URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Воронин С.В. Основы фоносемантики
Id: 101334
 
274 руб.

Основы фоносемантики. Изд.3, репринтное

URSS. 2009. 248 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-9710-0259-8.

 Аннотация

В монографии кратко излагаются в свете современных системологических воззрений основы разработанной автором новой интегративной («стыковой») научной дисциплины языковедческого цикла --- фоносемантики. Рассматриваются, в частности: принципы фоносемантики (в том числе важнейший для фоносемантики принцип не-произвольности, мотивированности языкового знака); психофизиологические основания звукоизобразительности; звукосимволизм в грамматике и в тексте; генезис языкового знака и языка в целом; категории фоносемантики; фоносемантические законы и закономерности (фоносемантические универсалии); элементы фоносемантической типологии; эвристические возможности фоносемантики.

Книга предназначена для специалистов в области общего языкознании и теории номинации, а также для студентов и аспирантов-филологов, интересующихся проблемами лингвистической типологии и мотивированных языковых систем.

Настоящее издание является репринтным воспроизведением издания 1982 г.


 Оглавление

Предисловие (О.И.Бродович)
Введение

Раздел I. ФОНОСЕМАНТИКА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Глава 1. Предпосылки фоносемантики
 § 1.Внешние предпосылки
 § 2.Внутренние (лингвистические) предпосылки
Глава 2. Исходные теоретические положения
 § 3.Фоносемантика: цель, задачи, проблематика, разделы
 § 4.Принципы фоносемантики

Раздел II. ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ПАНТОПОХРОНИИ

Часть I. Синхронический аспект
Отдел 2. Звукоподражательная подсистема
Глава 3. Акустический денотат
 § 5.Параметры звучаний
 § 6.Классификация звучаний
 § 7.Строение денотата
Глава 4. Звукоподражательные слова
 § 3.Типология звукоподражательных слов
 § 9.Отражение денотата
 § 10.Звукоизобразительные функции фонемотипов, звукоподражательных слов
Отдел II. Звукосимволическая подсистема
Глава 5. Неакустический денотат
 §11.Кинемы
 § 12.Синестэмия
Глава 6. Звукосимволические слова
 § 13.Признаки звукосимволического слова
 § 14.Кинесемизмы
 § 15.Синестэмизмы
 § 16.Звукоизобразительные функции фоненотипов звукосимволических слов
Глава 7. Звукосимволизм в грамматике и в тексте
 § 17.Звукосимволизм в грамматике
 § 18.Звукосимволизм в тексте
Часть II. Генетический и диахронический (эволюционный) аспекты
Глава 8. Лингвистическая экстраполяция
Глава 9. Происхождение языка
 § 19.Исходные разграничения
 § 20.Изобразительное происхождение языка
Глава 10. Эволюция языка
 § 21.Онтогенетическая эволюция
 § 22.Филогенетическая эволюция

Раздел III. ТЕОРИЯ ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПАНТОПОХРОНИИ

Глава II. Категории фоносемантики
 § 23.Звукоизобразительная система как категория фоносемантики
 § 24.Пантопохрония как категория фоносемайтики
Глава 12. Экспланаторно-иредикторные и эвристические возможности фоносемантики
 § 25.Фоносемантические регулярности
 § 26.Эвристические возможности фоносемантики
Заключение
Литература
Приложение
 1.Перечень символов
 2.Перечень сокращений
Summary

 Предисловие

Станислав Васильевич Воронин (1935-2001) - доктор филологических наук (общее языкознание), профессор кафедры английской филологии Санкт-Петербургского университета.

Начальное образование Станислав Васильевич получил в школе Бэттлфилд в городе Глазго (Шотландия), где его отец работал в миссии Советского Союза по обеспечению знаменитого мурманского конвоя. В 1953 г. окончил с медалью первую из так называемых английских школ в г.Ленинграде (школу N213, первый выпуск), а в 1958 г. с отличием окончил английское отделение филологического факультета Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета. Первые годы после окончания университета работал переводчиком с английского, немецкого и индонезийского языков и одновременно учился в заочной аспирантуре, поскольку занятия теоретической лингвистикой стали смыслом его жизни уже на студенческой скамье. С 1964 г. и до конца дней преподавал на филологическом факультете ЛГУ - ассистентом, доцентом, с 1983 г. - профессором кафедры, на которой в свое время учился.

В 1968 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Английские ономатопы: Типы и строение", в которой впервые разработал объективные основы классификации звукоподражательной лексики. Тема связи звука и значения в слове стала темой всей его жизни как ученого, и в 1982 г. С.В.Воронин защищает докторскую диссертацию на тему "Основы фоносемантики", где было продемонстрировано наличие объективных законов, управляющих связью между звуком и смыслом в слове. В этой фундаментальной работе были заложены основы новой отрасли лингвистической науки - фоносемантики. Заслугой С.В.Воронина, как и таких ученых, как А.П.Журавлев, И.Н.Горелов, В.В.Левицкий и ряда других, является привнесение порядка и научно обоснованной аргументации туда, где до того почти безраздельно царили субъективизм и дилетантство.

С.В.Воронин - автор свыше 170 публикаций, из них 10 книг. Под его непосредственным руководством было защищено 25 кандидатских диссертаций. С.В.Ворониным была основана фоносемантическая школа, в русле которой (совместно с профессорами Ю.А.Сорокиным (Москва) и А.В.Пузыревым (Пенза)) проводились конференции, публиковались сборники докладов и статей, коллективные монографии; к настоящему времени в разных городах России на темы фоносемантики защищено свыше 30 кандидатских и две докторские диссертации.

С.В.Воронин был человеком, фанатично преданным науке; себя он воспринимал в первую очередь как ее скромного слугу. Этой преданностью науке и, в частности, фоносемантике он умел заразить своих учеников - студентов и аспирантов. Долгое время фоносемантические идеи воспринимались с большим скепсисом, и ученикам Станислава Васильевича на разного рода слушаниях - семинарах, конференциях - нередко приходилось подолгу отбиваться от нападок противников, но они выходили из этих научных баталий только еще более уверенными в правоте своей и своего учителя. На международной конференции, проводившейся в 2005 г. в честь его семидесятилетия в его родном университете приняли участие свыше 80 человек, приехавших со всех концов России, из Европы и США. В своих воспоминаниях о Станиславе Васильевиче все говорили о его пионерской роли в науке, о его необыкновенных педагогических и общечеловеческих качествах.

С.В.Воронин был человеком огромной эрудиции. Уже в его кандидатской диссертации библиографический список содержал свыше 500 наименований книг, статей и докладов на самых разных языках - и все они были изучены им в подлиннике. Он не признавал незнакомства с языком как причины отказа от изучения научного текста. Если язык неизвестен филологу, он просто должен его изучить - хотя бы в той мере, какая позволяет читать специальную литературу. В его библиотеке книги по самым разным разделам науки - лингвистики и смежных дисциплин. Помимо трудов классиков языкознания и работам по общим и частным лингвистическим проблемам, труды по акустике, биологии животных, психологии, семиотике, искусственному интеллекту, системологии, словари - толковые, исторические, этимологические - на более чем 20 разных языках.

Наука была для С.В.Воронина и делом, и главным источником радости. Единственным увлечением С.В.Воронина, помимо науки, был джаз. Он обладал прекрасным музыкальным слухом и, не зная нотной грамоты, легко подбирал на слух полюбившиеся мелодии. Он обладал замечательным чувством юмора и в дружеских компаниях был душой праздника, к каждому случаю принося с собой приготовленные шутливые стихи в форме лимериков на всех известных ему языках. Жить рядом с таким человеком было большим счастьем.

Книга "Основы фоносемантики" вышла небольшим тиражом в 1982 г. и уже очень скоро стала библиографической редкостью. В библиотеках она зачитана до дыр. К его семье постоянно обращаются люди с просьбой найти хоть один экземпляр, который можно было бы получить в подарок либо купить - но остались лишь те, над которыми работал сам автор, и те, где есть дарственные надписи. Когда его не стало, один из его друзей, сам выдающийся филолог, сказал: "Да... Слава теперь классик..." Хочется надеяться, что предпринятое издательством "КомКнига" переиздание "Основ фоносемантики" компенсирует недостачу этой классической книги в наших библиотеках.

О.И.БРОДОВИЧ, доктор филологических наук

 Введение

Светлой памяти профессора Наталии Николаевны Амосовой, учителя, наставника, друга

Пятьдесят с лишним лет назад Д.Вестерман писал: "Отношение между звуком и значением в языках пытались установить часто, но не всегда успешно. Языкознание сопротивлялось подобным попыткам, подвергая их сомнению или вообще не признавая, так как усматривало в них дилетантство. Все это не мешает, однако, тому, что подобные отнесения действительно существуют..." [33, с.94]. Ныне мало кто отважится усмотреть в разработке проблемы связи звука и значения в слове дилетантство; теория фонетического символизма, -- по выражению К.Ниропа, "одна из тех, которые пленяют ум" [174, с, 66], -- получила неопровержимые доказательства со стороны экспериментальной психологии и типологического языкознания, а также в специальных исследованиях мотивированности языкового знака. Факты, свидетельствующие о принципиальной не-произвольности, мотивированности знака, чрезвычайно многочисленны. С расширением исследований по звукоизобразительности (ЗИ) выявляются все новые и новые факты, не поддающиеся адекватной интерпретации с позиций теории произвольности, немотивированности знака. Ужо длительное время ощущается необходимость в разработке единой обобщающей теории ЗИ -- теории, не только не исключающей, но и утверждающей семантичность звука.

Едва ли не самая существенная черта научного познания на современном этапе -- углубление междисциплинарных разысканий, сочетающиеся со всеохватывающим системным подходом. Становится очевидной необходимость последовательного применения основных положений общей теории систем к изучению такого "междисциплинарного" объекта, как связь звука и значения в слове. Целью этой книги является изложение и обоснование важнейших положений фоносемантики (ФС) -- дисциплины, имеющей своим предметом звукоизобразительную (т.е. звукоподражательную и звукосимволическую) систему (ЗИС) языка, изучаемую с позиций пространственных и временных. Одна из важнейших задач книги -- выработка принципов научного рассмотрения звукоизобразительности как универсального языкового явления.

Вступая в сферу звукоизобразительности, исследователь, подобно Алисе в Зазеркалье, делает шаг в мир, где многие привычные представления "не работают", где многое "не так", где многое "иначе". Изучая звукоизобразительность, приходится быть готовым отказаться от многих привычных, освященных вековой языковедческой традицией представлений, и быть готовым к выработке новой системы ценностей. "Мы стоим здесь перед началом изучения проблем, решение которых чрезвычайно важно для многих вопросов жизни языка, но представляет при этом исключительные трудности -- если мы не хотим ограничиваться сферой чисто субъективных предположений и догадок", -- эти слова В.Мейер-Любке [347, с.81], написанные им о ЗИ-явлениях языка з начале века, не утратили в целом своего значения и в наши дни. "Чисто субъективных предположений" при изучении звукоизобразительности (впрочем, не одной лишь звукоизобразительности) можно, думается, во многом избежать, если последовательно применять принципы системного подхода. Понятия "система", "системный объект" уже давно получили широкое распространение в языковедческой науке. Однако за употреблением столь солидно и современно звучащей системологической терминологии редко стоит действительно последовательное применение принципов системного подхода. Для работ лингвистов -- за немногими исключениями, такими, как, например, фундаментальные работы Г.П.Мельникова [168] и В.М.Солнцева [209], -- "системность" продолжает оставаться преимущественно лишь лозунгом. В предлагаемой книге последовательное применение идей системного подхода играет важнейшую роль; благодаря в первую очередь системному подходу оказывается возможным прояснить целый ряд ключевых проблем звукоизобразительности и заложить основы фоносемантики.

Материалом работы послужили 10 500 ЗИ-слов из более чем 100 преимущественно не родственных между собою языков; при этом систематически привлекались такие языки, как английский, башкирский, индонезийский, а также селькупский, нанайский, зулу и ряд других языков.

Монография состоит из трех разделов. Раздел I посвящен рассмотрению вопроса о ФС как самостоятельной дисциплине, В разделе И трактуется ЗИС в пантопохронии. Раздел III посвящен теории ЗИС. В заключении подводятся общие итоги исследования.

Автор хотел бы благодарно упомянуть тех, кто так или иначе способствовал появлению этой книги; это -- доктор филологических наук, профессор Н.Н. Амосова; доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор А.А.Леонтьев; доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР А.В.Десницкая; доктор филологических наук, профессор И.Н.Горелов; кандидат филологических наук, доцент Э.Г.Аветян; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник A.M. Шахнарович; кандидат филологических наук, доцент О.И.Бродович; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Л.Г.Герценберг; кандидат филологических наук, доцент И.А.Потапова; кандидат филологических наук, доцент А.К.Оглоблин.


 Об авторе

Станислав Васильевич Воронин (1935-2001)

Доктор филологических наук (общее языкознание), профессор кафедры английской филологии Санкт-Петербургского университета.

Впервые выделил фоносемантику как самостоятельную ветвь лингвистики, целью которой является изучение связи звука и значения в слове. Основатель петербургской фоносемантической школы. Автор изобразительной (иконической) теории происхождения языкового знака. Обосновал принцип двоякой -- непроизвольной/произвольной -- природы языкового знака, вносящий существенную поправку в "принцип произвольности" Ф. де Соссюра. Разработал метод фоносемантического анализа, вводящего объективные критерии определения звукоизобразительного слова; сформулировал основные законы образования и эволюции языкового знака; выявил категорию фонотипа как основную категорию фоносемантики. Ввел понятие и определил природу синкинестэмии -- базиса звукоизобразительности. Опубликовал свыше 170 работ в России и за рубежом. Был членом различных научных обществ, в том числе Общества по изучению происхождения языка со штаб-квартирой в Неймегене (Нидерланды).

Книга "Основы фоносемантики", в которой впервые были сформулированы принципы этой языковедческой дисциплины, была удостоена почетной грамоты Министерства высшего образования за высокий научный уровень и актуальность тематики.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце