URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство
Id: 1017
 
Предварительный заказ! Букинист. 1999 руб.

Группы интересов и российское государство

URSS. 1999. 352 с. Твердый переплет. ISBN 5-8360-0038-7.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

В монографии анализируются важнейшие аспекты отношений групп интересов и российского государства, а также отражающие эти отношения теоретические и концептуальные построения мировой (и в том числе отечественной) политологии. Основное внимание авторы сосредоточили на группах интересов отечественного бизнеса, оказывающих серьезное влияние на становление политической системы страны и являющихся одним из ключевых ее элементов.

Книга рассчитана на политиков, политологов и всех тех, кто стремится разобраться в глубинных процессах, определяющих основные параметры политического развития России.


 Оглавление

Введение

I Система функционального представительства: концептуально-исторический ракурс

I Группы интересов и государство: концепции и модели
 1.Власть и "интересы". Специфика и классификация групп
 2.Плюрализм и корпоративизм
II Группы интересов и государство в СССР: от бюрократического корпоративизма к хаотическому плюрализму
 1.Концепции заинтересованных групп в СССР в западной и российской политологии
 2."Культурный плюрализм" в СССР
 3.Бюрократический корпоративизм как "подсистема"
 4.Интересы и перестройка

II Группы интересов в постсоветской России

III Группы интересов нового российского бизнеса
 1.От директоров государственных предприятий к современной бизнес-элите
 2.Крупная российская корпорация как социально-политический институт
  "ЛУКОЙЛ" как экономический актор
  АО "ЛУКОЙЛ" как социальная общность
  АО "ЛУКОЙЛ" как политический актор
 3.Предпринимательские ассоциации России как институты политического представительства бизнеса
  Торгово-промышленная палата России (ТПП)
  Отраслевые ассоциации
  Лазерная ассоциация (ЛАС).
IV Социальные интересы: добровольческие организации и профсоюзы
 1."Социальный капитал" и проблемы самоорганизации
 2.Российские профсоюзы как группы интересов
V Группы интересов российских регионов
 1.Интересы регионов в советском и постсоветском обществе
 2.Стратификация региональных интересов и их воздействие на политику российского государства
 3.Механизмы выработки региональных интересов: взаимодействие бизнеса и власти в субъектах федерации

III Система функционального представительства в современной России: трудное становление

VI Российский лоббизм: характер, особенности и политическая роль
 1.Технология лоббирования
 2.Современный российский лоббизм (федеральный уровень)
 3.Региональный лоббизм
 4.Проблема правового регулирования лоббизма
VII Социальное партнерство и современный российский трипартизм
 1.Международный контекст
 2.Опыт работы Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и коллективно-договорная практика
 3.Региональный уровень
VIII Новый российский корпоративизм: олигархический или демократический?
 1.Приватизация и "рекорпоративизация"
 2."Мезо"-корпоративизм
 3.Метамарфозы микрокорпоративизма
 4.Слагаемые олигархической модели
 5.Корпоративизм в контексте транзитарных политических отношений

IV Россия и Европа: общее и особенное

IX Представительство интересов в Европейском Союзе и опыт России. Синтез моделей или синтез концепций?
 1.Основы взаимодействия
 2.Основные участники и механизмы представительства интересов
 3.Группы интересов в региональном измерении
 4.Проблемы регулирования лоббистской деятельности
 5.Опыт представительства интересов в свете российских проблем
 Заключение

 Введение

Переживаемый Россией период системных общественно-политических перемен и в научном, и в практическом планах с особой остротой ставит вопрос об отношениях между государством и обществом, о характере и динамике этих отношений. Вопрос этот имеет несколько аспектов, и один из главных -- институциональный, ибо даже когда отношения между обществом и государством как относительно целостными субстанциями анализируются в философском и общесоциологическом аспектах (чем в основном занимаются специалисты, изучающие проблематику политической демократии, гражданского общества, роль общественного мнения, легитимности власти и др.), этот анализ неизбежно отталкивается от конкретных форм и методов данных отношений. Причина подобного "приземления" проста. Конкретное взаимодействие между обществом и государством осуществляется преимущественно через институты. Со стороны государства участвуют государственный аппарат и органы политической власти, со стороны общества -- организации, группы и иные объединения, составляющие его институциональную инфраструктуру.

Как известно, эта инфраструктура в широком системном плане распадается на два принципиально отличных друг от друга типа образований -- политические партии и группы интересов. Причем каждый из них взаимодействует с государством по своим собственным каналам и своими собственными методами. Партии делают это через выборы, парламенты и местные представительные учреждения (система территориального представительства), тогда как группы интересов осуществляют такое взаимодействие, входя в непосредственный контакт с государством и его органами (система функционального представительства).

Предметом данного исследования является эта вторая система, которая и в мире в целом, и особенно в России играет все более существенную роль и которая во многом определяет и сам характер отношений между российским обществом и государством, и характер складывающейся системы власти.

Естественно, что прежде чем рассматривать сложившиеся (или складывающиеся) группы интересов в современной России и формы и методы их отношений с государством, авторы должны были рассмотреть разработанные к настоящему времени общетеоретические подходы и концепции, обобщающие уже накопленный здесь богатый исторический опыт. Другая, пожалуй не менее существенная задача такого же "предварительного" или предваряющего исследование плана состояла в том, чтобы определить, в какой мере данные подходы и концепции применимы к современной российской действительности. Выявление этой специфики потребовало от авторов не следовать слепо за утвердившимися в мировой (в основном западной) политологии "клише" и одновременно не абсолютизировать наш собственный опыт, а пойти по пути сочетания указанных теоретических наработок со своими собственными изысканиями.

Собственно, работа в этом направлении уже началась (и в том числе авторами данной монографии), и в обзоре литературы, который будет представлен читателю ниже, мы остановимся на этом вопросе подробнее.

Главу, посвященную концептуально-теоретическим проблемам темы, мы рассматриваем как своего рода методологическое введение и полагаем, что оно не только поможет читателю легче ориентироваться в последующем изложении, но и имеет определенное самостоятельное значение как предпринятая впервые попытка дать целостную картину (по неизбежности краткую) состояния политологических изысканий на сей счет.

Принципиально иной, но также вводный характер носит и гл.II первого раздела монографии, посвященная отношениям групп интересов и государства в доперестроечном СССР. Несмотря на поистине драматический характер изменений, произошедших в ходе перестройки и последующего развития уже в рамках суверенной России, существует прямая связь между процессами и отношениями советского периода и тем, что происходило и происходит в России начиная с августа 1991 г. и по сегодняшний день. По мнению авторов, данная глава, как и предыдущая, имеет также и самостоятельное значение, поскольку предпринимавшиеся ранее попытки осветить те или иные аспекты темы (в том числе и автором данной главы), не выходили на комплексный ее анализ.

Чтобы у читателя было более отчетливое представление о логике и структуре исследования, кратко скажем о других частях и главах монографии.

Вторая часть посвящена анализу групп интересов, сложившихся в России к концу 90-х гг. Учитывая большой объем уже опубликованных исследований, посвященных в основном, конкретным организациям, объединениями и движениям, а также отдельным регионам, авторы не ставили задачи дать исчерпывающее описание всего спектра заинтересованных групп. Их главная цель состояла, во-первых, в том, чтобы дать обобщенную характеристику этих групп, роли, места и особенностей основных их категорий, тех тенденций, которые прослеживаются в их развитии. При этом основное внимание уделено наиболее влиятельным группам, оказывающим серьезное, а иногда и решающее воздействие на политический процесс и систему выработки и принятия важных государственных решений. Речь идет прежде всего о группировках российского бизнеса, предпринимательских ассоциациях, элите финансово-промышленного капитала (гл.III). Отдельные главы посвящены региональным группам интересов и "социальным" интересам -- добровольческим организациям и профсоюзам.

В данном разделе авторы постарались в возможно полной мере использовать имеющийся у них собственный эмпирический материал, а также, опираясь на него и на конкретные изыскания других исследователей, дать сводную характеристику упомянутых групп, "соотношения сил" между ними и т.д. Тот факт, что их выводы и оценки порой расходятся с теми, к которым приходят другие авторы, побуждало их вносить в процесс изложения элемент полемики, что, впрочем, в той или иной мере относится практически ко всем главам книги.

Третий раздел книги посвящен анализу основных форм и методов взаимодействия групп интересов и российского государства. В трех главах этого раздела рассматриваются две основных модели такого взаимодействия -- лоббистско-плюралистическая и корпоративистская, а также "смешанные" формы функционального представительства.

В соответствии со сказанным выше, авторы стремились при изложении и концептуально-теоретических вопросов, и конкретного материала постоянно уделять внимание российской специфике, т.е. соотносить российскую специфику с мировым опытом и в первую очередь с опытом стран Запада. Чтобы придать этому сопоставлению более цельный и относительно законченный характер, мы сочли целесообразным дать и своего рода синтетическое его завершение в специальной главе, где российские реалии рассматриваются в свете изменений, происходящих на уровне нашего ближайшего соседа и партнера -- Европейского Союза.

Многоплановость исследования, а также сочетание концептуально-теоретических и эмпирических сюжетов обусловило большое тематическое и жанровое разнообразие источников и литературы.

Что касается первых, то они распадаются на две основные части. Первые -- это теоретические работы политологов-концептуалистов по всему спектру рассматриваемых проблем -- группам интересов, функциональному представительству, плюрализму (с акцентом на лоббизм), корпоративизму, синтетическим (сетевым) подходам и концепциям и смежным сюжетам. Учитывая, что все эти сюжеты являются предметом рассмотрения отдельных глав, авторы сочли целесообразным дать анализ (и в ряде случаев критический) данного круга источников непосредственно в соответствующих главах книги. Подобного рода привязка позволяет глубже проанализировать содержание указанных работ и, соответственно, дать читателю более адекватное представление о них.

Непосредственным, и с точки зрения авторов наиболее ценным и оригинальным источником исследования явилась серия бесед и интервью, которые они провели с представителями различных заинтересованных групп, в основном из мира бизнеса и его организаций, а также с работниками государственных учреждений, и прежде всего -- Федерального собрания и его комитетов, а также экономических министерств и ведомств. В общей сложности нами было проведено около сотни бесед и интервью, которые дали возможность "из первых рук" познакомиться как с фактическим положением дел в соответствующих структурах, так и с различными точками зрения на поднимаемые в беседах проблемы. Собранные в ходе общения с непосредственными участниками исследуемых процессов факты и высказанные точки зрения дали возможность пощупать "живую ткань" механизмов взаимодействия государства и групп и выявить его каналы, пути, конкретные формы, иногда -- оценить результаты. Авторы проанализировали также полученные в ходе интервью непубликовавшиеся материалы -- проекты законов ("О лоббизме", "О союзах работодателей") и др., материалы конференций и совещаний, экспертных докладов и записок. Для проведения интервью были разработаны соответствующие сценарии ("вопросники").

Своего рода продолжением данных источников явились многочисленные книги, статьи и опубликованные интервью обширного круга лиц, представлявших интерес с точки зрения задач исследования. По сути дела это тот же самый круг, выхода на который добивались авторы при планировании собственных интервью. Не всегда эти публикации давали ответ на интересовавшие авторов вопросы, однако в своей совокупности они позволили собрать богатый и разнообразный материал для анализа и обобщений. Разумеется, авторы учитывали нередко субъективный характер получаемой таким образом информации и потому анализировали ее с учетом и этого немаловажного момента.

Одну из основных и наиболее ценных групп источников исследования представляют официальные документы и материалы -- законы Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, а также уставные и иные документы предпринимательских ассоциаций, профсоюзов, отчеты и уставы некоторых крупных корпораций, материалы опросов ВЦИОМ, других центров по изучению общественного мнения тех или иных социальных и общественно-политических групп и т.д. Учитывая, однако, низкую правовую дисциплину и особенности сложившихся сегодня властных отношений, авторы по возможности сверяли букву и "контрольные цифры" государственных актов с данными об их конкретном исполнении, полученными из тех же официальных источников.

Одним из способов получения необходимых сведений, а также собственных оценок явился контент-анализ огромного количества материалов, публикуемых российской прессой, а также наиболее содержательных публикаций (включая книги, брошюры) отдельных исследователей и журналистов. В сопоставлении с официальными материалами и взятыми авторами интервью, информация и сведения из этого круга источников позволяла, по убеждению авторов, получить возможно более объективную картину анализируемых процессов и отношений.

Литературу по тематике групп интересов и истории их взаимоотношений с государством в советский период и в постсоветской России целесообразно разделить на две группы. К первой мы отнесли литературу по советскому периоду, преимущественно англоязычную, в основном анализирующую в теоретическом плане вопрос о наличии (или отсутствии) групп интересов в этот исторический период и оценивающую специфику и характер их влияния на процесс принятия решений. Эта литература подробно рассмотрена в первой главе настоящей работы, посвященной анализу характера и роли групп интересов в системе взаимоотношений власти и общества в советский период. Вторая группа работ анализирует период перестройки и последующих реформ и носит, наоборот, по преимуществу эмпирический характер, описывая те или иные группы интересов, характер их деятельности, каналы влияния, реальную (или потенциальную) роль в процессе общественной трансформации и в становлении политической системы. Эта литература в основном на русском языке.

Многочисленные появившиеся и продолжающие появляться зарубежные исследования по проблемам переходного периода, в которых почти непременно присутствует упоминание или описание групп интересов как ключевых акторов процессов трансформации, в целом не ставят задачи выстроить какую-либо теоретическую модель. Учитывая быстро меняющиеся реалии, они носят в основном описательный характер и пытаются определить перспективы формирования политического курса в период рыночных реформ с учетом наследия советского периода. (Г.Хоскинг, Дж.Авес, П.Данкан 1992; Р.Саква 1993). Оформление и основные направления деятельности групп интересов описывает в главе коллективной монографии о роли групп интересов в современных политических системах, посвященной советским и российским реалиям Т.Кокс, который отмечает, что деятельность групп давления, т.е. тех, которые ищут пути влияния на процесс принятия решений и на переориентацию властных структур в соответствии с интересами своих членов, становится фактором повседневной политической жизни в России переходного периода. Однако их реальное влияние на формирование политического курса он даже не пытается оценить, ссылаясь на то, что в условиях растущей социально-экономической нестабильности и неясности логики развития складывающейся модели власти сделать это очень трудно. В приложении к этой работе содержится библиография работ по группам интересов советского периода.

Большинство опубликованных работ российских ученых, посвященных исследованию организованных интересов и их места в общественном механизме в перестроечный и постперестроечный период, также отличает эмпирический подход. За основу выделения тех или иных групп интересов берутся приоритеты их деятельности, совпадающие цели, ориентация на конкретные личности. Соответственно выделяются "партии интересов", "кланы", "клики", "распределительные коалиции" (по М.Ольсону). Государственное устройство характеризуется как олигархическое, с опорой на финансовый капитал и группу "уполномоченных" секторов, пользующихся активной государственной поддержкой и одновременно имеющих привилегию обслуживать государство.

Попытки дать обобщенный теоретико-методологический анализ феномена российских групп интересов малочисленны и страдают порой недостаточно четким пониманием содержания основополагающих концептов. Несомненный интерес представляет первое такого рода диссертационное исследование, проведенное С.Барановым. В диссертации сделана попытка, учитывая особенности российского опыта, определить основные параметры групп давления, специфику их отношений с государством. На примере "Московской группы" анализируется региональное измерение проблемы.

Большое количество теоретических и исследовательских работ западных и отчасти российских ученых посвящено корпоративистской концепции и попыткам ее применения к анализу взаимодействия групп интересов и государства в СССР и России (о чем подробнее см. гл.I и V).

По проблемам "сетевого" подхода (networks approach), в рамках которого плюралистические и корпоративистские модели предстают как составные части более широких или "смешанных" систем взаимодействия государственных и общественных структур, также уже имеется весьма обширная литература, правда пока что только зарубежных авторов, а также публикации авторов данного труда.

Интересные материалы и выводы о представительстве интересов бизнеса и о конкретных направлениях деятельности организованного бизнеса содержатся в ряде работ, опубликованных в 1995--1997 гг. Центром политических технологий. В частности, коллективом под редакцией Я.Паппэ издана работа о роли финансово-промышленных групп (ФПГ) и конгломератов в экономике и об их месте в политическом пространстве и общественном сознании современной России. Авторы разграничивают ФПГ как объединения, отвечающие требованиям закона "О финансово-промышленных группах" и конгломераты -- неформальные объединения, возникшие вокруг крупнейших банков или предприятий производственной сферы. Более ранние работы Я.Паппэ оценивают деятельность отраслевых лоббистов в составе топливно-энергетического комплекса. Отношениям нефтяных компаний и государства в период рыночных реформ посвящена обстоятельная работа А.Василенко, в которой автор подробно останавливается на особенностях нефтяного лоббизма в России, а также на роли "нефтяного фактора" в системе российских национальных интересов. Среди работ западных авторов широкую известность получило исследование П.Рутланда об элитах бизнеса в России; исследования по проблеме отношений бизнеса и государства ведут также Б.Лембрух (Германия), С.Фортескью (Австралия).

Профсоюзное движение и представительство интересов наемного труда также находится в фокусе внимания наших и зарубежных исследователей, в том числе ученых из ИМЭМО -- Л.Гордона, С.Клопова, В.Комаровского, Г.Роговой, В.Песчанского. Представительство интересов наемного труда на уровне предприятий и политическая роль профсоюзов исследуются в коллективной монографии ученых Уорикского Университета (Великобритания), сотрудничавших с российскими исследователями.

Опыт деятельности добровольческих организаций и представительства различных "социальных" интересов, целевые движения (экологисты, потребители) также оказались в поле зрения преимущественно российских исследователей, строящих свои выводы на богатом фактологическом материале. Работы И.Городецкой о движении потребителей и о возрождении благотворительности в России, О.Яницкого об экологическом движении, Е.Лаховой о женском движении исследуют те группы интересов, которые мы в приведенной выше классификации относим к целевым, и позволяют сделать вывод о появлении в России ростков гражданского общества.

Особую группу работ (в том числе одного из авторов данного коллектива Н.Лапиной) составляют исследования по оформлению групп интересов в регионах и роли региональных элит, которые мы выделяем в особую по структуре и характеру деятельности группу.

Попытки дать общую картину состояния и перспектив становления институтов гражданского общества в России содержатся в работе коллектива ученых ИМЭМО под редакцией К.Г.Холодковского. В этой работе С.Перегудовым и И.Семененко поставлены некоторые проблемы классификации групп интересов в современной России, содержатся развитые в данной монографии положения о роли и месте лоббизма в системе такого взаимодействия. Проблемы развития субъектов гражданского общества в широком контексте социоструктурных сдвигов в России исследуются в коллективном труде германских и российских политологов.

Особую группу составляют многочисленные теоретические и эмпирические исследования по проблемам представительства интересов в Европейском Союзе, которые в 90-е гг. стали ключевым и самым динамичным направлением европейских исследований.

Учитывая предмет исследования и его сверхзадачу, нацеленную на анализ не просто групп интересов, но и их места и роли в системе политических отношений России, авторы сочли целесообразным прибегнуть к сочетанию двух методов изучения своего предмета, а именно структурно-функционального и исторического, что позволило, с одной стороны, выявить структуры и функциональные связи между "элементами" рассматриваемых отношений, а с другой -- исследовать эти связи в их развитии. Для России, общественно-политическая система которой еще далеко не устоялась, этот последний момент приобретает особое значение, причем не только в плане более адекватного анализа происходящих изменений, но и в плане выявления наиболее существенных тенденций развития в данной сфере.

Как уже было отмечено выше, система функционального представительства, анализ которой находится в центре исследования -- это один из наиболее важных каналов взаимодействия государства и общества. Состояние, "качество" этого взаимодействия во многом определяет и общее состояние российской демократии, и характер и эффективность государственного управления, и процесс становления гражданского общества в России. Отсюда -- не только научное, но и практическое значение темы исследования, выводы которого могут оказаться небесполезными при определении путей развития и совершенствования системы представительства интересов в России.

Разумеется, авторы книги ни в коей мере не претендуют на окончательность своего анализа и бесспорность тех заключений, к которым они приходят. И они будут только приветствовать появление новых работ и новых исследований, а также любые дискуссии, в ходе которых только и может родиться как более достоверное знание, так и более исчерпывающие ответы на возникающие вопросы.

Авторы вели свое исследование и писали текст не каждый сам по себе, а как находившийся в постоянном взаимодействии творческий коллектив. Тем не менее внимательный читатель легко заметит и определенный плюрализм мнений в отдельных вопросах, что, с нашей точки зрения, отнюдь не является недостатком работы, а скорее нацеливает тех, кто будет знакомиться с нашим трудом, на размышления и формирование собственного мнения.

Авторы выражают признательность всем, кто принял участие в обсуждении рукописи и ее отдельных глав. Особо ценные замечания и пожелания были высказаны нашими коллегами из ИМЭМО и других институтов РАН К.Г.Холодковским, В.Г.Хоросом, Г.В.Каменской, А.Н.Родионовым, Э.В.Соловьевым, Я.Ш.Паппэ, а также доцентом Московской высшей школы социальных и экономических наук А.А.Дегтяревым. Весьма полезные замечания и уточнения к тексту были получены также от руководящих работников компании "ЛУКОЙЛ" В.В.Прозоровского, А.Е.Сидорина, руководителей ее профобъединения А.А.Ященко и М.А.Коца, советника президента Торгово-промышленной палаты А.М.Рыбакова, бывшего начальника управления общественных связей ТПП В.А.Губернаторова, директора по экономике Лазерной ассоциации Е.Г.Сломчинской, сотрудника фонда "Евразия" Л.В.Аленичевой. Всем этим и многим другим работникам практических организаций и фирм авторы выражают искреннюю благодарность за предоставление материалов, которые послужили документальной основой для написания соответствующих разделов книги.

Авторами введения и первой главы являются С.П.Перегудов () и И.С.Семененко (), второй главы -- С.П.Перегудов, третьей -- Н.Ю.Лапина () и С.П.Перегудов (, 3), четвертой -- И.С.Семененко, пятой -- Н.Ю.Лапина, шестой Н.Ю.Лапина (, 3) и И.С.Семененко (, 4), седьмой -- И.С.Семененко, восьмой -- С.П.Перегудов, девятой -- И.С.Семененко, заключения -- С.П.Перегудов.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце