих творческого подхода к использованию программ обработки растровой графики.

По своему исполнению книга не является сборником готовых рецептов. Издание такой "кулинарной книги" едва ли возможно, потому что числовые значения параметров того или иного инструмента являются индивидуальными для каждого изображения. Тем не менее, автор старался дать такое описание методов обработки послойных изображений, которое в максимальной степени приближается к точности и определенности технологических инструкций. Самые важные операции снабжены поясняющими иллюстрациями.

Выбор Adobe Photoshop и GIMP в качестве программ для изучения в данном учебном пособии обусловлено тем, что эти программы подходят не только для профессиональной предпечатной подготовки, но и имеют дружественный интерфейс и удобны для создания и редактирования графического материала, в том числе и сканированных изображений. Эти программы полезны и для любительской и профессиональной обработки фотографий. На текущий момент Adobe Photoshop является самым мощным приложением для обработки растровой графики, фактически стандартом в области цифровой обработки изображений.

Однако следует помнить и о том, что продукты компании Adobe, как и многих других производителей ПО, не являются свободно распространяемыми. Свобода ПО – понятие юридическое [3], определяющее объем прав и условия, на которых разработчик интеллектуальной собственности (программного продукта) передаёт пользователю эти права. Свободное ПО – это подмножество большой группы программных продуктов, попадающих под определение "открытый код" (исходный код является доступным пользователю). Можно сказать, что свободные лицензии предоставляют пользователям права использования, копирования и модификации программ, т.е. полные права владения продуктом, а не просто право использования.

Несмотря на то, что Photoshop практически монополизирует профессиональный рынок, его цена (649 $ на май 2007 г.) привела к появлению конкурирующих программных продуктов, занимающих среднюю и низшую ценовую нишу рынка [5]. Некоторые из этих программ являются свободно распространяемыми. Для завоевания этой части рынка и для противостояния необычайно высоким показателям нелегального использования своих профессиональных продуктов без лицензии, Adobe представил программы среднего и низшего класса Photoshop Elements и Photoshop Album, первая из которых является урезанной версией Photoshop и стоит менее 100 $, а вторая распространяется бесплатно и служит для элементарной обработки фотографий. Продукт нацелен на любительский рынок, так как ограниченная функциональность делает Photoshop Elements неподходящим для подготовки изображений к печати. Программа Adobe Photoshop Lightroom (стоимостью около 300 $) служит исключительно для "проявки" цифровых фотографий и организации каталога снимков.

К наиболее функциональным свободно распространяемым аналогам Adobe Photoshop в первую очередь относится программа GIMP. В отличие от бесплатной версии Photoshop Album, позволяющей упорядочивать файлы в папках, GIMP является полнофункциональным пакетом для профессиональной работы с растровой графикой и позволяет выполнять практически все функции, доступные в Adobe Photoshop. При наличии плагинов (надстроек, также свободно распространяемых, как и сама программа) функциональность GIMP может быть расширена. Установочный файл программы GIMP для Windows имеет объем 15 Мб. В состав установочного файла входят также некоторые плагины (обеспечивающие работу со спецэффектами) и кисти. Дистрибутив программы, а также файлы помощи на русском языке находятся на сайте http://gimp.org/.

Последнее время в нашей стране довольно часто в свободном доступе можно было скачать в сети crack-файлы для взлома установочной версии программы Adobe Photoshop и активации этой программы. Понятно, что многие российские пользователи учились работать с Photoshop. Поэтому в данном пособии будет проведен сравнительный анализ возможностей программ Adobe Photoshop и GIMP с целью обеспечения более легкого перехода с одной программы на другую, экспорта и импорта файлов и т.д.

Книга состоит из следующих частей.

Часть 1. Обзор основных возможностей Adobe Photoshop и GIMP. В этой главе представлен интерфейс программ, описаны основные приемы работы с ними, приведено описание интерфейса программ.

Часть 2. Основные характеристики изображения. Глава является общеобразовательной. В ней рассказывается об особенностях создания нового файла и о параметрах, которые можно настроить в момент создания файла и при дальнейшей работе с ним. В качестве контрольных заданий приведено несколько задач по расчету планируемого размера и разрешения изображения.

Часть 3. Рисование кистями. Глава содержит обзор большой группы инструментов, в основе которых лежит кисть, рассказано, каким образом можно редактировать имеющиеся кисти и создавать новые. Приведены примеры создания многослойного изображения с использованием стандартных и пользовательских кистей. В качестве задания к главе читателю предлагается создать собственное изображение, используя только рассмотренные инструменты.

Часть 4. Работа с заливками. Рассматривается два вида заливок – заливка цветом и градиент, – и их особенности. Как и в предыдущей главе, приводится справочная информация по обеим рассматриваемым программам и настройке дополнительных параметров. Приведено два примера – заливка изображения, ограниченного контуром, и работа с созданным пользователем градиентом. В примерах использован и материал главы 3. В конце главы предложено задание для самостоятельной работы заключается в создании изображения, с помощью рассмотренных инструментов.

Часть 5. Выделение области изображения. Это основной инструмент при создании фото-коллажа. В главе рассматриваются инструменты GIMP и Photoshop, их особенности и отличия. В качестве примера используется рисунок из главы 4, на выделенные области которого наносятся тени и блики. Читателю предлагается завершить работу над изображением, созданным в качестве задания к главе 4.

Часть 6. Работа со слоями. Прежде, чем придумывать и составлять простейший коллаж, необходимо узнать о возможностях, представляемых при работе со слоями. В данной главе приведен каталог (с краткими комментариями) используемых программами режимов наложения, рассмотрены различные способы создания прозрачных областей. Пример – создание коллажа, в котором изображение из одного файла "внедряется" в изображение из другого.

Часть 7. Тоновая и цветовая коррекция изображений. Рассматриваются основы цветокоррекции, исправляются цветовые неточности в созданном коллаже и создается тень вставленного объекта. Кроме того, в данной главе рассматривается редактирование сканированных и фотографированных изображений, приведение иллюстрации к виду, пригодному для вставки в различные документы.

Часть 8. Работа с текстовыми объектами. Данный раздел посвящен особенностям редактирования текстовых слоев, эффектам, используемым для этого. Все рассмотренные особенности проиллюстрированы примерами создания открыток, плакатов и объявлений.

Часть 9. Рисование при помощи векторных объектов. Рассматриваются векторные примитивы, испольуемые в Photoshop для создания контуров. Вводится понятие контура и определяются операции над ним. Приведено несколько графических задач, для решения которых необходимо уметь пользоваться векторными объектами. В качестве примера рассмотрено создание структурной схемы с помощью GIMP и Photoshop.

Часть 10. Использование фильтров. В данной главе вкратце рассмотрены основные фильтры GIMP и Photoshop, приведена их классификация. Особое внимание уделено фильтрам света и тени, визуализации, а также интерактивному искажению. Работа с фильтрами показана на примерах.

Часть 11. Форматы графических изображений. Эта небольшая глава посвящена краткому обзору основных графических форматов, используемых для хранения файлов. Приведены основные характеристики каждого из рассмотренных форматов и указана область применения каждого из них.


Об авторе
top
photoМакаровских Татьяна Анатольевна
Доктор физико-математических наук, доцент, профессор кафедры «Системное программирование» Южно-Уральского государственного университета. В 2003 г. с отличием окончила ЮУрГУ по специальности «Прикладная математика». В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Теоретические основы информатики» в Вычислительном центре имени А. А. Дородницына РАН. В 2020 г. защитила докторскую диссертацию по той же специальности в ЮУрГУ. Является автором более 100 научных публикаций, 7 учебных пособий, монографии «Маршруты-покрытия специального вида в графах: Теоретические основы и применение в ресурсосберегающих технологиях» (М.: URSS), а также более 10 зарегистрированных программ для ЭВМ.