URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Арлычев А.Н. Социал-гуманистическое общество --- будущее человечества
Id: 101892
 
179 руб.

Социал-гуманистическое общество — будущее человечества

URSS. 2009. 104 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-00893-8.

 Аннотация

В настоящей монографии на основе исследования антропологической сущности человека автор ставит задачу решения проблемы адекватного устройства общества. Начиная с эпохи варварства и включая все периоды эпохи цивилизации, человечество жило и продолжает жить поныне в условиях отчуждения своего подлинного социального бытия. В настоящее время такое отчуждение достигло пика, что является главной причиной кризиса всей общественной жизни и ставит человечество перед выбором: либо кризис перерастет в полнейший коллапс жизнедеятельности человечества, либо в обществе найдутся духовные, интеллектуальные и нравственные силы, которые приостановят этот стихийный процесс и определят вектор подлинного человеческого бытия. В книге предлагается основополагающая идея для решения этой проблемы, в общем виде сформулированная как идея социального гуманизма, включающая в качестве целевой установки принципы гуманизма, провозглашенные в эпоху Возрождения, и социальные принципы коллективистского устройства общественной жизни как средство достижения подлинного человеческого существования. Органический синтез этих двух типов принципов --- гуманизма и коллективистского устройства общества --- и может, как считает автор, вывести человечество на стезю истинной человеческой жизни.

Книга будет интересна философам, социологам, политологам и всем, кому небезразличны проблемы человечества в будущем.


 Содержание

Глава 1. Человек и человечество в условиях отчуждения социальной сущности
 1.1.О сущности человеческой природы
 1.2.Истоки зарождения отчужденного труда
 1.3.Многообразие форм отчуждения и истоки зарождения свободной сознательной деятельности в эпоху цивилизации
 1.4.Духовность как творческое начало в человеческой деятельности
 1.5.Ценностные ориентации в развитии человеческой цивилизации
 1.6.Специфическая форма отчуждения в России советского периода и ее ликвидация
Глава 2. Современное человечество на пороге преодоления отчужденного существования
 2.1.Отличительные черты будущего общества
 2.2.Производственно-техническая база будущего общества
 2.3.О двух этапах перехода к будущему обществу
 2.4.Характерные особенности социализма
 2.5.Двойственность социалистической собственности
 2.6.Организация социалистического производства
 2.7.Социалистические социальные отношения
 2.8.Наемный труд и отчуждение при социализме
 2.9.Управление социалистическим обществом
  2.10.Социал-гуманизм -- идеологическое кредо перехода к обществу будущего

 Из главы 1


Человек и человечество в условиях отчуждения социальной сущности

Если взять и попытаться окинуть единым взором историю человеческой цивилизации, то мы невольно обнаружим одну общую тенденцию в ее оценке: начиная с далекой древности и до наших дней, наиболее проницательные ее представители выражали свое недовольство общественному устройству, подмечали неудовлетворенность жизни каждого отдельного человека, искренне возмущались вопиющей несправедливостью, царящей в обществе. Некоторые из них пытались найти способ решения этой непростой проблемы, который сводился у них, как правило, к двум вариантам. Одни призывали повернуть человечество вспять, вернуться к существующему якобы в прошлом "золотому веку", другие, наоборот, пытались предложить свои собственные модели для будущего общественного устройства, причем, что самое удивительное, все их модели строились на отрицании частной собственности и установлении собственности общественной. Примером первого варианта могут служить призывы древних киников во главе с Диогеном вернуться назад к природе и жить по подобию животных, в XVIII в. -- учение Ж. Ж. Руссо о естественном существовании человека. Сюда же можно отнести философию бытия М. Хайдеггера в XX в., согласно которой, несовершенство человеческого существования обусловлено предметной направленностью мышления, зародившегося, как он считает, еще во времена Платона и Аристотеля, которое в XVII в. благодаря Р. Декарту вылилось в современную науку, породившую техническую цивилизацию. А потому, по его мнению, человечеству необходимо вернуться к беспредметному (бытийному) мышлению древних греков досократовского периода и тогда человечество встанет на путь подлинного существования. В 60-е гг. прошлого века стихийно возникшее среди молодежи бунтарское движение хиппи в странах Западной Европы также преследовало цель возврата человечества в прошлое. Второй же вариант решения названной проблемы, можно сказать, начался с учения Платона об идеальном государстве, затем уже в XVI--XVIII вв. возникает целая плеяда представителей так называемого утопического социализма и, наконец, в XIX в. появляется теория научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса.

Негативное отношение интеллектуалов разных эпох к существующей цивилизации, по всей видимости, не является случайным, быстрее всего оно продиктовано не соответствием между сущностной природой человека, с одной стороны, и условием его общественной жизни, с другой. Поэтому, как мы считаем, прежде чем решать проблему будущего устройства общества, надо попытаться ответить на следующие вопросы: в чем заключается подлинная сущность человеческого бытия, почему эта сущность до сих пор не реализовалась в человеческом обществе и, наконец, что требуется для того, чтобы она все-таки реализовалась? Такая постановка вопроса вытекает из нашего твердого убеждения в том, что в нынешнюю эпоху цивилизация стоит на пороге перед дилеммой: либо человечество должно скатиться в пропасть и бесславно закончить свое существование, либо оно должно найти в себе духовные, интеллектуальные и нравственные силы, чтобы обеспечить подлинное человеческое существование.

1.1. О сущности человеческой природы

В отличие от животных, у которых любое проявление их жизнедеятельности обусловлено исключительно биологическими факторами, человеческая жизнедеятельность, в какой бы форме она не проявлялась, никогда не бывает только биологической или, напротив, только социальной, она всегда есть выражение отношения между биологическими и социальными сторонами в человеке. Поэтому сущность человека можно будет понять, исходя из его бинарной природы, из того непреложного факта, что он одновременно является и биологическим, и социальным существом. Но прежде необходимо четко определить, что представляет собой, с одной стороны, биологическая, а, с другой -- социальная формы в человеческой жизнедеятельности?

Биологическая сторона жизнедеятельности любого человека по сути тождественна биологическому существованию животного. Она, по существу, сводится, во-первых, к тому, чтобы обеспечить физическое существование собственного организма, и, во-вторых, чтобы передать биологическую жизнь потомству, по возможности продлевая физическое существование рода. Однако способ реализации этой биологической жизнедеятельности у человека принципиально иной, чем у животных. Животное приспосабливает свой организм к окружающей среде, человек же, наоборот, окружающую среду приспосабливает к своему организму. Животное по способу существования существо адаптирующее, человек же -- существо деятельное.

Любое конкретное животное, осуществляя свой характерный для данного вида способ приспособления к среде, вместе с тем непосредственно проявляет и свою биологическую сущность, т. е. специфическую природную способность жить в той форме, какова предначертана ему самой природой. Например, заяц приспосабливается к среде по-заячьи, и это его заячье приспособление и есть собственно его заячья сущность. Конкретная форма приспособления животного является, стало быть, не чем иным, как непосредственно его природной сущностью, т. е. форма жизнедеятельности животного и его природная сущность совпадают. При этом следует отметить, что и форма жизнедеятельности и сущность животного как по происхождению, так и по своей природе носят сугубо биологический характер.

Не так все просто у человека. Форма его жизнедеятельности и его человеческая сущность далеко не всегда совпадают. Форма жизнедеятельности человека является проявлением не биологического, а социального, так как она выражает не биологический, а социальный способ существования. Форма жизнедеятельности человека -- это по существу не что иное, как форма человеческой деятельности, которая и по происхождению и по своей природе не имеет прямого отношения к биологическому, она непосредственно является социальным феноменом. В этой связи встает вопрос, как, каким образом форма человеческой жизнедеятельности, будучи феноменом социальным, соотносится с биологической стороной человеческой жизнедеятельности? У животных как сугубо биологических существ этой проблемы в принципе не может быть, у человека же как биосоциального существа она не только существует, но и составляет, по всей видимости, суть всех остальных его проблем.

При подлинном человеческом существовании форма жизнедеятельности человека (в данном случае форма человеческой деятельности) должна, как и у животных, совпадать с проявлением его, собственно человеческой, сущности или, говоря по-другому, форма деятельности человека должна быть одновременно выражением его человеческой сущности. Однако чтобы форма деятельности была действительно выражением сущности того человека, который ее осуществляет, необходимо, чтобы она была свободной сознательной деятельностью этого человека. Она должна быть проявлением внутреннего самовыражения физических и духовных потенций человеческой личности и в силу этого определяющей жизненной потребностью существования человека и именно поэтому выражением его подлинной человеческой сущности.

Между тем, если под этим углом зрения посмотреть на реальную жизнедеятельность людей, как она протекала на протяжении всей истории и продолжает протекать теперь, то увидим, что в большинстве случаев она не соответствует критериям свободной сознательной деятельности человека. Напротив, она представляет собой нечто противоположное ей. Чтобы быть свободной, она должна быть, по крайней мере, добровольной, а в действительности часто бывает принудительной; вместо того, чтобы быть определяющей потребностью человека, она чаще всего бывает ему обузой и служит лишь средством для удовлетворения каких-либо других его потребностей. Эта противоположная свободному сознательному проявлению внутренних потенций человеческих качеств деятельность является не чем иным, как отчужденной деятельностью человека. Будучи отчужденной от человека, она тем не менее образует его социальную сущность, которая, как и сама деятельность является ему чуждой, а значит, как и сам деятельность, социальная сущность является для человека отчужденной.

Однако человек, находящийся в условиях отчужденной деятельности, вообще лишен не всякой сущности, а лишь присущей сугубо человеческому бытию собственно социальной сущности. Но, как мы знаем, человек не просто социальное, а социально-биологическое существо, и потому его жизнь связана также с отправлением всех его биологических функций, которые определяют сущность физического существования его организма. Отсюда, естественно, человеческая жизнь, лишенная собственно социальной сущности, с необходимостью переключается если не полностью, то в основном, в сферу биологического процесса. Для такого человека смыслом жизни часто становятся такие необходимо жизненные атрибуты, как пища, одежда, жилье, половая жизнь и т. д., короче, все то, что удовлетворяет человеческий организм. Обладание подобными благами составляет в данном случае сущность человеческого бытия, а весь комплекс отчужденной деятельности, связанный с их достижением, служит лишь социальным средством для осуществления этой сущности. Биологическое существование, тем самым, становится конечной целью жизнедеятельности человека, а социальное выступает в качестве необходимого средства его реализации. Сущностное бытие человека фактически превращается если не полностью в животное существование, то, по крайней мере, в его подобие.

Жизненное предназначение живого организма -- это обеспечение устойчивости своего субстрата, жизненное же предназначение человека -- это обеспечение устойчивости своей социальной жизнедеятельности. В этом смысле человек противоположен животному, ибо он пользуется своим биологическим субстратом для достижения стабильной жизнедеятельности; животное же, наоборот, жизнедеятельность использует для получения стабильного субстрата; для человека цель жизни -- его жизнедеятельность, а субстрат средство жизни, для животного, наоборот, цель жизни -- субстрат, жизнедеятельность средство жизни. И если в человеческом обществе для многих людей соотношение цели и средства жизни такое же, как у животных, то это говорит лишь о несовершенстве человеческой жизни и о том, что общество пока еще не достигло уровня обеспечения человеку подлинно человеческого существования. Подобное общество имеет только одно преимущество перед животным миром: оно более изощренными способами обеспечивает стабилизацию человеческих субстратов и конечно же не всех людей одинаково, в основном оно направлено на реализацию потребностей представителей так называемой привилегированной прослойки.

В связи с этим возникает вопрос, при каких общественных условиях человеческая деятельность является по сути чуждой человеку и служит лишь средством его существования и соответственно он лишен своей социальной сущности, и что требуется для того, чтобы человек, наконец-то, эту социальную сущность приобрел?


 Об авторе

Арлычев Анатолий Николаевич
Доктор философских наук, профессор, ученый-энциклопедист. В разные годы им исследован комплекс фундаментальных проблем философии и науки, результаты опубликованы в центральных научных журналах и книжных изданиях в России и за рубежом. Им разработан научно-философский метод предметного эволюционизма, создана информационно-деятельностная теория сознания, выдвинута идея социального гуманизма как альтернатива идее коммунизма и разработана модель будущего общества. В работах А. Н. Арлычева содержится множество эвристических идей по различным направлениям научного знания. Автором предложено целостное понимание мирового процесса, обозначенное общим термином «эволюционный эссенциализм».
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце